Главная » Тема номера

От студентов 1920-х до студентов нынешних

7 ноября 1927 года вышел в свет первый номер газеты «Студенческая правда», а в 2012 году университетское издание отметит свою 85-ю годовщину.

Редколлегия газеты «Студенческая правда». 1927 год

Редколлегия газеты «Студенческая правда». 1927 год

Вчитаемся в строки 85-летней давности: «Промчались десять лет титанической борьбы… Десять лет гремели громы революции… Своей железной метлою она вымела крупных капиталистов, помещиков и банкиров… Метла революции прошлась и по большому коридору Петровских коллегий. Почти 100 лет пребывал здесь Университет. Многое он пережил, о многом могут порассказать его старые стены. Но никогда он не испытывал таких перемен, как за истекшее десятилетие: нет теперь вылощенных карьеристов, нет маменькиных сынков, нет и богатых бездельников…»

Так начинается передовая статья «Десять лет» в самом первом номере университетской газеты, вышедшем 7 ноября 1927 года — к десятилетнему юбилею Октября. Газета тогда называлась «Студенческая правда», хотя и считалась органом студентов и работников Ленинградского государственного университета. Именно с этого номера ведет начало университетская пресса.

В ноябре этого года журнал «Санкт-Петербургский университет» отметит свою 85-ю годовщину. Возраст солидный: издание имеет богатый опыт и историю, десятки поколений студентов СПбГУ знакомились с Университетом с помощью корпоративной газеты и журнала.

Что такое история издания? Думаете, скучные и малоинтересные факты об основании, росте и развитии? Ошибаетесь. История журнала — это, прежде всего, связь поколений, которую можно проследить от первого номера до настоящего времени.

1927 год.  Недавно изданная газета «Студенческая правда». На фоне трудовых будней слышен звонкий смех вчерашних школьников и жаркие споры, громкие обсуждения статей… В 1930 году издание стало называться «Ленинградский университет». 1960-е годы. Один из номеров газеты «Ленинградский университет». После быстрого просмотра информации на первой полосе, притормаживаем на странице с заголовком «Работали с вдохновением, целеустремленно».  1990-е годы. Останавливаемся на статье, посвященной славной истории Университета… 2010-е годы. Курсор «мышки» бегает по просторам Интернета и листает страницы электронной версии журнала «Санкт-Петербургский университет»: https://journal.spbu.ru/.

Университетское издание давно стало верным помощником студентов. Оно подскажет выход из затруднительной ситуации и разъяснит спорные вопросы, расскажет о новостях университетской жизни. Сегодня некоторые из вас видят этот журнал впервые, совсем не подозревая о его богатом прошлом, интересном настоящем и перспективном будущем.

Появлению журнала «Санкт-Петербургский университет» предшествовала газета «Студенческая правда», вышедшая в Ленинградском университете в далеком 1927 году. Издание сразу приобрело статус органа студентов и работников Ленинградского государственного университета, стало его верным спутником. Оно помогало Университету выполнять его основную задачу — «решительно преодолеть оторванность науки от жизни, теории от практики, научных исследований от насущных потребностей…» («Студенческая правда», 07.11.1927).

С годами изменяясь и развиваясь, газета неизменно и постоянно освещала темы обучения в Университете и непростую долю студентов. Редкую возможность получить высшее образование в эпоху наших бабушек и дедушек заменило знаменитое советское изречение «от каждого по способностям, каждому по труду», хорошо знакомое нашим родителям. В эпоху развитого социализма университетское образование позволяло приобрести уверенность в завтрашнем дне. Ну, а сегодня высшее образование, а главное отношение к нему — это совсем новый, индивидуальный и индивидуализированный процесс. Но важно, что образование (как и наука) остается главной задачей Университета и, естественно, главной темой на страницах университетской газеты и журнала. Как процесс обучения был представлен в номерах «СПбУ» в разное время, мы и постараемся сегодня показать.

УЖЕ С 1930-Х ГОДОВ университетское издание громко заявляет о себе как об инструменте партийного руководства. Существование газеты в качестве органа парткома, ректората, комитета ВЛКСМ, профкома и месткома Ленинградского государственного университета во многом определило тематическую и идейную направленность издания. Коснулось это и темы образования, которой в одном из номеров 1936 года посвящена громкая статья. «Разве мы не чувствуем уже давно, что право наше учиться в университете обеспечивается нам полностью. Если взять только две группы грунтоведов количеством 40 человек, то увидим, что на протяжении 5 лет обучения все 40 человек получают стипендию, нуждающиеся живут в общежитиях. За это время все были или в домах отдыха или в санаториях, а многие не один раз. А таких групп у нас много, грунтоведы не являются исключением.

После окончания университета нам всем предоставляются большие инициативы и возможность работать во всех отраслях науки и техники. Еще не окончив университет, мы уже заранее знаем, где будем работать. Мы хорошо знаем, что возможность учиться, свободно развивать свои способности для блага народа существует только в нашей стране. В странах капитализма, в странах, где у власти свирепый фашизм, трудящаяся молодежь не имеет прав вообще. Вот почему мы преданы Советскому правительству, вот почему мы любим своего Сталина».

Типичная статья того времени с нетипичной темой, кажется нам. Мы видим, что глобальные масштабы советского руководства присутствуют и в этом отрывке. Тема образования в 30-е годы еще не дробится на мелкие составляющие, ситуация и проблема оценивается в общем и целом, в глобальном масштабе.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ. «По всей стране комсомольцы и молодежь встречают XI c’езд ВЛКСМ высокими показателями в труде и учёбе, борьбой за еще более мощный под’ем нашего народного хозяйства» («ЛУ», 05.01.1949). Читаем дальше: «Перед комсомольцами и молодежью университета стоит ответственная задача: подготовка и выпуск кадров, достойных эпохи коммунизма, хороших специалистов, овладевших марксистско-ленинской методологией, политически грамотных и идеологически крепких… В основном наш коллектив успешно справляется с этой задачей. Но некоторые студенты тянут нас назад, позорят нашу организацию. Вот тт. Миронова и Угрюмова (филологический факультет) за политическую безграмотность, за пренебрежение обязанностями советского студента исключены из ВЛКСМ с ходатайством об исключении из университета… Эти люди не дорожат честью университета».

«Сейчас наступает напряженная пора в жизни вузов — зимняя экзаменационная сессия. Лучшим подарком к XI c’езду ВЛКСМ будет отличная учёба и хорошая успеваемость всех комсомольцев…»

Подобные материалы стали частыми на страницах газеты конца 1940-х годов. Здесь, как и в первых номерах «Студенческой правды», звучит призыв к воспитанию достойных кадров, а также появляются неодобрительные высказывания, адресованные «провинившимся» студентам.

НАЧИНАЯ С 1950-Х ГОДОВ, поучительно-воспитательные статьи обзаводятся графическим сопровождением. В привычный обиход издания входит использование карикатур, темы которых в основном затрагивают плохую учебу студентов, прогулы и “хвосты”. Главный объект бичевания, конечно, двоечники. Видимо, поэтому и сами “двойки” оживляются, олицетворяются. Скажем, студент 5 курса матмеха И.Агапов выступает в роли неудачливого фокусника: дипломную работу он писал в спешке, получил двойку, которая толстенной змеей обвилась вокруг него и жалом тянется к лицу (“ЛУ”, 11.06.57). Или другой поворот: студентка танцует вальс с огромной “двойкой” (18.05.50), а тут же, в статье “Об отличниках и отстающих” студенты А.Покровский и Л.Богомол докладывают, что “комсомолка Л.Лебедева (девятая группа) накануне экзамена по уголовному процессу вместо того, чтобы заниматься, отправилась на танцы и получила заслуженную двойку…”

“Пятерки”, наоборот, желанны для каждого студента. Поэтому в зачетки на биофаке они летят, как птицы — тем более, весной (1.05.50). А у студентов-химиков первые ласточки кружатся с “пятерками” в клювах (1.05.52). Отличник учебы А.Данилов с химфака — лучший баскетболист, поэтому он забрасывает в корзину круглые “пятерки” (1.01.53).

В 1960-Е ГОДЫ, в период оттепели, на смену незабвенному «Достойно встретим XI c’езд ВЛКСМ» приходит подлинный триумф заботливой мысли о человеке, апофеоз интимной доверительности в обращениях и раскрепощенности в выражениях, адресованных универсантам. Отношение к студентам приобретает новую глубину. Если в прежние годы студентов либо хвалили за пятерки, либо ругали за двойки, то теперь газета ищет новые грани взаимодействия с универсантами.

«Будьте смелыми в своем решении. Но в то же время не забывайте и об осмотрительности — в выборе профессии ошибки быть не может. Не стесняйтесь, расспрашивайте, советуйтесь, интересуйтесь. Ведь вам предстоит выбрать такую профессию, которая смогла бы вас зажечь, без которой нет настоящей жизни. Общественность Ленинградского университета рада приветствовать вас в стенах своего вуза. Добро пожаловать, дорогие друзья!» («ЛУ», 06.01.1962)

Выбор профессии — нелегкое дело, но благодаря поддержке и помощи Университета все становится намного проще.

ИЗДАНИЕ 70-Х ГОДОВ — это серьезный еженедельник, публикующий дискуссионные материалы, остро-проблемные статьи и даже исторические исследования. Именно в эти годы в газете появляется рубрика «Экзаменационный локатор». Во время сессии даже титул «Ленинградский университет» потеснил громадный заголовок-шапка «СЕССИЯ ВСТУПАЕТ В СВОИ ПРАВА». Появляется и новый стиль представления материалов. Теперь они даются в форме интервью со студентами и их преподавателями. Одна из статей открывается таким словами: «Давайте останемся за дверями аудиторий и узнаем, чем «дышат» и о чем думают студенты, которым вот-вот предстоит вытащить свой «счастливый» (а может и «несчастливый» билет)». Далее следует несколько диалогов со студентами, никак не решающимися войти в аудиторию и томящимися в волнении и ожидании. «Какую цель ставите перед экзаменом? Ответы посыпались незамедлительно: — Цель очень простая: сдать! Ну а хорошо сдать — еще лучше!»

В ПЕРИОД 80-Х ГОДОВ газета идет еще дальше. Теперь уже она публикует материалы не только о впечатлениях после сессии и ее результатах, но и размещает советы поступающим и студентам для успешной сдачи экзаменов. Целый разворот посвящен важной для абитуриентов теме — «как сдавать». В статье о сдаче иностранного языка написано следующее: «Экзамен включает несколько компонентов. Первая часть состоит в чтении и переводе текста размером приблизительно 1500 знаков… Вторая часть экзамена состоит в следующем: пересказ текст на иностранном языке… Третья часть экзамена заключается в беседе на одну из предложенных говорящему тем». Не слишком уж отличается от сегодняшнего экзамена.

В 90–Е ГОДЫ веяние времени чувствуется во всем. Впервые внутренние университетские проблемы стали достоянием гласности. В этой связи достаточно вспомнить публикацию требования студентов о своевременной выплате стипендий, обращенного к ректору С.П.Меркурьеву. Всего несколькими годами раньше такое требование было просто невозможно, в крайнем случае, служило бы сигналом о начале кампании по смене ректора, спланированной высшим партийным руководством, — а в начале 1990–х годов это был голос молодежи, отстаивающей свои права.

Именно в это время университетское издание изменило и название и формат. С 1 сентября 1995 года начал выходить журнал «Санкт-Петербургский университет».

Заканчивая этот небольшой обзор, логично задать вопрос: как сегодня журнал представляет тему образования? Ответ прост: многогранно. Например, тема этого номера посвящена вчерашним абитуриентам. Здесь они могут найти полезную для себя информацию: об университетских кружках и секциях, о жизни в общежитии, и многое другое.

Часто журнал затрагивает проблемы, стоящие перед студентами разных курсов и факультетов. Скоро вы в этом убедитесь. Главное, помните, что сегодня высшее образование — это не только получение университетских знаний. Это, прежде всего, саморазвитие и реализация потребности самосовершенствоваться. В наше время у студентов есть для этого множество возможностей. И одна из них — сотрудничество с журналом «Санкт-Петербургский университет». Вы можете быть не только читателями, но и «писателями» — нештатными корреспондентами журнала, рассказывающими друзьям с других факультетов о вашей университетской жизни.

Екатерина НОВОСЁЛОВА,

студентка 2 курса

Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

Фото из архива редакции

 

Новости СПбГУ