Главная » Тема номера

Музей-усадьба «Любенск-Вечаша». Рукотворная память

Этим летом сотрудники и студенты кафедры минералогии геологического факультета СПбГУ совершили вторую, уже традиционную, поездку в Плюсский район Псковской области, в Мемориальный музей-усадьбу знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ольга Михайловна Римская-Корсакова

Ольга Михайловна Римская-Корсакова

Куда уходит время и что в действительности связывает живущих сегодня с теми, кто жил, творил, чувствовал много лет назад? Неужели всё рано или поздно скрывается во мраке забвения? И если это все-таки неизбежно, то разве правильно, разве справедливо?

К этим проблемам, волновавшим умы мыслителей на протяжении всей истории человеческой цивилизации, сотрудники кафедры минералогии СПбГУ давно нашли свои, довольно простые решения. Например, у них можно узнать, что общего между классической музыкой и исследованием минералов. Ответ — Ольга Михайловна Римская-Корсакова, известный ленинградский ученый и доцент кафедры минералогии, а по рождению — внучка великого композитора. Ленинградскому университету и науке Ольга Михайловна посвятила 56 лет жизни — с поступления в 1931 году и до своей кончины в 1987.

Из глубины северных руд — к детскому театру

Меньше чем через два года, в апреле 2014, будет отмечаться 100-летний юбилей со дня рождения О.М.Римской-Корсаковой. Несмотря на эту внушительную дату, Наталья Ивановна Краснова, доцент кафедры минералогии, вспоминает об Ольге Михайловне — своем педагоге и научном руководителе, а потом коллеге и близком друге — так, словно все, что они переживали вместе, случилось совсем недавно. Так велики сила и обаяние этой личности, что не поддаться им невозможно даже после простого рассказа. За полвека насыщенной научно-исследовательской деятельности О.М.Римской-Корсаковой удалось сделать немало. Защитив по результатам экспедиции в Ловозеро диссертацию в 1941 году, накануне вой­ны, Ольга Михайловна посвятила свою дальнейшую деятельность изучению минералогических богатств Кольского полуострова, проведя на Ковдорском массиве 25 полевых сезонов. Среди открытий и достижений ученого — описание нового минерального вид слюды — тетраферрифлогопита, описания таких минералов, как магнетит, шпинель, бадделеит, луешит, крандаллит. Спустя годы в честь О.М.Римской-Корсаковой новый минерал, обнаруженный в породах Ковдорского железорудного месторождения, назовут «римкорольгит».

Структура минерала римкорольгит

Структура минерала римкорольгит

Любенск. Дом-музей Н.А.Римского-Корсакова

Любенск. Дом-музей Н.А.Римского-Корсакова

Бывшие студенты помнят Ольгу Михайловну и как замечательного педагога, ведущего курс «Минералогия СССР», коллеги из других вузов и городов — как ученого секретаря Ленинградского общества естествоиспытателей. А кто-то обязан ей выбором своего жизненного пути еще с самого детства — педагог была одним из организаторов и руководителей Клуба юных геологов им. В.А.Обручева в Ленин­градском дворце пионеров. Благодаря Ольге Михайловне был сохранен и получил дальнейшее развитие знаменитый Минералогический музей СПбГУ. Помимо всего этого, в 1975 году, продолжая давнюю традицию, внучка композитора организовала на даче в Комарово детский театр, в котором, по воспоминаниям ее дочери, Татьяны Алексеевны Фаворской, могли принимать участие все желающие от 5 до 45 лет. Театр, в котором Ольга Михайловна не только была режиссером, но и сама писала сценарии, просуществовал целых 11 лет и поставил 15 спектаклей, включая такие как «Плутни Скапена» по Мольеру, «Слуга двух господ» (Гольдони), «Сид» (Корнель), спектакли по произведениям «Том Сойер», «Маленький принц», «Три мушкетера» и другие.

Но что не менее важно, на протяжении всей своей насыщенной работой и событиями жизни Ольге Михайловне удалось привить многим студентам и сотрудникам кафедры стойкий интерес к своей родословной, буквально заразить их любовью к истории этой знаменитой семьи. Как вспоминает Наталья Ивановна, одним из ярких моментов в их дружбе была поездка в Музей Н.А.Римского-Корсакова в г. Тихвин, который Ольга Михайловна пополняла экспонатами из семейного архива. Затем пришло время отдать должное ее собственной памяти — так, более чем через 20 лет, родилась идея поездки по памятным местам семьи Римских-Корсаковых — усадьбам Любенск и Вечаша.

Край, где рождаются сказки

Вид с балкона Большого дома в Любенске.

Вид с балкона Большого дома в Любенске.

«В первый раз я побывала здесь в июне прошлого года, когда традиционно отмечается день памяти композитора, — рассказывает Наталья Ивановна Краснова. — Сюда приезжают многие детские коллективы из Луги, из поселка Плюссы, из Санкт-Петербургской консерватории, фольклорные ансамбли, а также взрослые профессиональные артисты. Именно на этом концерте мне впервые удалось услышать арию из оперы “Князь Игорь” в потрясающем исполнении». Затем, в июле 2011, когда горячая пора экзаменов и защит осталась позади, сюда отправилась целая группа энтузиастов, в первую очередь из сотрудников и выпускников геологического факультета. Среди них директор Минералогического музея СПбГУ Галина Федоровна Анастасенко, профессор кафедры кристаллографии Станислав Константинович Филатов, старший преподаватель кафедры минералогии Мария Ветрова, ученица Ольги Михайловны Ольга Миклухо-Маклай и другие. В этом году путешествие повторилось — в нем приняли участие и нынешние студенты геофака. С экспозицией музея-усадьбы и окрестностями гостей познакомила экскурсовод Раиса Михайловна Алексеева, буквально заразившая их любовью к этому краю — как когда-то, более 100 лет назад, этим местам навсегда отдал свое сердце профессор Петербургской консерватории Николай Андреевич Римский-Корсаков. С 1894 по 1905 годы композитор провел здесь немало летних месяцев, в течение которых написал свои замечательные оперы — «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». Когда бродишь по берегам озера Песно, прислушиваешься к шелесту прибрежных камышей на ветру, любуешься блеском прозрачных волн, трудно не понять, почему эти волшебные произведения были написаны именно здесь.

«Несомненно, Николая Андреевича вдохновляла удивительная природа здешних мест. Как говорила нам Раиса Михайловна, это сама музыка природы. Слушаешь ее и словно видишь — 33 богатыря выходят из волн, появляется град Китеж. Вы только взгляните на сук этого старого дерева — настоящий Змей Горыныч! — говорит Наталья Ивановна, показывая фотографии поездки. — Между прочим, в самой усадьбе хранятся прекрасные записи опер Римского-Корсакова. И мы их слушали как завороженные!»

Небольшой деревянный дом, выкрашенный в поблекший от времени небесно-голубой цвет — это усадьба Вечаша, расположенная прямо на берегу озера Песно. Большую часть имения размеров в 35 гектаров в те времена занимал живописный старинный парк. Как гласят семейные предания, композитор очень любил прогуливаться по тенистым аллеям, наслаждаться тишиной и покоем. В 1907 году, за год до смерти Николая Андреевича, семья Римских-Корсаковых приобрела и соседнее поместье — усадьбу Любенск, где до этого часто бывала в гостях у помещицы Александры Викторовны Бухаровой. До 1920 года этот окруженный старинными деревьями дом, с балкона которого также открывался чудесный вид на озеро, сад с тремя прудами и фруктовым садом, был излюбленным местом, где проводили лето члены семьи композитора и их друзья.

А вот в годы советской власти и Любенск, и Вечаша, отданные под нужды совхоза, стали постепенно разрушаться. Деревья парка вырубались, постройки ветшали. В годы Великой Отечественной войны здания усадьбы были сожжены отступавшими немецкими войсками. От былого великолепия осталась лишь каменная конюшня и фундаменты. Они и послужили основой для восстановления усадьбы Вечаша в 60-е годы, когда эта территория официально стала филиалом Государственного Пушкинского заповедника. В 80-х годах началась работа по созданию музейной экспозиции в Любенске. В работе по воссозданию планировки усадебного комплекса и формированию научной коллекции музея самое активное участие приняла внучка композитора, двоюродная сестра Ольги Михайловны, Татьяна Владимировна Римская-Корсакова. Кстати, также она была среди инициаторов создания музея композитора в их старой городской квартире на Загородном проспекте, дом 28, где когда-то проходили знаменитые музыкальные среды. Эту традицию возобновили, и в наше время среды знамениты тем, что на них выступали такие известные музыканты, как Стадлер и Ростропович, пели Вишневская и Камбурова. И в Плюсском районе, благодаря Татьяне Владимировне, документы и письма из семейного архива, фотографии помогли возродить усадьбу «Любенск-Вечаша».

«Всё постарались сделать так, как это было при жизни композитора, — отмечает Наталья Ивановна. — Например, перед домом в Любенске была поляна, на которой ранним летом всегда цвели пионы. И сейчас они цветут здесь снова…».

История одной лампы

Лампа из семейного наследия Ольги Михайловны Римской-Корсаковой

Лампа из семейного наследия Ольги Михайловны Римской-Корсаковой

После реконструкции зданий возникла новая задача — восстановить по возможности максимально точную атмосферу памятного места. Благодаря предоставленным потомками вещам был оборудован рабочий кабинет и другие комнаты Н.А.Римского-Корсакова в усадьбе Любенск, где он скончался. Здесь хранится его личный карандаш, коллекция нот с авторскими автографами, письма, коробка для рукоделия, принадлежавшая супруге композитора Надежде Николаевне (урожденной Пургольд), люстриновый пиджак, который композитор носил в день смерти, и его посмертная маска. На маленьком столике у окна под стеклом хранится вишневая косточка с искусно вырезанной на ней миниатюрной записью молитвы «Отче наш» — подарок Н.А.Римскому-Корсакову от скрипача Мариинского театра Казакова.

Мебель для музея пришлось собирать буквально по крупицам, и кроме тех предметов, что хранились в семье Римских-Корсаковых, сотрудники музея смогли найти аутентичные эпохе диваны, буфет, лампы, часы. Для гостиной усадебного дома в Любенске удалось достать и рояль той же фирмы, которую предпочитал Николай Андреевич, только не белый, как стоял в доме до 1920 года, а черный. Кое-что обнаружилось и в кладовых местных жителей — например, старинная плетеная детская коляска. Из других собранных в окрестных деревнях вещей — вышивок, плетеных туесков, лаптей, одежды — в Вечаше была организована экспозиция предметов крестьянского быта.

Как это часто бывает, вещи могут на очень много лет пережить своих владельцев. И порой только эти неодушевленные предметы обладают удивительной способностью связать воедино прошлое и настоящее. Так, с пополнением коллекции Мемориального комплекса Любенск-Вечаша связана еще одна интересная история — бронзовой лампы из квартиры Римских-Корсаковых на улице Маклина

Рояль в гостиной

Рояль в гостиной

Рабочий стол композитора в его кабинете

Рабочий стол композитора в его кабинетеМаклина.

После кончины матери Ольги Михайловны она и ее отец, старший сын композитора, ученый-энтомолог Михаил Николаевич, переехали сюда и стали жить вместе с семьей младшего сына композитора Владимира Николаевича и его дочери Татьяны Владимировны. В этой большой квартире с высокими потолками и висела старинная керосиновая лампа. После переезда Ольги Михайловны и ее семьи в новую квартиру на Комендантском аэродроме лампа досталась Наталье Ивановне Красновой.

«Потолки в новой квартире Ольги Михайловны для такой лампы не подходили. Я поддалась ее уговорам и забрала лампу себе, — рассказывает Наталья Ивановна. — Некоторое время она висела в столовой, а потом ее сменила другая лампа, доставшаяся мне по наследству. Пришлось лампу Римских-Корсаковых перевесить на балкон, где она от холода время от времени чернела. Мне приходилось ее чистить, и, в конце концов, я ее чуть не возненавидела!». А вот в усадьбе Вечаша лампа пришлась как нельзя более к месту. И именно она стала своеобразной точкой отсчета в традиции ежегодных поездок в Псковскую область. Однажды, на одном из вечеров на Загородном, 28, Наталья Ивановна познакомилась со старшим научным сотрудником Мемориального музея-усадьбы «Любенск-Вечаша» Валентиной Михайловной Васильевой — настоящим энтузиастом своего дела. После непродолжительной переписки геолог с удовольствием отдала лампу в музей. А умелые сотрудники музея не только повесили лампу в кабинет композитора, но и смогли смонтировать ее таким образом, что электрический свет стал очень напоминать свет настоящей керосиновой лампы.

Генеалогическое древо

Экспозиция памяти Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой

Экспозиция памяти Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой

Михаил Николаевич Римский-Корсаков

Михаил Николаевич Римский-Корсаков

В последние годы, во многом при поддержке сотрудников СПбГУ, в усадьбе Любенск были размещены несколько тематических экспозиций, посвященных не только композитору, но и его замечательным потомкам. У Николая Андреевича и Надежды Николаевны было пятеро детей, множество внуков и правнуков, многие из которых так или иначе посвятили свою жизнь Петербургскому университету и науке. Это, прежде всего, старший сын композитора, отец О.М.Римской-Корсаковой, Михаил Николаевич — известный ученый-энтомолог, доктор биологических наук. В сохранении памяти о нем активное участие принимают создатель музея при школе Карла Мая на 14-й линии Васильевского острова Никита Владимирович Благово и ученый-биолог Наталья Влади­мировна Чернышева, которые собрали и опубликовали историю жизни и научных достижений Михаила Николаевича Римского-Корсакова.

После окончания в 1891 году гимназии Карла Ивановича Мая, он поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Еще в студенческие годы Михаил Николаевич получил золотую медаль за научную работу об анатомии и эмбриологии многоножек. После окончания университета молодой ученый посвятил

Фрагмент выставки, посвящен- ной Ольге Михайловне Римской- Корсаковой

Фрагмент выставки, посвящен- ной Ольге Михайловне Римской- Корсаковой

Иллюстрации к учебнику М.Н.Римского-Корсакова «Лесная энтомология»

Иллюстрации к учебнику М.Н.Римского-Корсакова «Лесная энтомология»

себя изучению насекомых в качестве ассистента известного русского зоолога В.Т.Шевякова. С 1898 по 1912 годы М.Н.Римский-Корсаков был штатным хранителем Зоотомического кабинета, читал курсы энтомологии и зоогеографии для студентов университета, а в 1919 году организовал здесь кафедру энтомологии, которую и возглавлял до 1930 года. На протяжении своей жизни Михаил Николаевич работал в Географическом обществе СССР, в Ленинградском обществе естествоиспытателей, был вице-президентом Всесоюзного энтомологического общества, опубликовал более 140 научных работ. Ученый исследовал деревья, вредителей лесов в парках Лесного института (Лесотехнической академии), где работал в последние годы жизни, в Павловске, в Царском Селе, занимался вопросами защиты леса от вредителей, проводил учебные экскурсии для школьников, учителей, участвовал в работе экскурсионных станций и биостанций.

По воспоминаниям племянницы Михаила Николаевича, Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой, его главным жизненным девизом были слова «Изучай всё, что рядом». С недавних пор посетители музея-усадьбы «Любенск-Вечаша» могут увидеть наглядные доказательства того, насколько верен был ученый своему девизу. На новой выставке, организованной в 2012 году, представлены его научные работы, дневники с его воспоминаниями об отце и жизни в Вечаше, портрет композитора, который висел над рабочим столом Михаила Николаевича. Многие из экспонатов были переданы в музей внучкой ученого, дочерью Ольги Михайловны Римской-Корсаковой, Татьяной Алексеевной Фаворской. Есть среди них и не совсем обычный блокнот — если быстро листать его страницы, на них приходит в движение нарисованные ученым стадии деления клетки!

Экспозиция, посвященная Александру Андреевичу Римскому-Корсакову

Экспозиция, посвященная Александру Андреевичу Римскому-Корсакову

Железнорудный концентрат из Ковдорского месторождения

Железнорудный концентрат из Ковдорского месторождения

Еще одна интересная экспозиция — работы правнука композитора, одного из немногих оставшихся представителей родовой фамилии по мужской линии, Александра Андреевича Римского-Корсакова, долгое время возглавлявшего Радиевый институт Академии наук. Помимо науки, Александр Андреевич посвящал немало времени рисованию (в основном по мотивам научной фантастики) и показал себя интересным и необычным художником, оценить творчество которого также могут гости усадьбы. Героями тематических выставок здесь постепенно стали и те, кто так долго старался сохранить память великого композитора — его внучки Татьяна Владимировна и Ольга Михайловна. Здесь хранятся книги, написанные Т.В.Римской-Корсаковой о ее деде, и другие вещи, переданные ее семьей в память об этой деятельной и верной памяти своей семьи женщине.

Экспозиции, созданной сотрудниками кафедры минералогии в память об О.М.Римской-Корсаковой, в этом году пришлось потесниться, уступив место выставке в честь ее отца. Места в музее не слишком много, и публикации, фотографии, полевой дневник Ольги Михайловны пришлось временно убрать. «Валентина Михайловна Васильева спросила, не слишком ли мы огорчились, что так получилось, — говорит Наталья Ивановна. — И я ответила — конечно, нет! Разве огорчилась бы Ольга

Михайловна, узнав, что вместо выставки о ней теперь создана выставка о ее отце? Такое даже невозможно представить!». Но на память о минералоге здесь остались, например, экспозиция по мотивам созданного ею Комаровского детского театра. Или «лейцесовский» микроскоп, отданный в музей Натальей Красновой. «Нам очень хотелось выставить микроскоп. Но специального минералогического не достали, только этот, биологический — смотреть в нем минералы можно только в проходящем свете. А сейчас, для выставки о Михаиле Николаевиче, он пришелся как раз кстати!». Кстати, выставка, посвященная Ольге Михайловне, в музее все-таки будет — как только сотрудники найдут и оборудуют место. А Наталья Ивановна Краснова уже подготовила план будущей экспозиции. В витрине под стеклом будут проложены миниатюрные рельсы, и два вагончика с минералами приготовятся «к отправке» из северных рудников в разные стороны. Концентрат железной руды — на заводы Череповца, а апатит — в Кингисепп. Карты, полевые дневники, другие документы и фотографии, развешанные на стене, дополнят картину рабочих будней ученого-минералога.

Чтобы не забывали…

Татьяна Семме

Фото из архива Н.И.Красновой

 

Новости СПбГУ