Главная » Юбилейная дата

В редакции университетской газеты. 1958 год

 Наткнулся в своем архиве на номер газеты «Ленинградский университет» за 30 декабря 1958 г. Подготовила его наша группа, тогда — второго курса. Знакомые подписи под материалами, дорогие имена. Вот Наталья Толстая. Ее нет, вечная ей память. Ее корреспонденция тогда называлась «Они поедут в Хибины» — о девушках-геоморфологах, организовавших экспедицию на плато Кукисвумчор (великолепно переводится — «голова прекрасной женщины»). Наталья этим материалом напророчила свою судьбу, ибо и сама после окончания Университета поехала в Хибины, работала на радио и была первым корреспондентом в СССР, пригласившим к микрофону прилетевшего к нам Фиделя Кастро.

 Игорь Золотарев сейчас в Москве, он переводчик и журналист на Российском радио. Юра Вандерфлит — наш абсолютно взрывной, с южным темпераментом «Летучий голландец», в прошлом — заведующий корпунктом ЦТ в Таллине, ныне — человек без гражданства. Сима Кубрина в этом номере рассказывает о поразительной сельской учительнице, встретившейся на целине. Иван Александров — ныне районный газетчик. Ваш покорный слуга выступает в номере с рецензией на спектакль университетского театра «Походный марш», пьеса А.Галича. Постановщик — незабвенная Евгения Владимировна Карпова, создатель знаменитого театрального коллектива. Боже, сколько времени пролетело! Я писал тогда: «Перед студентами Л.Мошеренковой, И.Краско и А.Гадло режиссер поставил трудную задачу…» Видать, справились они с ней неплохо: Люда — актриса Театра комедии Л.Оликова — теперь педагог университетского Театра-студии, Иван — известный и любимый актер, столько же театральный, сколько и телевизионный. Только Саша Гадло «не справился» — он стал профессором, заведующим кафедрой на истфаке.

 На последней полосе новогодний фантастический сценарий моих друзей Евгения Вистунова и Валентина Дзяка. Валентин долгие годы директорствовал в Ленотделении издательства «Искусство». Женя Вистунов был заместителем редактора «Вечернего Ленинграда», затем заведовал корпунктом «Литературки» в Ленинграде, был замредактора журнала «Нева».

 В их сценарии карнавальной ночью Дед Мороз, естественно, не даст добро на проход в Новый год тем, «кто мешает нам жить», — всякого рода разгильдяям, хроническим хвостистам, прогульщикам лекций, пьяницам, субъектам, увиливающим от летних сельхозработ и т.д. Еще одна скромная подпись под этим материалом: «рис. С.Довлатова»…

 Сергей был тогда курсом младше. А попал в иллюстраторы нашего курсового номера потому, что пропадал в редакции университетской газеты, как пропадали в ней и мы. Здесь задумывались интереснейшие рейды, работали клубы творческой молодежи, шли устные выпуски. Университетская газета всегда притягивала способных, неравнодушных людей, влюбленных в журналистику и в Университет, стремящихся впитывать университетские питерские традиции, культуру, знания и передавать их своей столь необыкновенной аудитории. Напечататься здесь считалось у нас, и считается, знаком довольно высокой пробы. Возглавлял редакцию в те годы опытный журналист Владимир Крюков. Талантливый Иосиф Охотников — ответственный секретарь (впоследствии — ответственный секретарь «Смены», редактор телевидения, руководитель Лентелефильма). А прежде ответсеком университетской многотиражки был Игорь Федорович Масленников, создатель известной шерлокхолмсианы, «Зимней вишни» и многих других фильмов. Не могу называть его иначе как полностью — Игорь Федорович, ибо был он руководителем моего диплома. Ольга Колесова — позже ленправдистка, Света Гаврикова — радиожурналист, Роман Каплан позже стал главным редактором Воркутинского телевидения. А еще была бесконечно ироничная и, несмотря на это, бесконечно благожелательная Ирина Дмитриевна Татарникова. И всеобщая мама — машинистка Любовь Давыдовна. Оттачивал в университетской газете свое перо и Сергей Довлатов. А в данном случае сказались и рисовальные способности, и сатирический артистизм Сергея.

Я никогда не причислял себя к близким его друзьям, хотя знал довольно коротко. Встречал неоднократно и в Питере, и в Прибалтике. И в коридорах филфака, и в общежитии. Довелось даже принимать у него экзамен — это уже в 60-е годы. Журналистские тропы пересекались часто. Даже когда жена моя ушла в декрет, на ее месте в редакции «Костра» работал Сергей.

Журналистика, документализм, может быть, даже главное в литературной судьбе Довлатова. Ведь что такое, скажем, «Заповедник», как не большой развернутый репортаж с живыми узнаваемыми персонажами?! В нем часто даже подлинны имена. Вот тема для исследователя — проследить связи литературных сюжетов, героев Довлатова с его публикациями на страницах многотиражек Питера, эстонских газет, очерками в журнале «Костер», материалами в газете «Новый американец», в которой он сотрудничал и одно время редактором которой был, с материалами на радио. «В этом мире убивали за пачку чая», — пишет он в «Зоне». А что такое «Зона»? Репортаж изнутри — из зековского кубрика, из караулки, из зоны…

Гением мы его, каюсь, не считали. Нынешний заупокойный звон вокруг его имени лишь вредит и мешает определить подлинные масштабы писательской и журналистской личности. Конечно, он был не только физически на голову и даже на две выше коллег. Мы ценили всегда его необыкновенный талант рассказчика, бытописателя, мастера детали, блестящего интерпретатора речи героев, атмосферы происходящего. Тогда, как нам казалось, весьма брутальный — сейчас он выглядит чуть ли не рафинированным: все познается в сравнении. А как умел он вписывать себя, свой образ, личность в любые, даже самые невероятные, коллизии, обнаруживая истинную репортерскую сущность своего дарования! Именно журналистскую составляющую в творческой палитре Сергея стоит и следует изучать молодым исследователям на нашем факультете, именно репортерскую суть его работ.

Владимир Осинский,
доцент кафедры радио и телевидения, кандидат филологических наук

В следующем номере о Вторых Довлатовских чтениях расскажет доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы И.Н.СУХИХ.

Новости СПбГУ