Главная » Открытая лекция

Яндекс заманивает в свою сеть

В Университете прошла первая открытая лекция представительства компании «Яндекс» в Санкт-Петербурге на тему «Яндекс. Личная история: от стажера до директора за 5 лет». Специально для этой встречи Управление по связям с общественностью СПбГУ организовало телемост с одним из удаленных подразделений — ПУНКом.

Нужно отметить, что такие телемосты с территориально удаленными факультетами становятся одним из эффективных технических решений, позволяющих предоставлять и студентам, и преподавателям возможности прямого общения в режиме on-line с известными учеными, бизнесменами, работниками культуры и искусства. Проведение телемостов особенно актуально для находящихся в Петергофе факультетов и некоторых других таких же удаленных подразделений Университета.
Кроме того, после лекции было проведено анкетирование студентов. Его цель — выявить реальный интерес к проведению открытых лекций. И, судя по предварительному анализу анкет, студенты единодушны в том, что открытые лекции и прямые включения не только познавательны, но и полезны для учебы. И, разумеется, такая форма общения, как видеоконференц-связь демократична и значительно расширяет охват аудитории.
Хотя телемост напоминал, скорее, презентацию известной на весь мир публичной компании, готовящейся к IPO, у студентов СПбГУ встреча вызвала самый живой интерес. Что вполне естественно: поисковый бизнес Яндекса, стартовавший в 1997 году, сегодня превратился в мощную Интернет-индустрию. В 1997 году вся зона рунета занимала не больше 10 гигабайт, а в Яндексе работало 12 человек. Сейчас Яндекс — крупнейшая Интернет-компания России с оборотом в несколько сотен миллионов долларов в год, устойчивым ростом и многомиллионной суточной аудиторией. Более того, для многих пользователей сама Сеть уже немыслима без сервисов, предлагаемых Яндексом.

Поисковики — как космос

В самом начале встречи Николай Шестаков, директор по работе с клиентами, настроив студентов на свободный формат встречи, предложил перебивать его в любой момент и сразу заинтриговал зал: «Осталось каких-то 2–3 года, пока можно запрыгнуть на уходящий поезд и успеть сделать в Интернете что-то свое. Потом Сеть будет развиваться сама по себе. Сегодня мы живем в эру изменения Интернета. И скоро мы будем иметь браузер в телефоне, Интернет перестанет быть одноликим. Будущее — за мобильными устройствами».
Подробно рассказав о генезисе Яндекса как брэнда, Николай Шестаков заметил, что история Яндекса — это история, сделанная людьми. «Каждый, кто приходит в компанию, привносит что-то свое. Компания заинтересована предоставить своим сотрудникам все возможности для самореализации. Более того, сегодня Яндекс — это своеобразный внутренний институт по обмену знаниями и идеями», — сказал он.
Николай Шестаков привел довольно образное сравнение мировых поисковых систем с космическими программами мировых держав. «В мире есть всего 20 стран, которые имеют свои космические программы, связанные с запусками спутников. И только три страны — Россия, США и Китай — осуществляют запуски пилотируемых кораблей. В мире всего пять стран имеют свои поисковые системы: в России — Яндекс, Mail и Rambler, в Китае — Байду, в Чехии — seznam, в Южной Корее — Naver и в США — Google, Yahoo и Bing».
Говоря о будущем поисковых систем, он сделал такой прогноз: «Поисковики будут развиваться все более с учетом включения блогосферфы в сторону геолокации, то есть будут максимально приближаться к людям. Наши планы при этом — вхождение в мировой web, чтобы люди во всем мире осуществляли поиск именно при помощи Яндекса».
Смелым был один из вопросов студента с петергофской площадки: «А можно ли продать Яндексу многочисленный естественнонаучный контент и сделать его полноценным сервисом поисковика?» На что Николай Шестаков заметил: «Создание локальных сервисов, орбслуживающих интересы небольших групп людей, не стоит в наших планах. Нам интересны сервисы массовые. И в этом смысле локальный научный контент неинтересен, но вот если все шире и они касаются глобальных научных направлений, тогда могут быть интересны и Яндексу», — ответил представитель поисковика.

Выбирайте работу осознанно!

Кто-то из зала робко спросил, а что он вообще может посоветовать студентам на будущее. На что Николай по-отечески заметил: «Знаете, вопрос очень трудный. Это все равно, что сын спросит: “Папа, а как мне жить?” Я устроился в Яндекс случайно. Это был неосознанный выбор. За 10 лет работы в Яндексе я не раз задумывался об уходе, но каждый раз понимал, что другую компанию с такими условиями я просто не найду».
И все же, что касается столь животрепещущего для студенческой молодежи вопроса, как устроиться на работу в Яндекс, он предложил проделать такой путь: зайти на сайт Яндекса, войти в рубрику «вакансии», отправить резюме, а потом связаться с HR-менеджером. Как знать, может этот виртуальный способ и обернется для кого-то реальным поворотом в жизни, как это произошло с самим Николаем, который пришел в Яндекс в 16 лет и вырос до позиции топ-менеджера крупнейшего российского поисковика.
«А какие специалисты нужны Яндексу?» — задал еще один вопрос слушатель. «Нам нужны программисты, менеджеры проектов, специалисты по маркетингу, клиент-менеджеры и некоторые другие. В современной компании по созданию сервисов нет подчиненных, а есть сотрудники, менеджеры проектов и другие. Чтобы структура не развалилась, важны в первую очередь единомышленники. Яндекс — компания единомышленников. Если в 2007 году у нас работали 1000 сотрудников, то в 2011 году — уже 3000 единомышленников. Самый главный вопрос для нас — не что, а кто. Мы всегда думаем, как интегрировать человека в нашу компанию», — ответил Николай Шестаков.
«Как вы относитесь к размещению личных данных в Интернете?» — прозвучал нетривиальный вопрос. «Существует большая проблема с информацией в Сети. Но бояться всего не надо, надо остерегаться. Лично я рекомендовал бы выкладывать поменьше данных о своих финансах, счетах, кредитных картах и прочей очень ценной информации, иначе она, действительно, может оказаться в руках совсем не тех, у кого должна быть», — ответил он.
С петергофской площадки прозвучала и критика сервиса Яндекс-карты: дело в том, что некоторые карты часто не соответствуют реальной картине на местности…
— Мы получаем карты от картографических компаний после проведенных исследований на предмет того, какие карты лучше. И даже если выбираем самую лучшую компанию, это не означает высокий уровень самих карт. И на то есть масса причин. Что-то, например, запрещают выкладывать различные специальные службы. В таких местах карты, конечно, будет пробел. Но эти проблемы мы решаем. Год назад купили компанию «Гистехнологии», которая теперь специально для нас будет создавать картографический контент», — ответил Николай Шестаков.
Что лучше выбирать молодому человеку в начале карьеры — start-up или крупную компанию? Это самый сложный вопрос. После 2008 года в Интернете появилось много свободных денег. И если вы верите в свою идею и есть команда, то делайте все своими силами. С другой стороны, сейчас венчурные фонды растут как грибы, и если вы готовы расстаться в будущем с 60% прибыли от вашего бизнеса — идите в венчурный фонд.

Дмитрий Мотыльков
Фото Валерии ВАСИЛЬЕВОЙ

Новости СПбГУ