Главная » Тема номера

Базы практик:
от Белого моря до Черного

В СПбГУ 8 действующих учебно-научных баз. Есть и другие, которые можно рассматривать как ресурс для организации практики.

Будущие биологи Фото: Рафаэль Карапетян

У студентов так называемых «полевых» факультетов летняя сессия проходит в мае. И все, от абитуриентов до старшекурсников, прекрасно знают, что кроме обычных для всех семестров, осеннего и весеннего, у них есть еще один, летний. Учебные планы и программы строятся так, чтобы студенты сначала получили необходимые теоретические знания по той или иной дисциплине, а затем во время практик смогли их применить «в поле». Но это с одной стороны. А с другой, полевые практики подталкивают студентов к еще большему погружению в любимую науку. То есть получается почти круглогодичный непрерывный процесс обучения.

Базы практик в Университете существуют давно. Самая старая база — «Саблино» — недавно отметила свое 90-летие, а самой молодой — «Свирской» — чуть больше 10 лет. Но в последнее время в Университете задумались об эффективности эксплуатации учебно-научных баз. Финансовые средства ограничены, и поэтому необходимо принимать решения, как и в каких узловых точках концентрировать деньги.

Вот тут и возникает здравая идея: давайте взглянем на базы практик как на ресурсные центры коллективного пользования. И базы, и ресурсные центры используются, прежде всего, естественнонаучными факультетами. И те, и другие служат решению учебных и научных задач практического характера, предназначены для получения студентами и учеными исследовательских данных и их обработки — в поле или в лаборатории. И базы, и ресурсные центры раньше были закреплены за факультетами, а сейчас и первые и вторые работают на весь Университет. Но кроме того, есть еще одна немаловажная деталь: базы практик и ресурсные центры должны быть привлекательны не только для студентов, преподавателей и ученых СПбГУ, но и для абитуриентов, а также для научных исследователей извне.

В целом понятно, как используются ресурсные центры. А насколько эффективен ресурс баз практики, можно ли использовать его более активно, с большей отдачей?

Для ответа на эти вопросы стоит рассмотреть 8 основных учебно-научных баз СПбГУ по отдельности — так, как мы изучали бы характеристики ресурсного центра. Это «техническое описание» баз складывается из двух взаимосвязанных частей: учебные и научные задачи, которые решаются на базах, и имеющиеся на них условия для проживания, работы, учебы, научных исследований.

Ночные бдения метеорологов

Ближайшая к Петербургу учебно-научная база СПбГУ — «Саблино». Это всего 45 минут электричкой от Московского вокзала. Находится она в поселке Ульяновка Тосненского района Ленобласти. Рядом с базой — знаменитые Саблинские пещеры, река Саблинка и река Тосна, протекающая по дну глубокого каньона, на склонах которого удобно изучать осадочные породы. На этой базе в мае-июле традиционно проходят учебно-практических занятия со студентами-геологами, географами и биологами.— Наши первокурсники должны освоить основные приемы работы с геологическим компасом и молотком, научиться различать осадочные породы. Это первая студенческая практика, — объясняет Марина Кашкевич, доцент кафедры геофизики СПбГУ, начальник службы обеспечения практик по направлению «Геология». — Они своими глазами видят геологические породы разного возраста, от кембрия и ордовика до девона, которые сформировались от 600 до 370 млн лет назад. Могут замерить элементы залегания пород, понять, как они образовались, нарисовать по итогам практики стратиграфическую колонку. А на экскурсиях в соседние районы могут сравнить те породы с саблинскими. Во время этой практики ребята усваивают основы построения геологической карты.

Практика у студентов-геологов на базе «Саблино» в 2011 году началась 14 июня, по три недели для каждой группы. И здесь же в течение шести недель, с 30 мая, проходит основная учебно-научная практика первокурсников факультета географии и геоэкологии. Они изучают здесь пять дисциплин: геодезию, метеорологию, гидрологию, геологию и геоморфологию.

— На базе «Саблино» оборудована специальная метеорологическая площадка, где студенты-географы получают климатические данные: анализируют температуру, влажность, силу ветра. В программе практик имеются

методики, по которым необходимые показания снимаются каждый час в течение суток, для этого ребятам приходится дежурить по очереди, даже ночью. Получаемые данные в дальнейшем можно использовать для мониторинга состояния окружающей среды, — рассказывает Александр Леншин, старший преподаватель кафедры биогеографии и охраны природы, руководитель практик по направлениям биология, география, геоэкология и почвоведение. — На реке Саблинке студенты проходят практику по гидрологии: изучают скорость течения реки, ее глубину, строят профиль дна. На практике по геодезии получают навыки работы с геодезическими приборами, теодолитом — например, закладывают геодезические пункты, строят профиль местности и рисуют карты. На практиках по геологии и геоморфологии они изучают минеральный состав пород, структуру отложений разного возраста.

 Условия для жизни и учебы. «Саблино» — одна из самых больших университетских баз практики: может принять одновременно до 200 студентов. В июне здесь обучаются все первокурсники факультета географии и геоэкологии (135 человек) и половина первокурсников геологического факультета (40 человек), и еще почвоведы.

Здесь есть два студенческих общежития, здание для проживания преподавателей, учебные корпуса и столовая. Все здания сезонные, без отопления.

— В этом году территорию базы огородили, установили посты охраны, сделали ремонт помещений, починили кровлю. На летний сезон удалось заключить договор на питание со школьной столовой села Никольское, и студентов кормят на 150 рублей в день на одного человека, — сообщил Алексей Степанов, начальник Управления по эксплуатации баз СПбГУ. — Старый учебный корпус (так называемые камеральные помещения) требует капремонта, поэтому учебный процесс перенесли в три быстровозводимых помещения из блок-контейнеров. В них оборудовали учебные классы.

Акулы и мозозавры юрского периода

Сбор палеонтологических образцов в отложениях верхнего мела на полигоне практики. Фото: В.В.Аркадьев, научный руководитель практики

Самая дальняя учебно-научная университетская база — Представительство СПбГУ в Крыму. Преподаватели и студенты геологического факультета по старинке называют ее Крымской базой (представительство открылось только в 2003 г.). База находится в селе Трудолюбовка Бахчисарайского района, недалеко от Бахчисарая и Симферополя.

— Там на очень небольшой территории на поверхность выходят осадочные горные породы триасового, юрского, мелового и палеогенового периодов (от 230 до 40 млн лет назад). Можно наблюдать интересные геологические процессы: есть очень интенсивная складчатость, хорошая обнаженность пород. Студенты своими глазами наблюдают ту геологию, которую раньше видели только в книжках, — с увлечением рассказывает Марина Кашкевич. — Там богатая ископаемая фауна: студенты разыскивают ракушки, кораллы, морских ежей, другие палеонтологические находки — вплоть до зубов акул и мозозавров! По ним учатся датировать породы, а свои находки отправляют в коллекции палеонтологических музеев — на Крымской базе и в СПбГУ, на кафедре исторической и динамической геологии. Прежде чем выйти на маршрут, ребята изучают имеющийся палеонтологический материал, знают, к какому геологическому возрасту принадлежат их находки и что можно найти в том или ином слое пород.

Все второкурсники-геологи проходят на Крымской базе обязательную практику по геологическому картированию. Студенты должны составить полноценную геологическую карту — а для этого проделать достаточно большую работу. Преподаватели делят студентов на пары, каждой паре дается участок в несколько квадратных километров. И они вдвоем должны нанести на топографическую основу все выходы пород на поверхность, отметить границы и контакты пород, определить элементы их залегания, состав, возраст и нанести их на карту. Учебный полигон за много лет существования (Крымская база ЛГУ существует с 1952 года) изучен досконально, преподаватели хорошо представляют геологию района — их не обманешь, ничего лишнего не придумаешь. Сразу видно, сколько студент набрал образцов, сколько нашел ископаемой флоры и фауны. Все это он должен описать и включить в отчет о практике.

Студенческий авангард выехал в Крым 1 июня (десяток студентов-геологов, которые раньше других успешно сдали летнюю сессию, и два преподавателей), а 9 июня был основной заезд — 110 студентов и 20 преподавателей. Здесь же проходит геолого-геоморфологическая практика второкурсников-географов, зональная практика почвоведов и геоботаников, геологическая практика студентов 4 курса кафедры физики Земли.

Условия жизни и учебы. На Крымской базе студенты всегда жили в палатках — для геологов это привычные условия. Палаточный городок большой: на 150–180 человек. Есть камеральные помещения и столовая (неотапливаемые здания). Сергей Снигиревский, преподаватель кафедры палеонтологии СПбГУ и руководитель практики, став директором Представительства СПбГУ в Автономной Республике Крым, за два года многое успел сделать: построил очистные сооружения, о которых мечтали лет десять-пятнадцать, провел горячую воду, сделал нормальные туалеты и души.

В планах — реконструкция трехэтажного общежития общей площадью около 1000 м2, там будут жилые комнаты на 2-х человек с удобствами и «кают-компанией» на два номера, два конференц-зала, компьютерный класс, музей, библиотека. И тогда база сможет работать круглый год.

GPS соревнуется с теодолитом

Полевая практика геодезистов Фото: Рафаэль КАРАПЕТЯН

В Крыму геологические породы молодые, а в Карелии — древние, с базами же картина обратная: Крымская база более старая, а база «Импилахти» моложе. Она находится на северном берегу Ладожского озера. Вокруг поселка Импилахти в Питкярантском районе Карелии есть ряд эталонных объектов, где студенты-геологи осваивают современные методики геологического и экологического картирования, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Там есть красивые скальные выходы древних архейско-протерозойских пород (возрастом 2,5–1,7 млрд лет). Потренироваться на окрестные скалы приезжают скалолазы даже из Москвы.

Первокурсникам геодезическую практику ведут преподаватели факультета географии и геоэкологии. С помощью теодолита и нивелира студенты должны нарисовать топографическую карту местности.

— Для привязки координат студенты учатся использовать современные спутниковые методы (GPS и ГЛОНАСС). Могут закачать в компьютер карту региона и детализировать ее, привязывая «свой» участок к карте, — объясняет Марина Кашкевич. — Студенты старших курсов тоже применяют современные методы исследований: оптические — изучение пород под микроскопом, геохимические — рентгено-флюоресцентный анализ вещества, как в естественном залегании, так и в лаборатории. На базе «Импилахти» мы начали проводить комплексную геолого-геохимическо-геофизическую практику. Раньше студентов делили по кафедрам и проводили эти практики отдельно, а теперь им предоставляется более широкое поле для исследования. Студенты-третьекурсники за время практики осваивают весь набор методов, дополняющих друг друга. В итоге они строят на компьютере целый набор карт своего участка: магнитное, электрическое и гравитационное поля, распределение химических элементов. А потом на их основе составляют комплексную геологическую карту местности.

Много лет приезжают на эту базу картографы и геоэкологи. Бывали и биологи СПбГУ, а также геологи РГПУ им. А.И.Герцена. На базе «Импилахти» можно разместить более 100 человек одновременно.

Условия жизни и учебы. В этих местах геологи СПбГУ проводили практики лет 30-40, живя, как в Крыму, в палаточных городках. Но база молодая: первый, деревянный, дом был передан Университету в конце 1990-х, а второй, кирпичный, купили только в 2004-м. Руководство и преподаватели геологического факультета вложили в обустройство базы «Импилахти» много сил и средств. В каменном доме есть отопление, горячая вода, душ, оборудован компьютерный класс, спутниковый Интернет. Проведен косметический ремонт. Камеральные помещения находятся в зданиях, и оба двухэтажных дома отапливаются.

Докопаться до гранита науки

База «Приладожская» расположена в живописном месте, в районе знаменитых ладожских шхер — в поселке Кузнечное (Приозерский район Ленобласти). Шхеры делают это место привлекательным с научной и туристской точек зрения. Здесь проходит учебная практика первокурсников-географов и геоэкологов. Они осваивают здесь почвоведение и биогеографию.

— Для того чтобы изучить и описать почвенное разнообразие, студенты бригадами копают почвенные разрезы в нескольких ключевых точках профиля. «Грызть гранит науки» им приходится в прямом смысле этого слова: ведь подстилающие материнские породы в этой местности представлены именно гранитами, — описывает сложности процесса Александр Леншин. — Образцы почвы анализируются на кислотность, влагостойкость, описывается ее гранулометрический состав. Студенты готовят полноценный отчет о составе почв своего профиля, делают в нем так называемые «примазки» — следы каждого почвенного горизонта прямо на листе отчета. По цвету «примазка» виден их состав и различия в каждом почвенном разрезе.

А на практике по биогеографии те же первокурсники изучают местную флору и растительность региона в целом. Каждый собирает свой «личный» гербарий — от 100 видов растений за неделю. У каждой бригады свой участок исследований: чаще описывают лесное сообщество, но встречаются участки с луговой, болотной и даже водной растительностью.

Студенты второго курса проходят здесь практику по физической географии (изучают разнообразные ландшафты и строят карты и профили местности) и практику по страноведению. Ребята бригадой разрабатывают и затем организуют многодневные экскурсионные маршруты по окрестностям в рамках популярного сегодня экологического туризма. Устраивают переправы, места стоянок, кострища, устанавливают палатки, мастерят лавочки — а затем проводят экскурсии и, показывая друг другу интересные природные объекты, растительные сообщества, живописные ландшафты, рассказывают об истории региона.

 Условия жизни и учебы. На базе «Приладожская» есть отапливаемый жилой одноэтажный корпус, старое студенческое общежитие (недавно в нем сделали электрическое отопление), столовая, учебные корпуса. В этом году построили душевую с горячей водой, провели косметический ремонт студенческого общежития, заменили стекла. База может принять до 140 студентов одновременно.

Узнаю я их по голосам

Гора Ак-Кая (Белая скала) Фото: В.В.АРКАДЬЕВ

База «Свирская» — самая молодая из университетских баз практики. Она недавно отметила 10-летний юбилей. Расположена в 205 км от Петербурга, рядом с деревней Заостровье (Лодейнопольский район Ленобласти). Совсем недалеко, на другом берегу Свири, раскинулся Нижнесвирский заповедник — единственный заповедник в Ленобласти — с его неповторимой природой и животным миром. Раньше в Заостровье была охотничья база, а в 2000 году СПбГУ купил два гектара земли и жилые постройки — это был первый крупный объект недвижимости, приобретенный Университетом. Тогда биологи хотели отказаться от дальней базы практики в Белгородской области и обосновались поближе к Петербургу.

— Главное преимущество — то, что база находится в природной зоне нашего региона. И студенты получают комплексное представление о разнообразии природы Северо-Запада России, наблюдают и исследуют всю экосистему в целом — от почвы и растительности до насекомых, зверей и птиц, — рассказал заведующий учебно-научной базой «Свирская» Алексей Стрелков. — Студенты-биологи первого и второго курса проходят здесь полевую практику. И выполняют пусть небольшие, но самостоятельные исследования по зоологии позвоночных, орнитологии, геоботанике, энтомологии, почвоведению.

С 7 июня 25 первокурсников исследовали здесь повадки птиц и зверей, ходили в дальние экскурсии по окрестным лесам, наблюдали за птицами в бинокли, распознавали их по голосам, разыскивали гнезда, исследовали яйца, ловили и окольцовывали птиц.

В июле около 20 второкурсников изучали почвы (их физико-химические свойства), растительные сообщества (закономерности и принципы их возникновения), насекомых. Здесь они на практике получают те знания, умения и навыки, которые в теоретических курсах идут в гораздо меньших объемах, осваивают полевые методы исследований, которые нужны не только для общебиологического образования, но понадобятся в их научной работе.

 Условия жизни и учебы. База «Свирская» хорошо оборудована: есть своя артезианская скважина, электрическая подстанция, баня и даже катер — для поездок по Свири и Ладоге, для экскурсий в Нижнесвирский заповедник, с которым налажено сотрудничество. Многофункциональное здание из калиброванного бруса — столовая с кухней — может при необходимости легко превратиться и в конференц-зал, в учебную аудиторию. Здание построили не только на деньги Университета — привлекли спонсорскую помощь Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Студенты и преподаватели живут в одноэтажном жилом корпусе и на первом этаже двухэтажного кирпичного здания. Второй этаж начали обустраивать под учебно-научные лаборатории. Но финансирование закончилось, и этаж пока стоит пустой, а лаборатории находятся на первом этаже. База может принять до 70 студентов одновременно.

Среди дубовых лесов

Булганакское поле грязевых вулканов, Керченский п-ов Фото: В.В.АРКАДЬЕВ

Кроме ближней базы, «Свирской», у биологов СПбГУ есть и дальняя — база «Дубрава» в поселке Борисовка (Белгородская область). Она находится на территории центральной усадьбы заповедника «Белогорье». Заповедник был создан, чтобы сохранить единственный нетронутый массив приречных дубрав, типичных для среднерусской лесостепи («Лес на Ворскле»).

На базе «Дубрава» биологи СПбГУ проводят учебные практики по геоботанике, почвоведению, зоологии позвоночных, энтомологии. Проходят там и научные исследования старшекурсников, аспирантов.

Первая полевая практика универсантов на базе в Белгородской области прошла еще в довоенные годы. В 1934 году вековая нагорная дубрава заповедника «Лес на Ворскле» привлекла внимание В.Н.Сукачева, заведовавшего в те годы кафедрой геоботаники ЛГУ, который для организации комплексных научных исследований привлек к работе широкий круг специалистов различного профиля, аспирантов и студентов. А в 1937 году «Лес на Ворскле» был передан в ведение ЛГУ в качестве учебной и научной базы.
И сегодня, через 74 года, студенты СПбГУ имеют возможность изучать эти уникальные уголки нетронутой природы.

 Условия жизни и учебы. На базе «Дубрава» есть отапливаемый учебно-жилой одноэтажный корпус, студенческое общежитие, здание столовой (его можно использовать под конференц-зал), учебные павильоны, музей — в центральной усадьбе заповедника «Белогорье». База может принять до 100 человек одновременно.

Учимся видеть сквозь землю

Место для самой маленькой учебно-научной базы СПбГУ физики специально выбрали подальше от цивилизации, подальше от крупных населенных пунктов и дорог. База находится в селе Старорусское (Выборгский район Ленобласти) в лесу, на берегу озера Красавица. Этот живописный уголок Карельского перешейка в 100 км от Петербурга (13 км до ближайшей электрички и 6 км до Средневыборгского шоссе) хорош не только своей «заброшенностью».

База «Старорусская» используется преподавателями-физиками СПбГУ для проведения особых учебных практик студентов и научных исследований, требующих невозмущенного магнитного поля Земли. Подобные работы на Васильевском острове или в Петродворце сегодня просто невозможны — из-за того, что магнитное поле в городе постоянно искажается, к примеру, каждым проезжающим трамваем или электричкой.

Учебные практики магистрантов первого года проходят в сентябре и в мае, такой график сложился традиционно. В сентябре, сразу после приема, на базу приезжают все, поступившие в магистратуру по направлению «Магнитный резонанс и его приложения». А в мае вывозят магистрантов, обучающихся по программе «Прикладные физика и математика». Каждая практика проходит три недели.

— Студенты вначале учатся с помощью магнитометра определять магнитное поле Земли. А затем каждый из них строит карту магнитного поля своего лесного участка, примерно 10 на 10 метров. Мы сводим их вместе и получаем единую карту большого участка в 100 кв. м, — рассказывает Николай Вечерухин, доцент кафедры квантовых магнитных явлений, руководитель практики. — Для того чтобы усложнить задачу, мы можем закопать где-то ножи, вилки, обожженные кирпичи, кусок кабеля или трубы — любой предмет, искажающий естественное магнитное поле. А студенты должны найти эти «клады», не раскапывая землю. Магнитометры широко используются в магниторазведке, например, при археологических раскопках, потому что позволяют «видеть» сквозь почву.

На базе «Старорусская» постоянно живет только комендант. База используется в разное время года для проведения научных исследований магнитного поля аспирантами, преподавателями и учеными-физиками не только кафедры квантовых магнитных явлений. Специалисты кафедры радиофизики Университета изучают здесь грозы.

 Условия жизни и учебы. Сегодня на базе используется один деревянный дом с мансардой. На первом этаже находятся кухня, комната для преподавателей (она же столовая), комната для занятий. В мансарде две комнаты для студентов по 5-6 кроватей в каждой. Дом отапливается печкой и электромасляными радиаторами.

На деньги грантов в последние годы были построены душ, туалет, канализация. На базе есть Интернет, компьютеры, необходимое лабораторное оборудование привозят из Петергофа на время работы студентов или сотрудников. База может принять 12–14 человек одновременно.

В море, на побережье и в тайге

Морская биологическая станция (МБС) на Белом море — самая экзотичная из университетских баз практики. Она находится в 20 км от Полярного круга на острове Средний губы Чупа Кандалакшского залива (Лоухский район Карелии). Низкая плотность населения в регионе и удаленность от промышленных центров Кольского полуострова и Центральной Карелии обеспечили уникальную сохранность живых организмов, ландшафтов и природных ресурсов.

— Морская биологическая станция на Белом море была основана в 1975 году в структуре ЛГУ как база практик для университетов РСФСР, — говорит Михаил Левитин, директор станции. — МБС создавалась по инициативе и при участии профессоров и ученых-биологов. Однако, благодаря уникальности местоположения и наличию возможностей для учебно-научной работы, кафедры и научные группы других факультетов также проводят здесь учебные практики и исследования: и биологи, и физики, и геологи, и географы, и медики.

На станции накоплен парк учебного и научного оборудования и создана необходимая инфраструктура. Морская биологическая станция СПбГУ уже сегодня представляет собой ресурсный центр в Приполярном районе, реализующий учебную, научно-исследовательскую и просветительскую деятельность с использованием морских и прибрежных природных объектов.

На Морской биостанции ведутся регулярные научные исследования по экологии, гидробиологии и морской биологии, гидрологии, биоразнообразию, геологии и др. Многие исследования имеют характер мониторинга, что делает этот район эталоном изученности в части текущего состояния и динамики природной среды. На МБС проводятся исследования — как фундаментальные, так и прикладные. Например, результаты многолетних работ по биообрастанию, морекультуре и др. были внедрены в практику заинтересованных ведомств. Научные результаты деятельности станции докладываются на ежегодных научных конференциях МБС и публикуются в сборниках трудов МБС в течение 10 последних лет.

На МБС проходили практику немецкие, польские, финские и шведские студенты-биологи; работали специалисты из Германии, Японии, США, Франции, Великобритании и других стран.

Силами биологов, физиков, геологов и географов СПбГУ здесь ведутся уникальные исследования природной среды. Они позволили внести вклад в решение фундаментальных проблем и прикладных задач исследования магнито- и ионосферы Земли, направленности геологических процессов, сложной и интересной гидрологии района, составить объективное представление о флоре и фауне Белого моря и внутренних водоемов побережья.

Условия жизни и учебы. Морская биостанция на Белом море занимает 50 га острова Средний, до ближайшего поселка 15 км морем, до поселка Чупа — 40 км. На станции имеются дома для проживания, учебные лаборатории, столовая, учебно-научные морские суда (в 2010 году спустили на воду новое судно). Подачу электроэнергии обеспечивают дизельные генераторы, есть водопровод.

— Университет вкладывает немалые деньги в обеспечение деятельности Морской биостанции на Белом море, — рассказал Алексей Степанов, начальник Управления по эксплуатации баз СПбГУ. — В этом году закуплены горюче-смазочные материалы для судов и генераторов (на сумму 3 млн рублей), электрощит и электрооборудование (200 тыс. руб.), насосы для воды и для солярки (100 тыс. руб.), приобретены 10 гребных лодок (450 тыс. руб.), 2 лодочных мотора (150 тыс. руб.), лодка с мотором (150 тыс. руб.), 100 спасательных жилетов для обеспечения безопасности морских экскурсий (на 80 тыс. руб.). И хотя суммы впечатляют, это несравненно меньше того, что требуется для полноценной работы станции. Нужно провести ремонт всех учебных и жилых корпусов, построить новые, оборудовать лаборатории современными приборами.

Начато, но законсервировано из-за отсутствия средств строительство студенческого общежития, а также двух домов для персонала МБС. С июня по август МБС может принимать до 80 человек единовременно.

П.О.

 

ТЕКСТОВЫЕ ВСТАВКИ:

В СПбГУ 8 действующих учебно-научных баз:

«Саблино» (поселок Ульяновка, Тосненский район Ленинградской области),

«Импилахти» (поселок Импилахти, Питкярантский район Республики Карелия),

«Приладожская» (поселок Кузнечное, Приозерский район Ленинградской области),

«Свирская» (деревня Заостровье, Лодейнопольский район Ленинградской области),

«Дубрава» (поселок Борисовка, Белгородская область),

«Старорусская» (село Старорусское, Выборгский район Ленинградской области),

Морская биологическая станция на Белом море (Лоухский район Республики Карелия),

Представительство СПбГУ в АР Крым (село Трудолюбовка, Бахчисарайский район автономной республики Крым, Украина).

_________________________________

Кроме действующих учебно-научных баз, в СПбГУ есть и другие. Их можно рассматривать как ресурс, не используемый пока для организации практик, так как некоторые из них не работают:

учебно-научная радиофизическая база (поселок Янино, Всеволожский район Ленинградской области) — закрыта;

лыжная база (поселок Кавголово, (Токсовское городское поселение, Всеволожский район Ленобласти) — активно используется преподавателями кафедры физической культуры и спорта с сентября по май, но летом пустует;

учебно-оздоровительная база «Горизонт» (поселок Ольгинка, Туапсинский район Краснодарского края);

база отдыха «Ласточка» (поселок Бжид, Туапсинский район Краснодарского края);

оздоровительный комплекс «Университетский» (поселок Семиозерье, Выборгский район Ленинградской области).

_________________________

Алексей Степанов, начальник Управления
по эксплуатации баз СПбГУ:

— Учебно-научная база — не дом отдыха, а полевой стационар для обучения и научных исследований. То, что в Крыму всё лето студенты живут в палатках, — это нормально для геологов, привычные рабочие условия. То, что на многих базах стоят сезонные домики, — это тоже нормально, поскольку базы эксплуатируются только в летний период. Но не всеми это воспринимается адекватно. На некоторых базах есть дома еще дореволюционной постройки. На базе «Дубрава» есть здание, представляющее культурную ценность, — это бывший дом настоятеля монастыря, есть такие охраняемые объекты и на базе «Саблино». На «Свирской» каменное здание нуждается в капремонте — а где взять 15 млн рублей для этого? Но все необходимые косметические ремонты мы провели, базы к полевому сезону подготовили. И говорим всем заинтересованным преподавателям и ученым Университета — пользуйтесь!

Мы тратим имеющиеся финансовые средства на самые насущные нужды по эксплуатации баз. Но многие преподаватели привыкли ездить лишь на те базы, где побывали еще студентами. Поэтому хотят проводить практики только там, и больше нигде, несмотря на то, что условия изменились. Они знают «свои» базы, и сколько ни пиши писем с предложениями использовать возможности других баз — отклик минимальный!

На той же «Свирской» мы можем принимать до 70 человек одновременно, а в это лето там было лишь две группы студентов-биологов по 20 человек. В «Дубраве» можем всё лето принимать по 100 студентов, а поехали только 36. К тому же базы активно используются только два месяца в году: июнь, июль. Но даже на тех базах, где нет условий для зимнего проживания, можно проводить практики с мая по сентябрь… Может, географам, геологам, физикам, биологам или медикам на каких-то базах делать нечего — я не могу оценить привлекательность конкретной базы с точки зрения учебного процесса. Могу только предложить, а они пусть решают сами.

__________________________

Марина Кашкевич, начальник службы обеспечения практик по направлению «Геология»:

— Мы отправляем студентов-геологов не только на традиционно «свои» базы, но и на другие. Нас, к примеру, интересует Морская биостанция на Белом море — туда отправились студенты кафедры грунтоведения и инженерной геологии. Район Кавказа тоже интересен в геологическом отношении. Думаем над тем, чтобы отправить туда преподавателей, посмотреть, какая обстановка на базах «Горизонт» и «Ласточка». Нас не смущает, что база отдыха «Ласточка» еще не введена в эксплуатацию — геологи привыкли к походным условиям.

__________________________

Александр Леншин, руководитель практик по направлениям «Биология», «География», «Геоэкология»
и «Почвоведение»:

— Руководители практик биологов, географов и геоэкологов, прежде всего, надеются, что здания для проживания студентов на базах будут отремонтированы, и базы станут работать в полном объеме. Например, на базу «Саблино» и на «Приладожскую» мы раньше отправляли куда больше студентов, чем сейчас. Наше мнение таково: студенты не могут получать необходимый объем компетенций, занимаясь только в лаборатории и не выезжая летом в поле.

Мы проводим пробную практику на базе «Ласточка»: в середине июля студенты второго курса после «Приладожской» на Кавказе прошли практику по страноведению. И биологи, и географы заинтересованы в том, чтобы эта южная база Университета начала работать как учебно-научная. Можно было бы проводить практики на Кавказе в сентябре, но для этого нужно заранее вносить изменения в учебный план и в программы практики.

База «Импилахти» перспективна для студентов-географов. Однако нужно согласовывать сроки их заездов с руководителями геологических практик. В 2009 году картографы второго курса проходили там часть практики, а в этом году они отправились на базу «Приладожская». Если студенты побывают за один сезон на этих двух базах, то смогут провести сравнительное исследование местности на разных берегах Ладожского озера. Такое сравнение было бы плодотворно и для географов, и для биологов, и для геологов — может быть, в рамках не учебной, а научной практики старшекурсников.

Имеет смысл провести, к примеру, Дни открытых дверей по очереди на всех базах. Тогда представители научного сообщества, руководители практик, преподаватели разных факультетов смогли бы приехать и познакомиться с возможностями баз. Но для этого руководители баз должны выступить с такой инициативой, распространить информацию о своих базах.

Новости СПбГУ