Главная » Новый год

В чем разница между Дедом Морозом и Санта-Клаусом: взгляд биолога

В связи с сокращением школьной программы по биологии к нам, на биолого-почвенный факультет СПбГУ, поступает все больше вопросов от широкой общественности. Нас спрашивают: «почему инопланетные человечки обычно зеленые?», «правда ли, что шатены произошли от шимпанзе, брюнеты — от горилл, а рыжие — от орангутанов?» и «если туалет расположен строго по фэн-шуй, нужно после него мыть руки или нет?».

Рис. 1. Типовой экземпляр Деда Мороза

Недавно появился еще один актуальный вопрос: в чем разница между Дедом Морозом и Санта-Клаусом? По просьбе редакции журнала «Санкт-Петербургский университет» мы провели сравнительный анализ этих объектов. Поскольку редакция не предоставила биологические образцы испытуемых (ДНК, кровь, слюну, волосы, потожировые выделения и т.п.), мы проводили анализ на основе фото- и видео-материалов.

Начнем с Деда Мороза. Типовой экземпляр представлен на рисунке 1. Нет сомнений, что перед нами высший гоминид. Строгая экологическая привязанность Деда Мороза к зимнему сезону, отрицательной температуре воздуха и обильному снегу первоначально наводят на предположение, что это реликтовый снежный человек (точное таксономическое положение не определено, возможные варианты: Homo troglodytes, Homo neanderthalensis, Homo erectus, Gigantopithecus sp., Megantropus sp.). Однако, судя по отсутствию сплошного волосяного покрова на лице, наличию речи и способности пользоваться разнообразными орудиями, испытуемый относится к виду Homo sapiens.

Цвет кожи, разрез глаз, форма носа и губ, пропорции черепа и целый ряд других морфометрических параметров указывают на то, что испытуемый является типичным европеоидом, а конкретнее — представителем одной из славянских ветвей со следами древней ассимиляции с финно-ýграми. Этот вывод хорошо согласуется с тем обстоятельством, что центром происхождения Деда Мороза считаются северо-восточные районы Вологодской области, издавна населенные финно-угорскими племенами (весь, чудь, меря, пермь) и впоследствии колонизированные славянами (главным образом кривичами).

Для северо-восточных районов Вологодской области характерен континентальный климат со снежными зимами продолжительностью не менее 5 месяцев. Среднегодовая температура составляет здесь всего +1,95°C, и местные жители вполне обоснованно считают себя северянами. Для теплокровного организма, обитающего в таких условиях, основная задача — экономить свою энергию. Эта задача решается несколькими путями. Во-первых, в соответствии с правилом Бергмана, теплокровный организм в подобных условиях должен быть крупным, что обеспечивает минимизацию потерь тепла за счет оптимального соотношения между объемом и поверхностью тела. Во-вторых, организму необходим достаточно толстый слой подкожной жировой клетчатки, выполняющий функцию надежной термоизоляции. В-третьих, поведение организма должно быть размеренным, без какой бы то ни было суеты и излишней эмоциональности, неизбежно ведущей к неоправданным потерям энергии.

Дед Мороз полностью соответствует перечисленным требованиям — это высокий, статный, в меру упитанный индивид со стойким и уравновешенным нордическим характером. Наличие внучки (Снегурочки) свидетельствует о том, что и с репродуктивной функцией у него все в порядке. Но промежуточное звено между Дедом Морозом и Снегурочкой пока не найдено.

Рис. 2. Типовой экземпляр Санта-Клауса

Теперь обратимся ко второму испытуемому. Типовой экземпляр Санта-Клауса (рисунок 2), на первый взгляд, во многом напоминает Деда Мороза: тоже Homo sapiens, тоже европеоид, тоже с густой и окладистой белой бородой. Но едва мы приступим к детальному сравнительному анализу, начнут выявляться многочисленные принципиальные различия. Одно из них бросается в глаза практически сразу: если верить официальной информации о Санта-Клаусе, у него практически отсутствует репродуктивная функция. Действительно, в отличие от Деда Мороза, он не замечен даже в отдаленных родственных связях и живет в окружении только особей мужского пола (гномов). Все это вызывает дополнительные острые вопросы, вдаваться в которые мы категорически не желаем. Затем следует обратить пристальное внимание на игриво-лукавое выражение лица Санта- Клауса. Такой индивид не способен удерживаться от чрезмерных эмоций, что в условиях холодного климата очень опасно. Между тем, родиной Санта-Клауса считают Лапландию — суровый край на севере Скандинавского и Кольского полуостровов. Индивид, проявляющий излишне высокую эмоциональность, не имел бы проблем в условиях теплого климата (Южная Франция, Италия, Испания, Сицилия или Кипр), но в суровых лапландских экосистемах вряд ли бы выжил. Таким образом, официальная легенда Санта Клауса вызывает у нас все больше и больше сомнений.

Эти сомнения убедительно подтверждаются следующим обстоятельством. Одним из характерных атрибутов Санта-Клауса является веточка с заостренными листьями и красными плодами, прикрепленная сбоку к его шапке (рисунок 2). Используя ботанические определители, коллекции и гербарии, мы четко идентифицировали эти плоды и листья: они принадлежат древесному растению (Ilex aquifolium, падуб обыкновенный), широко распространенному в Юго-Западной Европе, Северо-Западной Африке и Юго-Западной Азии. В суровых условиях Лапландии данный вид не встречается и не может принадлежать выходцу из местных экосистем. Соответственно, мы окончательно убеждаемся в том, что северное происхождение Санта- Клауса — чистейший вымысел. Данный объект происходит из более южных краев, вероятнее всего — из Юго-Западной Европы.

Итак, судя по результатам проведенного анализа, Дед Мороз хорошо адаптирован к российской зиме и является естественным компонентом наших биоценозов. Санта-Клаус — мигрант из Юго-Западной Европы, плохо приспособленный к обитанию в условиях холода, но тем не менее быстро распространяющийся по земному шару. Как известно, вторжение мигрантов в чужую экосистему зачастую приводит к ее необратимым изменениям. Поэтому для сохранения наших исконных экосистем необходимо тщательно оберегать Деда Мороза, не допуская чрезмерного распространения его конкурента.

 О.Н.Тиходеев, к.б.н., доцент кафедры генетики и селекции

Новости СПбГУ