Главная » Без рубрики

Острова творчества в архипелаге науки

Молодежный камерный оркестр. Художественный руководитель и дирижер оркестра Андрей Владимирович АЛЕКСЕЕВ (в центре)

Университет — как огромный архипелаг. В нем сосуществуют одновременно как большие острова, где идет образовательный процесс и совершаются научные открытия, так и отдельные островки, небольшие по размеру, но живущие ничуть не менее насыщенной жизнью — это творческие коллективы.

Петербургский университет с давних пор является не только научным и интеллектуальным, но и культурным центром нашего города и страны. Именно здесь сохраняютс и продолжают наиболее значимые традиции и ценности классического творчества, здесь появляются и воспитываются новые таланты Петербурга и России. Все это — заслуга самоотверженной и вдохновенной работы преподавателей коллективов, которые объединяет Центр учебно-творческих практикумов в области искусств факультета искусств СПбГУ. Ежегодно, каждую осень, творческие коллективы клуба ведут прослушивание и прием только что поступивших в Университет студентов, чтобы, возможно, через несколько лет прославить кого-то из них на ведущих концертных и театральных площадках. Все универсанты, вне зависимости от основного обучающего направления, могут посвятить свободное от учебы время занятиям в Университетском хоре, Молодежном камерном оркестре, Театре-студии, Оркестре русских народных инструментов, Вокальной студии, Фольклорном ансамбле, а также Ансамбле старинной музыки «Musica universalis».

Хор Санкт-Петербургского университета под управлением Эдуарда КРОТМАНА

От классики до танго

— Если первокурсник решит выбрать Молодежный камерный оркестр и пройдет прослушивание, он должен знать, что участвует в одном из старейших петербургских музыкальных коллективов, — подчеркивает Алла Борисовна Степанова, директор Центра учебно-творческих практикумов. — Ведь наша история — это даже не десятилетия, а уже века! Так, например, первый концерт Симфонического оркестра профессоров и студентов Императорского университета под названием «Музыкальные упражнения студентов» состоялся в апреле 1842 года. Это выступление положило начало общедоступным публичным концертам. Университетский оркестр, которым руководил Карл Шуберт, стал и первым регулярным оркестром в России. Он исполнял наиболее известные и любимые сочинения европейских и российских композиторов, и неоднократно отмечался в прессе за профессионализм и мастерство его юных участников. В 2000 году Молодёжный камерный оркестр СПбГУ возродил традицию бесплатных концертов в Актовом зале Университета. Даже сейчас, перестав быть симфоническим, оркестр не ограничен в репертуаре — при необходимости приглашаются исполнители духовых инструментов и другие музыканты. Кроме того, художественный руководитель и дирижёр Молодежного камерного оркестра Андрей Владимирович Алексеев создает со своими подопечными музыкальные шоу-программы, где используются лучшие образцы классической музыки, а также произведения современных композиторов. Участники камерного оркестра одними из первых в Петербурге играли произведения знаменитого маэстро танго — Астора Пьяццоллы. Ребята много гастролируют — в этом учебном году им довелось побывать в Германии. Совсем недавно квартет ансамбля СПбГУ вновь отличился, став дипломантом I степени по итогам Международного конкурса-фестиваля искусств «Петербургская весна».
— Все творческие направления, которые с давних пор существуют в Санкт-Петербургском университете, нам удалось сохранить и восстановить, — подчеркивает Алла Борисовна. — Сама история нашего Актового зала фантастическая — именно здесь когда-то дебютировал как пианист и дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн, и кого тут только не было! Другой наш старинный исторический коллектив возник в 1889 году, 120 лет назад, и его история также неразрывно связана с оркестром. Музыкантам было необходимо, чтобы кто-то исполнял кантаты, отрывки из опер. Так и возник Хор Санкт-Петербургского университета — сначала мужской, а потом, когда появились Высшие женские Бестужевские курсы, и смешанный. Он также стал одним из первых любительских коллективов в России.

Выступление Вокального ансамбля СПбГУ. Руководитель — заслуженный работник культуры РСФСР Мария Иосифовна ГОЛЬДЕНШЛЮГЕР.

Многоголосие Университета

В свое время руководителями хора были известные музыканты Штенберг, Майкопар, Гаук. С 1949 года хор возглавил Григорий Моисеевич Сандлер, который проработал в нем 45 лет, участвовал в более чем 1400 концертах, выступал в Москве и других городах Советского Союза и за рубежом. С 1994 года и по сей день года художественным руководителем хора является Эдуард Евгеньевич Кротман, выпускник Хорового училища имени М.Глинки и Санкт-Петербургской консерватории, в прошлом главный хормейстер Музыкального театра Консерватории, а также художественный руководитель Камерного хора государственного концертного зала «Смольный собор». Выступления хора проходили не только на концертных площадках Петербурга и России, но и в парижском театре «Одеон», в Тулузе, Мадриде, Толедо, Риме, Варшаве.
— Хор очень много ездит с гастролями, — рассказывает Алла Степановна. — Так, например, в мае ребята побывали в Пскове, где проходил Певческий праздник России — спустя ровно 100 лет после первого такого мероприятия, проведенного в 1911 году. Кроме того, в этом году они участвовали почти во всех городских конкурсах, где проявили себя как подлинно профессиональный коллектив. Хор пел в этом году Малера, а также участвовал здесь, в Университете, в совместном концерте с хором из штата Джорджия. Университетский хор очень любим ветеранами Великой Отечественной войны. И в этом году наши певцы уже второй раз получили почетное право выступать для ветеранов Петербурга с Заслуженным коллективом России — Академическим оркестром Филармонии. Оркестр выбрал не только сам хор, но даже нашего солиста — студента СПбГУ по направлению «Филология». Для нас это очень приятно и почетно.
В наступающем учебном году в планах Хора СПбГУ еще больше различных мероприятий — будет отмечаться 100-летний юбилей Григория Моисеевича Сандлера, в честь которого его ученики и последователи проведут специальные концерты.
Большинству учреждений культуры Петербурга хорошо известны юные артисты Вокального ансамбля СПбГУ под руководством заслуженного работника культуры РСФСР Марии Иосифовны Гольденшлюгер. В этом году солисты ансамбля стали лауреатами Петербургского фестиваля творческих коллективов «Арт-студия!». В постоянном репертуаре ансамбля — и классика, и бардовские песни, и высокая советская эстрада, и конечно, военные песни. С военно-патриотической программой вокалисты даже побывали год назад в одной из воинских частей, командир которой вручил ребятам благодарственное письмо за «высокий профессионализм и актерское мастерство, искренность, доброту и радость, доставленную личному составу полка».
— Вместе с нашими вокалистами выступают ведущие петербургские концертмейстеры, мы всегда стараемся приглашать известных музыкантов, и они тоже любят выступать с университетскими артистами, — поясняет Алла Борисовна. — Это Дмитрий Барбашин, Александр Рубинов, Юрий Гончаров. Помимо вокального ансамбля, где участвуют юноши, у нас есть и женский студенческий коллектив — Вокальная студия под руководством Натальи Романовны Соколовой, уникального педагога. Поют наши девушки замечательно — была даже такая история, когда наша студентка исторического факультета победила в престижном вокальном международном конкурсе на Гран-при Санкт-Петербурга, и ей даже не хотели этот приз вручать, так как не поверили, что она не профессиональная певица и не оканчивала Консерваторию!
Вокальная студия возникла в середине XX века при Хоре Университета, чтобы вести особую подготовку солистов для исполнения сложнейших вокальных партий из репертуара Хора. В репертуаре коллектива — музыка эпохи Возрождения, программа западноевропейской музыки, русский романс XIX века, произведения русских композиторов (П.Чайковский, А.Рубинштейн, С.Рахманинов). Интересным опытом для вокалистов стал концерт на вечере «Общества любителей творчества Великого князя Константина Константиновича», посвященном судьбе того самого знаменитого «К.Р.», где студенты исполнили песни и романсы на стихи Великого князя. Вокальная студия тесно сотрудничает с инструментальными коллективами Петербургского университета — Ансамблем старинной музыки «Musica universalis» под руководством Александра Юрьевича Кискачи, а также Оркестром русских народных инструментов под руководством Алексея Михайловича Долгова.

Фольклорный ансамбль под руководством Екатерины Владимировны ГОЛОВКИНОЙ

С музыкой — сквозь века

— Выступление наших вокалистов вместе с инструментальными коллективами перед почетными гостями, и особенно в Петровском зале, где отлично звучит старинная музыка, сегодня является уже своеобразной «визитной карточкой» Университета! — с гордостью отмечает директор Центра учебно-творческих практикумов. — Ансамбль старинной музыки озвучивает все торжественные церемонии СПбГУ, такие, как вручение мантии почетного доктора. И в этом году в Петровском зале у нас снова был концерт барочной музыки.
Ансамбль старинной музыки СПБГУ «Musica Universalis» был создан в 2007 году по инициативе группы студентов — поклонников камерно-инструментальной музыки. Основу репертуара коллектива составляют произведения композиторов эпохи барокко и музыкального классицизма, поэтому инструменты музыкантов — флейты, скрипки, виолончели, клавесин, орган, ударные. Есть и современный японский инструмент, который может звучать как орган и как клавесин, позволяя исполнять соответствующие произведения прошлых веков не только в залах Университета, но и на выездных концертах.
Народный коллектив России, Оркестр русских народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском государственном университете в 1953 году Михаилом Моисеевичем Дорфманом, который руководил коллективом 30 лет, став автором многих обработок специально для оркестра. Но ещё до официального основания оркестра студенты и преподаватели Университета устраивали концерты, в которых играли на народных инструментах. Сейчас художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является Алексей Михайлович Долгов — выпускник Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Под его руководством оркестр не раз одерживал победы на различных музыкальных конкурсах, приглашался для проведения записей на радио, выступал на лучших концертных площадках Петербурга и за рубежом. В этом году Оркестр русских народных инструментов СПбГУ стал лауреатом первой степени городского смотра-конкурса любительских оркестровых коллективов.
— Оркестр народных инструментов также активно гастролирует, побывал в свое время во всех странах Скандинавии, участвовал в международной ярмарке в городе Нанси во Франции, где представлял наш город при поддержке правительства Петербурга, — отмечает Алла Степанова.
Впрочем, от поступления в любой творческий коллектив Петербургского университета до первых серьезных концертов должно пройти немало долгих и упорных занятий и репетиций. Вокальные и инструментальные группы при приеме новых участников отдают предпочтения, конечно, тем, кто имеет базовое музыкальное образование, умеет читать ноты и играть на каком-либо инструменте. Не менее важны уровень одаренности и настойчивость в достижении поставленной цели, умение терпеливо работать на результат.
— Нередко бывает так, что студент добивается каких-то серьезных творческих успехов уже к моменту окончания Университета, — с сожалением отмечает Алла Степанова. — Тогда перед юношей или девушкой встает нелегкий выбор — продолжать работу по полученной специальности или уходить дальше в искусство. Педагогам очень жаль расставаться со своими ребятами. Среди наших выпускников есть экономисты, философы, филологи, историки, которые решили все-таки посвятить себя искусству, получать второе высшее образование или работать как вокалисты или музыканты, даже преподавать в наших же коллективах. Так получилось, что в творчестве ребята оказались гораздо талантливее.
Но это скорее исключение из общего правила — большинство студентов успешно сочетают учебу и репетиции, успевают и на концерты съездить и сдать сессию, некоторые даже остаются в аспирантуре. И по окончании Университета работают по профессии или занимаются наукой. А расставаться со своим коллективом при этом совсем необязательно. Так, например, занятиям в Фольклорном ансамбле СПбГУ его участники-выпускники уделяют время и после основной работы.

Сцена из спектакля «Жизнь в розовом свете» театрального содружества «Филолалия». Руководитель — Евгений Николаевич СОЛЯКОВ.

На лестнице чувств народной песни

Фольклорному ансамблю Санкт-Петербургского университета — 25 лет. За это время коллектив познакомил и приобщил к традиционной песенной культуре множество студентов, аспирантов и преподавателей университета.
С 1998 года фольклорным ансамблем руководит Екатерина Владимировна Головкина. Коллектив изучает певческие традиции Русского Севера — в основном, Архангельской и Вологодской области, а также Ленинградской, Псковской областей, регионов Сибири. Каждый год группа фольклористов отправляется в этнографические экспедиции в то или иное место — они записывают традиционные песни, хороводы, танцы, игры, собирают сведения о народной жизни, одежде, обрядах, еде, ремеслах, обычаях.
Этой зимой СПбГУ в очередной раз принял в своих стенах Международный фестиваль фольклорных коллективов «Наследники традиций».
Среди постоянных и самых популярных участников праздника — фольклорный ансамбль Петербургского университета. Концерты коллектива пользуются большой популярностью не только в Университете, но и на других площадках Петербурга — в Консерватории, в Александро-Невской лавре, в Музее Самойловых, Фонтанном доме — Музее Анны Ахматовой.
При разучивании музыкального материала участники ансамбля стремятся к тому, чтобы звучание было максимально приближено к традиционному (голосоведение, манера,  диалектные особенности), что требует длительных и постоянных занятий. Кроме того, фольклористы занимаются  народной хореографией, изучением и разучиванием инструментальных наигрышей, шьют костюмы по этнографическим образцам.
Как писал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, главной особенностью русской народной песни является своеобразная лестница чувств — мотивы и слова словно переливаются от одного чувства к другому, создавая уникальное и неповторимое звучание. Кстати, для того, чтобы заниматься в фольклорном ансамбле, не требуется специальное вокальное образование музыкальной школы — нужны только желание и искренний интерес к живой народной песне, готовность ее постоянно изучать и достигать новых вершин. А талант, как считают преподаватели, проявится сам, во время занятий.
Такого же мнения придерживаются и в Театре-студии СПбГУ, взрастившей немало талантов театрального Петербурга. Сегодня это, пожалуй, один из наиболее популярных среди студентов коллективов — в прошлом году его основная учебная труппа насчитывала 90 юношей и девушек, желающих освоить актерское мастерство и попробовать себя в режиссуре.

Университет — театр, студенты и студентки в нем — актеры…

Театр Санкт-Петербургского университета ведет свою историю с 1944 года, когда руководителем театра стала актриса, педагог и режиссер Евгения Владимировна Карпова, выпускница Императорского Театрального училища, актриса Народного дома, БДТ им. Горького, Передвижного общедоступного театра, Театра им.А.С.Пушкина. За годы деятельности Театра-студии в его работе принимали участие многие прославленные петербургские режиссеры и актеры. «Ревизор», «Женитьба», «Тартюф», «Шекспир  и  столетия», «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б.Брехта, «Ведьма» А.Чехова, «Кто этот Диззи Гиллеспи», «Оркестр»  Жана Ануя,  «Долгий рождественский обед» Тортона Уайлдера,  «Кьоджинские  перепалки» К.Гольдони, «Охота на носорога» Н.Гумилева,  «Гримасы истории» по произведениям В. Пелевина и А. Блока, «Воспоминания» Н.Тэффи — вот лишь немногие спектакли, поставленные в Театре-студии СПбГУ с 1949 по 2009 годы.
— Мы гордимся тем, что, например, когда-то у нас ставили спектакли и играли Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Андрей Толубеев, Сергей Лосев, Иван Краско, — рассказывает Алла Степанова. — Театр всегда живет бурно, и сейчас у них множество спектаклей, готовятся премьеры. Недавно они играли спектакль по произведениям Пелевина на Дворцовой площади в День города и в День защиты детей. Летом ездили на гастроли на остров Коневец и в Таллин.
Много лет художественным руководителем Театра-студии остается Маргарита Николаевна Дульченко, вместе с ней юных любителей театра знакомят с секретами этого мастерства опытные педагоги — известные актеры и режиссеры Людмила Ивановна Хлопотова, Антон Валерьевич Милочкин, Николай Владимирович Шнейдер. Все вновь поступившие под их попечение студенты в течение первого года занимаются в младшей студии. Но юный возраст и недостаток опыта не мешают самым талантливым ребятам уже практически в первые месяцы занятий проявлять себя на сцене. Опытные артисты и режиссеры с удовольствием дают дорогу молодым — ведь только в работе приходит настоящее знание. Случается и так, что университетские «звездочки» начинают сиять уже на российском театральном и кинематографическом небосклоне, поступая на актерские и режиссерские отделения театральных вузов страны. Но большинство выпускников не теряют связь со своими наставниками. Театр-студия за эти годы стала настоящим братством сплоченных единомышленников и творцов.
— В этом году свои юбилеи отметили и Людмила Ивановна, и Маргарита Николаевна, и в Театре-студии прошли замечательные капустники, — рассказывает Алла Борисовна. — Кроме Театра-студии, у нас активно работает и театральное содружество «Филолалия» — музыкально-драматический театр, где ставят пьесы на языке оригинала. Им руководит Евгений Николаевич Соляков, лауреат нескольких престижных театральных конкурсов и премий. Совсем недавно он восстановил спектакли по Чехову, в которых когда-то играл в юности, и осенью мы вновь сможем увидеть результаты творчества режиссера и его воспитанников.

Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков

Новости СПбГУ