Главная » Без рубрики

Пять мифов об истории Университета

История Санкт-Петербургского университета — это большая книга, прочитать которую полностью, наверное, вряд ли кому-то удавалось. Поэтому иногда факты из истории вуза  выглядят как мифы, а легенды, кажется, имеют историческое основание.

Здание Двенадцати коллегий выполнено в стиле петровское барокко и со- стоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. В разные времена в зда- нии располагались высшие органы государственного управления (коллегии),  позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий выполнено в стиле петровское барокко и со- стоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. В разные времена в зда- нии располагались высшие органы государственного управления (коллегии), позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Мы попросили директора Музея истории СПбГУ, кандидата исторических наук Игоря Львовича Тихонова опровергнуть или подтвердить пять самых распространенных утверждений по части истории Санкт-Петербургского государственного университета.

— Практически во всех путеводителях по Петербургу рассказана история о неправильном расположении здания Двенадцати коллегий, в котором находится Главный корпус Университета.

— Здание Двенадцати коллегий действительно отличается от других архитектурных сооружений Васильевского острова, выходящих парадными фасадами к Неве. Существует «исторический» анекдот, объясняющий, почему здание было построено именно таким образом. Якобы Александр Данилович Меньшиков экономил дорогостоящую землю на набережной и распорядился (в отсутствие Петра) строить длинное здание Двенадцати коллегий вглубь острова. За что был нещадно бит известной в народе петровской дубинкой: якобы Петр пришел в ярость и, таская Меньшикова за шиворот вдоль всего здания, бил его палкой возле каждой Коллегии. Здесь две исторические неточности. Петр не мог гонять Меньшикова вдоль здания, потому что к моменту смерти императора здание еще не было построено. Вторая неточность в том, что здание Двенадцати коллегий расположено правильно, оно развернуто фасадом на предполагавшуюся главную площадь Петербурга. По проекту Доменико Трезини здесь, на стрелке Васильевского острова, планировалось создание парадного центра новой столицы и главной площади. Но полностью проект Трезини не был реализован.

Вот такой любопытный анекдот, который попал в литературу, а на самом деле он является мифом.

— Дата основания Универ­ситета — одна из самых дискуссионных тем в его истории. По одной версии современный СПбГУ — преемник Академического университета, который был учрежден одновременно с Академией наук указом от 28 января (8 февраля) 1724* (и как мы знаем, руководителем Академического университета в 1758-1765 годы был М.В.Ломоносов). Согласно другой версии, Санкт-Петербург­ский университет был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института, ведущего свою историю от Учительской семинарии. За дату основания в этом случае принимается 8 февраля 1819 года.

— Вообще эта дискуссия — давняя история. Например, в первой половине XIX века помнили, что университет в Петербурге был основан в XVIII веке в рамках Академии наук. Не случайно на юбилейной медали 1838 года был профиль Петра: апелляция к начальным этапам истории Университета. Уже тогда собирались материалы об основании вуза. Но в 30-40 годах XIX века в силу определенной и, прежде всего, политической конъюнктуры ректоры Университета изменили позицию и стали вести отсчет истории Петербургского университета от 1819 года. Министром народного просвещения, прямым начальником над ректором в то время был граф Сергей Семенович Уваров, которому и принадлежала инициатива воссоздания Университета в новом качестве в 1819 году. Возможно, этим объяснялся такой вот поворот в истории Санкт-Петербургского университета.

В советское время этот вопрос тоже интересовал многих. В 1947 году, уже после окончания Великой Отечественной вой­ны, велись работы по изучению истории Университета под руководством известного историка Владимира Васильевича Мавродина. Была издана книга, в которой В.В.Мавродин писал, что вообще-то истиной датой основания Санкт-Петербургского университета нужно считать петровское время. А дальше что было? А дальше «Ленинградское дело», обвинения в противопоставлении Ленинграда Москве и так далее. В.В.Мавродин оказался в ссылке.

Знаменитый коридор здания Двенадцати коллегий. Существует много легенд  о призраках, которые появляются в этом месте (самые известные из них —  женщина в черном и молодой человек, который просматривает книги).

Знаменитый коридор здания Двенадцати коллегий. Существует много легенд о призраках, которые появляются в этом месте (самые известные из них — женщина в черном и молодой человек, который просматривает книги).

И только в 1980-х годах появились статьи наших историков Григория Алексеевича Тишкина и Юрия Давидовича Марголиса, в которых опять поднимался вопрос об основании Университета. Кстати, именно в это время подобная ситуация была, например, у Тартуского университета, который в 1952 году отмечал 150-летие, а в 1982 году — 300-летие. Вообще подобные примеры можно найти в истории многих европейских университетов: менялись названия, формы деятельности, даже место дислокации из одних городов в другие.

В 1999 году на очень широком государственном уровне было отмечено 275-летии Санкт-Петербургского университета: 1724 год был официально признан датой основания Университета.

Мы должны помнить, конечно, и о той и о другой дате. Тем более здесь такое удачное совпадение, что по новому стилю 28 января XVIII века как раз приходится на 8 февраля XXI века. Поэтому 8 февраля остается традиционным для Университета праздником.

— Наверное, многие представительницы прекрасного пола сейчас бы сказали «спасибо», потому что высшее женское образование в России появилось именно благодаря Санкт-Петербургскому императорскому университету. Это так?

­­— Бесспорно. Вообще первые девушки появились в университетских аудиториях еще в 1859 году: в качестве вольнослушательниц они стали посещать лекции. Студенты восприняли это новое явление нормально. Профессорские мнения разделились, но надо сказать, что большинство все-таки поддержали начинание. Но против этой инициативы было Министерство народного просвещения. Александр II скептически относился к идее высшего образования для женщин, он видел в таких девушках будущих революционерок. Поэтому по распоряжению правительства они перестали посещать лекции в Университете. Начиная с 1860-х годов разворачивается довольно широкое общественное движение за возможность получения русскими женщинами университетского образования. Активистки добились аудиенции у императора и сумели убедить его в необходимости этого шага. Движение, кстати, поддержал ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов, его важную роль в этом процессе необходимо особо отметить. В 1878 году в Петербурге были открыты Высшие женские курсы, которые получили неофициальное название «Бестужевских» по фамилии учредителя и первого директора профессора К.Н.Бестужева-Рюмина. При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Курсы де-юре были самостоятельным независимым от Университета учебным заведением, а де-факто были частью Санкт-Петербургского университета. Хотя понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы свидетельство об окончании курсов было приравнено к университетскому диплому. Это важное событие произошло в 1910 году. В 1919 уже в новых условиях курсы были просто объединены с Университетом.

Курсы копировали университетскую структуру. Изначально там было два факультета — историко-филологический и физико-математический. В начале XX века к ним добавился юридический факультет. Не было только факультета восточных языков. Практически всё обучение шло по университетским программам. Основная часть преподавателей — профессора Санкт-Петербургского университета.

Конечно, в обществе сформировался определенный образ «бестужевки» — высококультурной, широко образованной, передовой личности. Внешний вид студентки запечатлен, например, на известной картине Н.А.Ярошенко «Курсистка». Эти девушки отличались от большинства представительниц своего поколения. Но советская пропаганда и историография всячески преувеличивали степень революционности «бестужевок». Хотя, конечно, и Н.К.Крупская училась на Бестужевских курсах, и целый ряд других деятелей революционного движения. Но в целом большинство девушек приходили в Университет, чтобы получать образование.

— А вообще насколько правомерен образ студента-революционера? В некоторых источниках можно встретить удивительные истории о том, что во второй половине XIX века студентов воспринимали только как радикальную часть молодежи.

— Ну, в какой-то степени правомерен, потому что студенты, конечно, были подвержены радикальной пропаганде, нигилистическим идеям. Вспомните образ Базарова — он очень характерен для студенчества 1860-70-х годов. Иногда студент действительно мог восприниматься как революционер. Например, один из универсантов вспоминает, что однажды граф Олсуфьев, друживший с великим князем Михаилом Александровичем, был приглашен на обед в Гатчинский дворец и приехал в студенческой форме, из-за чего немедленно был схвачен охраной.

Опять же, террористов во второй половине XIX века активно вербовали из числа студентов. Этому существует целый ряд, прежде всего, психологических объяснений: молодые люди были оторваны от дома, родительской опеки, они много читали, видели социальную несправедливость, и со свойственной молодости решительностью готовы были преобразовывать мир. Поэтому бросались с головой в революционное движение. Не случайно в 1905 году в условиях первой русской революции Университет стал ареной очень активных политических событий, выступлений, демонстраций, митингов.

Да и первая студенческая манифестация в России связана с Санкт-Петербургским университетом. Это событие 1861 года. Студенты прошли по Невскому проспекту, направляясь к квартире попечителя учебного округа. И хотя они, в общем-то, не выдвигали никаких политических требований (они боролись против «путятинских» нововведений, касавшихся жизни Университета), но в условиях самодержавной России, отсутствия элементарных демократических свобод это воспринималось политической акцией. Большая группа студентов была заключена в Петропавловскую крепость. Именно тогда произошла известная история, когда в темную октябрьскую ночь 1861 года на стене Петропавловской крепости (со стороны Зимнего дворца, так чтобы могли увидеть царские сановники) появилась надпись «Санкт-Петербургский университет».

Кстати, первая всероссийская студенческая забастовка 1899 года тоже была организована студентами Санкт-Петербургского университета. Это была еще неведомая в России новая форма борьбы.

Но все же этот образ немного утрирован. Студент значит революционер — это стереотип, так не думали. Просто радикальная часть учащихся была очень активна, заметна. А большинство все же приходили в Университет учиться. Студенческий состав ведь был неоднородный. Среди студентов были и аристократы с громкими титулами (их часто называли белоподкладочниками, потому что полы их шинелей были подбиты белым атласом), и выходцы из самых низов народа. Но в основном, конечно, преобладали дети чиновников, дворян, купцов, зажиточных слоев населения.

— В разное время в Университете работали выдающиеся люди. Среди выпускников — известные всему миру ученые, деятели культуры, общественные деятели и политики. Наверное, можно говорить о какой-то особой специфике Санкт-Петербургского университета, который смог привлечь и воспитать лучшие умы России. Не зря же СПбГУ называют университетом Нобелевских лауреатов ­— с именем только одного российского вуза связано такое количество всемирно известных ученых.

— Университет тем и отличается от других высших учебных заведений, что он готовит специалистов широкого профиля, ориентированных на фундаментальную науку. Конечно, в том числе этим и объясняется, что из среды и питомцев и профессоров университета вышло такое огромное количество всемирно известных ученых. Сейчас даже стали использовать термин «классический университет». В Петербурге, в Ленинграде был только один Университет, да, наверное, и сейчас классический университет один. А в чем его отличие: широта образования, ориентация на фундаментальную, а не прикладную науку, связь обучения с научными исследованиями, научными школами, авторские учебные курсы и так далее. Ну и главное, университет учит своих выпускников решению нестандартных задач. Именно это и создает ту уникальную специфику, которая уже направляет на путь развития.

Наталья Яковлева

* Датой рождения университета следует считать 28 января 1724 года, когда был издан «Указ об учреждении Академии…», в котором шла речь и об университете (Полное собрание законов Российской мперии с 1649 года.Том VII. 1723 — 1727. СПб., 1830. С. 220. № 4443). Поскольку в XVIII веке разница между юлианским (старый стиль) и григорианским (новый стиль) календарями составляет 11 дней, то по современному календарю это 8 февраля.

Новости СПбГУ