Главная » От теории к практике

Сага о «Форсайте»

В России пока ещё профессия психолога остаётся не до конца понятой и принятой: зачастую люди стесняются ходить на консультации или говорить об этом (и даже в фильмах психолог — чаще всего либо смешной и глупый, либо неприятный персонаж). Мы постарались познакомиться с одним интересным проектом постдипломной помощи психологам, который создан выпускниками СПбГУ и призван помогать их начинающим коллегам найти своё место в профессии.

Рената Владимировна ТРУБАЧЁВА (справа), автор и руководитель проекта «Форсайт», и Марина Евгеньевна ОЛЕННИКОВА, ведущая групп для психологов, администратор, супервизор проекта «Форсай»

Рената Владимировна ТРУБАЧЁВА (справа), автор и руководитель проекта «Форсайт», и Марина Евгеньевна ОЛЕННИКОВА, ведущая групп для психологов, администратор, супервизор проекта «Форсай»

Почти любому молодому специалисту, только что закончившему институт или университет, приходится столкнуться с вопросом: а что делать дальше? Он бросается искать работу, но обычно для трудоустройства требуется какой-то опыт, стаж, а чтобы его получить, необходимо где-то поработать. Получается порочный замкнутый круг, разорвать который каждый пытается разными способами. Психологу-консультанту в этом случае вдвойне тяжело, поскольку в начале профессионального пути на него дополнительно давит страх ответственности за ошибку: есть же такое правило, как «не навреди клиенту».

Трамплин в профессию

Рената Владимировна Трубачёва, успешный автор и руководитель проекта для психологов под названием «Форсайт», вспоминает, как лично столкнулась с этой проблемой. Возможно, отчасти поэтому она, закончив вуз и пройдя массу курсов на Дальнем Востоке, приехала в Санкт-Петербург за новыми знаниями и умениями. В СПбГУ Рената Владимировна трижды повышала квалификацию: сперва по психологии (полугодичная программа), затем по педагогике, и, наконец, прошла длительный курс «Преподаватель высшей школы».

Вскоре, уже работая в молодёжном психологическом волонтёрском клубе, она услышала о схожих затруднениях от коллег. «К нам в клуб часто приходили студенты-психологи, чтобы получать практику: начиная от работы с детьми до проведения тренингов. Эти волонтёры часто жаловались на то, что им страшновато или что-то не получается», — рассказывает она. Постепенно ей стало ясно, что есть острая потребность в некой практике. Так сначала в её голове, а затем и в реальности появились два «Трамплина»: курс для тренеров и курс для психологов-консультантов.

Четвёртый набор проекта «Форсайт» на семинаре по семейной психотерапии.

Четвёртый набор проекта «Форсайт» на семинаре по семейной психотерапии.

Рената Трубачёва подчёркивает, что у её проекта нет задачи давать образование — это работа высших учебных заведений. Её «Форсайт» занимается тем, что организует для выпускников факультетов психологии своеобразную стажировку. Она сравнивает это с обучением медиков: «Врачей обучают, организуя для них практику: у них есть интернатура и ординатура. Мы тоже помогаем молодым психологам встать на ноги и применять знания, полученные ими в вузах». Также она делится мыслями и планами о возможном сотрудничестве с институтами и университетами, говоря, что это было бы интересно и полезно обеим сторонам: в «Форсайт» могло бы приходить больше заинтересованных людей, а вузы, возможно, повысили бы свою конкурентоспособность на рынке, сообщая абитуриентам, что у них есть место для прохождения реальной практики.

От  игр к реальности

Занятия выстроены таким образом, что участники движутся постепенно от разыгрывания ситуаций и обычной отработки навыков к консультированию людей, которые от чего-то страдают и обращаются за реальной помощью. Основа — это встречи раз в неделю (семинары и тренинги), где обсуждаются сложности, с которыми столкнулись участники во время моделирования и ролевых игр. Эти занятия организованы так, чтобы молодые специалисты сами могли почувствовать, какие приёмы работают, а какие нет, что можно применять в собственной практике, а что бесполезно или даже вредит. Участники сами делают выводы, как надо правильно работать, а потом, отдельно собираясь в количестве четырёх-пяти человек (т.н. “встречи в четвёрках”), либо ищут технические решения реализации этих выводов, либо отрабатывают полученные навыки, либо уже разыгрывают ситуацию консультирования и стараются применять все умения, которые тренировали ранее. Где-то в середине курса к таким четвёркам присоединяются кураторы — те, кто ранее выпустился в рамках проекта, — и наблюдают за процессом, помогая или делясь своим мнением. Под конец “Трамплина для психологов-консультантов” участники проекта консультируют друг друга, что ещё ближе к реальности, но достаточно безопасно, поскольку они знакомы, испытывают друг к другу доверие и дружат.

Стоит отметить, что «Трамплин для тренеров» построен точно по таким же принципам и заканчивается проведением самого настоящего тренинга.

Проект был назван «Форсайт» по аналогии с форсайт-технологиями. Форсайт (англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества.

Подсматривать? Да пожалуйста!

Пятый и шестой наборы проекта “Форсайт” вместе на семинаре по оказанию психологической помощи при кризисе и угрозе суицида.

Пятый и шестой наборы проекта “Форсайт” вместе на семинаре по оказанию психологической помощи при кризисе и угрозе суицида.

Известно, что многие психологи в начале своей профессиональной карьеры идут фактически наощупь, вырабатывая верную стратегию на ходу. «Они изобретают велосипед, — грустно шутит Рената Владимировна, — совершают однотипные ошибки, поскольку нет преемственности, и каждый психолог начинает с нуля». Чтобы решить эту проблему, в «Форсайте» реализовали идею открытых консультаций, то есть предоставили участникам проекта возможность воочию наблюдать за работой опытных специалистов с реальными клиентами. Когда такая встреча завершается и клиент уходит, они могут задать психологу интересующие их вопросы.

А когда руководитель проекта поняла, что надо помогать психологам в привлечении собственных клиентов, то тут же появились и открытые супервизии. На них выпускники «Форсайта» при поддержке более опытных товарищей работают с людьми, которые пришли за психологической помощью. Это не сковывает, а наоборот, помогает молодым специалистам постоянно совершенствоваться.

По её словам, участники также говорят, что им важно почувствовать себя частью психологического сообщества. Здесь психолог не чувствует себя брошенным, поскольку общается с коллегами и всегда может обратиться к ним за помощью, советом или поддержкой. Нахождение в такой среде — мощный инструмент развития, и для создания этой атмосферы ведущие тоже прикладывают немало усилий. А так как в проекте есть разные специалисты (консультанты, тренеры, коучи и т.д.), то молодой специалист знает, к кому можно перенаправить своего клиента, если он пришёл не совсем по адресу.

«Если говорить коротко, — подытоживает Рената Трубачёва, — в рамках проекта есть семинары для психологов, семинары для всего населения (с целью просвещения) и психологическая помощь для всех желающих. Все услуги предоставляются как платно, так и бесплатно, и полная информация регулярно появляется в нашей группе ВКонтакте»

 (http://vk.com/fpsyh— основная группа проекта «Форсайт»; https://vk.com/f_psy — паблик проекта «Форсайт»).

Сплошные эксперименты

Третий набор проекта “Форсайт” на семинаре по популярной сексологии                                                               (“секс для психологов”)

Третий набор проекта “Форсайт” на семинаре по популярной сексологии (“секс для психологов”)

Вторая ведущая групп для психологов в этом проекте, Марина Евгеньевна Оленникова, училась сначала на бакалавриате, а затем в магистратуре факультета психологии в СПбГУ.  Она озаботилась проблемой получения практических навыков ещё во время обучения и писала диплом на кафедре кризисных и экстремальных ситуаций, которая имеет большие связи с разными учреждениями, в том числе и с Научно-исследовательским институтом онкологии имени Н.Н.Петрова. В рамках исследования эмоционального выгорания Марина Евгеньевна беседовала с медсёстрами всех отделений этого института. А магистратуру она проходила уже на кафедре специальной психологии, занимаясь особенностями восприятия зрительных иллюзий у детей с умственной отсталостью.

Наша собеседница тепло отзывается о СПбГУ, говоря, что этот вуз, помимо прочего, дал ей ещё возможность научиться ориентироваться в мире психологии, проникнуться языком этой науки, познакомиться с образованными и интересными людьми (как соучениками, так и преподавателями), которые стремились создавать что-то новое. Она со смехом вспоминает, как с сокурсником на одном из спецкурсов разрабатывала компьютерные программы, чтобы проводить эксперименты, — просто потому, что им это нравилось.

Однако, даже имея такой опыт за плечами, Марина Оленникова, не раздумывая, решила участвовать в тогда ещё только зародившемся «Форсайте» и оказалась среди участников самого первого набора. По её воспоминаниям, он был экспериментальным: Рената Трубачёва пробовала разные варианты, смотрела, что работает, а что нет, часто советовалась с ребятами. «Мы собирались после мероприятий и всё обсуждали. Было ощущение, что мы принимаем участие в создании какой-то совершенно новой структуры», — делится Марина Евгеньевна. А вскоре стала полноправной второй ведущей, хорошо помня, с какими сложностями сталкиваются те, кто приходит в проект, и имея возможность помочь им пройти путь от отсутствия навыка до умения.

Лучшие из восьмидесяти

Четвёртый набор проекта «Форсайт» во время занятий отрабатывает навыки консультирования, разбившись  на тройки

Четвёртый набор проекта «Форсайт» во время занятий отрабатывает навыки консультирования, разбившись на тройки

Марина Оленникова считает, что подобная система помощи в начале практики для психологов сейчас необходима, и поэтому активно занимается продвижением проекта. Так, в 2012 году она поехала на правительственный форум «Молодёжная волна», где представляла «Форсайт» в результате чего он занял первое место среди восьмидесяти других проектов.

Ведущая групп думает, что признание «Форсайта» Комитетом по молодёжной политике — хороший сигнал. Значит, его важность и значимость высоко оценили не только психологи, но и чиновники и руководители государственных структур. Ей бы очень хотелось наладить сотрудничество с теми кафедрами факультета психологии, которые касаются консультирования, поскольку это было бы логично: «Судя по количеству людей из СПбГУ, которые к нам идут, молодые специалисты нуждаются в подобной структуре». При этом она подчёркивает, что это может быть не сам «Форсайт» — ведущие готовы делиться опытом и посильно участвовать в создании иной программы.

Форсайт  объединяет

Проект сродни большой и дружной семье. Очевидно, что в проект приходят люди с разной подготовкой, немалую долю из них составляют выпускники факультета психологии СПбГУ или студенты его последних курсов. Однако мы обнаружили среди участников и сотрудника Университета. Марина Олеговна Аванесян, ассистент кафедры общей психологии, закончившая там магистратуру и аспирантуру и уже защитившая кандидатскую диссертацию, делится своим мнением, почему подобные проекты необходимы молодым психологам.

Марина Олеговна АВАНЕСЯН, ассистент кафедры общей психологии, участница проекта «Форсайт»

Марина Олеговна АВАНЕСЯН, ассистент кафедры общей психологии, участница проекта «Форсайт»

«Сначала я увидела визитки, а потом от услышала от одного из преподавателей, что студенты с вечернего отделения ходят в “какой-то “Форсайт”, — рассказывает Марина Олеговна. — Пошла на презентационный тренинг, и мне понравилось». Преподавателя заинтересовало то, что это относительно краткосрочный курс (около полугода), ориентированный на практику, которую ей хотелось получить. Имея большой багаж теоретических знаний о том, что такое контакт, контракт, зная разные теории личности и работая в рамках академической психологии, она нуждалась в том, чтобы попробовать это в жизни и понять для себя самой, насколько сможет быть консультантом.

Марина Аванесян считает ценным то, что в процессе занятий получает много обратной связи, информации о себе от участников проекта и кураторов, причём в весьма доброжелательной обстановке.  «Сейчас я нахожусь как раз на ступени, когда мы консультируем друг друга, получаю реальный опыт. Объективная- обратная связь, представленная в доброжелательной форме, — это то, что крайне важно для развития начинающего психолога», — говорит она. Определить круг того, что имеет право делать психолог-консультант, а что остаётся за рамками его компетенции, ей, в частности, помогла возможность побывать на “кухне” реальной терапии, то есть на уже упомянутых открытых консультациях и их последующем разборе, которые проводят и психотерапевты.

“Форсайт” — это начало пути, на котором молодой психолог не должен останавливаться. Он должен в дальнейшем постоянно узнавать что-то новое, вырабатывать свою мировоззренческую и профессиональную позицию. И здесь мне помогают теоретические знания, полученные в СПбГУ», — делится сотрудница факультета психологии. Таким образом, проект является следующим шагом, связанным с воплощением теоретических знаний в жизнь, он вполне логично встраивается в систему дополнительного профессионального образования студента-старшекурсника или выпускника факультета психологии.

Обратная связь (англ. feedback — обратное питание) — отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие. В психологии это механизм взаимопонимания, под которым понимается предоставление консультанту информации о том, как его воспринимают клиент и наблюдатели, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, а также как его поведение
воздействует на других.

Юлия Слободянюк

Новости СПбГУ