Главная » Образование

Биологи СПбГУ — о будущем образования и науки

Олег Николаевич ТИХОДЕЕВ

Олег Николаевич ТИХОДЕЕВ

Сильной стороной российской системы образования всегда считалась широта и глубина получаемых знаний, а также единство процесса обучения и воспитания. Современная Россия остро нуждается в квалифицированных кадрах, способных решать насущные проблемы экономики на качественно новом уровне. Носителями нового мышления должны стать граждане, любящие свою Родину, уважающие свой народ, его традиции и ценности, способные обеспечить поступательное развитие страны.

тим летом два старейших университета нашей страны — СПбГУ и МГУ — объединили свои усилия, организовав первый Всероссийский съезд учителей биологии. С 28 по 30 июня в стенах Московского университета собрались около 700 преподавателей биологии и экологии, методистов и специалистов по педагогике, директоров школ и учреждений дополнительного образования из 50 регионов России и СНГ. Работа съезда проводилась по 5 основным направлениям: «Повышение биологической грамотности в средней школе», «Проблема содержания биологического образования», «Методология и методика обучения биологии», «Практическая составляющая биологического образования в средней школе», «Проблемы подготовки и развития педагогических кадров».

«Сегодня в российской системе образования стало очень модным говорить о толерантности. Но зачастую это делают совершенно безграмотно. Яркий пример – новая школьная дисциплина «Основы религиозной культуры и этики». Казалось бы, исходные намерения были благими. Но в результате школьники оказываются в странном положении: кому верить? Учителю биологии, излагающему теорию эволюции, или преподавателю «основ», рассказывающему о божественном сотворении человека?»

Из выступления О.Н. Тиходеева

на Всероссийском съезде

учителей биологии

Преподавание биологии как социально значимая миссия

Об уникальном опыте Санкт-Петербургского госуниверситета по взаимодействию со школами и учителями рассказала Президент СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая. Преподаватели Санкт-Петербургского университета разрабатывают сотни учебников и учебных пособий для школы. Многие сотрудники Университета, принявшие участие в работе съезда в составе делегации от Северной столицы, успешно совмещают научную деятельность с работой в общеобразовательных школах и центрах дополнительного образования. Среди них — кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, педагог Академической гимназии СПбГУ Александр Валентинович Жук и кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики и селекции, учитель биологии школы №232 Олег Николаевич Тиходеев.

— Сама идея совместного проведения съезда двумя Федеральными университетами принадлежит сотрудникам биофака МГУ, которые и предложили нам объединиться в качестве соорганизаторов, — рассказывает Александр Валентинович. — Всего в делегации от Петербурга приняло участие около 20 человек, каждый из которых так или иначе имеет отношение к школе. Необходимость такой встречи была очевидна всем — от преподавателей вузов до учителей из глубинки. Все они были едины во мнении — съезд необходимо проводить сейчас, потом будет поздно.

Съезд стал для учителей биологии той площадкой, где они смогли высказать свое мнение о реформе образования и хотя бы отчасти повлиять на механизмы ее реализации.

— Мы не стремились настоять на отказе от самой идеи образовательных стандартов, они нужны — замечает Александр Жук. — Если сделать стандарты разумными, они будут полезными. Но в условиях постоянных изменений и бесконечных редакций проекта очень многие учителя обеспокоены вопросами, связанными с содержанием и методикой обучения. Учитель просто не понимает, как и что преподавать дальше. Старые схемы разрушаются, а новые часто принципиально непригодны.

— Преподавание биологии в школе сейчас сопряжено с очень серьезной проблемой — общим снижением уровня подготовки педагогических кадров, — добавляет Олег Тиходеев. — По сути, это можно назвать образовательным регрессом: если на протяжение XIX и XX веков происходила дифференциация естественных наук, сейчас наши реформаторы от образования, наоборот, усердно занимаются их «сращиванием». Физика, химия, география и биология перестают быть отдельными школьными предметами, их пытаются объединить в так называемое «естествознание».

Современная биология играет важнейшую роль в осознании законов мироздания, в поисках путей дальнейшего развития человечества. Это одна из самых востребованных и перспективных наук, в ее недрах постоянно зарождаются все новые и новые фундаментальные и прикладные направления. Молекулярная генетика, биотехнология, биоинженерия — лишь несколько наиболее известных из них, и степень развития этих направлений является в современной геополитике стратегическим фактором, ничуть не меньшим, чем весь арсенал ядерных или космических технологий. Попытки растворить биологию в неком естествознании — грубейшая концептуальная ошибка.

Результат обучения — знания, а не баллы ЕГЭ

Преподаватели СПбГУ с горечью отмечают: с каждым годом подготовка абитуриентов, поступающих на биолого-почвенный факультет, становится все хуже. Общая беда — отсутствие сформированного логического мышления, абитуриенты не умеют анализировать и строить умозаключения, формулировать и обосновывать собственное мнение.

— Конечно, едва ли не самым дискуссионным на съезде стал вопрос о ЕГЭ. Критиковать единый экзамен уже стало общим местом. Но действительно ли ЕГЭ является источником всех бед? — рассуждает Александр Жук. — Мы не ставили вопрос так категорично. Виноват не сам экзамен, а то, как его используют. Ребята подчас беспокоятся только о своих баллах, теряют заинтересованность к получению глубоких знаний. А поскольку по количеству баллов оценивают и учителя, он тоже вынужден вместо преподавания заниматься банальным «натаскиванием» учеников на ЕГЭ. Поэтому учителя не согласны, чтобы при их аттестации учитывались результаты сдачи ЕГЭ. Ведь эти результаты не отражают качество учителя: кого-то он учил всего один год, кого-то — пять, а кто-то дополнительно занимался с репетитором или посещал подготовительные курсы.

Для того чтобы сдать единый экзамен успешно, вовсе необязательно сосредотачивать все усилия на подготовке к нему, убеждены биологи. Нужно хорошо учиться на протяжении всех школьных лет. Например, стимулом для этого может стать учет среднего балла по аттестату, по аналогии с образовательной системой США. Развивать нужно не техническое владение схемой «вопрос-ответ», а разнообразные мыслительные навыки и умения.

— Сегодня мы сталкиваемся с тем, что невежество становится скорее правилом, чем исключением, — констатирует Александр Валентинович. — В качестве примера приведу лишь один случай из полевой практики по биологии — школьники весной не смогли узнать клен! Никто даже не догадался посмотреть на опавшую листву или вспомнить другие очевидные признаки.

Александр Валентинович ЖУК

Александр Валентинович ЖУК

Биология без практики — это профанация

Без практической базы адекватное школьное образование невозможно, тем более по такому предмету, как биология. Вопрос распределения средств в системе школьного образования — еще один давно наболевший вопрос у педагогов.

— Очень многое разрушается, не получая обновления, — считает Александр Жук. — Учителям необходимо иметь средства для проведения практических занятий в школе. А сейчас происходит с точностью до наоборот — Роспотребнадзор убирает из школ растения, которые кажутся ему опасными (например, кактусы), под предлогом угрозы инфекций запрещает живые уголки. Почему-то наших детей считают недоумками, тянущими в рот все что ни попадется под руку! Подобная ситуация и в химии — в лаборантской химического кабинета запрещается хранить многие реактивы, предназначенные для демонстрационных экспериментов, даже если их проводит сам учитель. Но ведь теория без практики — это не теория, а профанация.

«Знание есть сила» —
эта формулировка Френсиса Бэкона в течение четырехсот лет развития науки была чем-то вроде самоочевидной банальности. Между тем, современный ученик приучен к тому, что от него требуется не понимание сути законов природы, а всего лишь, в лучшем случае, навык работы с алгоритмами… Причин такой «познавательной апатии» много»

Из доклада А.В. Жука «Полевые практики: Нешкольная биология» на Всероссийском съезде учителей биологии

Эти тенденции связаны не только с нежеланием чиновников вникать в суть образовательного процесса, но и со стремлением руководителей в сфере образования избежать любой ответственности за непредвиденные ситуации. Учитель в таком положении лишается возможности давать полноценное образование и заниматься воспитанием. Он несет огромную ответственность за жизнь, психологическое, физическое здоровье ребенка, его мотивацию к обучению, в то время как главная задача — образование школьников — остается за пределами возможностей педагога. Часто учитель поставлен в столь жесткие бюрократические рамки, что вынужден работать лишь для формальной отчетности.

— К сожалению, эти проблемы стали системными, — говорит Олег Тиходеев. — Сегодня учитель добивается успеха не благодаря решениям управленцев от образования, а зачастую вопреки им. Чем большего успеха достигает учитель, тем чаще ему приходится нарушать инструкции, как правило, абсолютно оторванные от реальности. Учитель должен иметь возможность работать, не боясь получить выговор за талант и оригинальность, не тратя время на бессмысленные отчеты, не опасаясь уголовного преследования от ненароком обиженного бездельника и его родителей.

Итоги и решения съезда

Чтобы повлиять на ситуацию к лучшему, участники съезда приняли ряд принципиальных решений. Все они были отражены в резолюции Первого всероссийского съезда учителей биологии. В ней говорилось о необходимости включить биологию в качестве обязательного предмета во все программы основного общего, среднего общего, начального и среднего профессионального образования. Недопустимо слияние самостоятельных школьных предметов (физика, химия, биология, география) в такие, как «естествознание» или «валеология». Образование не должно быть отнесено к «сфере услуг», а статус учителя нужно поднимать, в том числе и с помощью улучшения условий его труда и повышения заработной платы. Также необходимо изменить предложенную Министерством систему оценки труда учителя. Резолюция, принятая по итогам съезда, будет направлена во все органы управления образованием, Министерство образования и науки России, а также руководителям органов исполнительной и законодательной власти. Конечно, принятые решения носят рекомендательный характер, но ученые и педагоги надеются, что, объединив свои усилия, они могут повернуть вспять негативные тенденции в развитии биологического образования.

Доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ Олег Николаевич Тиходеев стал председателем Региональной Петербургской ассоциации учителей биологии, решение о создании которой было принято на съезде. Подобные организации начинают создаваться и в других регионах страны. Объединившись, они создадут первое координированное сообщество педагогов — Межрегиональную ассоциацию учителей биологии, которая начнет активно действовать уже осенью.

— Главным результатом съезда стало то, что люди почувствовали, что они не одиноки в своих трудностях, что их интересы готовы отстаивать два ведущих вуза страны, — считает Олег Тиходеев.

— Эти первые ростки саморегулирующегося сообщества — один из важнейших результатов съезда, — отмечает Александр Жук. — Само мероприятие оказалось удачным — доклады и решения были конструктивны и по существу, люди смогли увидеть и услышать друг друга.

Для того, чтобы учителя могли продолжить интенсивный обмен мнениями, знакомство с новыми тенденциями в образовании, не прерываясь в течение учебной и научной деятельности, решением Съезда был также создан ресурс в сети Интернет по адресу www.bioteaching.ru. Он также начнет работу уже этой осенью. Следующий съезд учителей биологии предполагается созвать уже в Петербурге в течение следующих трех лет.

— Уже сейчас СПбГУ ведет активную работу. Мы постоянно расширяем географию и совершенствуем задания Биологической олимпиады школьников СПбГУ, привлекаем к сотрудничеству по довузовской подготовке различные образовательные учреждения города и области, работаем в регионах. В этом году осуществлен набор в биологический класс Академической гимназии СПбГУ, занятия в котором будут проводиться по новой программе в здании на Васильевском острове, в непосредственной близости от биолого-почвенного факультета. Огромное спасибо в связи с этим за решение всех организационных вопросов и.о. директора Академической Гимназии СПбГУ Наталье Васильевне Серовой, проректору по направлению Алексею Алексеевичу Заварзину и Ректору СПбГУ Николаю Михайловичу Кропачеву. Благодаря их поддержке пока все получается хорошо.

Эта инициатива имеет в основе своей идею непрерывного образования, что особенно важно для одаренных и талантливых ребят, которым для дальнейшего развития необходима университетская образовательная среда. Безусловно, этот путь далеко не для каждого ученика, но в перспективе он позволит воссоздать в России научную элиту.

Татьяна Семме
Фото из архива О.Н.Тиходеева и А.В.Жука

Новости СПбГУ