Главная » Культура

Двадцать лет страстной провокации

Одно из радостных событий в Университете в 2011 году — это юбилей концертной деятельности руководителя Молодежного камерного оркестра СПбГУ, заслуженного артиста РФ Андрея Владимировича Алексеева.

А.В.Алексеев: «Музыка — это глоток свободы»

Ранней осенью, когда двор филологического факультета украшается золотыми листьями, вечерами в университетских стенах вновь звучат мелодии старинных вальсов и страстного аргентинского танго, играет скрипка и виолончель, льется музыка Штрауса, Пьяццолы, Чайковского… Это снова в том же месте, что и век назад, начинаются репетиции университетского камерного оркестра.

Петербургский университет был учрежден в 1724 году. Через сто с небольшим лет в нем появился оркестр господ профессоров и студентов Петербургского императорского университета, который за свою славную историю воспитал не одно поколение талантливых петербуржцев.

Сегодня Молодежный камерный оркестр под руководством дирижера — заслуженного артиста РФ Андрея Алексеева — это высокопрофессиональный ансамбль, лауреат многих российских и международных конкурсов и уникальный студенческий коллектив со своим репертуаром и особым местом в культурной жизни Петербурга.

С 1991 года, вот уже 20 лет, Андрей Алексеев — бессменный музыкальный руководитель и дирижер оркестра. За это время любительский коллектив превратился в оркестр высокого профессионального уровня с богатым, ярким и самобытным репертуаром. Оркестр давал концерты не только в Петербурге и других городах России, но и выезжал на гастроли на Украину, в Австрию, Финляндию. Были подготовлены более ста концертных программ, которые исполнялись в Большом и Малом залах Петербургской филармонии, зале Академической капеллы. В 1993 году за работу с оркестром Андрей Алексеев был награжден стипендией Президента России и Министерства культуры. В 2003, 2005 и 2007 годах Молодежный камерный оркестр выступал с концертами в Торгово-промышленной палате РФ в Москве. Среди приглашенных на эти мероприятия гостей были видные представители бизнес- и государственной элит. С 1998 года А.В.Алексеев выступает с оркестром как солист (аккордеон, бандонеон, фортепиано), что позволило университетскому коллективу стать партнером Петербургской филармонии и участником танго-проектов в Большом зале Петербургской филармонии «Звезды аргентинского танго» (2001) и «Танго страсти» (2002 год). А в июне 2007 года за работу с университетским оркестром Андрею Алексееву было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации. 19 мая 2011 года в Зальцбурге (Австрия) Молодежный камерный оркестр с большим успехом дал концерт, в программу которого вошли произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, П.И.Чайковского. Приятно отметить, что успех сопутствовал оркестру на родине великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, где тонко разбираются в музыке и строго оценивают уровень исполнительского мастерства музыкальных коллективов.

В профессиональных кругах Петербурга Андрея Алексеева не без оснований считают самым многообещающим маэстро Северной столицы. В последнее время аранжировки А.Алексеева и его оркестра все чаще исполняют «гранды» музыкального Петербурга, включая выдающегося дирижера современности Юрия Темирканова.

Вслед за первым руководителем оркестра — Карлом Богдановичем Шубертом — Андрей Владимирович Алексеев не устает повторять, что такой успех — это заслуга

Высокопрофессиональный ансамбль и уникальный студенческий коллектив

прилежания молодых талантов, добровольно и строго подчиняющихся советам его.

— Андрей Владимирович, как вы пришли в музыку, с чего всё началось?

— Началось всё очень стандартно: музыкальная школа, училище, консерватория. У дирижеров, как правило, путь всегда одинаковый. Не могу сказать, что это семейная традиция, но после школы это направление в моей жизни мне понравилось, и я решил его продолжить.

— Какой музыкальный инструмент, по вашему мнению, больше всего отвечает вашему характеру?

— Я изначально учился играть на аккордеоне, и, на мой взгляд, это достаточно дерзкий инструмент, что совершенно соответствует моему характеру.

— Так же, наверное, как и довольно дерзкая музыка Астора Пьяццолы, которая давно присутствует в репертуаре оркестра?

— Музыка Пьяццолы, на самом деле, стала популярной в России довольно поздно. На моей памяти, где-то в 1993 году стали проникать к нам записи этого композитора, потом был огромный бум популярности. Мы уже в 1993 году играли танго Пьяццолы в оркестре, правда, без солирующего инструмента, в 1998 году исполняли композиции с одного из дисков Пьяццолы «Одиночество страстной провокации» и в том числе, впервые в России, его цикл «Времена года». Тогда еще не было вала этой музыки, нашим конкурентом был Гидон Кремер со своим ансамблем «Кремерата Балтика» — они тоже играли много Пьяццолы в обработке Леонида Десятникова. Но у них была возможность пропагандировать эту музыку по всему миру, а мы тогда ограничивались нашим городом, ближайшей областью. С пьяццоловской программой мы съездили на Украину, в город Харьков, записали там диск. Сейчас, после нас, музыку этого композитора играют уже очень многие. И я рад, что университетский оркестр был одним из первых, кто увлек ею кого-то еще. Это был интересный этап жизни коллектива, связанный с Пьяццолой, и сейчас в репертуаре тоже есть произведения этого композитора. Так что наблюдается некая преемственность.

— Вы строгий руководитель, преподаватель? Как удается достигать взаимопонимания с коллективом?

— Я считаю, что главное в таком студенческом коллективе — это нормальные, добрые человеческие отношения, я очень ценю, что на протяжении вот уже 20 лет, несмотря на смену поколений, они сохраняются. Когда я пришел сюда, мне было 20 лет, и были студенты, аспиранты старше меня. На следующем этапе мы были примерно одного возраста. Сейчас такой этап, когда для некоторых я могу быть и папой. Но всё равно я не теряю чувства юмора, и, по-моему, ребята это оценивают — мы мирно, дружно живем.

— И что, ребята всегда слушаются?

— Важно, чтобы была мотивация. Ведь студенты приходят сюда после лекций, многие приезжают из Петергофа и после репетиций уезжают в Петергоф — значит, они хотят музицировать. Сегодня могу сказать точно — альтернативы нашему оркестру в городе нет. Если еще в некоторых вузах сохранились хоры, то камерных и симфонических оркестров больше нет, оркестр народных инструментов у нас в городе, по-моему, тоже остался единственный.

У ребят есть желание музицировать. А главная задача музыкальной школы — погрузить человека в эту любовь к музыке и в перспективе воспитать грамотного, культурного, интеллигентного человека. Наши постоянные слушатели, преподаватели Университета, можно сказать, одна из самых профессиональных публик.

Ребята хотят заниматься музыкой, и моя задача — создать такие условия, такой репертуар, такую тональность взаимодействий с дирижером, чтобы они понимали, что они, с одной стороны, пришли на репетицию, на занятия, с другой стороны — получали от этого удовольствие. То, что всё это продолжается, меня радует, потому что даже в этом году к нам пришло огромное количество первокурсников.

Камерный оркестр происходит от итальянского слова camera — «комната», по большому счету, это где-то до 20 человек. У нас иногда бывают составы и до 40 человек.

Помещение, в котором мы занимаемся, намоленное: еще в начале ХХ века здесь занимался оркестр Университета, в котором начинал студент юридического факультета Александр Гаук, ставший потом известным дирижером, организатором Большого симфонического оркестра СССР, народным артистом. Так что это, можно сказать, музей-квартира университетского оркестра. Здесь занимаются еще и хор, и театр. И такой набор творческого потенциала, который сегодня ребята реализуют во всех этих коллективах, вселяет веру в будущее. Веру в то, что из Университета выйдут не однонаправленные специалисты, филологи, физики или химики, а гармонично развитые личности. Сегодня, когда идет расширение структуры Университета, появляются новые институты обучения — цели у них те же самые. Просто они, может быть, не видят, что под ногами у них лежит огромный пласт духовной культуры и силы воспитания молодежи.

За эти 20 лет сменилось, наверное, поколения три оркестрантов — иногда на концерты приходят люди старшего поколения и говорят — мы тоже хотим поиграть. Садятся и играют. Поэтому нам не всегда хватает сцены Актового зала Университета. Это духовная потребность — то, что воспитано — любовь к родине, любовь к музыке, — это всё здесь. Потому что на добровольных началах… настоящее.

— Сильно ли отличается звучание студенческого и профессионального оркестра?

— Я всегда повторяю фразу Одоевского: «Профессионал может, но не хочет, а любитель хочет, но не может». Я, например, могу сказать, что не слышал ни одного приличного исполнения Астора Пьяццолы профессиональным оркестром. Людям ставят ноты — люди ноты исполняют, а за нотами ведь есть то, что называется музыкой. Поэтому, когда мы выбираем свою программу, мы соотносим наши силы технического оснащения, уровня музыкантов-студентов, и наша задача не сыграть ноты — мы погружаемся в музыку. Мы ищем, мы во всем этом варимся до тех пор, пока каждый не найдет место своей партии в партитуре. После такой работы качество музыки повышается во много раз. Поэтому мы, наверное, никогда не будем играть симфонии Малера или Брукнера, для которых есть большие симфонические оркестры и прекрасные дирижеры. Сегодня наш оркестр имеет свою нишу, свою репертуарную политику. Оркестр занимается популяризацией музыки среди студенческой аудитории и не только. В этом, наверное, и есть наша миссия.

— Из ваших слов становится понятно, что музыка может что-то изменить, сделать мир лучше.

— Конечно, может.

— Глубокая работа оркестра над музыкальными произведениями вдохновляет вас на новые аранжировки?

— Дело в том, что почти все аранжировки сделаны изначально именно для нашего коллектива. А потом, когда они были уже опробованы здесь, ко мне обращались из оркестра Темирканова, других известных симфонических коллективов и просили разрешения сыграть наш репертуар. Так что в этом плане мы даже помогаем нашим старшим товарищам.

— Кого из своих преподавателей вы чаще всего вспоминаете?

— Я ко всем своим преподавателям отношусь очень хорошо. Первый мой преподаватель по дирижированию — Леонид Александрович Григорьев 30 лет руководил университетским оркестром, поэтому мне, в общем, пост дирижера достался в наследство. И я уже две трети его срока выработал. Следующий мой мастер — профессор Юрий Борисович Богданов, потом Илья Александрович Мусин — знаменитейший профессор, у которого учились и Темирканов, и Гергиев, имеющий свою дирижерскую школу, которая довольно высоко котируется в мире. С точки зрения преподавательского состава наших музыкальных коллективов, всё очень серьезно, по «гамбургскому счету». Я много гастролирую, бываю на концертах и спектаклях в других странах. От лидера в данном случае зависит, какую планку мы ставим — играем серьезно или просто сидим, как в подростковом клубе, и проводим время — лишь бы что-нибудь поиграть.

— Какие жизненные ценности вы считаете для себя главными?

— Это, конечно, философский вопрос. Наверное, самое страшное, что происходит в нашей жизни, это упадок духовности. Отсюда, быть может, и все наши беды. Что такое

Соло на бандонионе. Концерт в Академической капелле

музыка, работа в оркестре — это тоже глоток какой-то свободы. Где бы еще студенты, например, сыграли те же «Венгерские танцы» Брамса, поиграли бы Пьяццолу, «пожонглировали» бы этой музыкой — они могли бы только послушать это на концерте или в записи. Это их развивает. Сейчас не самые лучшие, как мне кажется, времена. Самой структуре университетского клуба довольно тяжело существовать, только благодаря энергичным молодым руководителям мы продолжаем свою профессиональную линию. Я сюда тоже хожу с радостью. Потому что смотрю на молодых, красивых — они какой-нибудь анекдот могут рассказать, я — как-нибудь пошутить. И так с шуткой-прибауткой у всех поднимается настроение.

Такое развитие личности очень важный момент, и в Уставе записано — Университет должен этим заниматься. Пока такая возможность ребятам предоставляется. Жалко, что такого нет в других вузах, там это всё в другой форме, так что к нам приходят и студенты других университетов. Я известен в своих кругах — это одно, но важно и то, что существует такое межвузовское общение, студенты приходят и пополняют наши ряды. У нас в этом плане политика открытая.

Все студенты, играющие в оркестре, — самоотверженные ребята. Они влюблены в музыкальное творчество, они уверены, может, даже больше, чем я, что им это надо. Раз в году ребята готовят самостоятельные концерты, создают маленькие ансамбли, квартеты, квинтеты, трио, дуэты. В прошлом году на международном конкурсе квартет солистов нашего оркестра занял второе место.

Есть уже намоленные время и место для репетиций — понедельник — четверг — двор филфака. Когда я только начинал, здесь еще не было такого чудесного дворика, стояли гаражи, и мы ходили в обход. Занимались с восьми до одиннадцати, но метро тогда еще работало по-другому. Вот видите, сколько уже лет прошло с тех пор…

Мария БЛАЖНОВА
Фото: Андрей ДУБРОВСКИЙ, Сергей УШАКОВ

 

Новости СПбГУ