Главная » Из дальних странствий

От Салина Круз до Мехико через Оахаку и Монте-Альбан

Это репортаж о последнем (третьем) участке нашего путешествия по югу Мексики, о котором читатель журнала «Санкт-Петербургский университет» мог узнать по статьям: «В стране майя» и «Через Паленке к Тихому океану» («СПбУ» №4 и № 6, 2012 год).

Через Кордильеры
Через Кордильеры

Поздно вечером мы доехали до  Салина Круз, малопримечательного портового города на берегу Тихого океана. Переночевав в первой попавшейся гостинице и выкупавшись на совершенно пустынном пляже, мы примерно в 12 часов дня продолжили наше путешествие, свернув от береговой дороги и вновь углубившись в Кордильеры. Вначале все шло хорошо; несмотря на многочисленные повороты и далеко не идеальное покрытие,  удавалось идти довольно быстро, и нам уже начало казаться, что мы очень скоро, преодолев какие-то 250 километров, успеем до наступления темноты  попасть в Оахаку — город,  который Комитет культурного наследия при Юнеско назвал «городом для неспешных прогулок». Помимо очень хорошо сохранившихся построек колониальной эпохи, здесь находится церковь Санто-Доминго де Гусман, по свидетельству очевидцев, с богатым убранством и сверкающими золотом росписями стен и алтарей. Но все произошло не совсем так, как мы предполагали. Примерно через 40 километров, когда дорога крутым серпантином пошла в гору, наш  «Шевроле  Авео» начал терять скорость. Предупредительный знак, о котором мы говорили в предыдущей статье — «Эксплуатация автомобиля запрещена» и который уже светился больше недели,  на что мы по своему легкомыслию и по советам горе-мастеров не обращали внимание, теперь назойливо указывал нам на нашу оплошность. Особенно неприятная ситуация произошла, когда при обгоне очередной девятиосной фуры на серпантине скорость упала до 10 км/час и нам пришлось немедленно прекратить движение, с трудом остановившись на узкой обочине, чтобы не стать причиной аварии. Кое-как добрались до городка Сан Бартоло, где прямо у дороги находилась примитивная мастерская. На наше счастье, мастер был свободен и сразу определил неисправность. Надо было сменить бензонасос, и хотя в наличии его не оказалось,  Антонио (так звали мастера) поехал за ним в магазин, и  в результате неисправность была ликвидирована. Коварный индикатор «Эксплуатация автомобиля запрещена» перестал светиться, и можно было спокойно ехать дальше.

Монте-Альбан
Монте-Альбан

Дорога через Кордильеры очень живописна, хотя растительность здесь уже далеко не такая пышная, как в штате Чьяпас, но скалы, нависающие над дорогой, заросли кактусов,  яркие краски окружающих гор принуждали нас часто останавливаться для фотографирования и спокойного созерцания окружающего ландшафта. Поэтому неудивительно, что к шести вечера мы только доехали до Митлы — одного из древнейших городов Мексики, основанного в I веке нашей эры сапотеками. Археологические зоны в Мексике закрываются для посетителей в 17 часов. Но мы все-таки решили рискнуть и въехали в  Митлу. Развалины древнего города находятся всего в нескольких километрах от дороги, идущей на Оахаку, рядом с небольшой деревенькой с тем же названием. У нас было совсем немного времени, поскольку надо было попытаться осмотреть древние развалины до наступления темноты, но для этого их сперва  надо было найти. Вдоль узкой деревенской дороги иногда встречался указатель «Археологическая зона» (Archeological site), и мы пытались ему следовать. В какой-то момент мы оказались в тупике, и дальше ехать было некуда. Я спросил у местных жителей, где собственно развалины? Оказалось, что они прямо перед нами, однако проход к ним, как и следовало ожидать, был закрыт из-за позднего времени, но все было достаточно хорошо видно. Перед нами стояли прекрасные одноэтажные сооружения, покрытые «современными» геометрическими рисунками,  сложенными из каменной кладки и изобилующими религиозными символами. Эти рисунки представляли собой периодическую мозаику из тысяч граненых камней, подтверждающую искусство древних ремесленников. Поскольку ограждение было невысоким, мне удалось сделать несколько довольно хороших снимков.

Барельефы в Монте-Альбан
Барельефы в Монте-Альбан

На обратном пути мы остановились около церкви, где велось вечернее богослужение. Она была настолько плотно набита  верующими индейцами, что нам не удалось войти внутрь, но  я обнаружил  рядом совершенно свободный вход в археологическую зону. Мы с Ниной немедленно им воспользовались и оказались в прямоугольных  внутренних дворах древних зданий, окруженных колоннами с квадратными сечениями. Мы были совершенно одни и могли спокойно осмотреться. Сразу бросилось в глаза сходство с древним погребальным храмом рядом с пирамидой Хефрена в Гизе. Похожие гранитные блоки (правда, несколько меньшего размера), похожие способы стыковки блоков, такие же  формы колонн без капителей. Принципиальное отличие лишь в периодической мозаике, полностью отсутствующей в древнеегипетском храме. Путеводитель подсказывал, что кроме этого основного археологического района есть еще два, но один из них должен быть где-то неподалеку. Рядом с церковью на камнях сидело несколько симпатичных молодых индейцев, обсуждавших, по-видимому, текущие проблемы. Я попросил их сесть с нами в машину и показать, как проехать к следующей группе памятников. Они без малейших колебаний согласились и уже через несколько минут мы оказались у цели, которая находилась в самом центре деревни. Здесь также не было никакого контроля, и мы спокойно всё осмотрели и сфотографировали. Хотя вторая археологическая зона оказалась меньше по площади, на некоторых зданиях этой группы  осталась цветная роспись, выполненная 2 тыс. лет назад. Это особенно удивительно, поскольку крыша зданий нигде не сохранилась, и росписи подвергались и подвергаются активному внешнему воздействию. Когда мы возвратились на дорогу, ведущую в Оахаку, было уже темно. Надо было проехать еще около 40 километров. Этот последний участок был недавно отремонтирован и разметка не была еще нанесена,  черный асфальт дороги не мог в темноте выделяться из окружающего ландшафта и поэтому приходилось ехать, ориентируясь только на габаритные огни идущих впереди автомобилей.

Через минут сорок  эта мучительная езда закончилось и мы оказались в Оахаке. Не имея никакого представления о городе, смело поехали в центр и остановились в первой попавшейся гостинице. Около 10 вечера вышли в город и пошли по направлению к церкви Санто-Доминго де Гусман. Она оказалась в 15 минутах ходьбы, но, к сожалению, была уже закрыта. Рядом на площади стояли многочисленные деревянные фигуры мужчин и женщин в человеческий рост, с натуралистическими изображениями отдельных частей тела. Издали мы их ошибочно приняли за толпу людей, демонстрирующих на церковной площади за соблюдение прав человека. Нам удалось за короткое время осмотреть центральную часть города и даже поужинать на главной площади Цокало. Так как захотелось немного расслабиться, я попросил бродячих музыкантов исполнить песню «Ablа me del mar, marinero…» (Расскажи мне о море, моряк), которую  довелось часто слышать в 1980 году во время довольно романтичного пребывания на Кубе.

Интерьер церкви Санта-Доминго де Гусман
Интерьер церкви Санта-Доминго де Гусман

На следующий день продолжили осмотр города. Начали с церкви Санто-Доминго де Гусман, которая была на этот раз открыта. Внутреннее убранство церкви поразило нас обилием сверкающего золота на алтарях, стенах и потолке. Хотя я и  раньше встречал богатые церкви в Перу и в других городах Мексики (в частности церковь Санто-Доминго в Пуэбле), но то, что мы увидели сейчас, превосходило по красоте и великолепию всё, что нам удавалось увидеть раньше. В путеводителе мы прочитали, что на убранство интерьера церкви ушло 15 центнеров золота. Пройдя по пешеходной улице Македония Алкала мы вышли на площадь Цокало, где ужинали в прошлый вечер. Городские кварталы спланированы полностью в колониальном стиле, с квадратной клеткой улиц и вписанными квадратными площадями. Постройки в основном относятся также к колониальному периоду и отреставрированы, так что город оставил очень приятное впечатление.

Рядом с Оахакой находится  Монте-Альбан (Белая гора) — это одно из важнейших археологических мест Мексики, расположенное на плоском срезе высокой горы рядом с городом. Крутой серпантин ведет  прямо к историческим развалинам, но после ремонта машина легко преодолевает подъем, и через 15 минут мы уже стоим у входа в археологическую зону. Поднимаемся по узкой тропе и оказываемся на большой совершенно плоской площадке, покрытой коротко остриженной травой. Площадка образовалась в результате обширного среза вершины Белой горы. Каким образом это удалось сделать 2500 лет тому назад, и сегодня остается загадкой.

Церковь Санта-Доминго де Гусман
Церковь Санта-Доминго де Гусман

Другой загадкой является идеальная поверхность площадки, превышающей своими размерами несколько футбольных полей. При этом никакого особенного покрытия не видно. Каким образом удается сохранить плоскость в течение более двух тысяч лет без видимых деформаций, непонятно, ведь для сохранения плоскости современного стадиона необходим постоянный уход,  который через определенные промежутки времени (несоизмеримый с историческими промежутками) превращается в капитальный ремонт. Мы являемся свидетелями такого положения дел,  например, на стадионах Санкт-Петербурга. По сторонам огромной площадки расположились ступенчатые пирамиды с ведущими на верхнее основание крутыми лестницами. Пересекаем площадь и поднимаемся на одну из таких пирамид, расположенную на южном участке платформы. Отсюда открывается великолепный вид на все постройки и на окружающую долину с городом Оахака. Спускаемся вниз и методично осматриваем и фотографируем исторические памятники.

Пройдя по часовой стрелке влево, натыкаемся на большое количество стел с выдолбленными фигурами людей, находящихся в относительно хорошем состоянии. Каждая из таких стел могла бы стать самым ценным экспонатом какого-нибудь археологического музея. Ближе к южному концу платформы на самой площадке стоит здание, по форме также похожее на ступенчатую пирамиду, но своей ориентацией выпадающее  из строгой последовательности стоящих рядом ступенчатых пирамид и образующее непрямой угол с границей площадки. Предполагается, что это обсерватория, но точного обоснования этой гипотезы нет, и  функциональное назначение этого здания остается загадкой. Доходим до северного края площадки, и поднимаемся на обширную платформу,  включающую в себя целую серию больших и малых платформ, площадок и лестничных переходов. Неожиданно видим перед собой остатки непонятных колонн с круговым сечением довольно большого диаметра. Впоследствии изучение литературы по Монте-Альбан также не дало возможности прояснить назначение этих сооружений. Туристов не так много, в основном это мексиканцы и выходцы из соседних стран Латинской Америки. Как и в других часто посещаемых археологических зонах, продавцы сувениров сильно отвлекают от осмотра, ведь время здесь очень дорого, а общение с продавцом сувениров определенного времени, безусловно, требует. Для оптимизации своего поведения в подобных условиях мы начинаем с покупки какого-то сувенира средней стоимости и потом издалека показываем его другим продавцам, чтобы доказать, что мы свой долг выполнили и  чтобы нас больше не отвлекали. Здесь мы поступили таким же образом, купив довольно оригинальную копию ольмекской статуэтки и, не вступая в обсуждения, показывали ее издали назойливым продавцам сувениров. Это значительно сэкономило ценное время.

Выйдя из археологической зоны, мы на полчаса задержались в кафе и в 4 часа дня продолжили путь дальше. Было 19 января 2012 года, до Мехико оставалось еще 470 километров, обратный билет в Петербург  был взят на вечер 21 января, а 20 ноября в 9 вечера надо было возвращать взятую напрокат автомашину. Можно было сильно напрячься и попасть в Мехико в тот же день вечером. Но мы решили поступить по другому, и использовать оставшееся время, чтобы увидеть еще что-то интересное. Ехали без особой спешки, часто останавливались и фотографировали,  наслаждаясь пейзажем Кордильер. Дорога была  в отличном состоянии, движение не интенсивное: в основном встречались крупногабаритные фуры (железнодорожная сеть в Мексике, как и в других странах американского континента, приходит в упадок и основные перевозки осуществляются автомобильным транспортом), легковушек на дороге было не много. Наверно, стоимость бензина, хотя и невысокая, не позволяет совершать дальние поездки. Вечером, уже в темноте, мы подъехали к Пуэбле и, оставляя город слева, стали объезжать его по кольцевой дороге. Здесь движение стало более интенсивным и, как обычно в Мексике, с нашей точки зрения довольно беспорядочным. В Пуэбле мы уже были в первый день нашего путешествия, поэтому останавливаться здесь не хотелось. Решили заехать в маленький, но очень интересный город Чолула, откуда Кортес начал завоевание империи ацтеков.

Чолула находится примерно в двадцати километрах севернее Пуэблы,  и нам надо было свернуть с кольцевой дороги в нужный момент, чтобы не заблудиться окончательно. Дорожные указатели на мексиканских дорогах расположены совсем не так, как на немецких автобанах, и даже не так, как на испанских. Но имея опыт вождения по России, мы были готовы к любым неожиданностям.  Двигаемся в крайнем левом ряду кольцевой автострады и вдруг в темноте еле замечаем покосившийся указатель «Чолула — направо», и съезд буквально рядом. Переходим резко в крайний правый ряд при плотном потоке — это никого не удивляет, и  нам спокойно уступают дорогу. Съехав с автострады, упираемся в т-образный перекресток, указателя нет, интуитивно чувствую, что надо повернуть налево. Так и поступаю и еду дальше, улица практически не освещена, но движение интенсивное и происходит в два ряда. Минут через 20 перед светофором спрашиваю у стоящего рядом водителя, как проехать до Чолулы, он указывает — сразу налево. Следую по этому направлению и минут через 10 оказываюсь на главной площади городка прямо перед гостиницей. Нам опять повезло,  но уже 11 часов вечера и надо успеть где-то поесть. На наше счастье на площади оказывается открытый ресторанчик и нам удается перекусить. На другой день до 12 часов осматриваем городок. Главная достопримечательность — это огромная пирамида (правда, не полностью раскопанная) со стоящей на вершине церковью в стиле колониального барокко. Раньше, когда я был здесь предыдущий раз, в пирамиду можно было войти по довольно длинному подземному проходу, но сейчас этот проход разрушился, и мне не удалось показать Нине внутренность пирамиды. Но с вершины пирамиды открывается прекрасный вид на город и вулканы Попокатепетль и Ицтаксигуатль, при этом из вершины Попокатепетля на несколько сот метров поднимался дым (совсем недавно мы узнали из СМИ, что произошло извержение Попокатепетля). В самой Чолуле насчитывается более сотни церквей и соборов. Мы, конечно, не смогли все осмотреть, но до полудня гуляли по центру города и фотографировали. Но надо было ехать дальше. Мы не стали возвращаться в Пуэблу, а пользуясь обычной дорогой, выехали на автостраду Мехико-Пуэбла и уже в 3 часа дня были в Мехико. Практически без ошибок нашли нашу гостиницу и  в 6 вечера поехали в район аэропорта сдавать машину. Но тут случилась небольшая заминка. Проезд в аэропорт был закрыт бастующими служащими авиакомпании, и нам пришлось простоять в пробке около двух часов, потом полиции удалось открыть окружной путь в аэропорт. Это хотя и облегчило нашу ситуацию, но для людей, единственный раз в жизни находящихся в этих местах, конечно, не гарантировало удачного исхода. Однако нам повезло, и поток машин практически чудом вынес нас в район, где находилась прокатная фирма. Мы успели сдать машину за полчаса до окончания срока контракта. На следующий день 21 января 2012 года вылетели домой, отпуск закончился. Всего мы сделали по Мексике 5600 километров за 15 дней.

Фотографии об этом путешествии можно найти также на  http://fotki.yandex.ru/users/petrosyan-leon/album/177817/ и на https://picasaweb.google.com/117919047400413299240/FromPacificCostToMitlaMonteAlbanAndBackToMexicoCity.

Профессор Л.А.Петросян
Фото автора

 

Новости СПбГУ