Главная » Студенческая правда

Страна, в которую хочется вернуться

В первый декабрьский понедельник группа студентов 4-го курса экономического факультета специальности «Прикладная информатика в экономике» отправилась на экскурсию-семинар в бизнес-инкубатор «Ингрия» с целью познакомиться с реальным инновационным комплексом и получить общее представление о том, как реализуются стартапы в нашей стране.

Логотип бизнес-инкубатора

Инициатором экскурсии-семинара и руководителем группы студентов, доцентом кафедры информационных систем в экономике Александром Александровичем Бабаевым предварительно были согласованы все детали экскурсии в бизнес-инкубатор и обозначены вопросы, выносимые для обсуждения на семинаре. Тема семинара была поставлена в рамках учебных дисциплин, изучаемых студентами на факультете. В качестве модератора экскурсии-семинара выступил консультант проектов бизнес-инкубатора «Ингрия» Олег Рождественский. Бодрый тон семинару уже с первых слайдов своей яркой и насыщенной выразительными образами презентации о схеме функционирования инкубатора придал куратор и координатор «Ингрии» ведущий встречи Олег Рождественский. Ёмко, но достаточно исчерпывающе рассказав об истории технопарка и инновационного окружения в нашей стране (и тем самым предупредив множество заранее заготовленных вопросов!), докладчик перешёл к детальному описанию опций, которые предоставляет «Ингрия» для стартаперов.

Задача бизнес-инкубатора состоит в создании необходимых условий начинающим предпринимателям-инноваторам для эффективной работы (в том числе за счёт дотаций из городского бюджета). За какие-то 2 000 рублей можно взять в месячную аренду кью-бикл, который представляет из себя нечто вроде IT-коммуналки, где без всяких вертикальных перегородок стоят столы, обеспеченные достаточным количеством розеток и интернет-разъёмов, а в стену деликатно спрятались ящики-камеры хранения — от любимого проекта ничего не должно отвлекать! Доплатив ещё немного, можно переехать в полноценную «офисную» ячейку, предполагающую больший уровень изолированности друг от друга. Важным дополнением является круглосуточный режим работы технопарка, предоставляющий равные творческие возможности и «жаворонкам» и любителям поспать подольше после «рабочей» ночи. Кроме того, подробным образом были освещены «клубные программы», или форматы, в которых проводятся различные мероприятия инкубатора: OpenDaysIngria, Lead-the-Way, Partners Day и прочее. Активно используется механизм экспресс-презентаций, особенно в рамках события VentureCorner. В аудиторию, полную потенциальных инвесторов, запускают стартаперов, у которых есть всего по минуте на каждого инвестора для того, чтобы убедить его вложиться именно в твой проект. Почему именно по минуте? И на этот вопрос у координатора непременно найдётся красивый и экспрессивный ответ.

Формально лекция подходила к концу, и после перерыва следовало плавно перейти к чему-то напоминающему семинар. Но знакомство с бизнес-инкубатором получилось настолько захватывающим, что про законный кофе-брейк так никто и не вспомнил, тем более что в конференц-зал один за другим начали заходить действующие резиденты технопарка, добившиеся немалых успехов за последние пару лет. Первым выступил Александр Петров, анонсировавший сервис BodyNova. Проект представляет из себя инструмент для планирования и 3D-визуализации результатов пластических и реконструктивных операций. Иными словами, программа строит объёмную модель пациента и в динамике показывает, что изменится и каким образом.

Будучи номинированным в рамках конкурса WebReady 2009, проект активно развивается и пользуется большой популярностью на внутреннем рынке. Теперь, помимо оплаты самой услуги, проект получает процент за тех клиентов, которые стали постоянными в клинике-партнёре, что обеспечивает приличный дополнительный заработок. И вот уже от проекта следует заявка в Сколково, а также высказываются планы о проведении форсированной интервенции на Запад. А ведь когда-то всё начиналось с простого фотоаппарата. «Тогда мы руководствовались принципом: если через раз работает, то хорошо. Но потом возникла идея внедрения на американский рынок, и проект пришлось дорабатывать», — рассказывает Александр. Было принято решение в качестве сканирующего устройства использовать обычный фотоаппарат с функцией записи 3D (с двумя объективами). По поводу коммерческих перспектив разгорелась горячая дискуссия — почему же конкуренты дремлют?

— Каковы ваши конкурентные преимущества? — уточняет Надежда Лемехова.

— Всё просто: у нас получается смоделировать изображение дешевле. В то время как конкуренты используют специализированные сканеры за $60 000, мы выжимаем максимум из обычной трёхмерной «мыльницы».

— Но ведь, наверное, у них и качество заметно лучше? Или у вас что, получается и лучше, и дешевле? — высказывает недоумение от лица всей группы её староста, Иван Генералов.

«Да, пожалуй: у нас и лучше, и дешевле! — немного поразмыслив, утверждает разработчик. — Неуниверсальные профессиональные сканеры зачастую закупаются под каждую отдельную часть тела, да и оптика к ним из-за малых тиражей сравнительно более дорогая, так что мы выигрываем на грамотном инфраструктурном решении. Если хотите, это наше маленькое техническое ноу-хау!»

Любопытно, кстати, что программирование математики и графики выполняется на языке С++, тогда как технология dot.net как основополагающая не подошла из-за

Студенты группы ПИЭ-4 в бизнес-инкубаторе «Ингрия»

невозможности обеспечения кроссплатформенности (однако она всё же используется в проекте). Далее свой проект представлял Сергей Подузов, генеральный директор Seemedia.ru. Это сервис, облегчающий подготовку и проведение семинаров и онлайн тренингов, который обладает следующими преимуществами по сравнению с аналогами: вертикальная платформа — реализуется комплексный подход к обучению, а не только проведение web-инаров; работа на основе пиринговых сетей — тех самых, по которым качаются торренты! — что снимает ограничение на количество пользователей. Отныне чем их больше — тем лучше, и никакой паники о перегруженности собственного сервера! Проект стартовал месяц с небольшим назад, и поэтому о его успешности говорить попросту рано. Однако его создатель мыслит глобальными категориями: «Наша цель — изменить подход к вебинарам! В перспективе они должны стать бесплатными. Мы уже сейчас предоставляем бесплатные программы, но пока максимальное ограничение для них — это численность не более 200 человек. Также мы позволяем пользователю самому создавать авторские курсы и платно/бесплатно использовать их на сайте. Нашу прибыль составляет комиссия в размере 15% на платные курсы».

Вполне ожидаемую волну оживления спровоцировало заявление о возможности проводить неограниченные рассылки e-mail среди пользователей системы.

— То есть ваш проект идеально использовать как площадку для спам-ботов? — не удержался от напрашивающегося вопроса староста группы.

— Наши пользователи — реальносуществующие люди, потому что регистрация проходит только через номер сотового телефона, — пояснил Сергей. — Так что спамерам придётся искать другие площадки!

Удалась презентация и в плане потенциального трудоустройства студентов: докладчик пожаловался, что ему категор ически не хватает менеджеров-интервьюеров, которые бы помогали смотреть на продукт глазами пользователей (а именно с этой позиции лучше видны все просчёты), и что проект также готов принять аккаунт-менеджера по продажам и специалиста по продвижению IT-систем. Проект решено интегрировать в американские системы повышения квалификации сотрудников. Почти решено. Ведь на вопрос, почему именно на американский, а не на более доступный и близкий рынок Западной Европы, основатель системы ответил примерно следующее:  «Американской компании намного легче переходить на новые рынки, чем, скажем, даже европейской. Да и суммарный оборот средств, который в США тратится на обучение и переподготовку специалистов — в разы больше. Но может быть, придётся сначала интегрироваться с Европой».

Завершал же марафон резидентов выпускник факультета ПМ-ПУ 2001 года Антон Федосин, основатель компании ДзенМани, специализирующейся на управлении личными финансами. Проект уже довольно заметный, прежде всего благодаря существенной поддержке (в том числе инвестиционной) от компании «Яндекс». Кроме того, идёт активная интеграция с банковским сектором, ведь цель компании — предоставить продукт не только учёта и планирования потраченного, но и стратегического планирования, позволяющего просматривать лучшие предложения со скидками по всем интересующим торговым площадкам, равно как и определять оптимальный для себя вклад или кредит. В частности, Альфа-банк и Восточный экспресс банк заявили о полной интеграции с сервисом.

Примечательно, что сам сервис по учёту личных финансов абсолютно бесплатен сейчас и останется таковым в будущем; компания будет зарабатывать лишь на консультациях и рекомендациях, которые пока находятся в разработке. Проект развивается быстро и стремительно, а главное, что в России пока подобных сервисов просто не существует. Насколько востребованным на отечественном рынке окажется петербургское ноу-хау, покажет время, но пионерам в любой отрасли приходится нелегко. «Зато интереснее!» — резюмировал докладчик. Когда работаешь с азартом, выход почти всегда положителен. Тем более что разработчики представляют себе свою целевую аудиторию и соответствующим образом строят свой проект. «Без publicity нет prosperity», как получасом ранее уверял Олег Рождественский. Трудно не согласиться!

А завершалась встреча и вовсе незабываемо. Координатор проектов, специалист по планировке комплекса Марина Мастерова провела нас сначала по кью-биклам и ко-воркингам, а затем мы поднялись на верхний этаж, в святую святых — офисы ведущих резидентов «Ингрии», где удалось не только увидеть рабочее место Михаила Кечинова, но и уточнить все не до конца уяснённые детали по поводу быта питерских стартаперов. Ведь ничто так не развеивает стереотипы, как полное погружение в предмет, верно?

Наш семинар подходил к концу. Узнав о возможностях трудоустройства в инновационной сфере и даже заручившись контактами, выслушав и проанализировав модели успеха действующих резидентов, а также развенчав стандартные мифы о IT-производствах, группа ПИЭ-4 направлялась к выходу. От имени студентов староста группы Иван Генералов поблагодарил Олега Рождественского и всех сотрудников бизнес-инкубатора «Ингрия» за предоставленную возможность ознакомиться с их деятельностью и за приглашение к сотрудничеству. На прощание мы сделали ещё несколько снимков на память и разобрали внушительную гору визиток — куда более весомая примета своего скорого возвращения, чем бросание мелочи в фонтан. И если бы не отсутствие дьюти-фри, мы могли бы с полной уверенностью сказать, что съездили на трёхчасовую экскурсию в топовую европейскую страну. Страну, в которую хочется вернуться.

 Александр Бабаевдоцент кафедры ИСЭ

Филипп Боромыков, студент 4-го курса ПИЭ

Новости СПбГУ