Главная » Образовательные программы

Мультимедиа — безграничный простор для творчества

Мультимедийные технологии в дизайне — одно из самых молодых и перспективных направлений обучения в СПбГУ. Востребованность данной специальности с каждым годом растет и это привлекает на факультет искусств все больше студентов. Но подвластна эта бесконечно меняющаяся, непрерывно обновляющаяся система далеко не каждому. Она требует таланта, большого терпения, поиска и развития, которым нужно посвятить всю жизнь.

Слева направо: Иляна Маховикова, Татьяна Минаева и студенты

Слева направо: Иляна Маховикова, Татьяна Минаева и студенты

На протяжении всей истории эволюции человек пытался создать нечто такое, что могло бы превзойти совершенство, многообразие и творческую щедрость самой природы. Еще десяток лет назад изображавшаяся фантастами в романах как что-то недостижимое, виртуальная реальность все увереннее дополняет и улучшает реальность действительную. Ведь мультимедиа, как комплекс современных компьютерных информационных технологий, позволяет задействовать при производстве продукта одновременно текст, звук, видеоизображение, графическое изображение, анимацию.
Петербургский университет остается, пожалуй, одним из немногих российских вузов, где обучение по специализации «Мультимедиа» ведется комплексно и систематично, а выпускники чувствуют себя уверенно, несмотря на постоянно ускоряющиеся темпы технологического прогресса. Первый выпуск специалистов по этому направлению состоялся в 2009 году, с 2010 года кафедра дизайна готовит бакалавров и магистров. Курс «Мультимедийные технологии в дизайне» разработан на основе собственных авторских методик преподавателями кафедры дизайна — членом Союза дизайнеров и Союза художников Петербурга, одним из ведущих специалистов в городе по композиционному проектированию в мультимедийном жанре Татьяной Ивановной Минаевой, а также ведущим специалистом в области анимационного проектирования Иляной Александровной Маховиковой.
Еще об одном преподавателе, работающем в рамках этой специализации, мы рассказывали в одном из прошлых выпусков журнала «Санкт-Петербургский Университет» — Анна Александровна Дрига ведет курс, посвященный технологии и приемам компьютерной, или цифровой, живописи.

От интерактивных учебников до лазерного шоу

Иляна Маховикова и Джан Фей

Иляна Маховикова и Джан Фей

Иляна Маховикова — участник международных проектов, выставок и конкурсов, научный и технический руководитель бакалаврских и магистерских дипломных проектов кафедры дизайна факультета Искусств СПбГУ, является сертифицированным специалистом (сертификация Microsoft Certified Professional (MCP), сертификация Adobe Certified Expert (ACE)), а также проходит обучение в IED Istituto Europeo di Design. Иляна Александровна читает в рамках направления «Мультимедиа» такие курсы, как «Дизайн-проектирование», «Анимационное проектирование», «Компьютерные технологии в дизайне», а также «Основы мультимедийных технологий».
Именно эти технологии сегодня являются тем ключом, который открывает жаждущему творить юному человеку двери в огромный волшебный мир. Эта вселенная, существующая по строгим законам программного обеспечения и помещающаяся в легкий тонкий ноутбук, таит в себе бесчисленные богатства. Именно здесь рождаются на свет мультимедийные учебники и книги, виртуальные библиотеки, энциклопедии, путеводители, игры, презентации, перформансы — вплоть до полюбившегося многим лазерного шоу на стенах Зимнего дворца или Русского музея.
— Развитие мультимедиа обусловлено всеми современными тенденциями развития технологических средств, задача которых — как можно шире представить информацию, — поясняет Иляна Александровна. — Любые средства мультимедиа позволяют максимально охватить контингент пользователей и зрителей, что актуально для самых различных профессиональных областей, социальной сферы. Развивающиеся мультимедийные средства позволяют создавать наиболее функциональный продукт. Градация продуктов разнообразна и постоянно варьируется, и расширению их спектра также способствуют инновационные технологии. Это обучающие системы различного жанра, это анимация, мультипликация, фильмы. Это может использоваться в сети Интернет, а может быть локальным, персональным средством. Это может быть телетрансляция, различные конкурсы, выставки, конференции, слеты, саммиты, которые сопровождаются мультимедийными презентациями, проекциями, мультимедийными 3D объектами. Это может быть просто арт-объект, с которым можно взаимодействовать — менять какие-то качества, форму, перемещать его в пространстве. Мультимедийные технологии широко используются на концертах, в аранжировках спектаклей, становясь частью сценического пространства, сюжета или даже представляя какого-то персонажа.
Мультимедийные технологии сегодня серьезно ломают традиции и принципы практически во всех областях науки, искусства, культуры, образования. Например, энциклопедии — классический многотомник трансформировался в легкий компакт-диск, открыв который, пользователь может в любой момент работать с подсказками, указателями, просмотреть фотографии, карты, прослушать музыкальные произведения. Иногда — с помощью визуализированного и озвученного помощника, который не только проведет вас к нужной информации, но и попутно ответит на вопросы или что-то продемонстрирует. Попытки создания так называемого «искусственного интеллекта» — это тоже мультимедийные технологии, позволяющие воспроизвести способность персонажа реагировать на среду общения, адаптироваться к ней, подстраиваться под пользователя — запоминать вопросы, анализировать круг интересов, помнить о предпочтениях, предлагать новинки и так далее. Взаимодействовать с трехмерным персонажем порой можно и в путеводителях, и в учебниках.

Ступеньки к успеху

Стать настоящим мастером по мультимедийным разработкам в дизайне — значит пройти длинный многоступенчатый путь, не задерживаясь надолго ни на одной из взятых вершин. Окончание базовой университетской программы — важный этап этой подготовки, но и он не ставит точку в повышении квалификации.
— Мы стараемся сделать так, чтобы ребята могли продолжить свое образование, могли работать с новыми технологиями, — отмечает преподаватель. — Реализуемая программа еще только развивается, и нам пока не очень доступны многие новейшие технические разработки и программное обеспечение — сенсорные панели, планшеты, мониторы с планшетными функциями. Задача программы — дать выпускникам уверенность для дальнейшей работы и учебы. Мы должны просчитывать, просматривать будущую реализацию полученных учащимися знаний и навыков.
Центральным аспектом преподавания мультимедийных технологий является создание студентами собственного анимационного проекта. Это может быть курсовая работа, проект для конкурсов или выставок, который затем становится основой для бакалаврской и магистерской дипломной работы. В процессе создания своего фильма студенты знакомятся со всем многообразием приемов и методов мультимедийных технологий, а также учатся аккумулировать и применять на практике знания, полученные на смежных дисциплинах по специальности дизайн, таких как компьютерная живопись, рисунок, композиция, типографика и другие. Это также позволяет им поближе познакомиться с процессом самостоятельной разработки законченного проекта. Очень важно, подчеркивает Иляна Маховикова, чтобы студент умел рисовать не только кисточкой на электронном планшете, но и самым обычным карандашом на обычной бумаге.
Движение во временном и пространственном объеме, которым и завораживают пользователя продукты мультимедиа, дает возможность поистине бесконечного варьирования композиции, форм, объемов и других качественных характеристик того или иного проекта.
— Задача автора сюжета — захватить своего зрителя. Заинтересовать, привлечь, постараться не отпугнуть его и не вогнать в скуку, — говорит Иляна Александровна. — Процесс, безусловно, творческий, и в каждом проекте мы стараемся находить какие-то интересные формы реализации.
Только здесь возможно переместить объект в пространстве, а затем сделать так, чтобы он вернулся, проследил траекторию своего перемещения и мог ее изменить. Объект может путешествовать из одной технологической среды, а возвращаться уже в совершенно другую. Зритель может вступать в диалог с объектами, погружаясь в виртуальную реальность. Конечно, эти возможности позволяют создавать самые различные проекты, но главная задача для студентов — найти именно художественные, дизайнерские решения технологий мультимедиа.
— Это захватывает, затягивает, процесс не имеет границ, он постоянно будет расти и развиваться. Однако это не только увлекательнейшее занятие, но и очень серьезный, нелегкий труд, — подчеркивает преподаватель. — Успех приходит только к самым упорным. Представьте — проводить несколько часов в день за рисованием, потом за моделированием трехмерных объектов, потом за сборкой динамики этих объектов, да еще надо спроектировать интерфейс, в котором ты этот объект будешь показывать. И в то же время должен быть интересный режиссерский ход. Это синтетическая область — одновременно ты выступаешь сразу в нескольких профессиях.

Будущее уже здесь

Кадры из презентационных фильмов, подготовленных студентами

Кадры из презентационных фильмов, подготовленных студентами

Кадры из презентационных фильмов, подготовленных студентами

Кадры из презентационных фильмов, подготовленных студентами

Кадры из презентационных фильмов, подготовленных студентами

Кадры из презентационных фильмов, подготовленных студентами

Выпускники-магистры этого года в качестве дипломных работ подготовили мультимедийный учебник русского языка и web-сайт для иностранных студентов, а бакалавры разработали мультимедийный учебник по английскому языку для детей, и интерактивный проект, посвященный музею-ледоколу «Красин».
— Это замечательные ребята — Юля Усова, Константин Долгов, Джан Фей и Ван Ин. Помимо этого, в процессе учебы мы стараемся, чтобы ребята попробовали себя в жанре классической мультипликации, мультимедийного перфоманса, интерактивной анимации, видео-арта, интернет-технологиях. В этом направлении мы совместно работаем с Олегом Михайловым, человеком, обладающим огромным опытом в создании аудио-визуальных арт-объектов. Также стараемся сделать так, чтобы проекты студентов находили практическое применение, оказались бы конкурентоспособными и востребованными на рынке. Привлекаем ребят к участию в различных профессиональных конкурсах. Некоторые из студентов сейчас продолжают свое обучение в Европе и США, — отмечает Иляна Маховикова.
Работать в мультимедиа-системе — значит непрерывно изучать современные технологии, которые постоянно развиваются. Попутно приходится штудировать специализированную литературу, причем преимущественно на языке оригинала. Ведь тон в инновациях задают разработчики дизайна в мультимедийных технологиях, а также производители операционных систем и компьютерных технологий из Европы, США, Японии.
— Любой дизайн — это творческий процесс, и речь не идет о том, чтобы овладеть софтом, программой, определенным пакетом — например, Adobe Master Collection, Autodesk 3DsMax или Maxon Cinema4D. Речь идет о том, как их использовать творчески, — подчеркивает преподаватель. — Как раз в этом мы можем конкурировать с западными коллегами.
Результаты действия образовательной методики Петербургского университета в направлении «Дизайн в мультимедийных технологиях» студенты демонстрируют на различных профессиональных конкурсах самого высокого уровня, и, что самое приятное, добиваются внушительного успеха. Например, в мае студенты СПбГУ приняли участие в 4-й Международной конференции «Мониторинг глобальных экологических проблем
средствами медиа- и графического дизайна. ЭкоДизайн 2011. Лес и парки», которая проходит на базе Петербургского политехнического университета при поддержке консульств Японии, Польши, Финляндии, Петербургского экологического союза и Русского музея. Оля Куниченко, Наташа Данилевская, Надя Воскресенская, Даша Нигматуллина заняли первое место в конкурсе студенческих работ в номинации «Мультимедиа». В 2010 году выпускники Факультета искусств специализации мультимедиа представили свои дипломные работы на Международной конференции Adobe-2010 (Калифорния, США), которая собирает более 10 миллионов участников со всего мира. Работы студентов Надежды Родионенко, Оли Куниченко, Даши Нигматуллиной вышли в полуфинал и финал конкурса в номинации «Мультимедийные технологии» — это была одна из высших оценок качества образования на мировом уровне. Выиграть такой конкурс, где в жюри представлены специалисты ведущих дизайнерских и кинематографических студий Европы и Азии — не только престижная победа, но и высочайшая рекомендация для дальнейшей работы. В этом году студенты Валя Старобрянская, Юля Новаченко, Евгений Морозов подготовили ролики по экологической тематике, которые также занял призовое место в конкурсе работ о трагедии в Японии, посвященный катастрофе на японской атомной станции «Фукусима».
— Конечно, нам хотелось бы, чтобы успехи ребят чаще отмечались и в самом Университете. Возможно, имеет смысл создать какую-то систему поощрения талантливых студентов, например, в рамках кафедры.
Работа художника, дизайнера в сфере мультимедийных технологий — творчество, которое не просто создает представление о будущем, но ощутимо и зримо приближает нас к нему, порой погружая в этот мир целиком. Развитие этого направления неотделимо от хода цивилизации.
— Это диктует эволюция нашего общества, — говорит Иляна Маховикова. — Цифровые технологии, к сожалению или к счастью, очень глубоко внедряются в нашу жизнь. И закрываться от них, закрывать свою профессиональную деятельность сейчас очень сложно. Задача состоит скорее в том, чтобы найти себя в этих технологиях.
Наглядным примером стремительного развития прогресса могут служить чрезвычайно популярные сегодня технологии touch (касание), которые используются, в частности, в многофункциональных мобильных устройствах — Ipad и Iphone. Эти технологии позволяют вживую работать с объектами мультимедиа, взаимодействовать с ними при помощи сенсорной панели. А что еще ждет нас впереди?

Татьяна Семме

Новости СПбГУ