Главная » Тема номера

Эволюция мозга: результат налицо

Катрин ВИДАЛЬ

Катрин ВИДАЛЬ

«Как устроен мозг: революционные знания. Мозг, пол и свобода» — с публичной лекцией на эту тему перед студентами и преподавателями СПбГУ выступила известный французский ученый-нейробиолог, директор по научным исследованиям Института Пастера Катрин Видаль.

Эта лекция стала частью XI цикла французских лекций «Диалоги о науке», который традиционно организует Французский институт в Петербурге при поддержке Посольства Франции в России и петербургского Университета.
Существуют ли физиологические различия между мозгом женщины и мужчины, мозгом гения и мозгом малообразованного человека, мозгом преступника и мозгом праведника? На протяжении нескольких столетий этим вопросом задавались крупнейшие ученые, врачи и исследователи человеческой анатомии. Доктор Катрин Видаль предложила студентам и преподавателям направления Медицина СПбГУ совершить путешествие по основным вехам научной мысли в сфере исследований мозга и на основании фактов самостоятельно найти ответ на эту по-прежнему актуальную и не имеющую простого и однозначного решения задачу.

Пластичность мозга

Представления о строении, связях и функциях человеческого мозга менялись на протяжении нескольких столетий. Еще в XIII веке существовало убеждение о зависимости умственных способностей человека от объема и массы мозга. Спустя несколько столетий этот миф был развенчан благодаря знаменитым ученым, писателям и мыслителям, завещавшим свой мозг науке. В наше время, рассказала Катрин Видаль, было проведено огромное множество экспериментов, которые доказали способность мозга к изменению, и соответственно, способность человека к приобретению и развитию разнообразных знаний и навыков вне зависимости от пола или возраста.
— Когда младенец рождается, его мозг содержит 100 миллиардов нейронов, и после рождения их количество перестает расти. Но, конечно, формирование мозга младенца еще не закончено, — подчеркнула Катрин Видаль, демонстрируя на мониторе изображения срезов мозга человека на момент рождения и в возрасте 1, 6, 15 и
24 месяцев, — Вы видите, что плотность нейронов не увеличивается, но зато увеличивается количество ответвлений, которые свидетельствуют о формировании синапсов — связей между нейронами. Дело в том, что 90 процентов синапсов формируется уже после рождения. И именно в формировании цепочек связанных нейронов очень большую роль играет окружающая среда и обучение. Эта способность мозга формироваться под воздействием жизненного опыта носит название «пластичность мозга».
Любопытны результаты экспериментов, которые свидетельствуют о том, что усиленные тренировки и обучение вызывают утолщения коры головного мозга в соответствующих участках – координирующих, например, речь, слух, движения пальцев и др. Причем при аналогичных тестах этот процесс происходит как у юных студентов, так и у людей в возрасте 60 лет. Кроме того, отмечено, что при прекращении тренировок утолщение коры исчезает.

Франсис Пикабья

Франсис Пикабья

Есть ли пол у мозга?

Подобные изменения в представлении ученых о том, что такое мозг и как он «работает», можно назвать поистине революционными. Дело в том, что долгое время человечеству внушались догмы о том, что наши способности и личные качества навсегда определены статикой мозговых структур. Кроме того, серьезно меняются сейчас и существовавшие ранее теории о завершении формирования мозга к 7 годам. В самом своем основании пошатнулись (и более уже не считаются единственно верными) мнения о коренных различиях мозга мужчин и женщин. В частности, было доказано, что формирование половых поведенческих стереотипов не имеет никакого отношения к физиологическим особенностям строения мозга у представителей разных полов.
— При рождении ребенок, естественно, не знает своего пола, и он начинает осознавать его по мере формирования его когнитивных функций, — отметила госпожа Видаль. — Уже на первой неделе жизни ребенок учится различать представителей различных полов по голосу, жестам, поведению, но отнести себя к какому-либо полу он сможет не раньше двухлетнего возраста. Но уже задолго до этого всё окружение, вся среда, в которой живет маленький ребенок, выстроена в соответствии с его полом. Например, это и оформление детской комнаты в розовых или голубых тонах, и одежда, и игрушки, и отношение взрослых к ребенку, которое тоже зависит от его половой принадлежности.
Развитию и совершенствованию научной мысли во многом послужил технический прогресс — с появлением метода магнитно-резонансной томографии, или МРТ, а также современных генетических методов стало возможно проводить исследования мозга живых людей, а не только как это было ранее, хранящегося в формалине мозга умерших. В свою очередь, это позволило значительно увеличить число и репрезентативность обследований. Так, в частности, были опровергнуты теории о том, что женщина использует при различных мыслительных операциях два полушария мозга, а мужчина — одно. Исследования, направленные на анализ способностей к обучению подростков разного пола, также подтвердили вывод, что разница в результатах тестов не основана на физиологических отличиях полов.
— Дело в том, что различия в результатах проявляются только начиная с подросткового возраста, а кроме того, замечено, что они исчезают в процессе обучения, — пояснила Катрин Видаль. — И это подтверждают исследования социологов, которые говорят о том, что мальчики больше находятся в так называемой публичной сфере, что способствует развитию ориентации в пространстве. И напротив, девочки чаще остаются в частной сфере, дома, что благоприятно для вербального общения и для выражения своих эмоций.
В 2008 году среди 300 тысяч подростков 15-ти лет, живущих в разных странах, был проведен тест по математике. Было также проведено некое сопоставление разницы в результатах теста между представителями полов с показателем эмансипации женщин в этих странах, который был вычислен на основе законов о разводе, абортах и контрацепции. В странах, где этот индекс невысок — Турция, Корея, Италия, — расхождение в результатах теста между мальчиками и девочками очень велико. А в странах Северной Европы, таких как Норвегия, Швеция и Исландия, этих различий практически нет. Таким образом, расхождение в результатах этого теста по математике между мальчиками и девочками напрямую зависит от того, насколько развита культура равноправия между полами в той или иной стране.

«Нет» биологическому детерминизму

Основная цель таких открытых лекций, подчеркнула ученый, заключается в том, чтобы не допустить использования научных результатов для поддержки весьма опасной для общества идеологии биологического детерминизма. Несмотря на то что проведенные многочисленные исследования дают основания навсегда распрощаться с этой регрессивной для человечества концепцией, сейчас ее позиции, наоборот, даже укрепляются.
— Например, в США это связано с попыткой решить проблемы общества — такие, как бездомность, преступность, — привела пример Катрин Видаль, — Поэтому с помощью методов МРТ сейчас пытаются найти аномалии в мозге преступников, террористов, наркоманов. И таким образом, это снимает с общества ответственность за условия жизни этих людей, а объясняет все биологическими причинами. Что касается различий между мужчинами и женщинами, сейчас эта тема очень популярна в фармацевтической промышленности, которая предлагает специальные лекарства отдельно для женщин, отдельно — для мужчин, так же, как, впрочем, предлагают и специальные лекарства для представителей белой и черной расы! Другими словами, использование стереотипов детерминизма является маркетинговым ходом для увеличения прибыли.
По окончании лекции доктор Видаль ответила на вопросы петербургских универсантов. Преподаватели — каждый в интересующей их области исследования мозга — смогли получить информацию о том, какими фактами и мнениями оперируют французские нейробиологи в современных работах по этой все более популярной и актуальной теме. Так, в частности, медиков СПбГУ интересовали особенности и патологии развития мозга у плода во время беременности, новейшие результаты в изучении клеток мозга. Студентов интересовало, например, влияние различных биологических процессов в организме человека, в том числе и гормональных, на его поведение. Катрин Видаль обратила особое внимание, что она придерживается идеи о способности человека контролировать эти процессы силой ума, воли и культурного воспитания.
— Дело в том, что эволюция наградила человека уникальным мозгом, — пояснила ученый. — Кора головного мозга у человека занимает две трети всего мозга, и на нее приходится три четверти синапсов. Площадь коры мозга человека в 10 раз больше, чем у обезьяны. И именно поэтому специалисты по эволюции считают, что увеличение поверхности коры головного мозга позволило человеку приобрести такие функции, как речь, мысль, сознание, воображение, и дало ему возможность свободы выбора своего поведения. Человек в своей личной, психической жизни, в отношениях с другими людьми использует, прежде всего, разумные стратегии.

Татьяна Семме
Фото Андрея Дубровского

Новости СПбГУ