Главная » К 300-ЛЕТИЮ М.В.ЛОМОНОСОВА

Рукотворные чудеса Усть-Рудицы

Незадолго до 300-летнего юбилея Михаила Васильевича Ломоносова перечень исследовательских трудов о жизни и деятельности великого ученого пополнился новым изданием.

Обложка книги

Книга профессора СПбГУ Дмитрия Владимировича Осипова «Усадьба Ломоносова Усть-Рудица — фабрика цветного стекла» (СПб, «Серебряный век», 2011) расскажет читателю о создании и развитии уникального для России производства мозаичных смальт, художественных и декоративных стеклянных изделий, а также познакомит с другими, не менее интересными обстоятельствами существования этого по-настоящему заповедного места.

Время не щадит ничего, унося в небытие и плохое и хорошее. Но, к сожалению, человеческое пренебрежение и забвение часто оказываются не менее, а то и более разрушительными. С середины XVIII века и до самой Великой Отечественной войны стояла на южном берегу Финского залива, у слияния рек Черной и Рудицы, чуть южнее поселка Большая Ижора, усадьба Михаила Ломоносова и его потомков. Именно здесь на протяжении 12 лет работал завод цветного стекла, где ученым были созданы и применены поистине новаторские технологии стекольной промышленности. Именно здесь великий химик возродил утраченную шесть веков назад рецептуру изготовления непрозрачного стекла для мозаик — смальты и положил начало российской художественной школе мозаичного набора.

К середине XX века от усадьбы Усть-Рудица остался лишь природный ландшафт, да и то в довольно запущенном состоянии. Бытовые и хозяйственные здания, производственные и гидротехнические сооружения — всё это давно разрушено и, казалось бы, навсегда ушло в прошлое. Но все-таки есть сила, гораздо могущественнее времени и невнимания. Это память благодарных потомков, усилиями которых история этого места поднялась из небытия.

Впервые, напоминает Дмитрий Осипов, фундаментальное исследование этой значительной и во многом итоговой вехи жизни и деятельности Ломоносова было проведено только в начале 1950-х годов. По результатам Усть-Рудицкой археологической экспедиции под руководством академика Виктора Васильевича Данилевского была произведена виртуальная реконструкция территории, помещений и бытовых построек усадьбы-фабрики. В монографии В.В.Данилевского «Ломоносов и художественное стекло» был обобщен мировой исторический опыт производства стекла, на основе экспедиционного материала исследований Усть-Рудицы описаны назначения производственных зданий и оригинальные технологические процессы изготовления цветных стекол. Но с тех пор как в 1959 году на месте усадьбы была установлена памятная стела, дело о воссоздании историко-научно-культурного статуса Усть-Рудицы продвинулось не намного. Сегодня, с тревогой отмечает профессор Осипов, место усадьбы подвергается не только естественному природному изменению, но и несет следы экологического бескультурья, агрессивного отношения к природе со стороны местного населения и туристов. Автор книги не просто обращает внимание читателей на этот факт — он фактически бьет в набат, призывая неравнодушных наконец объединиться для спасения национальной реликвии.

Привлечь внимание общественности к этой проблеме Дмитрию Осипову удается благодаря глубокому содержательному наполнению и оформлению книги. Автор словно ведет нас по живому коридору времени. Мы видим, словно воочию, лицо ученого, застывшее в раздумье о будущей фабрике, слышим уверенный голос императрицы Елизаветы Петровны, выдающей Ломоносову жалованную грамоту на организацию усадьбы-фабрики. Сама грамота — тут же, в роскошных цветных иллюстрациях, с увеличенными подробностями и деталями. Читая о том, как поэтапно создавалось это производство, мы вновь и вновь восхищаемся силой воли и упорством Михаила Васильевича в достижении своих целей, его любовью к родной стране и достойной государственного мужа стратегической заботой о ее будущем.

«Ломоносов рассматривал фабрику не как средство личного обогащения, а как большое общегосударственное дело. Ученый никогда не скрывал своих изобретений и рецептов производства цветного стекла, а, напротив, передавал разработанную им технологию в российскую стекольную промышленность, обучал присланных к нему мастеров из других стекольных заводов», — пишет Дмитрий Осипов. В работе Ломоносов использовал все свои знания и богатый опыт многочисленных экспериментов, проведенных в более ранние годы его жизни. Одно из наиболее заметных его достижений — создание огромнейшей палитры цветов, разнообразия вариантов насыщенности и прозрачности стекла, которые позволили осуществить настоящий прорыв в стекловарении. Но, помимо того что фабрика цветного стекла стала практическим воплощением гения русского ученого, она фактически явилась и самым первым инновационно-коммерческим проектом в России. Профессор Осипов доказывает это в подробном анализе работы фабрики с точки зрения законов современного бизнеса, начиная с самого подбора места для фабрики, богатого всем необходимым для производства — и песком, и водой, и древесиной.

Заинтересованный читатель проследит за тем, как обдуманно строилась усадьба-фабрика, насколько рационально использовались преимущества участка и каждый уголок территории. Наглядным свидетельством этому являются цветные карты-схемы территории Усть-Рудицы, которые также можно использовать как путеводители по заповедному месту. «Он абсолютно самостоятельно решил весь комплекс сложных задач по созданию Усть-Рудицкой фабрики цветного стекла, блестяще проявив себя и как заводской архитектор, строитель, изобретатель, конструктор, технолог, и как великолепный организатор в рутинных условиях феодально-крепостнических отношений XVIII века в России», — подчеркивает в своей книге Дмитрий Осипов. При этом Михаил Ломоносов не оставлял своей научной деятельности в Академии наук, в своей химической лаборатории на Васильевском острове и астрономической обсерватории в своем доме на Большой Морской, а также в качестве инспектора Императорского фарфорового завода. Бережная и выверенная интонация книги позволяет избежать излишней «мифологизации» образа российского ученого — Михаил Ломоносов предстает перед нами как невероятно талантливый и трудоспособный, но все же живой человек, со своими надеждами, страхами и мечтами.

Фабрика цветного стекла, несомненно, самое заветное из этих желаний, и книга о ней представляет нам яркое свидетельство того, как оно осуществлялось. Ранее частично восстановленные, во многом отрывочные сведения о технологии производства цветного стекла автор собрал воедино и дополнил собственными исследованиями. Перед читателем разворачивается завораживающая картина плавления, окраски стекла, придания формы многочисленным изделиям. Переливающийся стеклярус, радужные россыпи бисера, посуда, украшения, декор для мебели и конечно величественные мозаичные картины — рассказ о создании всего этого великолепия увлекателен, как фантастический роман. Конечно, с разницей в том, что плоды этого труда мы и сегодня можем видеть в музеях, этнографических и краеведческих экспозициях, в огромном художественном наследии не только Петербурга, но и всей России. В книге Д.В.Осипова приводятся названия этих экспонатов и места их нынешнего хранения, а также прослеживается дальнейшая судьба развития стеклянного и мозаичного дела, принципы которого ученики Ломоносова смогли сохранить для поколений и XIX, и XX, и XXI столетий.

Значительная часть книги посвящена истории мозаичного искусства начиная с древних времен, а также подробностям создания шедевров мозаичного убранства в Исаакиевском соборе и храме Спаса на Крови. Тут, пожалуй, стоит отметить, что у каждого петербуржца есть возможность не ограничиться просмотром красочных фотографий в издании, а увидеть великие произведения искусства лично.

Впрочем, сегодня ничто не мешает и почтить память гения на месте его любимого детища — усадьбы Усть-Рудица. Или последовать примеру студенческого отряда СПбГУ «Ингрия», который уже в течение двух лет, при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области, проводит очистку территории центрального участка усадьбы. Вооружившись знаниями, почерпнутыми из книги, каждый читатель — будь то профессор, студент, учитель, школьник или просто любознательный краевед — сможет самостоятельно продолжить работу по заполнению «белых пятен» удивительной истории нашей науки и ее гениев.

 Татьяна Семме

Новости СПбГУ