Главная » Книжная полка

Эдгар По и фотометрический парадокс

«Парадоксально, что именно этот парадоксальный человек предложил первое правильное, хотя и качественное, решение загадки темноты ночного неба. Даже более — Эдгара По можно назвать, пусть и с некоторой натяжкой, одним из идейных предшественников современной космологии в целом».

Да-да, зрение вас не подвело. Речь действительно идет именно о том самом знаменитом писателе и поэте. Вряд ли найдется человек, который не читал или хотя бы не слышал о рассказах Эдгара По «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо». Но немногие знают, а еще меньше знакомы с текстом его «Эврики. Поэмы в прозе». Это переработанная и расширенная версия его лекции «О космологии Вселенной», с которой он выступил в феврале 1848 года (за год до своей смерти) в Общественной библиотеке Нью-Йорка. Более того, оказывается, что По предложил и решение фотометрического парадокса. Как это удалось человеку, который проучился в университете всего год?

На этот вопрос и не только отвечает профессор СПбГУ Владимир Решетников в своей книге «Почему небо темное. Как устроена Вселенная». Она вышла в свет в 2012 году в рамках проекта фонда «Династия» по изданию современных научно-популярных книг. Книга вошла в шорт-лист премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки». Автор поставил перед собой нетривиальную задачу: раскрыть для читателей загадку ночного неба — почему оно темное ночью. Для этого на 190 страницах карманного формата ему пришлось изложить историю фотометрического парадокса в первой главе, рассказать об устройстве Вселенной во второй, а в третей предложить вниманию читателей решение фотометрического парадокса. В итоге, как признается сам автор, «получилась очередная попытка “объять необъятное” — описать Вселенную в немногих словах, не скатываясь в чрезмерное упрощение и не сильно греша против истины». И хотя в аннотации указано, что книга адресована всем, кто интересуется астрономией и космологией — от старшеклассников до специалистов в других областях, содержание все же предполагает у читателя довольно значительный базис специальных знаний и определенную толику смелости. Особенно у читателей с гуманитарным образованием, так как главы, в которых рассказ автора сопровождается формулами, аббревиатурами и отсылками к рисункам, вкупе с отсутствием «чрезмерного упрощения», вызывают стойкую ассоциацию с учебником.

Стивен Хокинг как-то высказал мнение, что каждая формула уменьшает количество читателей в два раза. Владимир Петрович не побоялся отпугнуть читателей ни формулами, ни большим количеством терминов, выходящих за пределы школьного курса астрономии, ни вкраплениями цитат из Куприна, Фета, Тютчева, Шекспира, Дойля и других известных литераторов. Наличие последних, впрочем, кажется закономерным, если отдать должное вдохновляющей силе звездного ночного неба. «Изменилось бы что-то в нашей жизни, если бы звездное небо не было бы видно с поверхности Земли?» — спрашивает автор в начале книги. И тут же отвечает: «Пострадали бы, конечно, литература и поэзия, лишившись важного источника вдохновения, но были бы и гораздо более существенные последствия, заключающиеся в том, что, вполне вероятно, развитие науки и человеческой цивилизации в целом было бы сильно заторможено. Чуть утрируя, можно сказать, что без звезд на небе, возможно, сейчас не было бы ни телевидения, ни интернета, ни мобильных телефонов, а также многого другого, без чего невозможно представить современную жизнь».

Не написал бы, наверное, Эдгар По и свой известный рассказ «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля». «Открываем этот рассказ и находим в нем массу научной информации — параметры лунной орбиты, детальное описание вида Земли из космоса, сведения о кометах и зодиакальном свете, ссылки на великих ученых прошлого», — пишет Владимир Решетников. И тут же поясняет читателям, что сам По когда-то признался: на написание этого рассказа его вдохновил «Курс астрономии» Джона Гершеля. Да так вдохновил, что Эдгар По использовал массу научных данных, чтобы убедить читателей в «подлинности фантастического путешествия на воздушном шаре на Луну». Благодаря своему увлечению, Эдгар По вошел в историю фотометрического парадокса наряду с такими известными учеными, как Диггес, Кеплер, Галлей, Шезо, Ольберс, Джон Гершель, лорд Кельвин, Фурнье д’Альбери.

Благодаря же Владимиру Решетникову, каждый взявший в руки книгу «Почему небо темное. Как устроена Вселенная» сможет узнать не только что такое фотометрический парадокс, но и то, что «в реальной Вселенной, которая конечна во времени и в пространстве и, вдобавок, расширяется, фотометрический парадокс просто не может возникнуть. За пределами нашей Вселенной, возможно, находится что-то еще….»

А еще читатели узнают, что «ночное небо — это гигантская окружающая нас со всех сторон машина времени… Взглянув на небо в радиодиапазоне, мы видим портрет Вселенной — реликтовое излучение — в возрасте лишь около 400 000 лет. Ничуть не преувеличивая можно сказать, что на окружающем нас со всех сторон ночном небе изображено рождение и эволюция Вселенной. В этом, пожалуй, и есть основная тайна неба — на нем, выражаясь немного высокопарно, запечатлен Большой взрыв».

В самом конце книги автор выражает надежду, что его рассказ о ночном небе не показался слишком скучным, и у читателей, «как у героя стихотворения Уолта Уитмена, сохранилось желание “взглядывать порою на звезды”». У тех, кто прочтет книгу Владимира Решетника, такое желание точно сохранится, и они будут смотреть на звезды с гораздо большим интересом.

Вера Свиридова

 

Новости СПбГУ