Главная » Год 100-летия А.Д.Александрова

Благодарность социологов

Имя Александра Даниловича Александрова в нашей университетской жизни возникает очень часто. Он, как никто, живет в нашей памяти реально и мифологически: одни универсанты знали его, работали в его время, другие знают понаслышке, по той мифологии, где присутствуют его добрые дела, методы работы, характер и даже слова…

Александр Данилович Александров

Александр Данилович Александров

Александр Данилович был действительно выдающимся ученым, который в 30 лет получил Государственную премию (1942), и харизматической личностью, лидером универсантов. Он умел зажечь идеей, умел разговаривать не только со студентами и преподавателями на любую тему, но и с представителями власти.

Я помню его встречи со студентами (в период его ректорства я был студентом). В нем всегда чувствовались ум, воля и юмор. У меня в памяти остались его доклады по философским и социальным проблемам на философском факультете, на партийных собраниях, споры, которые возникали после его выступлений. Они во многом были обусловлены острой и необычной постановкой проблем, отсутствием догматизма и новациями. Особенно интересными были споры с известным философом Василием Петровичем Тугариновым, моим учителем, который активно высказывал свою точку зрения, когда другие преподаватели не решались задавать вопросы ректору и оспаривать его идеи. Кстати, сам Александров писал о дискуссиях с Тугариновым в своих воспоминаниях.

Удивительным было его увлечение спортом и физкультурой. Действительно, благодаря ему наш Университет слыл самым спортивным вузом города, в частности, развивался альпинизм. Чего стоили одни поездки студентов «на скалы» в поселок Кузнечное, где всегда был и ректор. Об увлечении альпинизмом в университете под влиянием Александрова есть интересные воспоминания С.М.Саввона, доцента-физика, заслуженного мастера спорта СССР, который долгое время был лидером альпинистского движения в университете и в городе. Он ходил в походы с Александром Даниловичем.

О том, как Александр Данилович любил лыжный спорт, сказано много. Мы, студенты 60-х и начала 70-х годов прошлого века, всем общежитием ездили в Кавголово, покататься рядом с ректором, а иногда решить или обсудить свои проблемы или просто пообщаться. В начале недели в аудиториях можно было слышать разговоры о поездке в Кавголово, о встрече с ректором, сказанные им слова. Это создавало у нас, у студентов, общее чувство единения, гордости за университет, за ректора…

Так получилось, что меня, «отставного» солдата (студента в возрасте), избрали в Профком студентов университета. С первого курса я иногда присутствовал на расширенных заседаниях в ректорате, где обсуждались разные вопросы, в том числе строительство университета в Петергофе. При этом очень чувствовалось, что Александров хотел создать настоящий университетский городок, где были бы соединены обучение, исследования, воспитание и спорт и имелись бы все возможности для этого, включая жилье для преподавателей, общежития, библиотеки, театр, стадионы, бассейны и т.д. Он говорил, что видел университетские кампусы в США, Италии, почему мы не можем создать подобное? Надо добиваться, не бояться… С моей точки зрения, строительство новых зданий университета в Петергофе было выдающимся подвигом ректора. Другое дело, что мы, универсанты, пришедшее позже наше руководство, местные власти не смогли завершить его дело и создать настоящий университетский городок со всей его инфраструктурой. Возможности были, но они были упущены. Жаль, если то, что сделано в Петергофе, со временем станет ненужным.

Александров как социально активный человек и общественный деятель интересовался социальными науками. Он участвовал в дискуссиях по философским проблемам, он — один из первых, кто в 70-е годы ХХ века начал обсуждение темы «Наука и нравственность», высказал свою позицию в серии докладов и публикаций. Его работа «Научная установка нравственности», опубликованная в сборнике «Наука и нравственность» (М., 1971) и другие статьи в этом направлении являются до сих пор чрезвычайно актуальными.

Особая любовь у Александра Даниловича была к социологии, которая тогда была вне университета. Как известно, социология, после короткого периода признания с 1917 по 1923 годы, вновь была исключена из перечня научных дисциплин и заменена философией. Отечественная социология полностью повторила судьбу таких наук, как генетика и кибернетика.

Александр Данилович, если судить по библиографии его работ, с 60-х годов XX века начал рассуждать о содержании общественных наук, в том числе социологии. В 1962 году выступил на сессии Общего собрания АН СССР с докладом «О многообразии задач науки о человеке», где говорил в частности о необходимости развития социологии и социологических исследований. Полностью свою позицию Александров высказал в статье «Слово о социологии», опубликованной в 1966 году. В этой статье он, доказывая значение социологии, писал, что мы ко многим социальным и человеческим проблемам относимся гуманитарно, эмоционально и публицистически, а должны они быть поставлены «на почву настоящей, серьезной, точной науки» — социологии. Эта наука, кроме своих теорий и методов, должна использовать специальные методы социальной статистики, моделирования, кибернетики и т.д. В статье названы основные направления социологических исследований для понимания социальных отношений, их динамики и места человека в социалистическом обществе.

Александров считал очень важным развитие конкретных социологических исследований, касающихся всех сфер социальности в сочетании различных теорий и фактов. Он удивлялся, что при всей необходимости подобных исследований, «положение ее (социологии — А.Б.) у нас остается неудовлетворительным, развитие ее совершенно недостаточно».

Он призывал срочно начать подготовку социологов в университетах. «В перечне специальностей, — писал Александр Данилович, — по которым вообще готовятся в нашей стране люди с высшим образованием, просто нет такого термина — социология. Создается впечатление, что в глазах Министерства высшего и среднего специального образования СССР такая наука не существует». «Таково же, — писал он, — отношение Академии наук страны к социологии, которой давно пора, однако, подумать об особом (и достаточно мощном!) научном институте».

Как видно из его суждений, Александров утверждал, что нужна широкая программа развития социологии в стране, и для этого предлагал следующие меры: во-первых, ввести в список университетских специальностей социологию и начать в университетах подготовку кадров прямо «с предстоящего учебного года», то есть с 1966 года; во-вторых, поддержать сложившиеся в некоторых университетах ячейки, где уже ведутся исследования. При этом он, думаю, имел в виду НИИКСИ, который был создан в нашем университете в 1965 году благодаря его поддержке в период его ректорства и который сегодня фактически ликвидирован; в-третьих, пора образовать в Академии наук социологический институт; в-четвертых, необходимо начать издание специального научного журнала.

Все это говорит о том, что Александров представил настоящую программу развития социологии в нашей стране еще в 1966 году, когда вновь начали робко говорить о нашей науке. Это, с моей точки зрения, была в истории оте­чественной социологии третья программа ее развития, наряду с проектами М.М.Ковалевского в начале XX века, П.А.Сорокина после революций 1917, когда в нашем университете появилась кафедра социологии.

В реальности полное социологическое образование у нас началось в 1989 году, через 23 года после статьи Александра Даниловича. Институт социологии в АН СССР был создан в 1968 году, а первый журнал «Социологические исследования» появился в 1974 году, то есть через восемь лет.

Кроме этой программной статьи в поддержку социологии и ряда выступлений он написал еще несколько работ, в одной из них под названием «В защиту социологии», опубликованной в «Вестнике АН СССР» в 1972 году (№ 7), он обсуждает теоретико-методологические вопросы изучения массового сознания в дискуссии с известным отечественным социологом Борисом  Грушиным, которая в свое время вызвала среди социологов дебаты и способствовала активному теоретизированию в нашей возрождающейся социологии.

Александра Даниловича и в преклонном возрасте интересовали проблемы социологии и проблемы человека в системе социальных отношений. Когда я в 1991 году пригласил его выступить на заседании городского семинара «Человек в зеркале наук», руководимого мной, он с удовольствием согласился и предложил тему о творческой сущности человека. Доклад вызвал большой интерес у слушателей, которые заполнили Актовый зал Университета.  В докладе была представлена концепция творческой сущности человека через систему его деятельности, определяющей социальную значимость. Этот интересный доклад, затрагивающий актуальные проблемы социологии, опубликован  в сборнике «Человек в зеркале наук», (1993, вып. II) под моей редакцией. Кроме того, А.Д.Александров собирался встретиться со студентами нового факультета социологии, но состояние здоровья не позволило это осуществить. У меня осталось сожаление, что мы — социологи — были не настойчивы и не сумели осуществить его желание.

Социологи Университета (и не только) помнят труды и усилия Александра Даниловича Александрова по развитию нашей науки и чувствуют к нему глубокую благодарность.

А.О.Бороноев,
почетный профессор СПбГУ,

заведующий кафедрой теории и истории социологии

 

Новости СПбГУ