Главная » Тема номера

Ради математики студенты остались на шестой курс

Имя Леонида Витальевича для экономического факультета СПбГУ навсегда останется связанным с подлинной сменой эпох в развитии экономической науки. Благодаря активному участию ученого, в далеком 1959 году начался принципиально новый этап в истории не только СПбГУ, но и всех профильных вузов и научно-исследовательских учреждений страны.

В 2010 году на экономическом факультете СПбГУ торжественно отметили 50-летний юбилей кафедры экономической кибернетики. Почти одновременно с ее созданием, в 1959 году на экономическом факультете Ленинградского университета был организован уникальный шестой курс, где уже окончившие факультет студенты-экономисты штудировали главным образом математические дисциплины. В те далекие годы необходимость изменений в экономическом образовании стала очевидной для многих, и в первую очередь, для выдающегося ученого Ленинградского университета Леонида Витальевича Канторовича.

Пять лет без права на математику

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики экономического факультета СПбГУ Антон Леонидович Дмитриев уже много лет ведет своеобразную «летопись» удивительной и насыщенной событиями истории развития этого научного направления. Возвращаясь к решающему моменту перемен, исследователь говорит о двух версиях образования 6-го курса. По воспоминаниям студентки-«шестикурсницы» М.И.Вирченко, во многом инициатива организации продолжения обучения принадлежала студентам, в 1959 году оканчивающим экономический факультет. Причины для этого у них были весьма веские. В те годы Ленинградский университет выпускал экономистов по четырем специальностям: «Народно-хозяйственное планирование», «Экономика сельского хозяйства», «Статистика» и «Политическая экономия». Математическая подготовка будущих специалистов была, по свидетельствам студентов той поры, довольно слабой, и ограничивалась лишь небольшим по объему курсом высшей математики.

Профессор Леонид Витальевич Канторович. 1937 год

«Мы поступили на факультет в 1954 году, и были очень удивлены тем, что среди преподавателей нет ни одного по-настоящему маститого ученого, — рассказывает бывший студент того самого шестого курса, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики СПбГУ Геральд Васильевич Шалабин. — Впервые я увидел такого преподавателя только на 4-м курсе, когда нам читал краткий курс почвоведения профессор биолого-почвенного факультета. Затем на кафедре статистики появился профессор Лев Каминский, о котором мы уже были наслышаны и к которому относились с особенным почтением. Остальные не производили впечатления специально подготовленных преподавателей и казались случайными людьми. Лекции велись в “разговорном жанре”, и нужно было все принимать на веру».

Недостаток квалифицированных преподавателей стал прямым следствием страшного «Ленинградского дела», когда репрессиям подвергли большую часть профессоров и доцентов экономического факультета вместе с деканом В.В.Рейхардтом (1901–1950). На уровне подготовке студентов это сказалось самым печальным образом. Например, вспоминает Геральд Васильевич, в курсе народного хозяйства они изучали закономерности социалистического производства — закон планомерного пропорционального развития, закон преимущественного развития средств производства и другие законы, которые в ходе обучения никак не доказывались. Поступая на экономический факультет, студенты ожидали более углубленных знаний — ведь эта специальность основывается на обоснованном расчете в той или иной области, и предполагает использование определенных формул и моделей. К окончанию 5-го курса студенты поняли, что их ожидания не оправдались. Это же относилось и к вычислительной технике. «Вам покажется смешным, но о компьютерах в то время мы только читали! Несмотря на то, что на матмехе к тому времени уже был создан вычислительный центр, где использовались первые электронно-вычислительные машины, студенты-экономисты продолжали пользоваться бухгалтерскими счетами, логарифмическими линейками и огромным тяжелым арифмометром, которого мы называли “железным Феликсом”. Девочкам эту машину было не поднять, и на практические занятия мы переносили ее из кабинета в кабинет. Этого “железного Феликса” я запомнил на всю жизнь — он к тому же производил на занятиях страшный шум. А что касается точности наших расчетов на этой “технике”, то их мы сравнивали в шутку с точностью астрологических предсказаний или прогнозов погоды», — рассказывает Геральд Васильевич.

Герой для кафедры

По второй версии, более вероятной, инициатива создания дополнительной годичной программы принадлежит именно Леониду Витальевичу Канторовичу, на тот момент выпустившему свою монографию «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов», за создание которой и был награжден Нобелевской премией. Известен факт, что в 1959 году Леонид Витальевич составил «Докладную записку о специальности математических расчетов на экономическом факультете ЛГУ» (А.Л.Дмитриев, «Становление экономико-математического направления», Вестник СПбГУ, Серия 5. Экономика. Выпуск №3). В ней ученый отмечал следующее: «В результате исследований, проводившихся в течение последних 20 лет как за рубежом, так и еще ранее в Советском Союзе (в частности, в Ленинградском государственном университете), открылись большие возможности применения математических методов в широком круге планово-экономических вопросов от производственного плана на предприятии до народнохозяйственного планирования…» В докладной записке Леонид Канторович прямо говорит о необходимости специальной подготовки кадров для осуществления этой работы.

Обложка брошюры «Математические методы организации и планирования производства», написанной профессором Леонидом Витальевичем Канторовичем и изданной Издательством Ленинградского университета в 1939 году.

Как отмечает Антон Леонидович Дмитриев, открытие на факультете новой специальности было связано с тем, что «в этот период наблюдается значительный рост интереса к применению математических методов к решению народнохозяйственных задач». Но воплотить этот интерес непосредственно в экономическом образовании было непросто, и не только по объективным — техническим, кадровым, но и идеологическим причинам. Считалось, что «математические средства широко использовались буржуазными школами политэкономии в своих целях». Но отважные ученые стремились во что бы то ни стало отстоять назревшие и жизненно необходимые перемены в науке, преодолевая запреты и многочисленные критические высказывания. Так, в феврале 1959 года, в своем выступлении на Ученом совете в честь 140-летия Университета, ректор ЛГУ, член-корреспондент АН СССР Александр Данилович Александров (1912–1999) говорил о перспективах развития Университета, в том числе посредством интеграции математических методов в другие науки. В продвижении идей внедрения оптимального планирования Л.В.Канторовича активно поддерживал проректор университета С.В.Валландер (1917–1975). Написав в 1957 году письмо в Совет Министров СССР, он приложил к нему работы математика, где говорилось о том, что «причиной неудовлетворительности применяемой методики (планирования) является игнорирование средств современного математического анализа, применение которого необходимо для подлинно научного анализа проблем экономической науки, по самой своей природе имеющей количественный характер. Такое игнорирование выглядит странным и неоправданным, если вспомнить, что Карл Маркс в своем экономическом анализе капиталистического общества уделял весьма большое место количественным соотношениям, широко используя математические формулы и расчеты».

«Леонид Канторович, конечно, понимал, что это такое — марксистко-ленинская экономика. Но, как умный человек, никогда при нас этого не высказывал, — вспоминает сегодня Геральд Шалабин. — Отношение в верхах, да и внизу тоже, к кибернетике вообще и экономической — в частности, было крайне отрицательным. И создание такой кафедры со стороны Леонида Витальевича стало актом огромного гражданского мужества. Поэтому, когда встал вопрос о том, кто возглавит новую кафедру, ученый предложил кандидатуру политэконома Ивана Васильевича Котова, Героя Советского Союза — очень умного и порядочного человека. Действительно, как Леонид Витальевич говорил тогда, «возглавить в это время такую кафедру мог только Герой».

Студенческий протест

«Название кафедры экономико-математических расчетов отражало прикладной характер нового направления научных исследований, союз двух великих наук — математики и экономики. Предполагалось, что экономисты ставят задачи, а математики с присущей им строгостью разрабатывают методы решения этих задач», — так обозначает главную задачу преобразований на факультете нынешний заведующий кафедрой экономической кибернетики, кандидат экономических наук Дмитрий Николаевич Колесов в предисловии к юбилейному изданию «Экономическая кибернетика: Вчера, сегодня, завтра». Став инициатором создания кафедры, Леонид Витальевич Канторович взял за основу свои идеи постановки и решения задач линейного программирования. Была создана лаборатория математических методов в экономике, которая работала по заказу для различных промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений — ее возглавил В.И.Котёлкин. В рамках созданного учебного отделения экономической кибернетики в 1959 году была набрана первая группа по специальности экономико-математических расчетов. Таким образом, на экономическом факультете ЛГУ, при поддержке, в том числе, и декана Виктора Андреевича Воротилова (1918-2006), впервые в стране был сформирован целый учебный научно-исследовательский комплекс математических методов в экономике.

Но еще долгих 5 лет с момента создания этого комплекса пришлось бы ждать выпуска специалистов, подготовленных по новой программе. Однако студенты, которые в 1959 году уже оканчивали обучение на 5 курсе, ждать не могли. Из всех новшеств они успели прослушать только единственный курс — «Экономико-математические расчеты». Неудивительно, что у студентов зрело недовольство, которое вылилось в открытый протест. «Мы знали, что нам скоро предстоит идти в «большую жизнь», но как мы могли работать с таким недостатком в знаниях? Поэтому мы решили собрать инициативную группу и идти к нашему замечательному ректору Александру Даниловичу Александрову. Когда он узнал, зачем мы пришли, то нисколько не удивился, сказав: «Давно, давно, ребята, этим надо было заниматься!» — рассказывает Геральд Шалабин. — После этого мы узнали о решении организовать для нас дополнительный, 6-й, экономико-математический курс. Преподавать нам будут профессора с матмеха, а все проблемы, связанные с составлением программ, будет решать Леонид Витальевич Канторович».

Конечно, как отмечает Антон Леонидович Дмитриев, только желания студентов для организации 6-го курса было бы мало. Решение принималось на высоком уровне. Спустя десятилетия можно говорить скорее об уникальном, обусловленном временем и течением научной мысли счастливом совпадении замыслов тех, кто мог научить, и тех, кто хотел учиться новому.

На подступах к новым вершинам

Новоиспеченным шестикурсникам было нелегко — насыщенную программу предстояло освоить за 700 учебных часов. Ежедневно студенты отправлялись в здание на 10-й линии Васильевского острова, где в то время размещался матмех. Из 75 выпускников 1959 года продолжать учебу на 6-ом курсе стали 25 человек, и еще 13 уже практикующих специалистов приехали специально, чтобы пополнить знания — среди них были двое преподавателей из Чехословакии, один из Румынии и несколько москвичей, в том числе даже работников Госплана! В числе шестикурсников, приехавших на учебу из Москвы, были будущие академики АН СССР А.И.Анчишкин (1933-1987) и С.С.Шаталин (1934–1997). В течение года все они посещали лекции по таким курсам, как «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Геометрия», «Дифференциальные исчисления», «Математическая статистика и теория вероятностей» и такое долгожданное «Программирование на ЭВМ». Тогда молодые экономисты и познакомились с Леонидом Витальевичем Канторовичем, который через день читал им лекции по курсу «Применение математики в экономике», основанный на той самой «нобелевской» монографии «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов».

Настольный калькулятор «Нева-3» на релейных элементах, разработанный под руководством и при непосредственном участии Леонида Витальевича Канторовича

Для организации учебного процесса по новой специальности была создана специальная комиссия под председательством члена-корреспондента АН СССР Юрия Владимировича Линника (1915–1972). Заслугой ректора СПбГУ Александра Александрова стало привлечение к разработке учебной программы самых выдающихся математиков. Это были ближайшие коллеги Леонида Витальевича — специалист в области математического программирования и соавтор его книги Геннадий Шлемович Рубинштейн (1923–2004), доктор физико-математических наук Виктор Абрамович Залгаллер, читавший курс по линейной алгебре и геометрии, профессор Марк Константинович Гавурин (1911–1992), научивший экономистов программированию на ЭВМ, и математик Ильдар Абдуллович Ибрагимов. Активно участвовали в работе 6-го курса, новых кафедры и лаборатории тогда еще молодые ассистенты, а ныне маститые ученые, ученики Леонида Канторовича: Иосиф Владимирович Романовский, Александр Антонович Корбут, Лев Иванович Горьков. Лекции по всем предметам сопровождались практическими занятиями. «Тогда, конечно, аудитории не были оборудованы компьютерами, проекторами и другой учебной техникой. А при занятиях, конечно, использовалось много таблиц и формул. Их Леонид Витальевич вместе с помощником — Сергеем Аверьяновичем Аникеевым, у которого был красивый каллиграфический почерк — оформляли заранее, до лекций, — вспоминает Геральд Васильевич. — Леонид Витальевич преподавал в очень доступной, в очень демократичной форме, он не столько читал лекции, сколько беседовал с нами. Он был не только выдающимся математиком, но и совершенно особым человеком. С каждым из своих коллег, преподававших на 6-ом курсе, Леонид Канторович постоянно общался, обсуждал программу, а во время выпускных экзаменов возглавлял приемную комиссию. И конечно, сам принимал основной экзамен по своему курсу — по применению математики в экономике, который был довольно сложным».

Новое «экономическое» время

После окончания 6-го курса перед выпускниками открылось множество возможностей для применения полученных ими знаний. Некоторые из них в 1960 году отправились вместе с Леонидом Витальевичем в Новосибирск, где в Институте математики Сибирского отделения Академии наук он создал и возглавил математико-экономическое отделение, а также кафедру вычислительной математики в Новосибирском университете. Но и с теми своими «шестикурсниками», которые остались на кафедре экономической кибернетики и в лаборатории экономико-математических методов Ленинградского университета, Леонид Витальевич не терял связи на протяжении всей своей жизни. «Дисциплины, которые вошли в программу 6-го курса, стали основой образовательной программы новой специальности экономического факультета, а мы продолжили научную деятельность и стали преподавать. Роль 6-го курса переоценить невозможно — это был настоящий прорыв в науке и экономическом образовании! Наша кафедра была первой в университетах Советского Союза, а затем они стали появляться и в других университетах, в том числе и Московском. Так в нашей стране стали работать экономисты, квалификация которых удовлетворяла всем международным требованиям», — отмечает Геральд Шалабин.

Лекция в Высшей экономической школе. Прага. 1981 год

Кафедра экономической кибернетики не разочаровала своего создателя — многие десятилетия здесь развивались и появлялись новые научные направления, основанные на идеях Леонида Витальевича Канторовича. Одним из ключевых при подготовке экономистов-математиков стал курс «Математические методы исследования операций», созданный кандидатом физико-математических наук Леонидом Михайловичем Абрамовым. Курс дал «путевку в жизнь» таким дисциплинам, как выпуклое, квадратичное, блочное, дискретное, стохастическое программирование, математические методы в экономических исследованиях и в теории массового обслуживания, теория принятия решений, проблемы принятия решений в условиях неопределенности и многие другие.

«Практически сразу с момента создания кафедры экономико-математических расчетов важным направлением исследований и преподавания становится моделирование народно-хозяйственных процессов, которое на первом этапе включало основы макро- и микроэкономики, а на последующих этапах предполагало исследования в области эффективности капитальных вложений и фактора времени в экономических расчетах, моделирования макроэкономических аспектов природопользования», — пишет профессор кафедры Алексей Владимирович Воронцовский в статье «Макроэкономическое моделирование» («Экономическая кибернетика: вчера, сегодня, завтра», СПб, 2009). Курс «Макроэкономическое моделирование», основанный старшим преподавателем кафедры Б.Г.Серебряковым, состоял из таких разделов, как теория производственных функций и моделирования экономического роста, содержательный анализ балансовых моделей, оптимизационные модели народного хозяйства, которые включали модели Л.В.Канторовича.

Первые диссертации

Профессор Б.И.Кузин в 1972 году защитил первую на кафедре и одну из первых по применению математических методов в производственной тематике докторскую диссертацию. Ее тема — «Некоторые вопросы теории построения подсистемы ОПП АСУ и ее реализации в поточном производстве» — была частью нового научного направления «Организация и оперативно-календарное планирование промышленного производства», где экономисты могли решать задачи автоматизации управления различными организационно-экономическими объектами. Под руководством профессора Кузина были защищены докторские и кандидатские диссертации, в том числе соискателями из ГДР, Болгарии и других стран.

Выпускник 6-го курса Г.В.Шалабин посвятил свою работу исследованиям в области экономики природопользования, отраслевого и территориального управления. «На первом этапе (1960–1965) исследования носили преимущественно прикладной характер и были связаны с оптимизацией перевозочного процесса на разных видах транспорта и размещением производства», — вспоминает он в своей статье к изданию «Экономическая кибернетика: вчера, сегодня, завтра». Затем были разработки специальных статистических и динамических экономико-математических моделей, с использованием которых были решены задачи по нахождению оптимальных вариантов концентрации и размещения нефтебазового хозяйства Ленинграда и Ленинградской области, Литовской, Эстонской ССР и Тюменской области на 1965–1980 годы. Тогда же проводились экономико-математические исследования процессов развития и размещения производства в различных отраслях народного хозяйства. В 1965 году в лаборатории экономико-математических расчетов начались исследования по проблеме совершенствования системы оперативного управления работой грузового автотранспорта, занятого на перевозках массовых грузов. В результате была разработана и внедрена автоматизированная информационно-планирующая система управления работой. Кроме того, среди масштабных проектов лаборатории — исследования и расчеты по проблемам перспективного (стратегического) прогнозирования и планирования социально-экономического развития Ленинградского региона. В частности, была разработана эконометрическая модель прогнозирования основных показателей развития региона, составлен баланс трудовых ресурсов и осуществлен расчет модели экономико-экологического равновесия. Большую роль в сохранении природных богатств нашей страны сыграла созданная методика оперативного управления работой отрядов авиалесоохраны, основанная на имитационном моделировании стохастических процессов возникновения, распространения и тушения лесных пожаров. В результате проведенных исследований было доказано, что экономическая оценка лесных ресурсов включает в себя промышленную и экологическую составляющие.

Работать в память об ученом

Все эти годы Леонид Витальевич Канторович был частым гостем на экономическом факультете, выступал с публичными лекциями, предварительно советуясь с преподавателями кафедры о том, какая тема будет слушателям наиболее интересна. В последний раз ученый встретился с сотрудниками кафедры экономической кибернетики на праздновании 25-летнего юбилея ее создания в 1985 году. Но наследие выдающегося ученого живет и по сей день, умножая значение научной школы теперь уже Петербургского университета. Так, именно благодаря наличию экономико-математического отделения, которое давало современную математическую подготовку, экономический факультет стал конкурентоспособным в сложный период перемен конца прошлого века. И спрос на специалистов, выпускаемых СПбГУ, остается неизменно высоким — выпускники не только прекрасно знают теорию, но и разрабатывают экономические модели с использованием современных компьютерных программ, которые, вероятно, сегодня могли бы удивить самого Леонида Канторовича. «Я всегда с теплотой и благодарностью вспоминаю Леонида Витальевича. Сегодня есть кафедры экономической кибернетики, есть Центральный экономико-математический институт в Москве и его филиалы, где работают квалифицированные люди, которые знают, кто такой Леонид Витальевич, что он сделал для математики и экономики. Мы все считаем себя его учениками, и считаем, что нам очень повезло, что так сложилась наша судьба!» — признается Геральд Шалабин. К сожалению, отмечает ученый, в наши дни случается, что многие традиционные экономисты либо не знают этих методов, либо недооценивают их значение.

Некоторые считают, что эти методы были эффективны в условиях централизованной плановой экономики, но не подходят для свободного рынка. Но полностью нерегулируемого рынка не бывает. А в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса все чаще можно слышать мнения, в том числе и лауреатов Нобелевской премии, что необходима новая модель регулирования экономики, и эти методы сегодня могут быть весьма актуальными. Не говоря о таких областях, где сегодня уже нельзя обходиться без использования этих методов — начиная от транспортно-производственных задач и кончая задачами охраны окружающей среды и природопользования в целом. Об этом Леонид Витальевич, в частности, говорил в своей Нобелевской речи.

Методы математического программирования, разработанные Леонидом Канторовичем, являются выдающимся вкладом как в математику, так и в экономические исследования. Задача экономистов сегодня — найти ту область, в которой эти методы будут использоваться наиболее эффективно. Это огромное научное наследие должно и может сегодня приносить большую пользу, и продолжение работы в этой области — лучшее, что можно посвятить памяти ученого.

 Татьяна Семме

Новости СПбГУ