Главная » Тема номера

Дизайнеры СПбГУ готовятся к работе в музеях

В СПбГУ в рамках образовательной программы по направлениям «Графический дизайн» и «Дизайн среды» для студентов 4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры, проходит спецкурс «Музейный дизайн» — совместный проект кафедры дизайна и Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ».

Деятельность фонда «ПРО АРТЕ», существующего в Петербурге более 13 лет, направлена на изучение и поддержку явлений культуры XX–XXI веков, обучение в этой сфере, посредничество при объединении различных институтов для реализации культурных инициатив, проектов и программ, организацию лекций, семинаров, конференций, выставок, фестивалей. В поле зрения сотрудников фонда — современное искусство, современная архитектура, современная академическая музыка, а также всё, что помогает им сегодня существовать и развиваться. Проекты фонда «ПРО АРТЕ» реализуются в парт­нерстве с ведущими учреждениями культуры Петербурга, такими как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Санкт-Петербургская филармония, с европейскими музеями и университетами. Одним из самых значимых проектов фонда стал популярный ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Задолго до появления других городских музейных фестивалей «ПРО АРТЕ» первыми пригласили зрителя в небольшие музейные собрания, запустили бесплатные «музейные» автобусы, организовали фестивальную волонтерскую службу.

Занятие «Классическая музейная экспозиция» на примере античных залов Эрмитажа ведет заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа Анна Алексеевна Трофимова

Занятие «Классическая музейная экспозиция» на примере античных залов Эрмитажа ведет заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа Анна Алексеевна Трофимова

Музеи в поиске своего художника

Сотрудничество преподавателей кафедры дизайна и руководителей фонда ведется довольно давно — еще начиная с 2000 года. Студенты СПбГУ посещают выставки и другие мероприятия, организованные фондом, некоторые смогли пройти небольшой курс дополнительного обучения, в результате которого подготовили магистерские диссертации. Как вспоминает сегодня заведующая кафедрой дизайна факультета искусств СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова, при обсуждении современных проблем дизайна в беседе с директором фонда «ПРО АРТЕ» Еленой Федоровной Коловской выяснилось, что сейчас одной из самых насущных проблем музеев Петербурга и России в целом является недостаток грамотных, хорошо подготовленных музейных художников-дизайнеров. В фонде, который много лет поддерживает партнерские и просто дружеские отношения с большинством городских музеев, об этой проблеме знают не понаслышке.

«Дело в том, что у нас в стране еще совсем недавно музеи развивались по-другому, чем за рубежом, при организации работы ставились другие акценты, в том числе идеологические, — поясняет Елена Коловская. — А сегодня перед музеями стоит задача в первую очередь привлечь посетителей, отвлечь их от торгово-развлекательных галерей, 3D-кинотеатров. Музей должен себя правильно представить, и для этого ему необходимо сотрудничать с художниками-дизайнерами, способными работать и с постоянной музейной экспозицией, и готовить временные выставки, и делать графическое сопровождение — каталоги, буклеты, афиши, музейные билеты, экспликации пояснительных текстов, этикетки. И в целом, создавать единое сквозное дизайнерское решение, узнаваемый стиль конкретного музея.  Сейчас ситуация складывается так, что у музеев есть возможность работать с молодыми художниками-дизайнерами, есть на это средства, но нет контакта с этими художниками. С другой стороны, дизайнеров-художников выпускают многие вузы, но отдельной специализации по музейному дизайну в высшей школе Петербурга, в отличие от, например, европейских университетов, пока нет. Мы нередко выступаем в качестве посредников, и в этот раз решили стать связующей силой контакта между музеями и будущими молодыми специалистами».

Занятие «Приспособление исторического здания дворца к новым функциям научно-технического музея» в Музее связи им. А.С.Попова

Занятие «Приспособление исторического здания дворца к новым функциям научно-технического музея» в Музее связи им. А.С.Попова

«Эту проблему нельзя решить умозрительной ориентацией выпускников, и просто направить их после получения дипломов в музей. Для нас стало очевидно, что обычный выпускник отделения графического дизайна или дизайна среды, который не сталкивался с музейной проблематикой, не получил теоретическую базу по этому вопросу, не сможет сразу начать работать в этой сфере», — отмечает Ксения Позднякова. Необходимость для университета и фонда создать совместный проект, помимо общего интереса — дать студентам настоящую, конкретную профессию, была обусловлена и практическими причинами. Несмотря на то что фонд постоянно организует целый ряд учебных программ — для молодых художников, для журналистов, пишущих о культуре и других — как благотворительная организация, он не может выдавать дипломы и сертификаты, свидетельствующие о повышении образования. Так, было решено в течение 2010-2011 учебного года организовать для студентов СПбГУ первый пробный спецкурс по теме «Музейный дизайн».

От этикеток до выставок

Первый год программы осуществлялся на благотворительной основе, — сотрудники музеев и профессиональные дизайнеры преподавали в качестве волонтеров, так как хорошо знакомы с проблемой музейного дизайна. В 2011 году эта программа получила грант VIII конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В.Потанина. Это позволило фонду «ПРО АРТЕ» получить средства для гонораров преподавателям и, таким образом, продолжить проект. Благодаря энтузиазму и авторитету фонда «ПРО АРТЕ», к проекту удалось привлечь таких партнеров, как Музей А.А.Ахматовой в Фонтанном доме, Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Центральный музей связи имени А.С.Попова.

На одной из лекций в фонде «про арте»

На одной из лекций в фонде «про арте»

Учебная программа спецкурса состоит из трех частей — лекций, которые ведут сотрудники музеев, практикующие работу с ними дизайнеры, специалисты в музейном дизайне (в том числе и зарубежные), практические занятия, а также непосредственное знакомство со спецификой предмета во время экскурсий в музей. Причем, как подчеркивает координатор программ фонда «ПРО АРТЕ» Наталья Хвоенкова, при этих визитах студентов сопровождают не экскурсоводы, а именно те люди, которые работают над созданием экспозиции, научные сотрудники, директора музеев. «Музейный дизайнер, работающий с этим конкретным музеем, показывает свою работу, обращает внимание на то, как это сделано», — говорит Наталья.

Во время лекций студенты знакомятся со всеми составляющими музейного дизайна — инфографикой, то есть информационным сопровождением выставки  (афиши, буклеты, пригласительные билеты, а также таблички, указатели, экспликация текста об экспозиции или музее), с дизайном самого представления экспонатов, который подразделяется на дизайн временной выставки и постоянной музейной экспозиции. Например, как поясняет Наталья Хвоенкова, дизайн временной выставки может быть более смелым, экстравагантным, а музейная экспозиция в большей степени должна отвечать духу музея, должна быть рассчитана как минимум на несколько лет.

Специально подготовленная учебная программа в прошлом учебном году включала в себя, к примеру, лекции «Превращение немузейного здания в музей» архитектора Олега Явейна,  «Постоянные экспозиции и временные выставки» заместителя директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлии Демиденко, занятия «Приспособление исторического здания дворца к новым функциям научно-технического музея» в Музее связи имени А.С.Попова, «Классическая музейная экспозиция» на примере античных залов Эрмитажа. В этом учебном году в программу вошли вводный цикл лекций «Интерпретация публичного пространства музея» заведующего сектором информационно-образовательного содержания деятельности Российского центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ Алексея Бойко, занятие «Инфографика в музее», лекция «Обучение креативных работников» профессора  Института искусства и дизайна Университета Алваро Аалто (Хельсинки) Марьо Мяэнпяа, занятие «Детская музейная выставка» на выставке-игре «Чудо-дерево»  в Музее Анны Ахматовой и многое другое.

«Благодаря этим уникальным лекциям наши студенты, помимо теоретического введения в проблематику музейного дизайна, получают огромный багаж знаний, богатейший культурологический опыт. Это дает им дополнительные знания по истории искусств, истории культуры Санкт-Петербурга, музееведению», — подчеркивает Ксения Позднякова.  Стоит отметить, что практические занятия предусматривают выполнение студентами конкретных задач, поставленных музеями. Например, в Музее Анны Ахматовой студенты работали над дизайном афиши временной и постоянной экспозиции, готовили комплект этикетажа и экспликации для выставки «Сергей Довлатов. К 70-летию со дня рождения». В Эрмитаже ребята выполняли учебное задание по дизайну афиши выставки Энтони Гормли «Во весь рост», готовили дизайн-проект временной выставки «Котомания» в Музее истории Санкт-Петербурга. В качестве дополнительного задания студенты работали также над такими проектами, как выставка-игра из цикла «Рождество в Фонтанном Доме» — «Караван сказок», интерактивная выставка для детей и взрослых «Скелеты в шкафах» в Музее Анны Ахматовой,  выставка «Мейлартиссимо» в Центральном музее связи имени А.С.Попова.

В спорах рождается истина

Очень важно, что после выполнения все студенческие работы подробно разбираются и анализируются экспертами-профессионалами. Специалисты ставят задачу воспитать в молодых дизайнерах осознание того, что художник в музее работает, в первую очередь, для зрителя — облегчает посетителю навигацию по музею, в ярких образах доносит идею выставки, соединяет эстетику с комфортом и практичностью. «Студенческие работы очень часто являются авторским самовыражением. Но музейный дизайн тем и сложен, что он требует внимания именно к музею, а не просто чистого дизайна, — подчеркивает Наталья Хвоенкова. — Рекламируя коммерческий продукт, мы можем представить его заново, но в музее это невозможно, к музейным проектам нужно очень бережно относиться».

Именно поэтому процесс диалога между музеями и студентами не всегда бывает гладким, говорит Елена Коловская, и обсуждение часто проходит в бурных дискуссиях — ведь многие студенты не привыкли, чтобы их работы так пристально разбирались, а музеям не просто находить общий язык с дизайнерами. «Но это обсуждение вносит ту необходимую «отрезвляющую» струю, которая помогает думать в первую очередь о посетителях, формирует обратную связь, дающую возможность слышать и понимать друг друга.  Студенты при этом учатся защищать, отстаивать свою точку зрения, получают опыт внешней экспертизы, учатся работать с заказчиком, находить консенсус — отстоять свою идею и учесть пожелания и специфику музея».

«В этом году, в отличие от прошлого, мы проводили также встречи-семинары с преподавателями кафедры дизайна, руководителями курсовых проектов студентов. Они также посещали лекции по музейному дизайну, уточняли технические задания от музеев, — рассказывает Ксения Позднякова. — Проблема коммуникации очень важна — дизайнер, который работает с музеем, или который руководит работами для музеев, должен понимать взгляд музея на необходимое ему визуальное сопровождение. Прошлый опыт показал, что акценты, которые ставят дизайнеры в своих работах, могут не совпадать с акцентами, которые считают главными сотрудники музея. Здесь важно взаимное обогащение и нахождение общих точек». Такой опыт, отмечают сотрудники фонда «ПРО АРТЕ», полезен не только тем студентам, которые уже твердо решили связать свою работу с музеями, но всем другим дизайнерам — ведь заказы на такую работу могут поступить в любую дизайнерскую фирму.

Результат обучения — полноценные проекты

Коллекция паттернов для музея В.В.Набокова. Работы Е.Кочетовой. Фото: Сергей Ушаков

Коллекция паттернов для музея В.В.Набокова. Работы Е.Кочетовой. Фото: Сергей Ушаков

За два учебных года программу спецкурса «Музейный дизайн» освоили более 100 студентов — в рамках учебного процесса на кафедре дизайна этот проект реализуется как преддипломная практика для студентов бакалавриата и научно-исследовательская творческая практика будущих магистров. Как отмечает Ксения Позднякова, любой из них может выбрать музейный дизайн как основное направление своей будущей профессиональной деятельности, а предварительно взять эти темы при подготовке дипломных проектов. Так, в прошлом учебном году 7 бакалавров и магистров выбрали для итоговых работ темы, связанные с музейным дизайном. Один из них, к примеру, можно было видеть на недавно прошедшей выставке «Весна дизайна в Музее В.В.Набокова» — выпускница прошлого года Елизавета Кочетова в рамках своего магистерского исследования на тему «Роль цветовых концепций в создании графического обеспечения малых музейных и выставочных пространств» подготовила варианты оформления различной сопроводительной продукции для музея в технике паттерн.

Часть студентов разрабатывает такие темы и в этом году. По словам Ксении Григорьевны, второй год показал более сильные студенческие работы, так как ребята выбирают эту специализацию уже осознанно и мотивированно. Сейчас это направление продолжают развивать дизайнеры среды, уже осваивающие пространство университетских музейных комплексов — усадеб «Знаменка», «Сергиевка». Таким образом, этот курс будет очень полезен и при решении задач университетских музеев, так как студенты уже знакомы с этой проблематикой. Это актуально и для факультетских музеев, которые сейчас активно развиваются.

В дальнейшем организаторы спецкурса предполагают сделать его не полугодовым, как было раньше, а уже годичным. Это позволит разделить обучение на два полноценных этапа — первые полгода займет обучение и своеобразная профориентация в музейной среде, а второй семестр будет посвящен работе над самими дизайн-проектами. В следующем учебном году программу спецкурса «Музейный дизайн» планируется значительно расширить и добавить социально значимую составляющую под условным названием «Дизайн для всех», который предусматривает формирование удобной, эстетичной, коммуникативной, интерактивной музейной среды для совершенно разных групп посетителей. Ими могут быть дети, люди с ограниченными возможностями, иностранцы, не владеющие языком, пожилые люди. Но музей должен быть готов принять всех, обеспечив им равный доступ к своей экспозиции и информации, и огромная роль в  этом отводится именно дизайнеру.

Возможность попробовать себя в этой сфере студентам Петербургского университета даст и новый проект фонда «ПРО АРТЕ» — «Слушая архитектуру, сочиняя пространство», который будет отчасти пересекаться с учебной программой «Музейный дизайн». Главная цель проекта — представить в России европейский профессиональный опыт в экологической архитектуре, дизайне общественных пространств для людей с ограниченными возможностями, в современной академической музыке. «Дизайн культурных пространств для людей с ограниченными возможностями требует определенного отношения, но в нашей стране он пока не слишком развит, — рассказывает Елена Коловская. — Мы попытаемся привить эти новые знания, в том числе и с привлечением зарубежных партнеров. В этом проекте примут участие знаменитые западные архитекторы и дизайнеры, которые будут читать лекции и проводить мастер-классы. К проекту подключены также комитеты по культуре, по социальной защите, по градостроительству и архитектуре Петербурга. Кроме нашего города, в программе задействованы Выборг и Петрозаводск, в учреждениях культуры которых студенты, в рамках этого проекта, смогут попробовать воплотить свои идеи, и таким образом еще во время учебы получить уникальный практический опыт, связать свое имя с конкретным объектом».

Кстати, факультет искусств уже не новичок в этой области — так, благодаря посредничеству фонда «ПРО АРТЕ», факультет искусств завязал контакт со Школой искусства и дизайна финского Университета Алваро Аалто, где уже давно занимаются проблемами дизайна доступной культурной среды, вступил в международную Ассоциацию университетов и колледжей в сфере искусства, дизайна и медиа «CUMULUS». С университетом Алваро Аалто подписан договор о сотрудничестве, который предусматривает и международные студенческие обмены. Исследования в сфере дизайна доступной среды позволили, например, одной из будущих выпускниц магистратуры этого года подготовить дипломный проект по графическому сопровождению Концертного зала Мариинского театра для людей с проблемами по зрению.

«Таким образом, наша совместная работа с фондом «ПРО АРТЕ» позволяет студентам погрузиться в достаточно широкую серьезную, социальную сферу, сориентироваться в ней. Коммуникационная функция дизайна — это та тема, владея которой наши дизайнеры могут быть интересны коллегам из зарубежных вузов, иностранных компаний. Наличие таких проектов в портфолио доказывает актуальность дизайнера в современном мире, — отмечает Ксения Позднякова. — Все эти совместные идеи порождают новые формы развития факультета искусств, кафедры дизайна. А самое главное — с помощью программы «Музейный дизайн» мы выходим за рамки академизма, академического пространства. Мы стараемся сохранить равновесие — оставить достаточно места для академического изучения художественных проблем, для творчества, и в то же время дать студентам возможность практической работы, осуществления конкретных проектов».

Татьяна Семме

Фото предоставлены Фондом «ПРО АРТЕ»

 

Новости СПбГУ