Главная » Из дальних странствий

В стране майя

В 1970 году в составе группы советских туристов — болельщиков футбола — я посетил Юкатан, но тогда из-за активного сопротивления остальных членов туристической группы (болельщиков мало интересовали исторические памятники) с большим трудом удалось увидеть только два культурно-исторических центра майя Ушмаль и Чичен-Итца. Об этом путешествии я писал ранее (см. «В Чичен-Итцу и Ушмаль», «Ленинградский Университет», N10, 1980 г.). Сегодня мы с женой Ниной едем на Юкатан совершенно одни во взятой в аэропорту Мехико напрокат автомашине. Хочется увидеть новые места, и конечно посмотреть в каком состоянии находятся исторические города, увиденные мною 42 года назад.

Пирамида Прорицателя в Ушмале

Скоро полдень, и мы уже третий день в пути. До сих пор всё шло без серьезных происшествий. Трудным был выезд из Мехико, и непростым было короткое пребывание в Пуэбле, где нам удалось посетить церковь Санто Доминго со сверкающей золотом часовней Чёток. Но самым неприятным был инцидент в городе Вилья-Эрмоса, где из-за строительных работ автострада с четырехполосным движением неожиданно перешла в пыльную грунтовку с одной полосой; в результате образовалась пробка из нескольких сотен машин, и у нашего “Шевроле Авео” в самый неподходящий момент, а именно при проезде по однополосной горловине потока, засорился бензонасос, и мы безнадежно встали, заставив стоять еще несколько сотен машин за нами. Но мексиканцы реагировали спокойно, они выкатили машину на открытое место, освободив путь идущему за нами транспорту. Минут через десять машина опять завелась, и мы продолжили путь.

Сегодня нам надо добраться до Плайа Дель Кармен, где зарезервирована гостиница, но впереди еще около 480 километров. Надо посетить Ушмаль — древний город майя, и посмотреть, как он изменился за последние 40 с лишним лет. Поэтому хотя и очень хотелось заехать в Мериду, город, где мне пришлось останавливаться в 1970 году, мы отказались от этой затеи и, не доезжая сорока километров до Мериды, свернули на Ушмаль.

По Мексике ехать непросто. Особенно неприятны многочисленные “лежащие полицейские”, иногда возникающие без всяких предупреждений, очень много полиции и контрольных пунктов, на второстепенных дорогах нет обочины, и стиль вождения сильно отличается от нашего. Но водители приветливы и уступчивы, хотя правила соблюдаются как опции. Может быть, именно поэтому за 17 дней непрерывной езды по мексиканским дорогам (а мы сделали всего не менее 5600 км) мы ни разу не встретили европейцев, взявших машину напрокат. Конечно, “Шевроле Авео” не тот автомобиль, на котором можно совершать экстремальные путешествия, но его экономичность и цена аренды принудили нас сделать именно этот выбор.

Чичен-Итца

В два часа дня мы уже в Ушмале. Прямо за входом в заповедную археологическую зону высится пирамида Прорицателя. Она тщательно отреставрирована, и если в 1970 году мне удалось на нее подняться, то теперь восхождение на нее невозможно. Идем к «четырехугольнику монахинь» — квадратной площади, окруженной четырьмя зданиями строгой геометрической формы с богатыми резными украшениями. От «четырехугольника монахинь», как это и прописано в путеводителе, проходим через маленькую площадку для игры в мяч и поднимаемся на обширную платформу, на которой стоит внушительное здание, называемое «дворцом губернатора». Надо конечно понимать, что как «четырехугольник монахинь», так и «дворец губернатора» — названия, данные этим великолепным сооружениям испанскими колонизаторами и едва ли имеют что-то общее с истинным функциональным назначением зданий. Вообще здесь, как и в других археологических зонах, обильно посещаемых туристами, проведены обширные реставрационные и консервационные работы, четко выделены маршруты возможных следований и организован строгий контроль за соблюдением правил посещения.

Нас очень обрадовало, что как в Ушмале, так и в других исторических местах мы постоянно встречали российских туристов, путешествующих в составе групп и индивидуально. У меня создалось впечатление, что число российских туристов превосходит число туристов из Германии, Франции и других европейских стран, уступая выходцам из США и стран Латинской Америки. Учитывая дальность перелета и его высокую стоимость (а также относительно более высокие затраты по отношению к заработной плате), можно с уверенностью утверждать, что доминирующее присутствие туристов из России показывает больший интерес наших сограждан к общекультурным ценностям, чем у наших европейских соседей. Это очень важный положительный показатель, который, к сожалению, не пропагандируется должным образом, хотя и является одним из безусловных достижений руководства страны за последние годы. Совершенно аналогичная картина наблюдается и в Европейских странах и в Азии, но Мексика меня удивила с этой точки зрения, во-первых, из-за большего удаления от России, нежели от других европейских стран и необходимостью получения въездной визы нашими туристами, чего не требуется от немцев, французов, англичан и др.

Тулум

Из Ушмаля можно было вновь возвратиться на автостраду (рута 180) и по ней продолжить свой путь к побережью Карибского моря, но мы решили рискнуть и проехать напрямую, по существу, проселочными дорогами через городки и деревни Майя и джунгли Юкатана. Посоветовавшись с местными водителями рейсовых автобусов, мы приняли это решение, потому что захотели увидеть жизнь местного населения в обычных условиях, вне туристических зон и связанной с этим суеты. Но было уже 16 часов и перед нами оставался путь в 300 километров. Свернув на проселочную дорогу — с многочисленными слепыми поворотами и отсутствующей обочиной, — по которой с трудом могли разъехаться два автомобиля, мы продолжили наше путешествие. С обеих сторон к дороге примыкали непроходимые джунгли, встречные и попутные автомашины попадались крайне редко, неизвестные животные постоянно перебегали дорогу. Мы проехали множество селений майя и вынуждены были постоянно спрашивать, как проехать дальше, потому что указателей или не было, или они были выставлены таким образом, что их трудно было заметить. Индейцы очень дружелюбно показывали нам путь, но продвигались вперед мы медленно. В деревнях на каждом шагу встречались «лежащие полицейские» из-за отсутствия тротуаров, дороги были заполнены людьми. Однако мы были очень довольны увиденным, хотя в результате прибыли в гостиницу лишь в 11 часов вечера и остались без ужина.

У нас одна неделя в Плайа Дель Кармен, и надо ее оптимально использовать, понимая под этим посещение всех более или менее значимых пирамид в окружности 100–150 километров и небольшой отдых. Первым делом мы поехали в Тулум — древний город Майя на берегу Карибского моря. Из-за близости туристических центров он активно посещается, но несмотря на это, его безусловно стоит внимательно осмотреть. Здесь пирамиды возвышаются над крутым, скалистым берегом моря, и поэтому пейзаж оказывается очень красивым. Обилие игуан, хвосты которых свисают из расщелин скал и развалин, делает вид этого места еще более привлекательным.

Обсерватория в Чичен–Итце

В Муил — древний город Майя, находящийся южнее Тулума, мы приехали после пяти часов вечера, когда по правилам посещение археологических зон прекращается. Однако вокруг не было никакой охраны и, оставив машину на обочине, мы углубились в джунгли, чтобы осмотреть развалины. Мы были совершенно одни, солнце садилось за горизонт, и багровое зарево освещало храмы, стоящие на верхних площадках усеченных пирамид, окруженных густыми зарослями девственного леса. Нина некоторое время колебалась, идти ли дальше, но все-таки соблазн увидеть нечто необычное взял верх. Мы были удивлены девственной нетронутостью развалин, но потом, после посещения других мест, поняли, что археологических зон настолько много, что реставрационные работы едва ли когда-нибудь смогут воссоздать всё то, что здесь имелось до прихода европейцев. Примерно такая же картина в другом древнем городе Майя — Кобе, который находится в глубине полуострова, но более посещаем туристами. Здесь имеется несколько огромных пирамид (одна даже превосходит по высоте пирамиду Прорицателя в Ушмале, и на нее можно взобраться по древней лестнице, используя канат). В Кобе проводились щадящие реставрационные работы, и поэтому развалины выглядят более естественно, чем в Ушмале.

Но самым важным городом Майя является, конечно, Чичен-Итца. От Плая дель Кармен до Чичен-Итцы более 200 километров, но мы обязательно решили туда поехать и возвратиться в тот же день. Фактически мы уже проезжали Чичен-Итцу, когда ехали в Плайа дель Кармен из Мехико, но тогда предпочли заехать в Ушмаль и времени на Чичен-Итцу не осталось. Теперь настало время наверстать упущенное. Дорога приходила мимо развалин Кобе, которые мы посетили раньше, и дальше через очень милый колониальный городок Валадолид. Мы не могли не остановиться в Валадолид, где полицейский разрешил нам на короткое время припарковаться на главной площади (Цокало) возле кафедрального собора.

Центр городка практически не изменился с колониальных времен. Одно-двухэтажные дома с высокими потолками тщательно отреставрированы и раскрашены в яркие цвета. На площади Цокало стоит богато украшенный резьбой кафедральный собор. Палящее солнце придает еще большую праздничность окружающим постройкам. Но времени у нас мало и мы едем дальше. Через сорок километров достигаем Чичен-Итцы.

Пирамида Кукулькана в Чичен-Итце

Здесь многое изменилось с момента моего последнего посещения в 1970 году, которое я описал в уже упомянутой статье: «В Чичен-Итцу и Ушмаль». Изменения, конечно, коснулись внешнего облика исторических памятников, которые теперь находятся в близком к идеальному состоянии, но к счастью никак не затронули их конфигурацию и уровень обозримости. История города начинается с 360 г. до нашей эры и содержит как периоды расцвета, так и упадка. Перед самым входом возвышается пирамида Кукулькана. Это одно из наиболее интересных сооружений майя. На каждой стороне пирамиды широкие лестницы с 91 ступенью, что с верхней платформой составляет 365 (число дней в году). Так же, как в Ушмале, подняться на верхнюю платформу не разрешено (в 1970 году это было разрешено, и мы с профессором И.Б.Токиным поднялись). Рядом находится храм воинов с тысячей колонн и много других интересных развалин. Мы пошли к так называемому «колодцу жертв», где сравнительно недавно были обнаружены скелеты девочек, а также украшения из золота. Колодец только условно можно так назвать, вероятно, из-за почти точной круглой формы и абсолютно отвесных стен, но его диаметр (не менее 40–50 метров) позволяет говорить скорее об озере, нежели колодце. Я помню, что режиссеры фильма «Воспоминание о будущем» высказали предположение, что колодец возник после старта космической ракеты с возвращающимися инопланетянами. Стоя на краю колодца, трудно полностью отказаться от такого предположения. Тем более, что очень скоро в Паленке мы получили еще одно правдоподобное подтверждение этой гипотезы.

Возвращаясь обратно, мы прошли через огромный стадион для игры в мяч с великолепной акустикой. Развалины раскинулись на огромной площади, и мы еле успевали все осмотреть и сфотографировать. Очень интересна обсерватория, где майя изучали небесные светила и их взаимное расположение, проводя сложные астрономические вычисления. В 17 часов все закрывается, и мы уходим практически последними. Приезжаем в Валадолид, когда уже начинает темнеть. Ужинаем в уютном ресторанчике на Цокало и едем дальше. Но тут мы совершаем ошибку, неправильно выбрав направление на одном из перекрестков. Слишком поздно замечаем, что пейзаж совсем не тот, какой должен быть (тем более в сумерках это не просто сделать). В результате делаем лишних 180 километров и возвращаемся домой около 2-х часов ночи.

Через день начинаем долгий путь назад в Мехико через древние города индейцев Чакчобен, Бекан, Паленке, Митла и Монте-Альбан. На обратный путь нам понадобилось шесть дней, но об этом и о космической загадке Паленке в следующий раз.

Более подробно с фотографиями этого путешествия можно ознакомиться на сайтах https://picasaweb.google.com/117919047400413299240/TheWorldOfMayaMexico, http://fotki.yandex.ru/users/petrosyan-leon/album/177848/, http://fotki.yandex.ru/users/petrosyan-leon/album/177841/.

Профессор Л.А.Петросян
Фото автора

Новости СПбГУ