Главная » Образование

Об элитном статусе образовательного учреждения

Развитие программ довузовского образования под крышей классического университета имеет конкурентные преимущества как с точки зрения более глубокой методической основательности процесса обучения, так и с точки зрения реализации концепции непрерывного образования. Тем не менее существует ряд практических вопросов по оптимизации подобной модели.

Круглый стол «Школа при университете: концепции и реальность», прошедший 15 октября в СПбГУ, попытался выработать ответы на некоторые из них. Идея мероприятия принадлежит выпускникам Академической гимназии СПбГУ (в прошлом 45-й интернат), которая за 48 лет своего существования внесла заметный вклад в формирование российской элиты. Но какую школу можно считать по-настоящему элитной?

 Терминологические детали

Категория «элитности» образовательного учреждения в массовом сознании россиян обычно связывается с высоким размером стоимости обучения. И потому носит несколько негативный оттенок. Между тем прилагательное «элитный», если мы не используем его применительно к сортам растений, современными нормами русского языка рекомендуется читать как «отборный», «лучший». Поэтому по определению к элитным следует относить те образовательные учреждения, которые осуществляют тщательный отбор, селекцию своих будущих воспитанников. И не по принципу принадлежности к властной, политической или творческой элитам, а по обнаруженным индивидуальным способностям к обучению, учреждения, доступные для одаренных детей. Еще одну концепцию образования формируют образовательные учреждения, которые правильнее называть «элитарными», то есть относящимися к элите. Предлагаемую терминологию будем использовать далее.

Школьный музей бережно хранит память обо всех выпускниках гимназии

Школьный музей бережно хранит память обо всех выпускниках гимназии

Например, первый в мировом рейтинге (по версии еженедельника The Times Higher Education) Гарвардский университет является по преимуществу элитным учебным заведением, поскольку (по материалам газеты «Новое русское слово») в 2008 году из более чем 27 тыс. подавших заявления на учебу в Гарварде университет принял лишь 7,1%. При этом 2/3 студентов получают финансовую помощь в размере 70% от стоимости обучения. А, скажем, в Германии, где обучение в государственных университетах бесплатное, существуют частные вузы; и некоторые из них являются элитарными учреждениями образования. В Великобритании же наиболее престижные учебные заведения демонстративно элитарны. Конечно, большинство учреждений используют оба принципа в своей работе, но ведущим, как правило, является один из них.

Элитные учреждения престижны по определению, так как спрос на их образовательные услуги превышает предложение. Напротив, инвестиции в элитарное образование не всегда дают прямой эффект. Поэтому для элитарных учебных заведений репутация и престиж учебного заведения на рынке образования приобретают решающее значение для их конкурентоспособности. Частные вузы находят свою нишу открывая модные и дефицитные специальности и обеспечивая индивидуальный подход к студенту.

В России в 2010 году на каждую тысячу выпускников 11-х классов было выделено 418 бюджетных мест на первый курс в вузах по очной программе обучения. В сложной демографической ситуации свой элитный статус подтвердили вузы, традиционно имеющие высокий конкурс и рейтинг. Как сообщает Росбалт, «среди абитуриентов 2010 года, по данным рейтинга «Выбор абитуриентов», лидерство сохраняют наиболее известные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В первую десятку предпочтений абитуриентов 2010 года вошли: МГУ имени М.В.Ломоносова, ГУУ, РГГУ, ВГНА, РУДН, РГСУ, СПбГУ, МЭСИ, ГУ-ВШЭ, МИФИ». Ясно, что абитуриентов для них подготовили преимущественно элитные гимназии и крепкие средние школы. Аналогичная ситуация сложилась и в 2011 году.

Относительно выпускников учреждений элитарного среднего образования в России можно отметить, что в силу экономической слабости большинства частных вузов России платежеспособный выпускник скорее будет ориентироваться на продолжение элитарного образования за рубежом. Хотя нельзя сбрасывать со счетов некоторые ведомственные учебные заведения. К слову сказать, элитарное образование в России имеет хорошие традиции. В XIX веке элитарный Царскосельский лицей подарил мировой литературе гений А.С.Пушкина. Не менее важен вклад в мировую культуру и других русских аристократов: М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Тургенева, Л.Толстого, В.Набокова. Для сравнения, по свидетельству Д.Ливена, из немецких дворян XIX века в литературе заметный след оставил лишь Генрих фон Клейст, а из английских — лорд Байрон и Шелли. Но этот факт лишь подтверждает более ранний переход Запада на принцип элитности и его политику отказа от жесткой сословности в образовании, поскольку многочисленные знаменитые ученые и писатели Европы того периода не принадлежали к числу аристократов.

Исторически была и остается элитным образовательным подразделением СПбГУ Академическая гимназия, известная также ранее как ФМШ №45. Сформулируем основные черты, делающие ее таковой, и, возможно, характерные для других подобных структур.

 Заработать элитный статус

1. Традиции.

Самой главной и системообразующей традицией Академической гимназии, на наш взгляд, является ее тесное и очень плодотворное взаимодействие с профильными подразделениями Санкт-Петербургского государственного университета. Это взаимодействие настолько плотное, что впору говорить о неразрывности их исторической судьбы. С момента их одновременного создания в 1724 году их соединяли общность целей, общность достижений, общность преподавателей. Даже когда деятельность Университета в конце XVIII века прекратилась, был закрыт и прием в гимназию. Когда в 1963 году Постановлением Совета Министров СССР создавались школы-интернаты естественно-научного профиля в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, необходимость их принадлежности к элитным университетам страны не вызывала сомнений. Так 16 октября 1963 года начались занятия в специализированной физико-математической и химико-биологической школе-интернате №45 при Ленинградском государственном университете. В дальнейшем 45-й интернат, подтвердив свой элитный статус, в 1991 году вошел в структуру Санкт-Петербургского университета под историческим брендом «Академическая гимназия».

Поддерживаются гимназией и другие традиции. Преподавание в ней ее выпускников, шефство старших классов над младшими, коллективные выезды на археологические раскопки и по литературным местам, походы на природу, вечера поэзии, и т.д. Из не так давно возникших традиций можно упомянуть и новогодний праздник «Christmas», и День химика, и вручение выпускникам премии «Хрустальная единица».

Ну и, конечно, доброй традицией является продолжение образования выпускников в Санкт-Петербургском университете (в 2009 году около 70% выпуска). К слову сказать, «из 250 ежегодных выпускников Итона все 250 поступают в престижные университеты. В американские Йельский и Гарвардский, во французскую Сорбонну, но большинство, конечно же, в родные им университет Лондона или главным образом в Оксфорд и Кембридж» («Российская газета» — «Неделя» №3987 от 3 февраля 2006 г.). Приверженность традициям, как видим, характерна и для элитарных школ. Но традиции — это далеко не всё, возможно именно поэтому «богатые британцы все чаще устремляются за знаниями за границу».

2. Качественное образование и воспитание.

Избранность слушателей в элитной гимназии с необходимостью предполагает креативный состав преподавателей и воспитателей. Вырастить профессионала может только такой же профессионал. Именно поэтому в лучших элитных колледжах мира всегда тон задавали действующие исследователи и профессора, вокруг которых группировались талантливые педагоги. Собственно, так было и в Академической гимназии XVIII в., где преподавали известные ученые того времени Л.Эйлер и Г.В.Крафт, Г.Ф.Миллер и Т.Х.Байер, выпускники гимназии и Университета М.И.Лепехин и С.К.Котельников. Так было и в бытность ФМШ №45, где основы физического образования были заложены чл.-корр. РАН С.Э.Фришем, проф. Н.И.Калитеевским и развиты академиком РАО А.С.Кондратьевым и профессором Е.И.Бутиковым, затем А.А.Быковым. Направления математической подготовки определяли академики РАН Д.К.Фаддеев и Ю.В.Линник, академик РАО М.И.Башмаков. Биологическая специализация была выпестована профессорами СПбГУ А.А.Данилевским и А.А.Ниценко, чл.-корр. РАН Ю.И.Полянским. Профессора СПбГУ С.А.Щукарев, А.Н.Мурин, А.Б.Никольский стояли у истоков химической специализации. Не случайно среди плеяды талантливых педагогов интерната, работавших в разное время, многие отмечены государственными званиями. Это и заслуженные учителя РФ И.М.Луцкая, С.П.Зеленин, Н.Н. Удальцова, Н.Н.Соколова, Б.М.Беккер, недавний лауреат премии «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования» В.М.Терехов.

Воспитательное кредо Академической гимназии в лучших традициях российской интеллигенции составляют неравнодушие к происходящему и энтузиазм, если не сказать подвижничество. Творческий подход к воспитательному процессу всегда был присущ сотрудникам гимназии. Из уже ушедших нельзя не вспомнить старшего воспитателя 70-х А.О.Пускову, привносившую в общение с детьми непередаваемый дух старого Петербурга, и А.Е. Бойцова, который почти 30 лет через свои театральные постановки приобщал души подростков к вечным ценностям. В настоящее время активно развивается направление интеллектуальных игр (воспитатель О.Д.Колеватова) и художественное творчество учащихся (мастерская В.Н.Обатнина). Активно функционирует психологическая лаборатория (Л.К.Юраловичюте).

Современную Академическую гимназию СПбГУ отличает приверженность образовательным концепциям, утвержденным ее отцами-основателями. Не менее 10% преподавателей гимназии – это выпускники разных лет, являющиеся носителями коллективной памяти интерната и держателями той высокой планки, которую некогда установила история. Около 40% преподавателей — штатные работники СПбГУ. Конечно, деструктивные процессы в нашем образовании в недавние годы не могли не отразиться на гимназии. Но мы с осторожным оптимизмом смотрим в ближайшее будущее, т.к. результаты поступления выпускников в престижные вузы и качество нового набора в 2009–2011 годах вполне достойны для гимназии элитного уровня (необходимая статистика имеется на нашем официальном сайте). Совместно с руководством СПбГУ и Ассоциацией выпускников активно обсуждается новая концепция развития гимназии, связанная с преобразованием ее в Специализированный учебно-научный центр. Думается, реализация этих планов не только выведет на новый уровень качества программы среднего образования в СПбГУ, но и позволит гимназии занять подобающее ей место в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров и непрерывного образования.

3. Успешность выпускников.

Опыт лучшего зарубежного образования доказывает, что важнейшими репутационными знаками учебного заведения являются его выдающиеся выпускники. Например, лицей Людовика Великого во Франции называют «кузницей великих людей». Среди выпускников лицея — всемирно известные писатели Дени Дидро, Мольер, Вольтер, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Ромен Роллан, математик Эварист Галуа, революционер Максимилиан Робеспьер, президенты Франции Жорж Помпиду, Жискар д’Эстен, Жак Ширак, психолог Анри Бергсон, художник Эдгар Дега и многие другие мировые имена. Итон подготовил для Великобритании 20 премьер-министров и целый ряд известных писателей и поэтов. Здесь учились Эдгар По, Джордж Оруэлл, Ян Флеминг.

Выпускники обеспечивают не только репутационную, но и финансовую поддержку своей alma mаter. По сообщению «Коммерсант-Деньги», «к 2010 году почти все западные университеты включили в свои уставы положения о том, что “взаимодействие с выпускниками считается третьей важнейшей составляющей работы университета после образовательной и научно-исследовательской деятельности”». Клубы выпускников часто становятся учредителями так называемых эндаумент-фондов, фондов содействия развитию университета. Наиболее богатые из них управляют активами размером в миллиарды долларов.

В России подобная практика пока только начинает приживаться.

Среди выпускников Акаде-мической гимназии — ФМШ №45 тоже немало известных и уважаемых в стране людей. Это и замминистра финансов РФ С.Д.Шаталов, и академик РАН А.А.Болибрух, члены-корреспонденты РАН О.Н.Пугачев, И.А.Панин, Г.Н.Рыкованов, А.Н.Озерин, С.В.Кисляков, ректор СЗГЗТУ А.А.Кондратьев, н.а. России К.А.Райкин, лауреат Президентской премии в области наук и инноваций, профессор СПбГУ С.В.Кривовичев и многие другие. Тот факт, что несколько десятков выпускников благополучно работают в солидных научных центрах и университетах мира, свидетельствует о фактической конвертируемости наших образовательных программ еще задолго до официального вхождения России в Болонский процесс. Академической гимназии, конечно, не столь много лет, сколько уважаемым зарубежным аналогам, но наши профессиональные результаты налицо и, надеемся, новые успехи не за горами.

 4. Особая духовная атмосфера.

Так случилось, что вокруг отцов-основателей при создании 45-го интерната сформировалась в то время команда «молодых и рьяных» единомышленников. У физиков выделялись А.Кондратьев, В.К.Кобушкин, Л.Савушкин, А.А.Быков, В.М.Терехов. У математиков — Ю.Ионин, В.А. Гусев, А.И. Плоткин, у химиков — А.В.Суворов, у биологов — Л.А.Попова, Ю.В.Широков, у литераторов — И.Г.Полубояринова, Н.П.Соболева, Л.Ю.Меньшикова, в физическом воспитании — Н.К.Гуткова. Они были неординарные и внутренне мотивированные профессионалы. Парадоксально-вдохновенный импульс шестидесятых, который переживала вся страна, помноженный на штучность и заряд преподавателей, передался ученикам. Получился эффект, который называют синергетическим. Взаимопонимание преподавателей и учеников достигало высшей точки в уникальных совместных педсоветах — возможность подобного в наше время выглядит фантастической. При всем при этом особым уважением всегда пользовались участники недавней Отечественной — фронтовики Г.М.Ефремов и О.И.Дугин, олицетворяющие Победу.

Чтение Бердяева, Булгакова и других модных в то время авторов в мистических интерьерах Санкт-Петербурга задавали нетривиальный культурный фон, а успешно развернутое олимпиадное движение и внеурочное неформальное общение с наставниками рождали корпоративную гордость и сплоченность. Однажды рожденная, корпоративная культура закрепилась в традициях и существует по сей день. Именно она позволяет говорить об «интеровском братстве» как особой духовной атмосфере Академической гимназии. Об этом красноречиво свидетельствует более чем двухтысячная по численности группа выпускников в социальной сети «ВКонтакте», регулярные встречи в гимназии, преподавание и деятельность Ассоциации выпускников АГ — 45-й ФМШ. Ассоциация выпускников, например, организовала открытый лекторий для школьников, где выдающиеся выпускники освещают наиболее интригующие проблемы в области своей профессиональной деятельности. Не случайным выглядит и тот факт, что некоторые выпускники посвятили себя духовному служению.

Наши реалии: элитность и ЕГЭ

 В докладе Комиссии Совета Федерации по изучению и оценке результатов эксперимента по введению Единого государственного экзамена говорится, что этот экзамен в нынешней форме не способствует набору в «кузницы элитных кадров» по-настоящему талантливых ребят. Шансы оказываются равными с менее одаренными, которые «не создадут прорывных научных теорий или уникальных технологий». В этих условиях существование элитных школ, основанных на принципах поиска и отбора одаренных школьников, становится дополнительным критерием и гарантом качества образования их выпускников.

Академическая гимназия СПбГУ, имея возможность принимать одаренных детей из регионов на условия полного пансиона, предоставляет им дополнительную, а для кого-то и уникальную возможность участия в олимпиадном движении. Не секрет, что в условиях мегаполиса гораздо проще принять участие в олимпиадах желаемого вуза, даже учитывая тот факт, что вузы сегодня сами пошли в регионы. Именно олимпиады являются тем золотым ключиком, который открывает дверь в страну высшего образования, компенсируя уравнительные тенденции ЕГЭ.

Впрочем, подготовка к ЕГЭ также ведется на высоком уровне. Элитная гимназия (или СУНЦ) при университете — хорошая возможность для категории способных детей попасть в данный университет или другой элитный вуз, в том числе и по результатам ЕГЭ. По мнению ректора СПбГУ Н.М.Кропачева, «в результате введения ЕГЭ в системе «школа — вуз» теперь нет тромба, а значит — нет препятствий движению «живой крови» по всей образовательной сети… ЕГЭ для нас является прорывом». СПбГУ в лице Академической гимназии демонстрирует высокий уровень подготовки к ЕГЭ: по результатам 2011 года гимназия успешно конкурирует с лучшими школами Санкт-Петербурга.

Очень хотелось бы надеяться, что при организации Президентских лицеев в России, о которых в последнее время много пишут, будет найдена оптимальная пропорция элитности и элитарности образовательного учреждения, учитывающая как лучший российский и зарубежный исторический опыт, так и современные реалии.

К.И.Усович,
зав. отделом информации Академической гимназии

Новости СПбГУ