Главная » Социум

Социология повседневности

 При научно-методическом руководстве и сопровождении ученых СПбГУ проведено исследование работы крупнейших сетевых продуктовых гипермаркетов и супермаркетов города с точки зрения посетителей.

Структура выборки по составу групп покупателей (% опрошенных)

Структура выборки по составу групп покупателей (% опрошенных)

Приходилось ли вам в последнее время уходить из продуктового магазина без покупок из-за слишком большой очереди?

Приходилось ли вам в последнее время уходить из продуктового магазина без покупок из-за слишком большой очереди?

Еще пару десятков лет назад огромные магазины самообслуживания на постсоветском пространстве считались принадлежностью исключительно развитой капиталистической системы и недостижимой мечтой миллионов россиян. Сегодня гипермаркеты стали явлением обыденным и повседневным. Настолько, что походы в них «обросли» различными ритуалами и привычками. И, как ни грустно об этом говорить, своими трудностями. Выявлять, формулировать, анализировать проблемы в сфере потребления, а также предлагать пути их решения — эту работу уже более 10 лет ведут ученые-социологи СПбГУ в рамках научного направления «Социология повседневности». Одним из наиболее интересных проектов в этой серии стало исследование «Аспекты обслуживания в сетях розничной торговли глазами покупателей». Руководителем работ по проекту выступил заведующий лабораторией «Центр социологических исследований» факультета социологии СПбГУ кандидат социологических наук, доцент Николай Викторович Соколов. Научное руководство исследованиями осуществлял заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ доктор социологических наук, профессор Дмитрий Петрович Гавра.

 — Речь идет об изучении повседневного поведения горожан, в частности, в роли покупателей продуктовых магазинов, — пояснил профессор Гавра. — В рамках этого исследования нам удалось выявить некоторые интересные, новые вещи. Не секрет, что покупка продуктов — это обязанность, которую мы вынуждены выполнять изо дня в день, но насколько комфортно мы себя при этом ощущаем?

Если в продуктовом магазине появится кассовый терминал самообслуживания, воспользуетесь ли вы этой возможностью?

Если в продуктовом магазине появится кассовый терминал самообслуживания, воспользуетесь ли вы этой возможностью?

Что из перечисленного не нравится вам в этом магазине больше всего? Выберите только один вариант ответа.

Что из перечисленного не нравится вам в этом магазине больше всего? Выберите только один вариант ответа.

С июня по август 2011 года было опрошено более 1000 жителей Петербурга, которые посещают продуктовые супермаркеты. Опрос производился прямо на выходе из того или иного магазина в течение всего рабочего времени торговой точки. Как подчеркнул Дмитрий Гавра, выборка для опроса является репрезентативной — она отражает все группы взрослого населения всех возрастов, начиная от 14 лет, численность каждой группы пропорциональна численности таких же групп людей, проживающих в городе на Неве. Каждый из опрашиваемых мог самостоятельно принимать решение о выборе магазина, о структуре своей корзины покупок и так далее. Результаты исследования представляют интерес, прежде всего, для руководителей и управляющих каждой из торговых сетей, заинтересованных в развитии своей компании. Так, например, выяснилось, что магазины могут конкурировать за каждого третьего покупателя, так как именно эта группа не является постоянным приверженцем той или иной сети, и на его выбор влияет качество обслуживания. Постоянные покупатели чаще берут за один раз большое количество товаров (покупки на неделю), а также более лояльны к «своему» магазину. Самой большой проблемой, которая вызывает, пусть и в разной степени, но общее недовольство и постоянных, и случайных покупателей, и молодежи, и пожилых — это очереди к кассовым аппаратам.

 — Очередь — это «украденное» время. Украденное у нашей семьи, у нашего саморазвития — так охарактеризовал Дмитрий Гавра отношение петербуржцев к этой проблеме. — Это вопрос качества жизни в целом, и для городского сообщества он становится все более острым. Уже четыре человека на подходе к кассам гипермаркета воспринимается покупателем как большая очередь. Очередь вызывает раздражение, нервозность у людей, особенно в вечернее время. Очередь все чаще приводит к спонтанной поведенческой реакции — отказу от покупки в данном магазине. Хотя бы раз так поступали более половины опрошенных.

Исследование позволило выяснить, что две трети опрошенных — взрослых, экономически активных петербуржцев — готовы к внедрению технологических инноваций, которые позволили бы уменьшить очереди в магазинах. Такой новинкой могут стать кассовые терминалы самообслуживания. В России таких систем пока нет, но, учитывая результаты социологического исследования, руководителям торговых сетей стоит взять это изобретение на заметку.

Татьяна Семме

Новости СПбГУ