Главная » Наука

Инновации в магистратуре при поддержке Евросоюза

Одной из важнейших задач развития образовательных программ Университета является их интернационализация, и особое значение в этом контексте имеет сотрудничество с Евросоюзом. СПбГУ — один из активных участников международной программы Tempus. Что она дает Университету, как европейский опыт приживается на российской почве, мы рассмотрим на примере двух магистерских программ.

Одна из них («Биоразнообразие и охрана природы») реализуется в СПбГУ с 2005 года, другая («Экологический менеджмент») в этом году провела первый набор магистров.

«Экологический менеджмент»

Магистерская программа «Экологический менеджмент» факультета географии и геоэкологии стартовала летом 2011 года. На нее выделено семь бюджетных мест и предусмотрено необходимое финансирование для обеспечения учебного процесса. Актуальность профессиональной подготовки по данной программе обусловлена необходимостью практического использования в странах СНГ апробированных в Европе инструментов экологического менеджмента. Ведь востребованность специалистов с новыми профессиональными компетенциями во всем мире постоянно возрастает.

Что такое Tempus?

Tempus — одна из программ Европейского cоюза, направленная на содействие социальным и экономическим реформам и развитию систем высшего образования в странах — партнерах Европейского cоюза. Программа является одной из самых продолжительных: ее первый этап начался в 1990 году, очередной этап — Tempus IV — в 2007 году.

Магистранты в новой программе изучают проблемы гармонизации экологического законодательства, получают профессиональные компетенции в использовании таких инструментов экологического менеджмента, как экологические аудит, экспертиза, лицензирование, сертификация, маркетинг, и маркировка — давно нашедшие практическое применение в странах ЕС. «В настоящее время обеспечение гарантий экологической безопасности имеет для нашей цивилизации особую актуальность, — объясняет заведующий кафедрой экологической безопасности и устойчивого развития регионов СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Владислав Донченко. — Еще в конце прошлого века страны ЕС, реализуя стратегию устойчивого развития, осуществили переход от системы прямого государственного управления природоохранной деятельностью организаций с использованием директивных методов и инструментов фискальной политики к системе государственного регулирования этой деятельности по критериям экологической безопасности».

Совместная работа

В соответствии с условиями контракта по совместному проекту международной программы Tempus магистратура в Университете должна стать опытной учебно-методической базой для подготовки экологов-менеджеров в университетах — членах международного консорциума из стран СНГ. Для этого во всех университетах-партнерах (а среди них вузы Австрии, Венгрии, Греции, Италии, Ирландии, Нидерландов, Беларуси, Молдовы, Украины) оборудованы интерактивные аудитории, которые отвечают современным требованиям дистанционного обучения.

Совместная работа членов консорциума позволила создать логико-структурную схему подготовки экологов-менеджеров с преемственностью учебных модулей для университетов-партнеров стран СНГ в соответствии с их национальными государственными стандартами высшего экологического образования и требованиями Болонской системы образования.

В программе Tempus могут принимать участие высшие учебные заведения и другие организации при условии, что они являются юридическими лицами и зарегистрированы в странах — членах ЕС или странах-партнерах. В рамках Tempus финансируется два типа проектов: совместные проекты и структурные меры. Российские приоритеты для совместных проектов — это модернизация учебных планов и программ, введение системы зачетов ECT, признание дипломов и степеней. Приоритетными областями являются биотехнологии, нанотехнологии, экология и окружающая среда, энергетика, энергосбережение, информационные технологии, развитие городов, психология, инженерия, подготовка преподавателей, права человека, сервис и туризм, перевод и переводоведение. Проекты по структурным мерам направлены на модернизацию нормативно-правового обеспечения, организационную структуру, процедуры аккредитации, общественную оценку образовательной политики на национальном уровне. Для участия в проектах необходимо подать заявку, которая будет отобрана на конкурсной основе.

В первом и во втором семестрах магистрантам СПбГУ предоставлена возможность прослушать лекции ведущих европейских ученых и специалистов по актуальным проблемам экологической безопасности и устойчивого развития. В новой магистерской программе активно используется опыт наших европейских партнеров по внедрению в процесс обучения информационных технологий, online- и offline-методов дистанционного интерактивного обучения. Созданы специализированные лекционные аудитории, а также аудитории для проведения практических занятий, тематических семинаров и лабораторных работ.

Особое внимание в магистерской программе уделено прохождению различных практик и самостоятельной работе магистрантов. Научную практику магистранты будут проходить в ресурсном центре нашего Университета «Обсерватория экологической безопасности», в научно-исследовательских институтах Российской академии наук и в других организациях. Имеется договоренность о прохождении практики в различных организациях, где создаются или уже созданы системы экологического менеджмента.

«Биоразнообразие и охрана природы»

Опыт создания и реализации программ, подобных «Экологическому менеджменту», у СПбГУ уже есть. С 2005 года на биолого-почвенном факультете реализуется инновационная магистерская программа «Биоразнообразие и охрана природы». Она также создана при поддержке европейской программы Tempus. Основная цель программы — подготовка специалистов, способных эффективно решать проблемы сохранения биоразнообразия. Обучение ведется на двух языках, учебные курсы читают российские и зарубежные специалисты. Студентами могут быть как российские, так и иностранные граждане.

В основу программы положены методические принципы европейских университетов. Все модули и блоки учебных курсов, по европейским стандартам, выражены в зачетных единицах ECTS. Каждый курс завершается зачетом или экзаменом. Применяются современные интерактивные методы обучения: ролевые и деловые игры, подиумные дискуссии, мозговые штурмы. Студенты могут сами формировать индивидуальный план обучения, использовать материалы междисциплинарных курсов.

В формировании программы приняли участие преподаватели четырех факультетов СПбГУ и ряда научно-исследовательских институтов РАН, при взаимодействии с экспертами из университетов западной Европы — Университета Хельсинки (Финляндия), Амстердама (Нидерланды), Кальмара (Швеция), Белостокского технического университета (Польша), Нанси (Франция). Участие зарубежных университетов обеспечивает дальнейшую международную мобильность студентов.

Выпускники программы смогут заниматься сохранением биоразнообразия в регионе Балтийского моря, коренных ландшафтов Севера Европы, в международной сети особо охраняемых природных территорий. В будущих специалистах уже заинтересованы министерства и ведомства сопредельных стран Северо-Западного региона России, реализуются программы долгосрочного кадрового обеспечения.

Программа для всех желающих

По словам директора программы, доктора биологических наук, профессора Андрея Константиновича Бродского, сначала созданная по европейским лекалам программа довольно трудно вписывалась в наши реалии. Но постепенно трудности преодолеваются. Полезный опыт университетские преподаватели перенимают у коллег из европейских вузов: Хельсинки, Швеции, Франции. Сейчас обучение ведется небольшими блоками, что позволяет студентам «погрузиться» в тематику того или иного блока, а затем, сдав зачет, перейти к другому блоку.

Андрей Константинович Бродский, директор программы "Биоразнообразие и охрана природы", доктор биологических наук, профессор

— Андрей Константинович, в каких международных проектах принимают участие слушатели магистерской программы?

— Мы весьма активно взаимодействуем с организациями-партнерами: приглашенные преподаватели читают у нас лекции, мы привлекаем их к ведению практических занятий, вносим изменения в методику обучения, если что-то не совпадает с европейскими моделями. Сейчас у нас уже третий набор магистрантов. Темы диссертаций будут связаны с двумя международными проектами. Первый проект называется «Год Финского залива 2014». Эта крупная программа реализуется раз в 25 лет. В задачи проекта входит исследование экологических нарушений, таких как эвтрофикация, токсическое загрязнение водной среды, иные негативные воздействия, мешающие развитию биоразнообразия.

Магистерская программа «Экология. Биоразнообразие и охрана природы» позиционируется по направлению «Экология и природопользование», но на самом деле по этому направлению работают и другие факультеты. Поскольку мы биологи, мы выбрали проект по сохранению биоразнообразия. Это основа жизни на земле. Только сейчас человечество начинает приходить к этому пониманию. Все известные цивилизации строились на эксплуатации ресурсов живой природы. Мы готовим уникальных для России специалистов в области сохранения биоразнообразия.

Второй наш международный проект связан с лесами. При программе существуют два профиля подготовки, один из них отвечает за водную экологию и связан с международным проектом Финского залива. Вторая часть наших студентов будет заниматься лесами. Сейчас стартовал проект, который направлен на то, чтобы понять причину изменения бореальных лесов. Изменяется численность популяций, местные виды мигрируют, исчезают, появляются некоторые новые виды-вселенцы и т.п. Мы занимаемся составлением баз данных, моделированием ситуаций, хотим понять — в чем вина человека, как он нарушает естественные процессы.

Кроме того, у нас будут проходить семинары на английском языке, которые будут вести лучшие специалисты по уникальным проектам моделирования изменения биоразнообразия.

— Такие масштабные программы требуют современных приборов и лабораторий? Какими материально-техническими ресурсами вы располагаете?

— В рамках магистерской программы был создан факультетский ресурсный центр коллективного пользования, который состоит из пяти учебных кабинетов. Мы приобрели и распределили по кафедрам оборудование за счет двух международных проектов, о которых я говорил. Очень крупный прибор — атомно-абсорбционный спектрофотометр — производит обычно сильное впечатление. В центральном учебном кабинете у нас компьютерный класс, уникальная англоязычная библиотека литературы по биоразнообразию, методические пособия и учебные программы, оргтехника — всё необходимое для обеспечения самостоятельной работы студентов.

— Много ли студентов у вас обучается?

— Желающих поступать в бакалавриат на программу «Биоразнообразие и охрана природы» довольно много. Правда, то обстоятельство, что абитуриенты вынуждены сдавать ЕГЭ по географии, сильно мешает набору биологически мотивированных абитуриентов. Раньше, когда существовала 5-летняя программа «специалитета», мы занимали устойчивое пятое место в Университете по уровню конкурса. Именно потому, что абитуриенты сдавали экзамен по биологии.

Иное дело магистратура: для поступления на нашу магистерскую программу абитуриенты (бакалавры и специалисты) пишут тест по экологии.

С самого начала программа была задумана как открытая для всех желающих, так же как в западных университетах. Там абитуриент после окончания школы или колледжа может получить доступ к подобным программам через Интернет. За такими моделями будущее.

Мы принципиально хотим, чтобы у нас учились разные студенты — в первую очередь это наши выпускники, но есть выпускники факультета международных отношений СПбГУ, Лесотехнической академии, Финансово-экономического института. Поэтому у нас большое внимание уделяется междисциплинарным курсам. Например, есть курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе», где студенты знакомятся друг с другом, исследуют места возможного трудоустройства и учатся работе с информацией в новом для себя проблемном поле.

 Мария Блажнова

Новости СПбГУ