Художники кинокартин
Кафедра мастерства художника кино и телевидения СПбГУ — единственная высшая школа такого рода в Петербурге. В ожидании новых кадров Ленфильм уже приглашает студентов работать над кинофильмами.
Про театральных художников, авторов знаменитых декораций пишут довольно часто. Другое дело художники кино, чьи имена мелькают лишь в титрах. Приглашаю заглянуть «за кадр» вместе и узнать больше о том, как учат «рисовать» настоящее кино. Открываю дверь обычного университетского здания и прямо с улицы попадаю в другое, культурное измерение. Сидит на картине важная дородная барыня, купчиха в пышном платье и чепце; стройные девушки под зонтами проходят мимо; погружённый в раздумья шагает по главному университетскому коридору человек с портфелем: может, профессор, а может, и ректор. Игра цвета, формы и стиля, вестибюль полностью завешен картинами — настоящая страна чудес! На полу нарисованы следы маленьких босых ног, а с белых потолочных плит вниз смотрят затейливые персонажи. Весь этаж, где находится кафедра, конечно, тоже занят картинами…Хотя руководитель кафедрой мастерства художника кино и телевидения Пётр Петрович Конников и сетует на то, что картины просто негде хранить, таким студенческим работам грех пылиться в кладовых, они истинное украшение интерьера.
Профессионалами станут
Мы беседуем с руководителем кафедры, проходя по коридору-выставке, и останавливаемся почти возле каждой картины. У меня есть прекрасный шанс узнать подробности творческой и трудоёмкой работы художников-кино. Всё начинается с практики по композиции — сейчас студенты как раз получили задание и собирают необходимый материал. Темой может быть всё что угодно, например, исторический период Гражданской войны в 1918– 1922 годах и становление Советской власти. Останавливаемся возле нескольких готовых эскизов: это фактически нарисованные кадры будущего фильма, со всеми бытовыми деталями, цветовым и композиционным решением.
Но для того чтобы это нарисовать, студенты сначала превращаются в профессиональных историков: они изучают материалы в библиотеках, архивах, музеях, в огромных фондах Ленфильма, — везде, где только можно найти то, что касается материальной культуры заданного исторического времени. Узнают, как выглядела утварь, какие в то время ездили машины, трамваи, какие на улицах стояли фонари. Чем больше в результате получится зарисовок, тем лучше и достовернее получится эскиз для будущего фильма. Собирают материал строго по сценарию, и должны найти любую описанную вещь: от ложки и стула до фасадов зданий. Но с этого работа только начинается. Недостаточно собрать исторический материал, нужно вдохнуть в него жизнь, идею, понять философию произведения, характеры персонажей. И всё это выразить через цвет, форму, композицию, продумать всё посценно и покадрово. Следующий этап работы над композицией — рисование экспликации: это небольшие цветовые эскизы, в которых отражено эмоциональное состояние каждой сцены будущего фильма, а в целом прослеживается цветовая драматургия всего изобразительного решения. Ведь любой фильм с чего-то начинается, развивается, проходит через кульминацию, ускоряется или наоборот — всё это надо отразить в художественном пространстве, чтобы создать единую ткань фильма, выстроить общий визуальный ряд. «Да, это непросто, — соглашается руководитель кафедры, — но мы растим профессионалов. Система высшего образования учит и талантливых студентов, и не очень. Профессионалами и ремесленниками станут все».
Нестандартные задания
Мастера кафедры — очень разные художники, порой непримиримые в своих взглядах на искусство. Что и хорошо. Все они большие специалисты в области кинематографии или изобразительного искусства, состоявшиеся в творчестве личности, знающие, как хорошо, профессионально и талантливо делать свое дело. Живопись и рисунок здесь преподают с особыми постановками и задачами для каждой специализации, очень индивидуально. Взять для примера «мультипликаторов». Руководитель кафедры показывает учебные работы, где изображены игрушки, нарисованные в окружении разных пейзажей: в детской комнате, среди облаков, на дороге посередине оживлённого перекрёстка. Учебной задачей была прорисовка обычного натюрморта. Но не только. С предметами надо было ещё придумать ситуацию. Это для мультипликатора уже как маленький кадр целой истории.
«Учебных готовых мультфильмов у студентов пока нет, — объясняет Пётр Петрович, — мультипликация вещь непростая. Знаете из-за чего? Наша задача сначала их научить рисовать. А делать мультфильм при помощи компьютера, как ни странно, сейчас умеют многие. Но если ты хороший художник и со знаниями, то ты выиграешь в будущем».
Рассматриваю один из примеров экспликации, сделанный студенткой курса художников-мультипликаторов. С каждой новой сценой открывается непростая история, рассказанная в жанре мультфильма. Дело происходит в Гражданскую войну, главный герой заболевает малярией, теряет сознание, и от жуткой боли у него начинаются галлюцинации. Цвет эскизов переходит из черно-белого в яркий и мнимо весёлый: больному кажется, будто он Робинзон Крузо на необитаемом острове. Но боль прорывается сквозь видение и снова всё возвращается к страху и непереносимым мучениям. Нарисовать это состояние по-настоящему сложно, на это способен действительно талантливый художник.
На кафедре мастерства художника кино и телевидения пять творческих мастерских, в которых студентов обучают рисовать эскизы костюмов, создавать художественное пространство фильмов, рисовать мультфильмы. В каждой мастерской два основных преподавателя ведут занятия по профессиональным дисциплинам: композиция (мастерство), рисунок, живопись. Это признанные художники со своим неповторимым творческим опытом, у каждого из них своя манера и методика преподавания.
Натюрморты, которые делают будущие мультипликаторы, тоже не простые. Например, натюрморт «Пионерский уголок»: пионеры, портрет Калинина и… тыквы — это, как минимум, нестандартно. Хотя ребята и не знают на своём опыте, что такое советский пионерский уголок, для них товарищ Калинин и пионеры — это далёкая история, но атмосферу советского состояния пионерской комнаты и ироничное отношение к ней вполне получилось передать. Уверена, что студентам по душе такие интересные задачи.
«Нигде больше так не учат, — рассказывает руководитель кафедры, — мы идём не от простого к сложному, а бросаем из стороны в сторону: сначала одна задача, потом кардинально другая. Это может показаться сложным, но невольно студенту приходится выполнять задания. А на новых витках, на следующем курсе, мы к этим задачам возвращаемся в более усложнённом варианте».
Пётр Петрович показывает другой натюрморт (куст из рюмок в зелено-, желто-коричневых тонах, разделенный на четыре цветовых поля), и замечает: «Работа достойна Русского музея!». Разглядываем постановочные эскизы первого курса. Одна из первых интерьерных задач для первокурсников была несложной: нарисовать мастерскую двух современных художников, авангардиста и классика.
Более трудоёмки работы художников кино по костюму второго младшего курса. На рисунках одежда и предметы быта жителей послевоенной провинциальной Германии 1946-1949 годов. Учтены все детали, вплоть до причёсок и нижнего белья. Художник по костюму, так же, как и постановщик, должен приложить огромные усилия в поиске материала и нарисовать всё достаточно точно.
Почувствуй себя модельером
Особый интерес у меня вызвала экспозиция, посвященная произведению «Модный Вавилон». Обычно художники кино не пересекаются с дизайном моды, но преподаватель кафедры, Лариса Павловна Конникова, специально дала такое пересечение: ведь в современном кино часто снимают модные показы. Студентки, конечно, получили от такого задания море удовольствия: каждая должна была стать дизайнером, придумать свою коллекцию, и как итоговую композицию нарисовать её показ. Экспликация одной из учениц показывает, как начинается день манекенщиц: вот они приходят на работу, протирают глаза, ещё сонные; потом приходят другие работники, гримёры, костюмеры, одевают моделей, готовятся к показу. Действие нарастает, число персонажей увеличивается, и в финале — модный показ. Это уже почти готовый фильм.
Ещё замечательная экспликация: не один день, а жизнь персонажей, сцены из книги. Одни насыщенные, цветные, напряжённые, другие черно-белые, лёгкие, светлые, — так было и в сценарии. Интересно сравнивать эти работы и рассматривать, какие сцены студенты считают для себя наиболее важными.
Потрясающе выполненная композиция: рабочий стол дизайнера. На первый взгляд и не отличишь от реального стола, на котором разложены открытые журналы мод, оставлены отрывные листочки с записками, карандаши, ручки, следы от кружки с кофе, пепел от сигареты….
Другое решение этой же темы — большое полотно, изображающее подиум и моделей, освещённых вспышками от фотокамер. У каждой художницы своё видение сюжета.
Костюм размером с город
Такие выставки студенческих работ устраиваются каждый семестр и все они кардинально разные. В прошлом семестре студенты рисовали военные костюмы, по произведению Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже», это эпоха конца XVIII — начала XIX веков. Рисовали на тему средневековья, по произведению «Роза и крест» А.Блока. Безумно интересное задание преподаватели придумали по пьесе Метерлинка «Синяя птица». Художникам по костюму предложили нарисовать персонажей без ограничений по историческому времени, стилистике и размеру. Костюм мог быть даже размером с футбольное поле или город. Ведь в кино компьютерная графика может сделать всё, что угодно». Сначала для студентов это было трудно. Они не могли понять: как это костюм без всяких правил? А когда поняли, что можно всё — фантазия разыгралась. Одна из студенток по своим эскизам даже сделала кукол.
«Можно вполне снимать с ними мультфильм, — рассказывает руководитель кафедры. — Мы выставляли их как в Театральной академии: сделали сцену, полностью представили фон и разыграли всю ситуацию».
Сразу после «Синей птицы», детской, светлой и доброй темы, студентам дали кардинально иное задание — по роману Мережковского «Петр и Алексей», заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист». «Это глобальное произведение, его безумно трудно было сделать, — замечает Пётр Петрович. — Изобразить дикие нравы тех времен, безумные оргии, смерть, отчаяние, боль и мучения. Вот, например, сон Алексея: ему всё время снилось, как Пётр в образе кота его душит, или картины Петровских ассамблей, сплошного «свинства», когда все напивались до нечеловеческого состояния, или жуткая сцена похорон карлика». Здесь уже важны исторические детали, и студенты изображали достоверные костюмы петровской эпохи.
Студенты помогают Ленфильму
По счастливому совпадению, сразу после задания по роману «Пётр и Алексей», преподаватели кафедры, заслуженные работники кинематографа — Владимир Иосифович Светозаров, Марина Николаевна Николаева пригласили ребят участвовать в съёмках реального фильма «Пётр Первый. Завещание» по роману Мережковского, режиссёра Владимир Бортко. Не так давно студентов подключили и к работе над российским телесериалом по мотивам рассказов о Шерлоке Холмсе, который снимают на Ленфильме. Студенты смогли показать свое мастерство: их эскизы вдохновляли выразительными образами съемочную группу, являясь образцом даже для опытных профессионалов. Результат увидим уже в этом году.
Съёмки на киностудии «Ленфильм» — традиционная учебная практика. Студенты вместе с начинающими или профессиональными режиссерами, операторами и художниками кино рисуют эскизы и воплощают их на киноплощадке. Они осваивают и практическую часть работы кинохудожника: делают декорации, шьют костюмы, воплощают творческую идею в реальные конкретные формы. Фактически ребята уже пробуют делать кино.
Многие проекты кафедры связаны именно с Ленфильмом. В павильоне киностудии студенты сделали презентацию будущего Музея Ленфильма, выставку «Как делается кино», которая вызвала феноменальный ажиотаж.
Все студенты сейчас переживают за Ленфильм, потому что это их будущее место работы. А так как ребята уже включены в киношную жизнь, это была моральная помощь киностудии, чтобы привлечь к ней внимание города. Всего на выставке представили пять знаменитых кинокартин, среди которых и всемирно известный фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», с Василием Ливановым в главной роли. Студенты СПбГУ полностью сделали всю экспозицию, воссоздали интерьеры кинофильмов, которые стали фоном для подлинных, раритетных экспонатов, таких, как, платье Элизабет Тейлор из фильма «Синяя птица», пиджак, скрипка и боксёрские перчатки Холмса и многих других.
Кроме того, ребята воссоздали интерьеры подлинных кабинетов сценариста и редактора, гримёрную. Посетители впервые увидели то, что обычно остаётся «за кадром»: монтажный стол, осветительную технику, камеру, снимавшую великие картины, фрагменты декораций, костюмы, реквизит, афиши и фотографии. Студентам Сергею Зайкову, Наташе Демьяненко, Максиму Малееву, Оле Васильевой вместе с однокурсниками удалось сделать выставку по-настоящему живой и снова подчеркнуть значение Ленфильма для города.
Такие творческие проекты — во многом заслуга художников, преподавателей кафедры, известных, талантливых мастеров. Они ставят и решают необыкновенные увлекательные творческие задачи, передают бесценный профессиональный опыт — и все вместе развивают новую школу.
Выставки студенческих работ проходят не только на кафедре, но и на известных выставочных площадках Петербурга: в Доме Кино, Музее игрушки, Музее В.Набокова, Театре «На Литейном», Петропавловской крепости, на киностудии «Ленфильм», в галерее Лофт-проект «Этажи», Городской больнице для ветеранов войны, в дружественных учебных заведениях и в стенах СПбГУ. Студенты кафедры за свои творческие работы были удостоены дипломов на международном фестивале студенческих фильмов. В 2008 году Музей игрушки приобрел работу первокурсницы кафедры , что является чрезвычайно редким и значимым событием.
Мария Блажнова