Главная » С ПРАЗДНИКОМ ВЕСНЫ!

Преподавание как творчество

Женщина в искусстве — особая судьба, но не такая уж и редкая. Как и женщина-преподаватель, женщина-ученый, без которых уже давно невозможно представить Петербургский университет. А вот о том, что получается, если кто-то решает совместить эти призвания, известно гораздо меньше. Но именно благодаря этому, в частности, в СПбГУ в свое время появился и продолжает развиваться факультет искусств. 

Варвара Сергеевна Сперанская с испанским архитектором Рикардо Боффилом

Варвара Сергеевна Сперанская с испанским архитектором Рикардо Боффилом

Когда мы выбираем тот или ной путь в жизни, вначале он кажется лишь тоненькой, едва намеченной тропинкой в густом непроходимом лесу. От нашей целеустремленности, упорства и мужества зависит, сможем ли мы и дальше идти, не сворачивая в сторону. Чем больше знаний, навыков и силы мы обретем, шагая по этой дороге — тем шире, удобнее, красивее мы можем ее сделать. Каждый несет в себе свое будущее, мы живем, преобразовывая мир вокруг себя ежедневно и ежечасно. Существует ли больший успех, когда призвание выбрано верно, препятствия преодолены, а жизненная дорога становится прямой и светлой? И может ли что-то быть лучше этого? Пожалуй, может — если не просто идти по этой дороге в одиночестве, а помогать другим, юным и неопытным, выбирать и осваивать их жизненный путь.

Посвятить себя искусству, творчеству, что веками оставалось мужской прерогативой, часто даже и в наши дни является далеко не самым простым путем для представительниц прекрасной половины человечества. А заниматься любимым делом и преподавать его — это значит совместить, сплавить в себе два уникальных дара. Здесь не обойтись без особых свойств души, характера, самой личности. Ведь если ты педагог — то не позволишь себе замыкаться лишь на своем творчестве, забываться в поиске или «отпускать» вдохновение на волю музам. А если ты художник — то не допустишь, чтобы учебный процесс стал угнетающей и безнадежной рутиной, сделаешь все, чтобы и его превратить в незабываемое и фееричное творение.

Преподаватели кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ Варвара Сергеевна Сперанская и Тамара Венедиктовна Леван­довская пришли сюда разными путями. Но их, таких непохожих, удивительным образом роднит этот глубокий, тайный свет души, загорающийся в человеке только тогда, когда объединяются эти качества — преданность своему призванию и способность целиком отдавать себя своему делу.

Современная архитектура — найти гармонию даже в противоречиях

Если и можно о ком-то сказать — «судьбу не выбирают» — то верным это будет для Варвары Сергеевны Сперанской, профессора, кандидата искусствоведения, почетного работника высшего профессионального образования РФ, члена Санкт-Петербургского Союза художников, автора курса лекций «Мировая архитектура XX–XXI веков» на факультете искусств, ответственного секретаря журнала «Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение». В свое время судьба сама выбрала ее, причем еще задолго до рождения. Дед Варвары Сергеевны — известный скульптор Виктор Александрович Синайский, автор памятников Ф.Лассалю, А.Добролюбову, Ф.Шубину и других работ, хранящихся в Русском музее и Третьяковской галерее, профессор Российской Академии художеств, руководитель творческой скульптурной мастерской. Отец — выдающийся художник-архитектор, народный архитектор СССР, академик Академии художеств СССР Сергей Борисович Сперанский, один из авторов проекта памятника героическим защитникам Ленинграда, гостиниц «Пулковская», «Санкт-Петербург», станции метро «Нарвская» и других.  Неудивительно, что архитектура и скульптура, заполняющие жизнь творческой семьи, с раннего детства казались Варваре Сергеевне главными видами искусства. В 1965 году она с отличием окончила факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (сейчас Академия художеств им. И.Е.Репина), и уже тогда задумалась о преподавании.

Творение архитектора Ле Корбюзье  (Роншан, Франция)

Творение архитектора Ле Корбюзье (Роншан, Франция)

«Все знания, полученные и в детстве, и во время учебы (а курс архитектуры нам читали просто блистательно!) мне всегда хотелось кому-то передать. Даже на формальный вопрос после получения диплома в Академии художеств о том, чем я хотела бы заняться, я ответила — преподавать. Но распределили меня в небольшой музей в Новгороде. Помню, я даже обиделась, подумала — зачем тогда спрашивать?» — рассказывает Варвара Сергеевна. Так и было принято решение поступать в аспирантуру. В качестве темы для научного исследования молодой специалист выбрала скульптурную школу 1920-х годов известного русского мастера Александра Терентьевича Матвеева, к которой принадлежал и ее дедушка. К сожалению, эта тема была не очень популярной в Академии художеств. Несколькими годами позже ее начали изучать открыто и глубоко. Но к тому времени Варвара Сергеевна уже работала в Ленинградском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования и поняла, что теперь ее темой стала архитектура.

Следующий этап работы в лаборатории градостроительной эстетики института «Ленпроект» сегодня вспоминается ею как один из наиболее интересных моментов в научно-исследовательской практике — именно в те годы там появились и приобрели популярность идеи комплексного подхода к созданию городской среды. «Стало возникать понимание того, что важны не только сами здания, но и окружающее пространство, что важно изучение среды в целом, не только ее архитектурно-художественных, но и онтологических проблем. Такой подход в миниатюре был представлен коллективом нашей лаборатории — там работали и архитекторы, и психологи, и искусствоведы, и экономисты, представители самых разных специальностей. Нашей задачей была разработка программ и методик планирования эстетического потенциала городской среды применительно к различным градостроительным фрагментам Ленинграда. Создавая эти системы, мы проводили постоянные мозговые штурмы, участвовали в различных семинарах, коллоквиумах. Даже посещали лекции по психологии, посвященные проблемам восприятия, в самом Университете. Все были молоды, и всем всё было невероятно интересно», — вспоминает Варвара Сергеевна. Во многом благодаря этой работе родилась ее диссертация на тему «Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма. К проблеме совершенствования архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда-Санкт-Петербурга», часть научных разработок которой была внедрена в проектные решения по декоративному оформлению, в основном, северо-западных районов города.

Постепенно претворялась в жизнь и мечта о преподавательстве, которое началось с лекций в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица) еще во время работы в ЛенЗНИИЭПе. «Не читать лекции я просто не могла, — признается сегодня профессор Сперанская. — Мы как раз начали узнавать то, что раньше было малоизвестно. Многие художественные периоды, когда мы были студентами, нам  преподносили под грифом «буржуазное искусство»! А во второй половине 60-х — начале 70-х годов, с появлением множества публикаций, серьезных исследований, мы просто заново открывали целые страницы в отечественном и мировом искусстве и архитектуре! Появились новые герои, новые сюжеты. Я увлеклась эпохой конструктивизма.  И все это мне очень хотелось кому-то пересказать».

Многолетняя мечта осуществилась полностью с приходом в 1982 году на кафедру теории и истории архитектуры и искусств Мухинского училища. В 1995 году Варвара Сергеевна Сперанская была избрана на должность заведующей кафедрой, проработав в ней долгих 15 лет. Небольшой коллектив преподавателей вел для студентов всех специальностей изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна курсы лекций по истории отечественного и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры начиная с древних времен до современности. Варвара Сергеевна, как и другие педагоги кафедры, осуществляла научное руководство при подготовке аспирантами кандидатских диссертаций, и при этом продолжала собственные  изыскания, став автором многих научных публикаций, и в частности монографий «Скульптор Синайский», «Архитектор Сергей Сперанский» (в соавторстве с М.И.Астафьевой-Длугач). А наступившие 90-е годы, изменение государственной системы в стране принесли с собой до тех пор немыслимые для большинства советских ученых возможности — путешествия в страны, где хранятся шедевры мирового искусства.

«Конечно, мне всегда очень хотелось самой увидеть всё, о чем я рассказываю. Но удалось это сделать уже в зрелом возрасте. Помню, когда я впервые приехала в Рим в 1990-м году и увидела Колизей, то даже заплакала — не верила, что когда-нибудь смогу увидеть это здание не в фолиантах, альбомах, открытках, а воочию. И он даже показался мне маленьким — может быть, еще потому, что я в своей душе вырастила его, как и другие классические архитектурные сооружения, до каких-то невероятных размеров», — рассказывает Варвара Сергеевна. Но вскоре поездки за рубеж стали частью ее профессиональной жизни. Известность профессора Сперанской и как опытного преподавателя, и как видного специалиста по истории архитектуры повлекла за собой приглашения к международному сотрудничеству. Так Варвара Сергеевна стала участником программы сотрудничества «Европейская интеграция и проблемы национального самосознания» в Университете Стендаля в Гренобле, преподавала в качестве приглашенного профессора в Высшей нормальной школе в Париже, в Университете Шарля де Голля в городе Лилль.  А в 2010 году весь накопленный опыт и уникальный объем знаний ученого оказался как нельзя более кстати для отделившегося в самостоятельную структуру Петербургского университета факультета искусств.

Авторский курс Варвары Сергеевны Сперанской «Мировая архитектура XX–XXI веков», который она читает студентам старшего, четвертого курса бакалавриата и первого курса магистратуры, обучающимся по направлениям «Дизайн среды» и «Графический дизайн», хронологически продолжает курсы всеобщей истории искусств, русского и зарубежного искусства и архитектуры. Но фактически охватывает колоссальный объем материала, связанного с архитектурой и России, и Европы, и Северной Америки, и других стран. И для будущих дизайнеров — материала необыкновенно важного. Ведь они, поясняет Варвара Сергеевна, и есть те, от кого будет зависеть в будущем наша жизненная среда, для кого главной должна быть идея ответственности за окружающее человека пространство,  а его, в свою очередь, невозможно создавать, не владея знаниями об истории архитектуры. «Я убеждена, что дизайнер  должен уметь мыслить категориями архитектуры. Поэтому этот курс для них просто необходим, ведь речь идет о формировании специалистов, созидающих пространство, наполненное глубоким эстетическим смыслом», — говорит преподаватель.

Интересно, что изучение современной архитектуры начинается даже не с XX-го, а со второй половины XIX века — именно тогда, рассказывает Варвара Сергеевна, еще в рамках старых стилей, начали появляться принципиально новые конструктивные системы, новые строительные материалы, подготовившие приход новой архитектуры.  А в начале XX века архитектура буквально взрывается авангардными идеями, в русле которых и рождается современное зодчество. «Существует мнение, что история архитектурных стилей XX века в каком-то смысле является историей утопий. Это не совсем верно. Мне гораздо ближе мысль, которая пронизывает труд выдающегося ученого, историка архитектуры А.В.Иконникова «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность». В нем на фоне общей картины мирового процесса ХХ столетия, показаны все этапы развития архитектуры как закономерной части системы меняющегося мира». Скорее, отмечает Варвара Сергеевна, «это история множества внезапных прозрений, озарений, манифестов и попыток их  воплощения в практике. Создается впечатление, будто архитектура мчится, словно в машине времени! И непрестанно, на протяжении всего XX века, происходит спор двух принципиально разных подходов к архитектуре — традиционной и авангардной. Это противостояние XX века, интерес к которому не снижается и сейчас, в век нелинейной архитектуры, получит, возможно, в будущем новое осмысление и станет основой для идей, которые сегодня еще невозможно себе представить. Именно этот диалог я попыталась развить в курсе лекций «Советская архитектура 1920-х — 1950-х годов», который был подготовлен мною в рамках проекта Аudeamus для Золотого фонда лекций «Русского мира», разработанного на филологическом факультете СПбГУ». В этом курсе, считает Варвара Сергеевна, ее задачей и как искусствоведа, и как преподавателя, было добиться понимания студентами достоинств этого во многом противоречивого периода зодчества. А оно может быть постигнуто не только в последовательном изучении стилистических изменений, но и в понимании сложного, порой драматического взаимодействия новаторских достижений и  трансформаций классического наследия. Надо было найти ту точку зрения, с помощью которой возможно было показать разность творческих убеждений того времени, но удержать равновесие между восприятием авангардных и традиционалистских направлений, доказать их равнозначную важность и то, что они совсем не исключают друг друга.

«По своим личным убеждениям я, конечно, более близка к авангарду. Но мне очень интересно было рассматривать эти два основных направления на гранях их сопоставления, противостояния, и в то же время находить определенную связь между ними. Ведь и авангард был бы невозможен без понимания  логики основных средств  классической архитектурной композиции: ритма, гармонии пропорций, соотношения пространств, объемов и т. д. На пустом месте ничего не возникает — только на базе общего движения, поступательного развития. И архитектура, и искусство XX века, несмотря на все свои самые острые моменты, часто отрицание опыта прошлого, всё равно питались основой того, что было создано ранее. В изучении архитектуры так важно не пропустить ни одного значительного звена, не забыть подчеркнуть нужную деталь. Она обязательно где-нибудь да понадобится начинающему художнику, какое бы направление своей деятельности он ни выбрал в будущем», — убеждена профессор Сперанская. Поэтому на лекциях она стремится представить студентам максимально возможное число самых разных точек зрений и позиций виднейших специалистов в сфере истории и теории архитектуры.

Очень важно, что курс позволяет вплотную подвести будущих дизайнеров к современным реалиям архитектуры, к тем тенденциям, которыми уже был отмечен век XXI, — то есть непосредственно к тому, что окружает нас сегодня. Здесь, несмотря на плотность и насыщенность лекций информацией, находится время, чтобы обсудить со студентами нашумевшие и до сих пор спорные проекты нашего времени — такие, например, как здание Второй сцены Мариинского театра или «башни» Газпрома. Или рассказать о том, какие новые впечатления подарили поездки за рубеж. Преподаватель сейчас не может и представить, что по возвращении ей не с кем будет поделиться тем, что она увидела и узнала. Так, одним из таких, еще до конца даже не осмысленных потрясений, признается Варвара Сергеевна, для нее стало здание музея современного искусства «MAXXI», открытого в Риме в 2010 году — работа британского архитектора Захи Хадид. «Она меня буквально ошеломила, показалось очень странной, до сих не могу найти точных выражений, чтобы передать свое впечатление о ней. Очень интересна последняя работа французского архитектора Жана Нувеля — Международный Музей культуры и искусства народов мира на набережной Бранли в Париже. Меня поразило, как он вписался в сложившееся историческое пространство. Вообще это очень хорошо научились делать во Франции — включать самые авангардные, соответствующие духу времени  строения в исторический город. В нашем городе этот принцип пока не находит достойного выражения. Мы часто слышим заклинание «исторически сложившееся пространство» по отношению к Петербургу, и последнее действительно поистине уникально. А «вписываться» в него яркой современной формой одновременно с почтением к окружению, сегодня, к сожалению, редко получается. Но есть талантливые архитекторы и талантливые проекты, их не может не быть. Они не должны пропадать, подчиняться этой довлеющей сегодня “бизнес-идее”, — считает Варвара Сергеевна.

В Пекине, 2007 г.

В Пекине, 2007 г.

Много лет проработав в Художественно-промышленной академии им.А.Л.Штиглица, профессор Сперанская точно отмечает разницу между такими специализированными художественными образовательными учреждениями и факультетом искусств как частью огромной и многообразной университетской структуры. «Сложившиеся художественные методы образования в таких петербургских школах, как Академия имени Штиглица, Академия художеств, необходимо сохранять, как хранят драгоценное вино в бутылках — без них не будут появляться новые Брюлловы или Репины. Это не значит, что те, кто поступает в Университет, не так одержимы искусством. Совсем нет. Истинный талант проявляется всегда и везде.  Но приходя сюда, юноши и девушки выбирают искусство как профессию, как образ деятельности, это уже новый, современный подход к образованию, даже к своему творческому пути. Эта новая система им созвучна, она созвучна Университету, который, создав факультет искусств, взял на себя тяжелую миссию первопроходца, осуществления новой системы в творческом образовании. И мне кажется, это ему удается, и сама я с наслаждением здесь работаю».

Важная роль Варвары Сергеевны Сперанской в осуществлении этой новой миссии Петербургского университета не ограничивается лекциями, а продолжается, в частности, и в научном консультировании выпускников, работающих над магистерскими диссертациями. Здесь ее задача — помочь представить

Тамара Венедиктовна Левандовская

Тамара Венедиктовна Левандовская

творческий проект и как серьезную, глубокую, обоснованную научную работу. Среди последних, наиболее удачных магистерских диссертаций, в процессе защиты которых она принимала участие, Варвара Сергеевна отмечает проекты выпускников направления «Дизайн среды», увязанные с петербургским контекстом. Но, пожалуй, еще более важно, что во многом благодаря Варваре Сергеевне в 2011 году впервые в истории СПбГУ начал выходить журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение», появление которого было инициировано заместителем декана по научной работе факультета искусств, доктором искусствоведения, заведующим кафедрой органа, клавесина и карильона, профессором А.А.Пановым. Являясь главным редактором «Вестника», А.А.Панов в то же время автор многих публикуемых в нем  статей.  «Это очень важно, — считает Варвара Сергеевна, — так как работы Алексея Анатольевича характерны тем высоким научным уровнем, к которому должен стремиться наш журнал в целом». Сегодня в нем публикуются материалы, подготовленные не только учеными самого Университета, но и РГПУ им.А.И.Герцена, Русского музея и других научных и учебных организаций. Кроме того, что журнал помогает представить себя соискателям на степень кандидата или доктора искусствоведения, он выполняет и такую важную функцию, как отражение всей научной жизни факультета искусств. Поэтому он содержит разделы, соответствующие всем кафедрам, научным направлениям и образовательным программам факультета: «Музыкальное искусство», «Театральное искусство», «Искусство кино», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн», а также «Архитектура и градостроительство»  и специальный раздел, посвященной работе в сфере междисциплинарных проблем. «Пока журнал находится в стадии становления, но наша задача — продолжать развиваться. Ведь мы должны показать всё, чем живет факультет, представлять все виды его деятельности, и с другой стороны — следить и за тем, как развивается наше направление в научном сообществе Университета и Петербурга в целом. Это большая ответственность, и хочется нести ее достойно», — подчеркивает Варвара Сперанская.

Дизайн-проектирование — уроки творческого озарения

Интерактивный «путеводитель» по миру искусства

Интерактивный «путеводитель» по миру искусства

Страницы книги «Путешествие улитки»

Страницы книги «Путешествие улитки»

Старший преподаватель предмета «Дизайн-проектирование» кафедры дизайна факультета искусств, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России, Тамара Венедиктовна Левандовская — автор образовательной программы по пропедевтике (введение в предмет) и дизайн-проектированию, которая успешно осуществляется на протяжении 13 лет преподавания в СПбГУ. Преподаватель хорошо помнит дату начала работы — 20 марта 2000 года — и то волнение и ответственность, которые по-прежнему охватывают ее при слове «Университет». И неудивительно, ведь Тамара Венедиктовна — одна из тех, благодаря кому в Петербургском университете и появилось направление по подготовке специалистов  в  области графического дизайна.

Окончив с отличием художественно-промышленный  техникум  в  Киеве, она решительно направилась в Ленинград с единственной целью — продолжить образование в  ЛВХПУ им. В.И.Мухиной на кафедре «Промышленная графика и упаковка» (в современной терминологии «Графический дизайн»), куда сразу и поступила. «Направление было достаточно новым, прогрессивным, интерес к графическому дизайну бурлил во всех творческих умах мира, и заниматься было фантастически интересно. Конечно, информации — журналов, тематических выставок — было чрезвычайно мало и приходилось выискивать и собирать по крупицам понравившиеся графические шедевры… Поэтому все доступные библиотеки Петербурга, Москвы и Киева были тщательно изучены, а особо понравившиеся графические изыски

Этнокалендарь, изданный  в рамках социального проекта  «Толерантность»

Этнокалендарь, изданный в рамках социального проекта «Толерантность»

скопированы на кальку. Большой популярностью у художников пользовался магазин «Демкнига» на углу Невского и Большой Морской, куда небольшими тиражами поступали книги по искусству из социалистических стран.  Раскупались эти книги мгновенно, как единственный доступный источник информации, иногда просто впрок или друзьям. Как ни странно сейчас слышать, ни о какой поездке за рубеж не могло быть и речи, ни по музеям побродить, ни по книжным  поболтаться. Но все эти трудности и неудобства нисколько не умаляли нашу творческую энергию и фанатичную преданность искусству. Нынешним студентам невозможно понять и оценить время начала нашей творческой жизни, и в этом ничего удивительного нет. Современный поток информации, открытость общества и пространства, возможность «прикоснуться» к шедеврам искусства, архитектуры, возможность ощущать красоту, необъятность и необъяснимость природы формируют  более восприимчивого к новым идеям молодого человека», — рассказывает преподаватель.

После успешного окончания «Мухи» творческий путь продолжился  в Союзе художников России и в Художественном фонде СХ, где Тамара Венедиктовна участвовала в творческих выставках и активно работала в области графического дизайна. «Мне  очень повезло, что в самом начале мой творческий путь пересекся с Малым театром оперы и балета (ныне Михайловский театр) и Театром оперы и балета им. С.М.Кирова (Мариинский театр), для которых  я делала плакаты к балетным и оперным спектаклям «Жизель», «Щелкунчик», «Браво! Фигаро!» и других. В то время в этих театрах молодые энергичные балетмейстеры ставили новые, современные спектакли, а также сюда приглашались знаменитые режиссеры из-за рубежа. Так, например, мне посчастливилось сотрудничать и сделать плакат для балета «Собор Парижской Богоматери» в постановке Ролана Пети».

Интересным было и творческое сотрудничество с Русским музеем, для которого в рамках проекта «Открытая студия», реализуемого Благотворительным фондом поддержки и развития арт-терапевтических программ «В поисках гармонии», была разработана и напечатана интерактивная книга для детей «Путешествие Улитки», в которой произведения мирового искусства соседствуют с рисунками детей, ограниченных в  возможностях. Главным персонажем книги стала… Улитка, «проползающая» по всеобщей истории изобразительного искусства. Участие дизайнера в большом социальном проекте «Толерантность» помогло донести до детей проблемы соучастия, терпения, внимания и добра к людям, не похожим на тебя. Было выполнено большое количество работ, рассказывающих детям о праздниках, обычаях, костюмах народов России и мира.

«Участие в творческих выставках, общение с интересными людьми и накопленный опыт, совпали с возможностью поделиться своими знаниями со студентами, так что я пришла в преподавание «естественным» путем, — вспоминает Тамара Венедиктовна. — Конечно, в начале творческого пути я об этом и не помышляла — хотелось как можно больше поработать, обрести опыт, повстречаться с интересными людьми, попутешествовать, а уж потом… В 2000 году совпало  все: и жизненный и профессиональный опыт, и Университет оказался готовым принять новое направление. И не случайно это произошло на филфаке, так как к множеству изучаемых здесь языков добавился еще один — язык графического дизайна!».

Преподавание оказалось продолжением творческого процесса, процесса погружения в новые современные идеи и возможности.  Теперь к персональным проектам и выставкам добавились студенческие выставки. Например, ставший традиционным предновогодний проект «Елки», о котором уже знают читатели журнала «Санкт-Петербургский университет», а также множество других известных городских выставок, включая участие в знаменитой Биеннале дизайна «Модулор». Творческие успехи студентов воспринимаются преподавателем с ликованием и гордостью — например, проект одной из дипломниц Тамары Венедиктовны был напечатан в сборнике лучших студенческих работ Европы. На Биеннале «Модулор» 2001 года Тамара Венедиктовна Левандовская была награждена Золотым дипломом в номинации «Дизайн-педагогика» — лучший преподаватель года». Преподавание превратилось в неотделимую часть жизни и творческого самовыражения.

«Решая со студентами поставленные учебные задачи, всегда пытаешься подвести их к необычным, оригинальным  решениям, помочь раскрыть им собственный неповторимый талант. Без вдохновения работать невозможно, работа идет индивидуально, «глаза в глаза». И никаких готовых «рецептов» нет и быть не может, и слукавить или увильнуть  студенту незаметно нельзя, потому что работы — это  их собственные автопортреты», —  говорит преподаватель. А если вспомнить, что для преподавателя нет лучшей награды, чем успехи его учеников, стоит отметить, что все ее бывшие студенты-бакалавры и магистры нашли свое дело в жизни, они востребованы в профессии. Некоторые продолжают учебу за рубежом в ведущих университетах мира, что, подчеркивает Тамара Венедиктовна, подтверждает высокий уровень подготовки в Петербургском университете.

Трудно не заражать студентов творческой «инфекцией», если в тебе самом градус горения не снижается со временем. Сегодня Тамара Венедиктовна успевает заниматься творческими проектами, путешествовать, участвовать в выставках, в том числе и зарубежных, посещать знаковые мероприятия. При этом она продолжает думать о студентах, о том, какой информацией с ними поделиться, что рассказать и показать, какие новые книги и журналы принести на занятия. А ее личные книги и альбомы по графическому дизайну уже давно переехали в шкаф одной из аудиторий на факультете искусств — чтобы студенты могли ими свободно пользоваться. «Вот недавно привезли из Парижа две книги, они пока дома… Но потом все равно окажутся в шкафу…»

Татьяна Семме
Фото из архивов Т.В.Левандовской
и В.С.Сперанской

 

Новости СПбГУ