Главная » Конференц-зал

Что мешает российским вузам войти в топ-100 мировых рейтингов?

Проблемы и перспективы российских вузов в мировых рейтингах, их методологию и миссию обсудили на семинаре, который провели в ноябре Санкт-Петербургский государственный университет и компания QS Quacquarelli Symonds Ltd, автор рейтинга QS World University Rankings.

Основные доклады на семинаре сделали руководитель QS Intelligence Unit Бен Соутер и региональный директор QS Quacquarelli Symonds Ltd Зоя Зайцева. В семинаре приняли участие представители российских вузов: СПбГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Казанского (Приволжского) федерального университета, Южного федерального университета, НИУ Высшая школа экономики, Сибирского Федерального университета, Россий­ской экономической ака­де­мии им. Г.В.Плеханова, Нацио­нального минерально-сырьевого университета “Горный”, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, белорусских университетов и других вузов.

Зачем придумали рейтинги

Бен Соутер, руководитель QS Intelligence Unit

Бен Соутер, руководитель QS Intelligence Unit

Как объяснил Бен Соутер, главная задача международного рейтинга — помочь студентам сделать правильный, умный выбор, то есть найти оптимальный вуз согласно своим запросам. «Еще 10 лет назад международных систем рейтинга не существовало. Университеты жили в своем замкнутом мире, — сказал Бен Соутер. — В каждой стране был свой ведущий университет, который считался эквивалентным ведущему вузу другой страны — например, Гарварду или Кембриджу. Теперь же, когда вузы стали конкурировать на международной арене, стал необходим некий независимый инструмент их сравнения, каким и является рейтинг».

Существенный фактор роста конкуренции между вузами — всё больше людей хотят получать высшее образование. «Когда мой отец пошел учиться, он входил в 5% людей с высшим образованием в стране. Когда в университет поступил я, нас уже было 50%. Когда придет время поступать моему сыну, доля людей с высшим образованием еще возрастет, —объяснил Бен Соутер. — А человеку нужно отличаться от соперников на рынке труда — ведь конкуренция возрастает! Теперь просто получить высшее образование мало. Нужно получить лучшее образование, желательно на международном уровне».

Количество международных студентов неуклонно растет. Например, в России за 10 лет — с 2000 по 2010 год — прирост иностранных студентов составил 291%. Сейчас у нас учится 160 тысяч студентов из-за рубежа. В основном из Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана и Китая. Уехали учиться за рубеж из России 68 тысяч студентов (в 2011 году).

Вот и возникает потребность в рейтингах: независимых инструментах сравнения вузов, определения лучших из них на международной арене.

Методология QS

Даже признанные и уважаемые международные рейтинги существенно отличаются по методикам, которые используют. Так, Шанхайский рейтинг сконцентрирован в основном на исследовательской работе. «Очень трудно придумать систему, которая удовлетворяла бы всех, — подчеркнул Бен Соутер. — Но мы стремимся учитывать разные стороны работы университета. Понятно, например, что большая часть студентов не собирается в будущем становиться профессорами, они хотят выйти в мир и найти хорошую работу. Будущее трудоустройство — едва ли не самый важный фактор при выборе вуза для молодых людей. Поэтому в нашем рейтинге учитывается возможность получить работу».

В рейтинге QS используются следующие индикаторы:

40% — академическая репутация (по результатам опроса в академических кругах);

20% — соотношение преподавателей и студентов (количество студентов на одного преподавателя);

20% — цитирование (суммарное цитирование за последние 5 лет в расчете на общее количество профессорско-преподавательского состава и исследователей вуза);

10% — репутация среди работодателей (по результатам опросов работодателей);

5% — количество иностранных студентов (соотношение иностранных студентов и российских);

5% — количество иностранных преподавателей (соотношение иностранных преподавателей и российских).

Большинство вопросов аудитории по завершении докладов касалось именно методологии: система вузов чрезвычайно сложна, есть национальная спе­цифика, специфика различных областей науки. Например, в разных вариациях звучал вопрос о национальном языке: в некоторых областях подавляющее большинство публикаций делается на русском языке. «60–80% юридической науки обслуживают юридическую систему. Поэтому мы мало цитируем иностранных исследователей, и нас мало цитируют за пределами России. Как тут быть?» — задал вопрос преподаватель-юрист. «В каком-то смысле мы это учитываем, — ответил Бен Соутер. — Есть порог количества публикаций, и для юриспруденции он значительно ниже, чем, скажем, для биологии. Однако во многих областях, в биологии, инженерии, медицине, необходимо публиковаться на английском, потому что это язык международного общения. Вполне возможно, что в России есть статьи, интересные для зарубежных коллег, но пока они не на английском, они недоступны».

Зоя Зайцева, региональный дирек- тор QS Quacquarelli Symonds Ltd

Зоя Зайцева, региональный дирек- тор QS Quacquarelli Symonds Ltd

В чем проблема российских вузов?

Для российских вузов в настоящее время вопросы продвижения в международных рейтингах приобрели особую актуальность в связи с требованием руководства страны  о вхождении к 2020 году по крайней мере пяти российских вузов в первую сотню трех ведущих мировых рейтингов вузов. По словам Зои Зайцевой, регионального директора QS Quacquarelli Symonds Ltd, эта задача чрезвычайно трудновыполнима. Говоря о том, что же мешает российским вузам занимать в рейтингах высокие позиции, она отметила два фактора: помимо языкового, это фактор аффилированности. Многие ученые работают одновременно в университетах и в учреждениях РАН и подписывают свои статьи только как сотрудники РАН. В результате вузы оказываются лишены этих публикаций. «Но главное, что российские вузы выходят из своего вакуума и оглядываются вокруг, — считает Зоя Зайцева. — Три-четыре года назад российские университеты были совершенно непробиваемыми: считали, что если вуз запустил, допустим, спутник, то он самый крутой. Хотя если бы мы сравнивали вузы по количеству запущенных спутников, вы понимаете, что это был бы очень странный рейтинг. Сейчас, особенно после требования о вхождении в рейтинги, ситуация изменилась».

Как изменить ситуацию

Если анализировать положение российских вузов в рейтингах, оказывается, что перспективы роста у отечественных университетов есть. Однако существуют факторы, на которые можно повлиять достаточно быстро, а есть те, которые меняются весьма медленно. Эти детали подробно изложила в своем докладе «Российские вузы: сильные стороны и перспективы роста» Зоя Зайцева, дав участникам семинара целый ряд полезных советов. Например, быстро увеличить показатели цитирования сложно: с момента, когда статья принимается журналом и публикуется, и до того, когда появляются ссылки на нее, проходит много времени — до двух лет. Зато во власти представителей российских вузов повлиять на оценку академического сообщества, поучаствовав в опросе, а ведь это 40% веса в рейтинге QS. Сейчас доля России в экспертном опросе академического сообщества всего 1,2%. «Мы пользуемся международной базой, приглашая к участию в опросе экспертов, но и любой человек, отвечающий заданным QS критериям, может зарегистрироваться на нашем сайте и войти в нашу базу данных, — отметила Зоя Зайцева. — Я добилась того, чтобы была возможность заполнять анкету на русском языке, но все равно активность пока очень низкая. Если российские эксперты будут активнее — уверена, и позиции российских вузов в рейтинге укрепятся». То же самое касается и участия в экспертном опросе работодателей: здесь доля России составляет 1,36% — чуть меньше, чем у Финляндии (1,37%). Между тем, требований к работодателям не так много: для участия в опросе необходимо, чтобы у компании было не менее ста сотрудников и чтобы за последний год на работу был принят хотя бы один выпускник вуза. «Помогите повысить долю компаний, знакомых с российскими выпускниками! — призывает Зоя Зайцева. — Это поможет российским вузам в рейтингах. Западные университеты много внимания уделяют “капитализации” своих выпускников. Мы же чаще всего не знаем ни куда он пошел работать, ни как с ним связаться через год…»

Проще всего, по мнению Зои Зайцевой, повлиять на позицию университета в рейтинге Webometrics, который рейтингует по сути не вузы, а их сайты в Интернете. «Если в университете есть команда по «умному маркетингу», добиться повышения места в Webometrics можно достаточно быстро», — сказала она. Нельзя сбрасывать со счетов и совместные статьи с зарубежными коллегами, которые могут получить высокое цитирование, что учитывается во всех мировых рейтингах, правда, по разным методикам и с разным «весом». В пример Зоя Зайцева привела историю с МИФИ: университет в этом году впервые попал в рейтинг THE, в основном благодаря тому, что получил очень высокие показатели цитируемости: две научные статьи, в состав авторов которых вошел сотрудник МИФИ, индексированы в базе данных WoS с заоблачно высокими индексами цитируемости в 3306 и 4916. «Удачно посотрудничали», — констатировала Зоя Зайцева.

Российским вузам необходимо следить и за мелочами. Например, Зоя Зайцева порекомендовала всем университетам провести аудит вариантов самоназваний. Из-за банальных опечаток или разных вариантов сокращения названия вуза статьи, попавшие в базы данных Scopus с такими неточными сведениями, окажутся «за бортом» учета научных публикаций вуза. «Первый раз это занимает довольно много времени, потому что требуется составить целый список названий, а потом будет проще — нужно будет только его дополнять. Главное, не забывайте присылать его нам», — сказала Зоя Зайцева.

Рейтинг не панацея

Спрашивали экспертов и о справедливости рейтингов. Например, было отмечено, что в рейтинге QS есть очень молодые вузы. Как же они успели достичь таких высот? Бен Соутер пояснил, что многие молодые университеты созданы на основе других вузов и институтов, другие появились путем слияния вузов. «Не так много в списке молодых университетов, которые начались «с нуля». Однако если есть сомнения в чем-то, можно провести анализ», — сказал Бен Соутер. Говоря о международных рейтингах, и Бен Соутер, и Зоя Зайцева подчеркивали их относительность и ограниченность. «Что меня пугает — это то, что рейтинги в России стали ставить во главу угла, — сказала Зоя Зайцева. — Это неправильно. Рейтинг не может быть самоцелью. Это важный, но лишь один из индикаторов развития университета».

Елизавета Благодатова

Фото: Андрей Дубровский

 

Новости СПбГУ