Главная » Образование

Маленький шаг в большую науку

День рождения — повод не только для праздника, но и для подведения итогов прожитого года. По такому же пути пошли и специалисты, ученики и выпускники Академической гимназии СПбГУ. На круглом столе «Школа при университете: концепции и реальность» они рассказали о том, какую роль в их жизни играет обучение в школе-интернате.

Директор Академической гимназии Н.В.СЕРОВА и советник проректора по вопросам общего, среднего и среднего специального образования С.В.КУЛИК на открытии круглого стола

Директор Академической гимназии Н.В.СЕРОВА и советник проректора по вопросам общего, среднего и среднего специального образования С.В.КУЛИК на открытии круглого стола

6 октября гимназия отметила свой 48-й день рождения. Напомним, что Академическая гимназия была создана одновременно с Санкт-Петербургским университетом и Академией наук по Указу Петра I в 1724 году. Второе рождение гимназии связано с образованием в 1963 году Специализированной физико-математической и химико-биологической школы-интерната №45 при ЛГУ. На ее базе в 1991 году была воссоздана Академическая гимназия СПбГУ. В настоящее время она располагается на двух площадках — в Старом Петергофе и на Васильевском острове.

48 лет назад 23 августа был подписан указ о создании в СССР специализированных школ. Первым последовал приказ об учреждении такой школы в Новосибирске, вторым — 16 октября — в Ленинграде при ЛГУ. Спустя месяц подобное учебное заведение появилось и в Москве. Так было положено начало большим изменениям в образовательных программах, методиках преподавания, принципах взаимодействия между учителем и учеником, между школой и вузом и, безусловно, в судьбах сотен талантливых мальчишек и девчонок. Они получили возможность развить свои способности в школах, где были созданы условия для максимального раскрытия талантов. «Рано или поздно динамично развивающийся вуз сталкивается с проблемой поиска сильных, талантливых и неординарных студентов. Политика снимания «сливок» при помощи олимпиад успешно работает только некоторое время. Она тупиковая. Надо работать с учителями, устанавливать с ними живые связи. Именно этим мы и занялись, собирая способных ребят по всему Северо-Западу. И добились того, что учителя считали за честь отправить своего ученика в физико-математическую и химико-биологическую школу-интернат №45 при ЛГУ», — рассказал Марк Иванович Башмаков, выпускник Университета, академик, директор Института продуктивного обучения Российской академии образования. Его выступление стало настоящим подарком для собравшихся на круглом столе. Ведь именно Марк Иванович стоял у истоков создания ФШМ-45 в 1963 году. По его словам, Академическая гимназия нужна не тем ученикам, которые уже нашли свой путь в профессию или науку, а для тех, кто его еще ищет. Нашедшим путь лучше учиться в обычной школе. Там больше свободы. В школе-интернате ее меньше: ученики рано специализируются. Но это не столько раннее вхождение в науку, сколько погружение в атмосферу, где созданы все условия для старта.

Продуктивная идея

Академик РАО М.И.БАШМАКОВ

Академик РАО М.И.БАШМАКОВ

Возможно, обучение в гимназии и оказалось такой стартовой площадкой для Сергея Владимировича Кривовичева (выпускника АГ 1989 года), доктора геолого-минералогических наук, заведующего кафедрой кристаллографии СПбГУ. Он лауреат премии президента РФ в области наук и инноваций. Сегодня сложно поверить, что поступил он в гимназию только со второго раза. В первый — не сдал математику. «Когда я пришел на занятия, меня поразила высокая интеллектуальная и духовная атмосфера, царившая в школе», — отметил Сергей Владимирович и честно рассказал нынешним ученикам, что начинал свое обучение с двоек и троек. Это не помешало ему в двадцать пять лет защитить кандидатскую диссертацию, в двадцать девять — докторскую.

Ему хорошо запомнилась одна контрольная работа по геометрии. Никто из учеников с ней не справился. Пятерку получил только одноклассник Сергея Кривовичева, но вовсе не за правильно решенные задачи, а за то, что он единственный указал на некорректно поставленную задачу в контрольной работе. Сложно себе представить, что учитель в обычной рядовой школе поставит пятерку ученику, указавшему на его оплошность. «Школа при Университете необходима. Ее создание — очень продуктивная идея», — подчеркнул Сергей Кривовичев.

Один за всех и все за одного

Сергей Владимирович Голиков, выпускник гимназии 1976 года, хоть и выигрывал математические олимпиады, хотел стать географом. Предложение обучаться в ФМШ-45 его тоже не заинтересовало. Уезжать из родной Вологды он тогда не собирался. Однако учитель математики, встретившись с сопротивлением ученика, пошел другим путем. Он уговорил его маму отправить ребенка углубленно изучать математику. На пару они убедили Сергея Голикова уехать учиться в Ленинград. «Я упирался изо всех сил, зато потом вся жизнь выстроилась на том, что я получил в интернате», — с улыбкой рассказал Сергей Владимирович. Стоит отметить, что аудитория оценила его искренность и открытость, и до конца выступления с лиц слушателей не сходили улыбки. «Я поступил на трехгодичную программу. Нас было два класса: «А» — очень сильный, в нем тогда учились сразу несколько победителей международных олимпиад, и «Б», в котором учился я. Мы узнали, что по окончании года обучения учеников тасовали и самых сильных переводили в «А». Мы же в «Б» поставили цель остаться в прежнем составе, и к концу 8 класса показатели в нашем классе были не хуже, чем в параллельном», — рассказал Сергей Голиков. Умение работать в команде помогает ему до сих пор. Сегодня он успешный бизнесмен, является одним из основателей и акционером сети магазинов «Максидом». Более 12 лет являлся генеральным директором ООО «Максидом».

По окончании гимназии Сергей Голиков поступил на математико-механический факультет и окончил его с красным дипломом. «Умение учиться мне привили в интернате», — заметил бизнесмен. А закончил свое выступление фразой, вызвавшей бурю оваций: «Если у вас есть возможность заниматься математикой, химией, физикой и биологией — делайте это. А если не получается — идите в бизнес».

Уникальность программ

Академическая гимназия создавалась как школа с особой программой изучения математики. Подобная программа существовала всего в нескольких школах страны. Сегодня в гимназии сохранены и работают все принципы организации преподавания физико-математических дисциплин. Программа, по которой проходят занятия в математических классах, уникальна. Она разрабатывалась специально для Академической гимназии. Ее целями являются: максимальное развитие способностей ученика, формирование математического мышления, понимание учеником теории, формирование навыков решения задач. Хорошее понимание теории помогает ученикам искать идеи решения самых сложных задач. Доказательством успешности программ гимназии служат победы ее учащихся в различных конкурсах и олимпиадах.

Сегодня Академическая гимназия СПбГУ является специализированным учебно-научным центром, реализующим программы среднего (предуниверситетского) образования школьников Санкт-Петербурга, Северо-Западного и других регионов России. Гимназия имеет оснащенные современным оборудованием учебно-научные лаборатории биологии, физики, химии и компьютерные классы. Базовыми факультетами, определяющими содержание профильного обучения в Академической гимназии СПбГУ, являются биолого-почвенный факультет, факультет географии и геоэкологии, математико-механический, физический, химический факультеты, факультет прикладной математики и процессов управления, факультет филологии и искусств, исторический факультет. В гимназии преподают 7 профессоров, 25 кандидатов наук, доценты, преподаватели факультетов Университета, курирующих образовательные программы гимназии, а также опытные школьные учителя, 89% из которых преподаватели высшей категории. Многие из них удостоены званий Заслуженного учителя России и Почетного работника общего образования Российской Федерации.

Вера СВИРИДОВА

Новости СПбГУ