Главная » К 300-ЛЕТИЮ М.В.ЛОМОНОСОВА

«Гимназия является первой основой
всех свободных искусств и наук…»

Академическая гимназия в Петербурге — первое общеобразовательное среднее учебное заведение в России. Она была учреждена при Петербургской академии наук в 1724 году с целью подготовки к поступлению в Академический университет и на государственную службу мальчиков из различных свободных сословий.

М.В.Ломоносов. «Узаконения для учащихся в Гимназии Императорской академии наук.». Черновой автограф. 19 января 1759 года

Важным периодом в ее истории стали годы, когда Гимназией руководил М.В.Ломоносов (1758–1765). К тому времени положение дел в учебном заведении было достаточно плачевно: учителя-иностранцы твердили о необучаемости гимназистов, которые содержались из рук вон плохо, потому что Гимназия не имела ни своего регламента, ни своего бюджета. Ломоносов со свойственным ему рвением принялся за установление здесь порядков.

«Познание науки есть благороднейший путь к дворянству»

Весной 1758 года он составил «Проект регламента Академической гимназии», где на основе личного студенческого опыта и позднейших наблюдений излагает свой взгляд на то, кого, чему и как должно учить в Академической гимназии. Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».

В первую очередь М.В.Ломоносов расширяет социальный состав гимназистов, открывая тем самым дорогу к наукам и тому сословию, из которого вышел сам. В Регламенте он прямо говорит об условиях приема детей крестьян, городских «посадских» низов и даже крепостных, отличающихся особой сообразительностью (в этом случае помещик должен дать свободу и отказаться от всяких прав на него). Прекрасно понимая, что это может вызвать недовольство, Ломоносов пишет, что никто не вправе судить о человеке, одаренном и стремящемся к знаниям, независимо от его происхождения, ибо «познание науки есть благороднейший путь к дворянству…».

Учителю была отведена особая роль в подготовке «просвещенного юношества». Отныне не допускались к преподаванию те иностранцы, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ломоносов разработал требования к деятельности и личности учителя. Тем самым были заложены основы педагогической этики.

Он считал, что педагог должен быть прежде всего образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое — производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

Обучение в трех гимназических классах: низшем, среднем и высшем, по мысли Ломоносова, не должно было зависеть от календаря. Ученик переводится в следующий класс только после того, как «в совершенстве» усваивает программу своего класса, доказав это на соответствующем экзамене. Ломоносов использует индивидуальный подход к гимназисту, которому одного учебного года было недостаточно для овладения программным материалом. Вот почему в проекте Регламента не устанавливается возрастной ценз для поступающих. В то время в Академической гимназии были представлены самые разные возрастные группы: и дети семи лет, и юноши восемнадцати, и взрослые — двадцати шести лет!

Первые основания нужнейших наук

С момента основания преподавание в Гимназии велось на немецком языке. Ломоносов решительно порывает с этой практикой. В программу гимназического обучения вводятся курсы русского языка, русского красноречия и русской истории. Теперь практически все предметы преподаются на русском языке. Исключением стали «первые основания философии», которые велись на латинском.

Изучению языков Ломоносов в своем проекте уделяет серьезное внимание. Кроме латыни, гимназисты должны были изучить начала греческого языка и факультативно — немецкий и французский. Ученикам предстояло усвоить «первые основания нужнейших наук», в число которых входили арифметика, геометрия, география, тригонометрия, а также философия, состоявшая из «логики, метафизики и практической философии».

Эти три учебных цикла должны были чередоваться на каждом году обучения ежедневно: утром с 7 до 9 часов — латинский, с 9 до 11 — русский, с 14 до 16 — «первые основания наук». По субботам гимназисты ходили на танцы, но без принуждения, по желанию. Воскресное же изучение катехизиса было обязательным.

Упражнения делились на школьные и домашние, к выполнению которых относились с большой строгостью. Каждый день перед началом занятий специальный человек проверял домашние задания и ставил отметки в табеле, среди которых немало занятных: В.И. — все исполнил; Н.У. — не знал урок; Н.Ч.У. — не знал части урока, З.У.Н.Т. — знал урок нетвердо; Н.З. — не подал задачи; Х.З. — худа задача; Б.Б. — был болен, Х. — не был в классе; В.И.С. — все исполнил с избытком; Ш. — шабаш. Таким образом, учитель перед занятием уже знал о подготовке к нему каждого гимназиста и мог любого из них спросить перед всем классом.

Юношеский автограф Ломоносова

«Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам…»

«Проект Регламента Академической гимназии» регулировал не только учебный процесс, но и всю воспитательную работу этого заведения. Именно в этом документе можно проследить идеи и принципы Ломоносова-педагога. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии, где рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на современные научные достижения. Ломоносов практиковал включение молодежи непосредственно в производственный процесс, совместный научный поиск. Он утверждал, что учебные планы должны создаваться с учетом педагогических условий: обучение на родном языке, последовательность изучения наук, их постепенное усложнение, светскость образования, единство и преемственность планов средней и высшей школы.

Соблюдение порядка и дисциплины расценивались Ломоносовым как необходимое условие воспитания и обучения. Строгий распорядок дня, чистота в учебных помещениях и общежитии, следование правилам поведения — всё это способствует воспитанию добрых «нравов». Немаловажными считались такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых являются необходимыми в становлении ребенка. Между гимназистами приветствовались хорошие отношения, дружба.

Однако если дело касается упражнений или экзамена, помощь другому запрещалась: «…когда по спросу учительскому говорит кто свой урок наизусть и не знает твердо, близ его сидящий товарищ не должен ему тихонько подшептывать и тем помогать его лености. Такой помощник равному наказанию с незнающим подвержен».

Была предложена система поощрений и наказаний. Особо отличившихся гимназистов награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний применялись выговоры, угрозы, а также стояние на коленях перед всем классом. В зависимости от тяжести за «постыдные шалости» отлучали от общего стола, одевали в плохую одежду, сажали в карцер. Телесные наказания, традиционно применявшиеся в школах, Ломоносов рекомендовал использовать в качестве исключительной меры, не причиняя этим вреда здоровью детей.

Ломоносов лично составлял учебные планы, в которых стремился не только к получению гимназистами разностороннего образования, но и приобщению детей к духовным ценностям прошлых веков, развитию их любознательности, творчества. И избежать при этом перегрузки учащихся — довольно сложная задача.

Чтобы не теряли охоту к учению

Будучи небезучастным руководителем, Ломоносов входил во все подробности гимназического обучения, вплоть до бытовых. Можно предположить, что, занимаясь положением дел в Академической гимназии детально, он не однажды вспоминал свою школярскую юность в Славяно-греко-латинской академии, когда «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу». В сентябре 1758 года был составлен текст определения Академической канцелярии о пищевом довольствии гимназистов, где было строго прописано, что и как необходимо готовить для учеников, учитывая будничные, постные и праздничные дни. Для 60 гимназистов был обустроен 14-комнатный дом: 12 комнат для учеников (по пять человек в комнате), одна для надзирателей, одна для сторожей, столовая, зал для молитвы, погреб и кладовая для припасов. Гимназисты получали жалованье, однако деньги на руки им не выдавали, ибо многие из них, получая свое жалованье «весьма малое», «и тем еще поделясь с бедными родительми, претерпевали скудость в пище и ходили по большой части в рубищах, а оттого и досталь теряли охоту к учению». Ломоносову, который неоднократно обращал внимание начальства на положение учащихся, удалось постепенно улучшить бытовые условия в Гимназии.

Не менее важным обстоятельством, умалявшим «охоту к учению», было отсутствие сносного помещения для проведения занятий. Наемный дом на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы, где с 1756 года располагались Университет и Гимназия, находился в аварийном состоянии. Об условиях занятий там говорилось: «Учители в зимнее время дают лекции в классах, одевшись в шубу, разминаясь вдоль и поперек по классу, и ученики, не снабженные теплым платьем, не имея свободы встать с своих мест, дрогнут, отчего делается по всему телу обструкция и потом рождается короста и скорбут, которых ради болезней принуждены оставить хождение в классы».

По настоянию Ломоносова, купленный Академией в апреле 1764 года дом на Тучковой набережной (дом Строгановых), был отдан под Университет и Гимназию. Пришлось решать Ломоносову и проблемы финансирования: после длительных переговоров, требований и увещеваний удалось добиться независимости денежного довольствия Академической гимназии и Университета от канцелярии, что значило самостоятельное распоряжение выделенными суммами. Были переведены на русский язык новые книги, методические пособия, закупались лабораторная посуда и инструментарий, поскольку Ломоносов считал, что необходимо знакомство учащихся не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснованием и воплощением.

Заботы Ломоносова о начальном и среднем образовании в России не ограничивались только Академической гимназией. В ту пору, кроме Петербурга, гимназии были еще только в Москве и в Казани. Ломоносов вместе с И.И.Шуваловым планировал расширение их сети по всей России. Однако при жизни Ломоносова это дело не сдвинулось с места.

И.ПАПИЕВА, магистрант кафедры аналитической химии Фото предоставлены Музеем истории СПбГУ

Новости СПбГУ