Главная » Социум

Смех как «социальный клей»

Никогда прежде телевидение не предлагало зрителям такого количества юмористических передач, комедийных фильмов и ситкомов. Одних это раздражает, другие с удовольствием хохочут, прилипнув взглядом к экрану. Бить тревогу пока рано, утверждают психологи, но и понять, что кроется за этим явлением, все же стоит.

Судя по количеству юмористических шоу в сетке вещания, на телевидении наступила эра смеха. Но до смеха ли нам?! Почему мы смеемся, что высмеиваем и какими качествами надо обладать, чтобы стать виртуозным шутником? Об этом в преддверии Дня смеха — 1 апреля — мы решили поговорить с Ольгой Владимировной Щербаковой, кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры общей психологии.

Ольга Владимировна Щербакова

Иногда кажется, что юмористические передачи транслируются даже чаще, чем новости и криминальные хроники. При этом у этих передач неизменно высокие рейтинги. Откуда такая потребность часто смеяться?

— Действительно, в эфире их немало. Другое дело, что высококачественных среди них не так уж и много. В основном, юмористические передачи на нашем телевидении рассчитаны на крайне невзыскательного потребителя. Но — потребителя, который проявляет устойчивый спрос. Почему? Есть такая закономерность: как только в обществе начинают происходить острые социальные, политические, экономические процессы, сразу же увеличивается количество создаваемых этим обществом шуток, пародий, карикатур и сатиры. Считается, что при всех своих прочих функциях смех является социально-приемлемой формой канализации агрессии. Эта форма удобна тем, что не происходит никаких прямых агрессивных действий, но при этом смех позволяет выразить свои эмоции. Попросту говоря, скопившееся в психике напряжение ищет себе выход и находит его через смех: все посмеялись, выпустили пар, и напряжение временно ушло.

— Но есть часть людей, которых эти передачи раздражают….

— Скорее всего, их раздражает не сам факт юмористической передачи, а ее качество. Шутки в них зачастую незатейливы с точки зрения сюжета и обладают очень простой когнитивной архитектурой — из серии тортом в лицо или человек поскользнулся на банановой кожуре. Это один из самых примитивных видов юмора, который, к тому же, обычно бывает облечен в грубоватую карнавально-площадную форму. Но юмор-то ценен как продукт интеллектуальной работы автора, результат творческого переосмысления привычного явления. Это способ увидеть точно, метко какой-то, например, социальный конфликт и показать его другим в эстетически приемлемой форме. Хорошая шутка — это всегда удачный синтез формы и содержания. Для того чтобы в шутке было качественное содержание, ее создателю необходимо иметь достаточно интеллекта и эмоциональной тонкости. В этом случае он сможет глубоко и всесторонне прочувствовать и понять какое-то явление сам, отрефлексировать свои переживания и выразить их так, чтобы другим тоже стало понятно, чтобы созданный остроумцем интеллектуальный продукт задел их чувства и вызвал ту же эмоциональную реакцию, которую испытал автор.

— То есть умение хорошо шутить — признак высокого интеллекта?

— Безусловно. Люди, которые качественно шутят, обычно имеют хороший интеллект. Надо сказать, что одним из показателей личностной и интеллектуальной развитости человека как раз и является хорошее чувство юмора. Причем в это понятие входит не только умение понимать чужие шутки, но умение самому острить так, чтобы и другим было смешно. Именно поэтому люди с хорошим чувством юмора всегда ценятся в любом обществе, ведь таковых немного. Если мы говорим о массовом явлении (юмористических шоу и передачах на телевидении), то на всех не напасешься остряков, которые были бы и умны, и эмоционально чувствительны, и творчески одарены. Поэтому невозможно рассчитывать, что все юмористические передачи будут качественными. Шутки ведь тоже бывают разного уровня: кому-то достаточно простых, например, комедий положения. Они позволяют отдохнуть от сложной деятельности, настроиться на хороший эмоциональный фон, но при этом не особенно нагружать себя интеллектуально. В этом тоже есть свой смысл, но только до тех пор, пока привычка к такому отдыху не вытесняет интеллектуальную работу как таковую. А такое впечатление, что сейчас как раз именно это и происходит. Становится все меньше передач, которые вовлекали бы зрителя в серьезную умственную работу.

— Столь полюбившиеся ситкомы постоянно сопровождаются закадровым смехом. Иногда кажется, что тебе навязывают реакцию…

— Часть людей, которые в эмоциональном и интеллектуальном плане достаточно самостоятельны, закадровый смех нередко раздражает. Им кажется, что им навязывают «нужную» реакцию, как бы подозревая в том, что самостоятельно они не способны отличить шутку от фона и решить, хотят ли они над ней смеяться. Это даже оскорбляет опытного зрителя, который хотел бы самостоятельно распознавать шутки и оценивать их для себя. Но, на мой взгляд, ситкомы не всегда рассчитаны на самостоятельных в интеллектуальном отношении зрителей. Все-таки шутки в ситкомах житейские, бытовые. Они скорее количеством берут, нежели качеством — это закон жанра. Представьте себе 30-минутную серию, сплошь состоящую из сложных шуток. При той концентрации шуток, как в ситкоме, человек бы просто должен был бы пребывать в постоянном умственном напряжении, не мог бы расслабиться и в итоге в конце серии просто чувствовал бы себя уставшим, как после прочтения сложной книги. А ведь ситкомы выполняют развлекательную функцию, поэтому в сюжет серии встраиваются сопровождающиеся закадровым смехом заведомо незатейливые шутки, соответствующие ожиданиям среднего зрителя. При этом важно, что за кадром смеется не один человек, а группа, к которой легче присоединиться. Она легче вовлекает в себя через механизм социального заражения. В этом смысле возникает эффект социального сплочения, разделения эмоций. Совместный смех дает человеку возможность почувствовать, что он не один, что у него с окружающими общие ценности и смыслы. Это очень сильный «социальный клей» — крайне важный, поскольку позволяет налаживать внутригрупповые связи. И потом, закадровый смех действует как маркер, помогающий вырабатывать социальные нормы: над чем смеяться положено, а над чем — нет. Даже когда человеку не смешно, но если то, что он увидел и услышал, помечено маркером смеха, со временем его психика найдет объяснения, почему это смешно. И он начнет смеяться над подобными шутками.

Кстати, эта схема, когда пунктиром как бы размечено, как именно следует понимать авторский замысел, — пусть и в менее очевидной форме, но присутствует во многих жанрах — и в театре, и в кино, и даже в живописи. Вспомнить хотя бы специально нанятых хлопальщиков, активизирующихся в заранее определенные моменты представления и заражающих таким образом «наивных» зрителей.

— Видеоролики на YouTube, где в вагоне метро начинает смеяться один человек, а через некоторое время хохочут все, собирают тысячи просмотров. Они тоже «заражают», но ведь никакого содержания за этим смехом нет?

— Такую реакцию можно объяснить работой зеркальных нейронов. Они были обнаружены и описаны группой ученых из Пармского университета в Италии. Особенность зеркальных нейронов заключается в том, что они возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Если я вижу, как кто-то смеется, эти нейроны активизируются, как будто я тоже смеюсь. Нередко в таком случае человеку на самом деле становится смешно, хотя прямой психологической причины для этого нет.

— Существует ли смех вне природы человеческого? Есть данные о том, что животные могут смеяться?

— Физиологическая реакция на некоторые стимулы, которые вызывают смех, у животных присутствует. Причем не только у приматов, наиболее близких нам эволюционно, но и у крыс. Так, например, в одном из экспериментов было установлено, что крысы распознают щекотку и стремятся к ней. Хотя никакой утилитарной цели у щекотки нет. Похоже, она ценна сама по себе, поскольку погружает в приятное состояние, как, например, игра. Вообще мимические выражения эмоции радости, гомологичные мимике смеха у людей, наблюдаются у приматов. Для шимпанзе характерно так называемое «игровое лицо». В процессе игровой борьбы шимпанзе используют его как маркер того, что их действия не содержат в себе настоящей агрессии: все, что сейчас происходит, — понарошку. Для того чтобы сообщить сородичу: «я сейчас на тебя нападу, но это не по-настоящему», — они используют выражение, похожее на улыбку: показывают зубы и щурятся.

Существуют отдельные наблюдения, говорящие о том, что, похоже, элементы юмористического поведения есть и у домашних животных. Но найти этому полноценное подтверждение сложно. Ведь домашние животные — это особая группа. Они многое перенимают от человека — конечно, оставаясь при этом в рамках своих биологических возможностей.

— Иногда записные шутники имеют физический недостаток или опыт социальной депривации в прошлом вследствие конфликта и т.п. Складывается впечатление, что именно с помощью шуток, за счет умения рассмешить, они как раз научились налаживать коммуникацию с окружающими…

— Такой вариант возможен. Альфред Адлер давно описал специальный механизм, который назвал «компенсацией». Его суть заключается в том, что люди, имеющие физические недостатки или другие ограничения, ищут альтернативные пути адаптации и развивают способности, позволяющие им добиться социального признания и даже лидерства (а, по мнению Адлера, стремление к превосходству свойственно всем людям). Таким ключом к социальному одобрению может стать умение шутить и рассмешить. Но все же, на мой взгляд, большую роль в жизни человека играют ролевые модели поведения, которые усваиваются ребенком достаточно рано. Такие модели поведения мы все перенимаем от близких людей, особенно от тех, кто для нас особенно значим, на кого мы хотим быть похожими. Если в окружении ребенка принято шутить, смеяться над шутками и это поощряется, то с большой вероятностью и он сам будет вести себя так же — просто потому, что для него это естественный способ жизни, который реализуется сам собой, без осознанно прикладываемых усилий.

— И все же почему одни много шутят, юморят и могут рассмешить до колик в животе, быстро становятся душой любой компании, а другим при всем желании это не удается?

— На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. То, как часто человек шутит, может быть связано со статусом человека в группе. Чаще шутят те люди, которые обладают наиболее высоким статусом. И, как мы говорили, это может быть и проявлением ума, склонности видеть какие-то конфликты, заострять на них внимание других. Возможно, это как раз те черты, которые и делают человека лидером группы. Люди, которые имеют более низкий ранг в группе, шутят реже. Ведь шутки заставляют обратить на себя внимание, они говорят о том, что человек претендует на управление эмоциями и чувствами других людей. Такую смелость, как правило, берут на себя те, кто чувствует себя свободно. Записные шутники — это те люди, которых группа считает умными и которым она позволяет этот ум проявлять. Но одного ума здесь недостаточно — необходима еще и социальная компетентность, и оригинальность, и эмоциональная живость. Так что это целый комплекс качеств, каждое из которых — отдельный предмет исследований.

Есть представление, что мужчинам больше свойственно шутить, а женщинам — реагировать на чужие шутки. Это согласуется с данными о том, что женщинам нравятся мужчины, умеющие их рассмешить, а не те, кто реагирует на их собственные шутки. А мужчинам, наоборот, нравятся женщины, которые смеются их шуткам. Если учесть, что мужская гендерная роль предполагает инициативность, активность, создание чего-то нового, даже агрессивность по отношению к среде, то эти данные вполне ожидаемы. Шутка — хоть игровая, но нападка. Она требует в определенной степени экспансивности, агрессии, умения становится в оппозицию. Поэтому мужчины чаще шутят. Это немного стереотипизированные представления, но они существуют. Однозначно можно сказать, что эволюционно, похоже, чувство юмора — это ценное качество. Исследования, проведенные в разных культурах, говорят о том, что за хорошее чувство юмора люди готовы прощать своим коллегам и близким многое.

Но нельзя забывать, что чувство юмора, смех остаются до конца не изученными и не описанными наукой явлениями. Пока вопросы порождают новые вопросы. Поэтому ученым точно есть что изучать в области смеха и юмора.

Смех

— эмоциональное состояние человека, связанное
с переживанием комизма ситуации и сопровождающееся рядом физиологических изменений. Внешнее выражение смеха состоит из мимических движений, коротких и сильных дыхательных движений и прерывистых звуков, сопровождающих дыхательные движения. Внешнему выражению смеха обычно соответствуют переживания счастья, радости, веселости. В то же время смех может сопровождать едва ли не все другие эмоции…
На психофизиологическом уровне смех сопровождается энергетической активацией всех систем организма, увеличением частоты пульса и учащением нерегулярности дыхания, активацией мимических мышц, выбросом гормонов «радости» в кровь, что воспринимается человеком как переживание легкости, свободы, независимости.

Общая психология. Словарь / под. ред. А.В.Петровского

Беседовала Вера Свиридова

Новости СПбГУ