Главная » Год 100-летия А.Д.Александрова

Пространство Александрова. К 100-летию со дня рождения академика А.Д.Александрова

В 2012 году исполнилось 100 лет со дня рождения академика АН СССР, выдающегося математика-геометра, ректора Ленинградского университета в 1952–1964 годы Александра Даниловича Александрова.

Ректор Ленинградского государ- ственного университета, член- корреспондент АН СССР,  профессор А.Д.Александров.  1950-е–начало 1960-х годов

Ректор Ленинградского государ- ственного университета, член- корреспондент АН СССР, профессор А.Д.Александров. 1950-е–начало 1960-х годов

В ознаменование этого юбилея отдел Музейного комплекса СПбГУ — Музей истории СПбГУ подготовил выставку, посвященную удивительно цельной богатой личности А.Д.Александрова и его разносторонней деятельности, с которой связана целая эпоха в жизни alma mater. А.Д.Александров широко известен не только как один из крупнейших геометров XX века, но и как замечательный педагог — профессор Ленинградского и Новосибирского университетов, создатель большой научной школы, а также как незаурядный администратор, глубокий мыслитель-философ, поэт, альпинист — покоритель горных вершин.

Открытие выставки, которое вел проректор по научной работе Н.Г.Скворцов, состоялось 3 декабря этого года и предваряло собой заседание Ученого совета СПбГУ. В приветственном слове первый проректор по учебной и научной работе И.А.Горлинский, исполнявший в этот день обязанности ректора, который находился в командировке, отметил: «Имя ректора Александрова навсегда вписано в анналы истории Ленинградского — Санкт-Петербургского университета. И убежден, что долгие-долгие годы в развитии университета будет сказываться прямо или косвенно то, что он успел сделать для науки, для образования, для университета».

Президент СПбГУ, декан филологического факультета Л.А.Вербицкая поделилась личными воспоминаниями об Александре Даниловиче и признала, что он был человеком удивительного ума, необыкновенного интеллекта, колоссального мужества и стойкости, поскольку сумел защитить многих ученых, профессоров нашего университета в то трудное время, когда многие не решались этого делать. Также она отметила, что А.Д.Александров выступил автором школьных учебников по геометрии для разных классов.

Академик РАН, профессор математико-механического факультета Н.Ф.Морозов высоко оценил вклад А.Д.Александрова в науку и образование, отметив, что он, создав свою школу в геометрии, вписал свое имя золотыми буквами в мировую науку.  Его ученики работают по всему земному шару. Александр Данилович много занимался философскими проблемами, увлекался проблемами пространства, времени, его философские лекции собирали полные аудитории. Н.Ф.Морозов вспомнил, что ему посчастливилось быть студентом в то время, когда Александр Данилович читал лекции. Александр Данилович был мощным интеллектуалом. К тому же он был отличным человеком, веселым, жизнерадостным, очень живо реагировал на все, что происходило вокруг. В общем, это была личность, которой студенты стремились подражать.

Выпись из метрической книги о рождении и крещении А.Д.Александрова,  выданная причтом Спасской церкви села Лесок Рязанских уезда и губернии.  1912 год

Выпись из метрической книги о рождении и крещении А.Д.Александрова, выданная причтом Спасской церкви села Лесок Рязанских уезда и губернии. 1912 год

Профессор факультета социологии СПбГУ А.О.Бороноев отметил, что А.Д.Александров стоял у истоков формирования социологии как научной дисциплины, в нашем университете и в России: в 1961 году он впервые предложил начать подготовку социологов, и его заслугой является открытие в ЛГУ социологического института (НИКСИ) в 1965 году, через год после его отъезда в Новосибирск.

Своими воспоминаниями об отце поделилась Дарья Александровна Медведева, подчеркнув большой вклад А.Д.Александрова в развитие науки и Ленинградского — Санкт-Петербургского университета: университета: «Я хочу сказать, что не только “пространство Александрова”, не только многие математические термины названы его именем, но сейчас уже существует направление в геометрии, которое так официально и зарегистрировано, как геометрия Александрова». Д.А.Медведева также поздравила всех универсантов с получением для университета здания Академии тыла и транспорта, за что еще в 1950-х годах боролся ректор А.Д.Александров.

Юбилейная экспозиция, подготовленная Музеем истории СПбГУ, отражает различные грани жизни А.Д.Александрова и включает шесть разделов. Большая часть материалов для выставки любезно предоставлена детьми Александра Даниловича — Даниилом Александровым и Дарьей Медведевой, а также его вдовой Светланой Михайловной Александровой из их богатых семейных архивов. Другая, меньшая по объему часть экспонатов, принадлежит Музею истории университета. Среди экспонатов — прижизненные и более поздние издания книг А.Д.Александрова, в том числе и зарубежные, а также фотографии, документы, автографы, почетные грамоты, награды, личные вещи ученого.

Рисунок юного А.Д.Александрова  из сочинения по географии Северной  Америки. Начало 1920-х годов

Рисунок юного А.Д.Александрова из сочинения по географии Северной Америки. Начало 1920-х годов

Первый раздел выставки посвящен годам юности и учебы Александра Даниловича Александрова в Ленинградском университете (1929—1933 гг.) — той поре, когда формировались его идеалы, мировоззрение, интересы и склонности. О дворянском происхождении А.Д.Александрова свидетельствует копия выписи из метрической книги о его рождении и крещении. Сам Александр Данилович так вспоминал об этом времени и атмосфере в семье: «Мы знали Эрмитаж, Русский музей, много читали книг. … У отца было много книг. Когда мне было 5 лет, я занялся подсчетом их, досчитал до 1200 и остановился. У мамы были интересные книги по географии, социологии. Я интересовался сначала индейцами, потом географией, а математикой стал интересоваться летом 1926 года. Папа немного позанимался со мной геометрией летом». Об увлечениях юного Александра свидетельствует тетрадь — рукопись труда по географии Северной Америки с яркими и эмоционально насыщенными рисунками, выполненными цветными карандашами, один из которых изображает мужественного индейца. Позднее ученик Александрова В.А.Залгаллер передавал его слова: «Воспитывают примером. Когда я ребенком ложился спать, то долго еще видел луч света из кабинета отца. Отец работал. Вот этот лучик меня и воспитывал». Здесь же представлена копия удостоверения об окончании Александровым 16-й единой советской трудовой школы, с подписью Д.А.Александрова, его отца — директора школы. В свидетельстве отмечено, что юноша обнаружил «сильно выраженную склонность к физико-математическим наукам» и в годы учебы являлся организатором и главным работником естественно-научного кружка, активным участником классного самоуправления. Дневниковые записи юного Александрова, демонстрируемые на выставке, свидетельствуют о его глубоких и серьезных раздумьях о выборе жизненных целей и научного пути, о твердом желании учиться и настойчиво работать, преодолевая любые трудности, приобрести обширные знания. Он верил в призвание человека и был убежден, в необходимости трудиться на пользу оте-чества, отдаваясь сполна подлинно культурной деятельности. Александр Данилович уже в зрелом возрасте считал себя человеком 1920-х годов. В статье «Ищите истину» (1987 г.) он, вспоминая эти годы, назвал их «великими»: «Мы были устремлены в будущее, и перед глазами у нас были высокие цели. Свою нравственную задачу мы видели в построении нового общества, я вырос в этой духовной обстановке. Она была не похожа на ту, которая насупила потом».

Диплом А.Д.Александрова об окончании  Ленинградского государственного  университета. 1933 год

Диплом А.Д.Александрова об окончании Ленинградского государственного университета. 1933 год

Время учебы в Ленинградском университете ознаменовало собой начало научной деятельности А.Д.Александрова. Его учителем в области математики был Борис Николаевич Делоне, блестящий ученый, тогда только что избранный членом-корреспондентом АН СССР. На фотографии, представленной на выставке, запечатлена беседа Делоне с участником математической олимпиады, проходившей в ЛГУ в 1935 году. Делоне стал для Александрова подлинным «образцом лектора; лектора, который, по определению Менделеева, является возбудителем в зрелом юноше научных устремлений»: ведь, по его воспоминаниям, эти лекции, «замечательные по содержанию и по форме», отличались живым, образным языком и включали, наряду с обязательным материалом, и увлекательные рассказы о нерешенных научных проблемах, а также о его собственных научных интересах, благодаря чему его исследовательский энтузиазм передавался студентам. Александров ценил разносторонность натуры учителя, который в молодости занимался не только математикой, но и живописью, и музыкой. По приглашению Делоне, Александров посещал его семинар по геометрической кристаллографии, после заседаний которого он часто провожал своего учителя и имел возможность беседовать с ним в его кабинете до позднего часа, гордясь общением с большим ученым.

Физику А.Д.Александров стал изучать у Владимира Александровича Фока, которого высоко ценил как «крупнейшего физика-теоретика и замечательного человека», общение с которым также было для него драгоценным. В статье, посвященной Фоку, Александров характеризовал его так: «Педантизм математической строгости и высокое искусство в решении конкретных прикладных задач сочетались в нем с глубоким проникновением в основы, в философию науки; за внешностью кабинетного ученого, погруженного в отвлеченные проблемы, скрывались блестящее остроумие, бойцовский характер полемиста — страстного защитника истины, несгибаемая принципиальность и мужество». Будучи студентом третьего курса, под руководством В.А.Фока он начал вести научные исследования, и в частных, домашних беседах с ним речь тоже шла «не только о теории атома». Об их теплых отношениях, сохранившихся на многие годы, свидетельствует фотография 1950-х годов.

Профессор А.Д.Александров читает лекцию в ЛГУ. 1950-е годы

Профессор А.Д.Александров читает лекцию в ЛГУ. 1950-е годы

На выставке представлен подлинный диплом А.Д.Александрова об окончании им в 1933 году физического отделения физико-математического факультета Ленинградского университета по специальности «теоретическая физика». Его дипломная работа называлась «Вычисление энергии двухвалентного атома по методу Фока». В 1933–1934 годы под руководством Б.Н.Делоне и В.А.Фока А.Д.Александров выполнил первые научные работы.

Следующий раздел выставки посвящен научно-педагогической работе А.Д.Александрова на математико-механическом факультете Ленинградского университета. Среди экспонируемых архивных материалов — фотографии, запечатлевшие коллег А.Д.Александрова — математиков, профессоров В.И.Смирнова и О.А.Ладыженскую. Академика В.И.Смирнова, как и своего учителя В.А.Фока, Александров трепетно называл «заботливым наставником молодежи», благодаря тому, что тот читал лекции «с удовольствием, с любовью к предмету, с уважением к слушателям, радуясь тому, что рассказывал».

Материалы выставки рассказывают о формировании научной геометрической школы, созданной А.Д.Александровым в Ленинградском университете, получившей название советской школы геометрии «в целом», а позднее — русской геометрии.

Академик АН СССР, профессор ЛГУ В.И.Смирнов и профессор А.Д.Александров.  1963 год

Академик АН СССР, профессор ЛГУ В.И.Смирнов и профессор А.Д.Александров. 1963 год

С 1933 года он работал на математико-механическом факультете в должности ассистента, с 1944 года — профессора; в 1946 году избран членом-корреспондентом АН СССР; с 1953  по 1960 год заведовал кафедрой высшей геометрии математико-механического факультета. По воспоминаниям его бывших студентов, Александрова отличала артистичная манера преподавания: В.А.Залгаллер считал его «лектором от науки, от творчества, а не от рутинного преподавания», а Ю.Ф.Борисов отмечал, что его лекции и доклады отличались особой «неравнодушностью» к тому, о чем шла речь. С осени 1945 года на матмехе ЛГУ под руководством Александрова начал работать геометрический семинар, на котором он, благодаря своей исключительной научной щедрости, дарил его участникам темы и перспективные идеи для исследований. Так, В.А.Залгаллер вспоминал: «А.Д. постоянно внушал нам самоценность познания и единство всей науки. Он заражал нас интересом к широкой тематике». В 1950-е годы А.Д.Александров читал курсы лекций «Дифференциальная геометрия», «Основания геометрии», а также уникальный авторский курс истории математики. А.М.Вершик, коллега А.Д.Александрова, вспоминает о нем — молодом профессоре и ректоре Университета: «Тогда ему было всего сорок лет и он был окружен не просто уважением, но обожанием студентов. Необычностью и «необщностью взгляда» дышало каждое его появление перед студентами, отчего и возникало ожидание какого-то интеллектуального сюрприза, который будет вскоре преподнесен, или будет услышано что-то необычное, будоражащее мысль. Тогда, студентами, мы еще не могли вполне правильно оценить его математическую мощь, но охотно верили старшим, говорившим, что геометрия в Ленинграде — это Александров. Поэтому для нас тогда он был скорее профессором и блестящим лектором, чем математиком». Среди его учеников — академики А.В.Погорелов, Ю.Г.Решетняк, доктора физико-математических наук И.Я.Бакельман, Ю.Ф.Борисов, Ю.Д.Бураго, Ю.А.Волков, С.С.Кута-теладзе, и многие другие выдающиеся ученые, фотографии некоторых из них можно увидеть на выставке. Последним аспирантом А.Д.Александрова стал Г.Я.Перельман — выдающийся российский математик, первым доказавший гипотезу Пуанкаре.

А.Д.Александров — ректор  Ленинградского государственного  университета — в рабочем кабинете.  1950-е годы

А.Д.Александров — ректор Ленинградского государственного университета — в рабочем кабинете. 1950-е годы

А.Д.Александров так сформулировал свой педагогический и административный принцип: «В Университете все должно служить студенту. Студент — не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который необходимо зажечь». За активное участие в подготовке и проведении Ленинградской студенческой научной конференции А.Д.Александров в 1948 году был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, представленной в экспозиции.

Как педагог и руководитель Университета, А.Д.Александров придавал огромное значение воспитанию студенчества, неотделимому в его понимании от серьезной учебно-научной работы. По его убеждению, учебные занятия должны воспитывать в студентах любовь, интерес и уважение к науке, восхищение ее достижениями, а также научное мышление: систематичность и последовательность, обоснованность и доказательность, критичность и самостоятельность, активность мысли. Основанием науки он видел этику, а нравственность он понимал, как «органическое соединение трех аспектов: человечности, ответственности и преданности истине». Проблеме взаимосвязи науки и воспитания А.Д.Александров посвятил целый ряд выступлений и газетных статей, поэтому среди экспонатов выставки — материалы к его докладу «Каким должен быть студент». В связи с этим уместно вспомнить его наставление студенчеству, опубликованное более полувека назад в статье «Главное богатство» (1961 г.), которое в наше время звучит удивительно живо и актуально: «В жизни так много интересного, такие ценности накоплены в науке и искусстве, такая масса появляется нового, такие грандиозные события происходят в мире, что как подумаешь — дух захватывает. Нужно быть жадным благородной жадностью ума и сердца, стараясь увидеть, узнать, прочесть, испытать, продумать, усвоить как можно больше. Для духовных запросов нет границ, а время скоротечно.

Словом, творческая работа мысли — вот суть подлинной интеллигентности». Кроме того, интеллигентность, по Александрову, — это «понимание общественных задач, потребность в труде, гуманизм», последний же подразумевает «уважение и доброжелательное отношение к людям, отзывчивость к чужому несчастью, и потому — непримиримость ко всяким проявлениям грубости, хамства, бессердечия и жестокости; а самомнение и эгоизм несовместимы с внутренней культурой». А.Д.Александров, будучи знатоком мировой культуры, ценителем классической музыки и поэзии Шекспира, противопоставлял подлинную интеллигентность мещанству как «духовную жадность, стремление как можно больше узнать, воспринять, понять». Знаменательно, что и позднее свой доклад на конференции «Место науки в современной культуре», проходившей в Новосибирском Академгородке в конце апреля 1987 года, он назвал «Наука в центре культуры».

«В каком-то смысле, это был университетский профессор досоветской эпохи: совершенно чуждый чинопочитания, независимый в суждениях, в том числе и по “деликатным” общественным и философским вопросам, с великолепным чувством юмора и глубоко уважительным отношением к студентам», — вспоминает выпускник ЛГУ, социолог В.А.Ядов.

Значок участника Международного  математического конгресса в Эдинбурге.  1958 год

Значок участника Международного математического конгресса в Эдинбурге. 1958 год

В 1952–1964 годы Александр Данилович являлся ректором Ленинградского государственного университета. Это время стало значимой эпохой в истории Университета, что нашло отражение в особом разделе выставки. По словам старшего коллеги А.Д.Александрова профессора В.И.Смирнова, ректор руководил Университетом «силой морального авторитета». А.Д.Александров полагал, что воспитание научных кадров, особенно высшей квалификации, должно стать в центре внимания всей научной общественности. В докладе «Подготовка кадров — дело первостепенной важности» на Всесоюзном совещании научных работников в Кремле в 1961 году он утверждал, что именно в высшей школе должна иметь место самая передовая наука. Задачу университетов и академических институтов он видел в развитии фундаментальных, теоретических исследований, которые, вместе с тем, должны быть ориентированы на достижение практических результатов и иметь связи с производством. Необходимым условием развития университетской науки он считал взаимосвязь факультетов университета с институтами Академии наук, о чем писал в статье «Развивать теоретические исследования» (1963). Неуклонно реализуя принципы интеграции образования и науки, ректор положил начало существенному увеличению числа научно-исследовательских институтов при ЛГУ. Именно за успешную работу в области научных исследований и творческого содружества с производством А.Д.Александров еще в 1950 году, до назначения на должность ректора, был награжден почетной грамотой Областного комитета профсоюзов, демонстрируемой на выставке.

Как ректор ЛГУ, А.Д.Александров поддерживал подлинно научные школы на разных факультетах. Возглавляя Университет, А.Д.Александров способствовал развитию научной генетики, преподавание которой в ЛГУ не прекращалось, тогда как в других вузах эта дисциплина была восстановлена лишь в 1965 году, а также становлению социологии и математической экономики. Так, в 1957 году в лектории исторического факультета Университета читался цикл лекций для молодых специалистов по биофизике, цитологии и генетике. На выставке в Музее истории СПбГУ демонстрируется приглашение на одну из таких лекций «Проблема гена с точки зрения современной генетики», читанную старшим сотрудником Института биофизики АН СССР М.Л.Бельговским. Впоследствии в Заявлении Ленинградского математического общества от 28 марта 1989 года справедливо отмечалось: «Ленинградские ученые помнят многочисленные добрые дела А.Д.Александрова: его усилия помогли сохранить в трудные годы науку и отдельных ученых, что потребовало от него большого личного мужества». За особый вклад в сохранение и развитие генетики и селекции А.Д.Александров, единственный математик среди группы биологов, Президиумом Российской Академии наук награжден в 1990 году четвертым по счету орденом Трудового Красного Знамени.

А.Д.Александров за работой. Новосибирск. Конец 1970-х–начало 1980-х годов

А.Д.Александров за работой. Новосибирск. Конец 1970-х–начало 1980-х годов

А.Д.Александров, как ректор ЛГУ, поддерживал развитие в нем художественной самодеятельности, прежде всего университетского студенческого хора под руководством заслуженного артиста РСФСР Г.М.Сандлера. Позднее он вспоминал о нем: «Я познакомился с Григорием Моисеевичем Сандлером в 1952 году, когда стал ректором. Я очень его любил. <…> Все последующие десятилетия благодаря Григорию Моисеевичу в университетскую жизнь с его наукой так ярко входило искусство, и единство культуры, которое состоит в единении науки и искусства, здесь воплощалось в чрезвычайной степени. <…>. Благодаря ему Университет был подлинным центром культуры». О дружбе и взаимном уважении этих выдающихся людей свидетельствует приглашение, адресованное Г.М.Сандлером А.Д.Александрову, на юбилейный ужин в честь их одновременного восьмидесятилетия.

Идея А.Д.Александрова о синтезе науки и культуры воплотилась в организации при ЛГУ Народного университета, начавшего работу в учебном 1959/1960 году и включавшего факультеты литературы и культуры. Слушатели курсов получали свидетельство об их окончании. Лекции проводились в Актовом зале Здания двенадцати коллегий, их читали лучшие преподаватели ЛГУ и других научных учреждений города; в рамках учебного плана были предусмотрены экскурсии, выступления артистов ленинградских театров и солистов Филармонии. Кроме того, в ЛГУ в том же 1960 году читались научно-популярные лекции на различные темы, например, в рамках цикла «Наука и культура XX века» — лекция профессора Л.К.Лозина-Лозинского «Границы жизни и астробиология», в цикле «Наука XX века» — лекция академика В.А.Амбарцумяна «Звездные системы». Материалы о Народном университете представляют собой ценную часть коллекции Музея истории СПбГУ.

Коллеги А.Д.Александрова и студенты Университета, хорошо его знавшие, сохранили яркие воспоминания о незаурядной личности ректора. Александр Данилович никогда не был ученым «сухарем»: в общении с молодежью,

Выступление академика АН СССР А.Д.Александрова. Декабрь 1994 года

Выступление академика АН СССР А.Д.Александрова. Декабрь 1994 года

которую понимал и ценил, был человеком доступным, дружелюбным, остроумным, всегда открытым для беседы и даже спора, демократичным, готовым к серьезному обсуждению проблем, волновавших универсантов, а часто — склонным к иронии и озорству. Благодаря этим качествам он пользовался симпатией, популярностью, даже обожанием студентов, являясь в их глазах образцом, эталоном вузовского преподавателя; многие неосознанно подражали его яркой и точной речи. Еще долгие годы на матмехе рассказывали легенды и курьезные истории о «Данилыче».

Отметим, что во время ректорства А.Д.Александрова в 1962 году, в ЛГУ был открыт подготовительный факультет для иностранцев, и в экспозиции представлено приглашение на торжественный вечер, организованный по этому случаю. Заслуги А.Д.Александрова как ректора были признаны не только университетскими учеными-математиками, но и его коллегами-гуманитариями и были вписаны ими в анналы университетской истории. Он пользовался их подлинным уважением и популярностью. Подтверждением этому служат юбилейные адреса, преподнесенные А.Д.Александрову в 1962 году по случаю 50-летия со дня рождения и 10-летия его ректорства, экспонируемые на выставке. Так, в поздравлении сотрудников исторического факультета, оригинально оформленном в виде старинной грамоты, говорится: «Математик, Вы всегда откликаетесь на нужды историков, живете нашими интересами, помогаете нам в решении проблем, поставленных перед нами Партией, Родиной, самим ходом развития советской исторической науки.

Восхождение А.Д. Александрова  на Пик Лазар. Памир. 1961 год

Восхождение А.Д. Александрова на Пик Лазар. Памир. 1961 год

В Вас, воспитаннике физического факультета, мы всегда видели и видим ученого, не только внимательно следящего за успехами исторической науки, но глубоко чувствующего ее тенденции, хорошо знакомого с прошлым нашей страны. В течение всех десяти лет пребывания Вас на посту ректора университета Вы помогали коллективу Исторического факультета в его научной и педагогической деятельности». А коллеги-филологи в своем адресе отмечали: «Мы, работники филологического факультета, далеки от той науки, для которой Вы сделали так много. Но и мы обязаны Вам очень, очень многим. Вы всегда пристально следили за нашей работой, оказывали нам помощь, подсказывали формы работы с молодежью и старшими и всегда мягко и властно поощряли наш труд. Вы тонко чувствовали тонкости нашей науки и спе-цифику нашего факультета среди других факультетов университета».

50-летию со дня рождения и 30-летию научной деятельности А.Д.Александрова было посвящено расширенное заседание Ученого совета ЛГУ, о чем напоминает сохранившийся в фондах Музея экземпляр специально отпечатанного приглашения. Огромные заслуги А.Д.Александрова перед отечественной высшей школы в конце его жизни были отмечены высокой наградой — Орденом почёта — за большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 275-летием Российской академии наук (1999 г.).

Научно-исследовательской работе А.Д.Александрова в области математики, которую он вел в ЛГУ и вне его, посвящен специальный раздел выставки. В 1938–1952 годах он работал в Ленинградском отделении Математического института им. В.А.Стеклова АН СССР в должности старшего научного сотрудника, а еще ранее, в 1934 году, — участвовал во II Всесоюзном математическом съезде в Ленинграде, проходившем в институте, о чем свидетельствует членский билет съезда. После избрания А.Д.Александрова академиком по Сибирскому отделению АН СССР и отъезда в Новосибирск, в 1964–1986 годы он являлся старшим научным сотрудником  Института математики СО АН СССР, где с 1967 года возглавлял сформированный им Отдел математических проблем естествознания и заведовал лабораторией геометрии и хроногеометрии. Педагогическую работу ученый продолжил в Новосибирском государственном университете. С 1965 по 1984 год он был профессором кафедры геометрии и топологии механико-математического факультета, в 1972–1980 годы заведовал этой кафедрой и вел плодотворную работу по подготовке научных кадров в новой области исследований — хроногеометрии. В НГУ Александров читал курсы «Аналитическая геометрия», «Хроногеометрия», «История математики», а также читал лекции по  истории науки, этике, на которых рассматривались вопросы науки и нравственности в духе свободы мысли и творчества, что вызывало постоянное недовольство властей.

«Горопроходимцы Университета» на вершине Пика ЛГУ (6222 м). Западный Памир.  А.Д.Алекснадров — третий справа. 1962 год

«Горопроходимцы Университета» на вершине Пика ЛГУ (6222 м). Западный Памир. А.Д.Алекснадров — третий справа. 1962 год

Материалы выставки рассказывают и о зарубежных поездках и выступлениях А.Д.Александрова, в разные годы участвовавшего в научных конференциях и конгрессах, читавшего лекции в Дании, Индии, Канаде. Научные и педагогические заслуги А.Д.Александрова получили признание в научном мире. Так, по случаю 60-летия ученого его коллегами по Сибирскому отделению Академии наук СССР ему была вручена юбилейная медаль. Другая памятная медаль была подарена по случаю его 75-летия и проведения Всесоюзной конференции по геометрии «в целом» в Институте математики СО АН СССР в 1987 году. Тогда же друзья-альпинисты Е.Фурмаков, А.Данилов, Д.Торопов, Ю.Борисов преподнесли великолепный поздравительный адрес, исполненный в виде металлической доски, на которой выгравированы стихи и философские высказывания Александрова, а также рисунки, иллюстрирующие вехи его научного пути, тематику исследований и достижения в альпинизме.

Необходимо отметить, что в 1980-е годы А.Д.Александров совместно с А.Л.Вернером и В.И.Рыжиком подготовил серию учебников по геометрии для средней школы, и его участие в этом деле, чрезвычайно важном для подготовки будущих научных кадров, было не без юмора отмечено друзьями памятной деревянной медалью, на которой изображен Буратино с учебником Александрова в руках. О важном значении просветительской деятельности А.Д.Александрова также свидетельствуют экспонаты выставки. В 1964 году А.Д.Александров был избран делегатом первой учредительной конференции Общества «Знание» Ленинградского университета. А позднее, в 1967 году, уже после переезда в Новосибирск, имя А.Д.Александрова было занесено в «Книгу почета» Общества «Знание» РСФСР, согласно удостоверению об этом, «за многолетнее активное участие в пропаганде знаний среди трудящихся Новосибирской области».

На выставке можно увидеть многочисленные официальные научные награды А.Д.Александрова. За работы по геометрии он был удостоен Сталинской премии II степени (1942 г.); на выставке представлены диплом и медаль лауреата этой премии, которая позднее получила наименование Государственной премии СССР. В 1963 году он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», о чем напоминает поздравительная телеграмма. Здесь же представлен дубликат золотой медали им. Л.Эйлера, присужденной А.Д.Александрову в 1991 году за выдающиеся работы по математике, механике и  математической физике.

Следующий раздел выставки посвящен общественной деятельности А.Д.Александрова. Ученый придавал огромное значение интернациональному воспитанию студенчества, формированию у молодежи высоких душевных качеств, естественной потребности в защите мира и борьбы против войны. Об этом напоминают такие экспонаты, как приглашение, адресованное А.Д.Александрову, от ЛГУ и Ленинградского областного комитета защиты мира на вечер «За мир и дружбу» (1954 г.), билет Ленинградского Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран (выдан А.Д.Александрову в 1970 году), а также орден Дружбы народов (1992 г.).

В этой же витрине представлены документы, свидетельствующие о деятельности А.Д.Александрова как члена Коммунистической партии, а также значок члена Общества охраны природы. Среди материалов этого раздела выставки привлекает внимание приглашение, адресованное А.Д.Александрову, как любителю классической музыки и члену Ленинградского оргкомитета Всероссийского хорового общества, на открытие Октябрьского районного отделения ВХО (1958 г.).

Здесь же можно увидеть военные награды А.Д.Александрова — медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (во время Великой Отечественной войны, в 1941–1944 годах, А.Д.Александров работал в Казани в составе эвакуированного коллектива Математического института им. В.А.Стеклова АН СССР), а также его государственные награды: Орден Ленина (1961 г.), ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1957, 1975, 1990 гг.).

Характеристику удивительно многогранной личности А.Д.Александрова дополняет последний раздел выставки, посвященный его увлечению альпинизмом, которое началось еще в студенческие годы под влиянием его учителя Б.Н.Делоне. На выставке экспонируются фотографии, документы, а также главный “инструмент” альпиниста — горный ледоруб, принадлежащий А.Д.Александрову. Здесь же представлен фрагмент его записок об одном из ранних восхождений в Осетии (1935 г.), которые заканчиваются подлинным «гимном» природе: «Я вышел в степь и оглянулся. Далеко за грядами “Скалистого хребта” поднимались величественные и прекрасные снежные гиганты. Очертания их были четки и ясны на фоне темно-голубого неба. Вот они запылали розовато-желтым светом, и по мере того как поднималось солнце, они загорались все ярче и ярче и, наконец, стали белые, ярко-белые на фоне голубого неба, за зелеными и коричневыми склонами меньших гор. И когда я вижу перед собою эту картину, сердце наполняется радостным волнением. Это даже не музыка, это природа!». Чувство восхищения величественной красотой гор он пронес через всю жизнь.

Будучи ректором ЛГУ, А.Д.Александров способствовал развитию спортивного альпинизма в университете, благодаря чему сформировалась сборная команда по альпинизму спортклуба ЛГУ. «Однажды я видел, как он заходил в свой кабинет с ледорубом!» — вспоминал В.Драгунский, в то время — аспирант, секретарь университетского комитета комсомола. В год своего пятидесятилетия в группе сотрудников и студентов ЛГУ А.Д.Александров поднялся на безымянный пик 6222 м (Шахдаринский хребет, Памир), которому по его предложению было дано название «Пик Ленинградского университета». В семейном архиве сохранился памятный знак Памирской экспедиции ЛГУ под № 1, принадлежавший А.Д.Александрову (1960–1970 гг.). Увлечение А.Д.Александрова альпинизмом послужило темой оригинального дружеского новогоднего поздравления (1960 г.). В 1982 году, отмечая свое семидесятилетие, он совершил на Тян-Шане последнее восхождение на Пик Панфилова, запечатленное на фотографии. О высокой спортивной квалификации А.Д.Александрова свидетельствуют удостоверение инструктора альпинизма. выданное в 1939 году, знак и удостоверение мастера спорта по альпинизму (1949 г.). За достижения в альпинизме он был удостоен различных грамот, многие из которых можно увидеть на выставке. Именем А.Д.Александрова назван один из перевалов Кавказа.

Таким образом, эта небольшая экспозиция является данью памяти многогранной личности и деятельности Александра Даниловича Александрова — выдающегося математика, выпускника, профессора, ректора Ленинградского университета, педагога, общественного деятеля, альпиниста.

Юбилейная экспозиция, посвященная А.Д.Александрову, будет открыта для посетителей в Музее истории СПбГУ в течение нескольких ближайших месяцев.

О.Л.БИЛЬВИНА,

заведующая сектором выставок отдела Музейного комплекса СПбГУ — Музея истории СПбГУ

 

Новости СПбГУ