Главная » Актуальное интервью

Об инновациях в образовании и оптимизации ресурсов

Лариса Александровна Цветкова

Лариса Александровна Цветкова

В Санкт-Петербургском государственном университете, как в любом крупном учреждении, важно эффективно организовать управление ресурсами. Проректор по обеспечению работы исторического факультета, факультета психологии и философского факультета Лариса Александровна Цветкова рассказала о том, как в первом квартале выполнялись задачи, поставленные перед Университетом на 2011 год.

— Лариса Александровна, что в первом квартале было сделано по вашим направлениям для оптимизации ресурсов?

— Мы оптимизировали три структуры: службу материально-технического обеспечения отдела административно-хозяйственного развития, отдел инновационной деятельности и развития и службу обеспечения основных образовательных программ Учебного отдела. В службе материально-технического обеспечения освобождены 2 ставки (на работу предполагается принять лишь одного человека). В отделе инновационной деятельности и развития освобождена одна ставка, а сэкономленные средства пополнили фонд экономии заработной платы. В службе обеспечения основных образовательных программ Учебного отдела освобождены 3 ставки, сэкономленные средства также пока пополнили фонд экономии заработной платы. Общий ежемесячный фонд экономии заработной платы в результате оптимизации составляет 68 000 рублей.

— Разрешилась ли ситуация с аудиторией №79 у историков?

— Да! Эта длинная история наконец-то счастливо закончилась. Помещение №79 относилось к Управлению по делам аспирантуры, и хотя по сути комната давно была не востребована, там оставались важные документы. Поэтому сделать ее учебной аудиторией было невозможно, хотя потребность была налицо: студенты были вынуждены заниматься в холле перед лекторием. Я уже предлагала забрать эти документы под мою ответственность в личный кабинет. В этой ситуации руководство Учебного управления нашло место для документов, их наконец перевезли, и теперь в освободившейся аудитории занимаются студенты-историки.

— Повышение качества обслуживания работников и студентов — также одна из задач Управления ресурсами в Университете на 2011 год. Как обстоят дела по вашим направлениям?

— Сейчас в учебно-методических отделах работает оптимальное для обеспечения должного уровня обслуживания количество сотрудников: в среднем на одного специалиста по учебно-методической работе приходится 220–230 студентов. В основном мы сейчас прилагаем усилия к тому, чтобы ускорить работу с документами и увеличить часы приема, составить четкое расписание совещаний. Для студентов очной формы обучения прием проводится с 9.30 до 18.30, для студентов очно-заочной формы обучения — с 11.00 до 20.15. Также в учебном отделе введена регистрация обращений и запросов. Заместители начальников учебных отделов по направлениям ведут ежедневный прием посетителей (студентов, преподавателей, родителей), анализируют заявления и не позднее следующего дня дают ответ. Установлены день и время (среда, 15.00) еженедельных совещаний работников учебных отделов по направлению. У проректора, советников и деканов установлены приемные часы не реже, чем 2 раза в неделю.

— Эти меры дали ожидаемый эффект?

— Безусловно. У нас обеспечена стопроцентная выдача справок в срок, даже при больших объемах работы. Приведу конкретные цифры. За февраль-март выдано 845 справок, из них 81% — по запросам студентов, 97% справок подготовлены в срок от 1 до 3 дней. Срочные запросы удовлетворяются в течение суток. К слову, 17,7% справок остались невостребованными.

— Как происходит планирование и расходование бюджета образовательных и научных программ?

— Планирование и расходование бюджета происходит на основании сметы и Программы развития Университета. Так, например, расходование средств по ст. 310 (600 тыс. рублей) направлено на информационное развитие образовательных программ по направлению история — создание широкопрофильного компьютерного класса с доступом для обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Впервые был утвержден план и бюджет проведения научных мероприятий по направлениям научно-образовательной деятельности. Такая система существовала на направлениях философия и психология, а на направлении история ее не было, в результате на научные конференции, например, отправлялся тот, кто успевал подписать командировку у декана. Мы обсудили план на научных комиссиях и ученых советах. Теперь общая система такая: все могут подать свои заявки в научную комиссию. На научные мероприятия выделяется 5% внебюджетного финансирования, и научная комиссия выстраивает рейтинг и принимает решения, исходя из имеющегося объема средств: например, удовлетворить 90% заявок, а 10% поставить в резерв. Получается прозрачная система. Например, психологи включили в план-смету научных мероприятий конференцию, на которую потом получили грант РГНФ. Таким образом, эти деньги пойдут на другую статью — поддержку молодых ученых.

— Чем занимается Отдел по инновационной деятельности и развитию, образованный в структуре направлений история, психология и философия?

— У меня есть заместитель по инновационной деятельности, Сергей Маничев. Мы с ним обсуждали, как можно использовать объединенный ресурс коллективов трех факультетов и пришли к выводу: стратегическая цель — создание Института изучения человека с точки зрения социогуманитарного подхода. Многие наши специалисты могли бы эффективно сотрудничать: историки, культурологи, социальные психологи… Я убеждена, что те проблемы, которые мы испытываем в связи с разобщенностью общества, связаны не столько с тем, что разрушен ВПК и выпускается мало инженеров, сколько с тем, что нарушена система ценностей. А отчуждение ценностей разных поколений вносит еще большую дисгармонию в извечно существующий конфликт отцов и детей. Традиционно в России преобладали коллективистические ценности (когда ценности группы доминируют над ценностями личности). И когда у нас стали доминировать индивидуалистические ценности, произошел раскол. Поэтому Институт изучения человека, созданный силами ученых наших направлений, мог бы выполнять работу, крайне важную в сегодняшней России и с научной, и с прикладной точек зрения.
Если говорить не о стратегии, а о тактике, то Отдел по инновационной деятельности и развитию занимается дополнительными образовательными программами. Они есть у психологов и философов. У историков пока нет, хотя, например, дополнительные программы по истории искусства кажутся мне очень востребованными. Наша задача на данном этапе — активизировать имеющиеся возможности. Конечно, в Университете небольшие зарплаты, и люди могут искать себе дополнительные занятия — но зачем где-то на стороне, если можно здесь? Это обеспечивает и рабочие места, и пропаганду СПбГУ как экспертного центра, который может заниматься и методическим обеспечением. Важна работа с выпускниками — почему бы им через 5 лет не повысить квалификацию? Такие программы нужны. Я считаю, это очень важное направление.

— Совершенствуется ли сис­тема оплаты труда сотрудников?

— Целесообразно, чтобы не менее 30% всех выплат носили стимулирующий характер. Эта система была нами отработана на примере сотрудников, обеспечивающих реализацию направления психология. В конце каждого семестра преподаватели заполняют анкеты, финансовая комиссия их анализирует. Учитываются достижения по трем направлениям: в учебно-методической работе, в науке и в продвижении бренда СПбГУ. По результатам люди получают премии. В оценке учебно-методической работы учитывается обратная связь со студентами: в конце курса студенты заполняют анкеты, оценивая качество лекций разных преподавателей. Не буду подробно говорить обо всех показателях, которые учитываются. Например, в научной деятельности имеет значение индекс цитирования, количество публикаций в журналах ВАК и зарубежных журналах, участие в конференциях и так далее.
Система дифференцирована: понятно, например, что для профессора приглашение на конференцию — обычное дело, а для ассистента — хороший показатель. Поэтому для профессора учитываются приглашения только на международные конференции, а для ассистента — на любые. Все данные открытые, публикуются каждый год. Кстати сказать, премии получаются размером от 9 до 90 тыс. руб. В этом году мы впервые хотим применить этот опыт и у философов и историков. Уже сформированы критерии оценки участия профессорско-преподавательского состава в реализации Программы развития СПбГУ. (Мы использовали опыт и Положение о выплатах стимулирующего характера у психологов.) На основании данных критериев произведены ранжированные расчеты и выплата квартальной премии.

Елизавета Благодатова

Новости СПбГУ