Главная » Наука

Справедливость как ключ к социальному согласию

Ученые Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований факультета социологии СПбГУ подвели итоги очередного исследования в рамках научного проекта «Духовно-нравственные ценности как важнейший фактор социального согласия и развития», который четвертый год осуществляется под руководством директора НИИКСИ, профессора Валентина Евгеньевича Семенова.

Проблемы усугубляющейся дифференциации общества и возрастания уровня конфликтности в современной России становятся все более очевидными и привлекают всё большее внимание экспертов. Среди тех, кто не просто констатирует осложнения, но занимается поиском причин и предпосылок к ним и тем самым обозначает пути возможных решений, одну из ведущих позиций занимают социологи Санкт-Петербургского университета. Постоянный анализ общественных процессов и результаты исследований позволяют фиксировать в быстро меняющейся картине российского социума факторы, которые могут влиять на него как отрицательно, так и положительно. Для всех членов общества, в особенности тех, на ком лежит ответственность за принятие решений, благодаря подобным исследованиям становятся более очевидными пути, которые могут привести страну или к желанному миру и благополучию, или к трагедиям и разрушению.

Нравственный кризис и обострение противоречий

Одним из наиболее наглядных примеров такой деятельности ученых-социологов является проект НИИКСИ «Духовно — нравственные ценности как важнейший фактор социального согласия и развития». Он представляет собой целый ряд социологических и социально-психологических исследований состояния современного общества, проводимых в русле разработанной профессором В.Е.Семеновым концепции российской полиментальности. Дело в том, как считает профессор, что при трактовке социальных процессов нередко принято учитывать только один, общий на уровне целой страны, менталитет, что выглядит явным упрощением и часто приводит к неадекватной оценке состояния общества.

Особенно если речь идет об изысканиях, связанных с представлениями людей о морали, нравственности, духовности. Ведь, как уже не раз заявляли некоторые российские и зарубежные исследователи, сегодня имеет смысл говорить прежде всего не об экономическом, а о духовно-нравственном кризисе общества. На протяжении всего XX века, то есть практически за все время существования социологии как науки, выдающиеся мыслители (А.Швейцер, Н.Бердяев, И.Ильин, Н.Лосский, С.Булгаков, П.Сорокин, Франк и др.) доказывали, насколько велико значение духовно-нравственных ценностей для поступательного позитивного развития общества. Исследования ученых-социологов СПбГУ на протяжении последних десятилетий также помогают убедиться в необходимости морального оздоровления общества, духовно-нравственного воспитания молодежи для благоприятного будущего страны.

Актуальность этой проблемы учли в этом году и организаторы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Ковалевские чтения», которая прошла в СПбГУ 15 и 16 ноября. В частности, работа одной из научных секций конференции была посвящена теме «Мировой духовно-нравственный кризис и его специфика в России» (руководители В.Е.Семёнов, А.Н.Шаров). Ученые из Петербурга и других городов России обсудили различные аспекты, причины и последствия духовно-нравственного кризиса, включая моральный климат в стране, ценностные ориентации населения, проблемы социального доверия и ожиданий и многие другие вопросы. Профессор В.Е.Семенов представил свой доклад на тему «Ценностно-ментальная поляризация и социальное согласие в современной России», вновь подняв вопрос о необходимости учитывать полиментальную структуру российского общества.

На основании своей типологии базовых российских менталитетов, которая определяется универсальными категориями-оппозициями «Бог — идол» (по вертикальной координате) и «коллектив — индивид» (по горизонтали), а также культурно-историческими реалиями и эмпирическими исследованиями, ученый выделяет четыре менталитета. Это православно-российский, коллективистско-социалистический, индивидуалистско-капиталистический (либеральный) и криминально-клановый менталитеты. Художественной метафорой этих базовых менталитетов, по мнению автора концепции, можно считать героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Православно-российский менталитет, в основе которого лежат такие ценности, как вера, духовность, совесть, христианские нравственные нормы, олицетворяет инок-миротворец Алеша Карамазов. Коллективистско-социалистический менталитет, зародившийся в крестьянской общине, рабочей артели, окончательно сформировавшийся за годы советского строя и выражающий идеи солидарности, социального равенства, труда на благо общества, может символизировать мятущийся, мечтающий о всеобщем благе отставной офицер Дмитрий. Индивидуалистско-капиталистический менталитет, ориентированный на ценности индивидуализма, личного волеизлияния, прагматизма, представляет собой рационалист-богоборец Иван. А криминально-делинквентный менталитет (культ грубой силы, денег, гедонизма), выражает любитель западного комфорта, сводный брат Карамазовых Павел Смердяков. Кроме того, в рамках концепции можно выделить менталитеты других религиозных российских конфессий (прежде всего, исламский), а также мозаично-эклектический массовый «псевдоменталитет», вобравший в себя «осколки» основных менталитетов, часть устойчивых прошлых и навязанных масс-медиа новых стереотипов «общества потребления».

Особенно явно «расслоение» на ментальные типы в российском обществе стало проявляться в последние десятилетия, когда социалистический менталитет, формируемый государственной системой, перестал быть преобладающим. А в настоящее время, как отмечает Валентин Евгеньевич, происходит уже поляризация этих ценностно-ментальных типов личности. Она выражается в некоем сближении менталитетов: индивидуалисты-либералы могут являть черты криминально-кланового менталитета, а люди коллективистско-социалистической ментальности обнаруживают нечто общее с православно-российским ментальным типом («человек человеку — друг, товарищ и брат»). И хотя, с одной стороны, в этом есть и положительная составляющая, с другой стороны — это сближение значительно усиливает дифференциацию. Пропасть увеличивается — резко обостряются социальные противоречия, раздражение, конфликты всевозможных общественных групп.

«О законе поляризации в общественной жизни ещё в 40–50 годах прошлого века писал великий социолог Питирим Сорокин, — говорит Валентин Семенов. — Он сформулировал такое положение: когда общество переживает некое бедствие, фрустрацию или чрезвычайную ситуацию, то “большинство его членов, которые в нормальных условиях не являются ни слишком благочестивыми, ни слишком грешными, проявляют тенденцию к расколу и поляризации. Одни становятся более религиозными, нравственными и благочестивыми, а другие — более атеистичными, циничными, чувственными и преступными”. Сегодня мы наблюдаем как раз подобный процесс».

Очевидно, что кроме привычного давнего противостояния законопослушных граждан и криминальных структур, нарушаются связи и социальная совместимость между представителями других базовых российских менталитетов. Спорят «сила денег» и «сила духа», «левые» и «правые», «почвенники» и «западники», религиозность и атеизм. В качестве примера можно привести известные всем события в общественно-политической жизни (дело «Pussy riot», митинги на Болотной площади и крестные ходы в Петербурге, акции различных меньшинств, массовые столкновения в московском районе Бирюлево, протесты в связи с реформой Российской Академии наук и т.д.). А предлагаемые властями реформы и законопроекты не только не помогают исправить ситуацию, но нередко способствуют ее ухудшению. Наглядным (и, пожалуй, одним из самых жестких) примером недальновидных действий и решений на уровне властных структур является, конечно, ситуация с массами трудовых мигрантов из республик Кавказа и Средней Азии. Представители социальных наук предсказывали неблагоприятное развитие событий еще более 10 лет назад. Но, к сожалению, к ученым не прислушались. Не помогли и печальные примеры европейских стран. И теперь к перечню социальных противостояний добавились и этнические противоречия.

Происходит это именно потому, убежден профессор В.Е.Семенов, что принимаемые меры не учитывают ментальные, ценностно-нравственные особенности россиян, духовно-психологический фактор нашего народа. Все это приводит к социальному отчуждению, снижению уровня доверия между людьми, уменьшению реальной эффективности производства и творческого труда, деградации культурно-духовной сферы, и в целом, к уменьшению социального согласия в обществе. Свою дисфункциональную роль играют в этом и СМИ, которые, как считает исследователь, пропагандируют ценности прежде всего либерального менталитета, который противоречит ментальности и ценностям большинства российских граждан.

«Разумеется, власти необходимо ориентироваться на большинство, но при этом нельзя игнорировать или «зачищать» другие базовые элементы «ментальной матрицы», — считает ученый. — Это требует мудрости, взвешенного зрелого подхода. Очень важно, чтобы и средства массовой информации учитывали полиментальный характер нашего общества и соответственно, пропорционально отражали карту менталитетов. Для этого было бы неплохо, если бы журналисты вновь, как это уже было в своё время, обратились за поддержкой к социологии и психологии».

Тоска по справедливости

Если можно одним словом выразить то, что лежит в основе социального согласия, то этим словом, по мнению профессора В.Е.Семенова, является «справедливость». Это понятие является актуальным для людей всех типов ментальности, в любом обществе, оно находится над границами каких-либо социальных групп, классов, политических партий, конфессий, наций и т.д., без него никакое общество не может признаваться стабильным. «Как считают американские психологи, у человека осознанно и неосознанно всегда действует некий «внутренний счетчик» справедливости, который фиксирует баланс труда и вознаграждения, вклада и отдачи. Если раз за разом баланса не наступает, человек чувствует, что с ним поступают несправедливо. И наоборот, как бы плохо человек ни поступал, он на самом деле это понимает, знает, что рано или поздно наступит возмездие. Справедливость как равенство всех перед неким глобальным, мировым законом — почти математическое понятие, которое можно прогнозировать», — отметил Валентин Евгеньевич. Интересно, что хотя групповые и индивидуальные представления о добре и зле у людей могут формироваться внутри различных социальных и ментальных групп, тем не менее, в каждом социуме есть порядочные и непорядочные, «люди добра» и «люди корысти» в универсальном смысле. Почему это происходит — дать точного ответа пока нельзя. Но общий закон, общий принцип справедливости несомненно существует, и стремиться к его достижению — значит строить нормальное гармоничное общество, убежден исследователь.

В нашей стране сегодня говорить о каком-то осмысленном движении к справедливости довольно сложно — чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что доходы 10% самых богатых людей в 16 раз больше доходов 10% самых бедных (только по официальным данным), а в руках незначительного количества населения сосредоточено две трети богатств страны. Свое отношение к такому положению дел петербуржцы высказали в рамках проведенного в апреле 2013 года сотрудниками НИИКСИ социологического исследования (репрезентативная выборка 1200 взрослых жителей города от 18 лет). Так, 72% опрошенных выразили мнение, что очень богатые люди должны платить более высокие налоги, чем небогатые.

В этом же исследовании был также получен любопытный результат о том, когда в истории страны было больше всего согласия и доверия между людьми. 13% опрошенных считают наиболее благоприятной обстановку с доверием в XIX веке, только 6% признают таким периодом наши дни, и подавляющее большинство — 70% — отдают первенство 1960-м годам, то есть эпохе Советского Союза. Ностальгия по тому времени, полагает исследователь, связана именно с возросшей потребностью общества в социальной справедливости — люди чувствуют, что тогда дела с этим обстояли значительно лучше, чем сегодня. Несмотря на то что и в те годы народ и власть находились в значительном отчуждении, на горизонтальном уровне — между простыми людьми — социальное доверие было весьма высоким, люди не боялись друг друга, были открытыми и не считали, что нуждаются в дополнительной защите. Сегодня, когда профессия охранника стала одной из самых распространенных, а железные двери, решетки на окнах и видеокамеры слежения — обычным явлением, дела с социальным доверием, конечно, обстоят значительно хуже.

Это, конечно, вовсе не значит, что для достижения социального согласия необходимо возрождать советский строй (и какой бы то ни было другой). «Но важно принять всю историю страны полностью, со всеми ее ошибками, трагедиями, достижениями, — подчеркивает Валентин Евгеньевич. — И постараться взять самое лучшее от всех эпох. Это совершенно нормальный путь, который представляется наиболее разумным».

Со стороны власти не менее разумно было бы считаться с социальными представлениями граждан о будущем страны. Например, в ответ на наш вопрос «Какое общество Вы хотели бы построить в России?» (апрель 2013 года) большинство опрошенных — 45% — выбрали вариант «общество честных людей труда», вариант «общество веры и любви к ближним» предпочли 31% петербуржцев, и только 9% были за «общество потребления и комфорта». То есть люди, пусть даже и не всегда осознанно, стремятся воплотить ценности честности, труда, веры, доброжелательности, оставляя далеко позади пропагандируемые масс-медиа ценности потребления, денег, успеха любой ценой.

Поэтому, как считает профессор В.Е.Семенов, по результатам исследования можно говорить о том, что жители Петербурга в основном продемонстрировали ценности и нравственные установки, свойственные коллективистско-социалистическому и православно-российскому менталитетам. Об этом говорит и то, что среди базовых ценностей на первых местах остаются семья и здоровье (78% и 62% опрошенных). А вот среди прочих впервые за более чем двенадцать лет этих исследований ценность веры опередила ценность материальных благ. На третье-четвертое место поднялась среди опрошенных и ценность справедливости. Верующими себя считают 63% опрошенных петербуржцев, а патриотами России — 73,5%.Одновременно 86% жителей Петербурга (рекордная цифра за более чем двадцать лет исследований) согласны с тем, что необходим нравственный контроль над содержанием телевизионных программ и рекламы. И что особенно важно — петербуржцы восприняли и поняли значение духовно-нравственных факторов развития общества. Отвечая на вопрос: «Что более всего будет способствовать позитивному развитию российского общества?» — горожане впервые за десятилетия исследований НИИКСИ на первое место поставили не экономику, в данном случае «экономическую модернизацию» (28%), а «духовно-нравственное воспитание молодежи» (51%). «Люди осознали, что без веры, трудолюбия, честности, ответственности, справедливости у нового поколения никакая модернизация невозможна», — отметил Валентин Евгеньевич.

Куда идет молодежь

Начиная с 1990-х годов, ученые НИИКСИ проводят в русле концепции полиментальности систематические исследования, главными объектами которых становятся представители современной российской молодежи. Ведь именно от молодых людей, а точнее, от того, как они представляют себе добро и зло, жизненные ценности, какими моральными установками руководствуются в своих поступках — зависит, какой будет наша страна в будущем. Оказалось, что среди молодежи действительно можно выделить несколько наиболее явных типажей в соответствии с той ментальностью, ценности которой они разделяют. Существует и духовная молодежь, ориентированная на христианские, православные принципы, создание семьи, любовь к отечественной культуре; есть и молодые люди «левых» взглядов, поддерживающие идеи коллективизма и равенства; конечно, немало и индивидуалистов, нацеленных на карьеру и материальное благополучие. Имеются, как и во все времена, представители криминальных сообществ (или даже просто бизнесмены с асоциальными установками).

Например, как показали результаты репрезентативного социально-психологического исследования молодёжи в возрасте от 16 до 30 лет в Санкт-Петербурге, проведенные ещё десять лет назад, к тому или иному менталитету по явным признакам можно отнести 31% молодых горожан. Интересно, что большинство из них (17,2% опрошенных молодых людей) относятся все-таки к православно-российскому типу ментальности, а на долю «коллективистов» и «индивидуалистов» приходится всего, соответственно, 8,8% и 2,8% опрошенных молодых петербуржцев. Большая часть молодежи — две трети принявших участие в исследованиях — представляет собой мозаично-эклектический псевдоменталитет, то есть не имеет определенного умонастроения и мировоззрения, подвержена влиянию всевозможных современных информационных потоков. И это, по мнению социолога, весьма печально.

«У этих людей нет четко выстроенной системы ценностей, они мыслят и действуют ситуативно, живут одним днем, не имея идеалов, и порою не в силах отличить плохое от хорошего, — констатирует Валентин Евгеньевич. — Система ценностей у части современной молодежи формируется с трудом — слишком обильна и противоречива информация о мире, которую они ежедневно получают. И если старшие поколения, выросшие еще в устойчивой прежней системе образования и воспитания, способны анализировать все эти противоположные, противоречащие друг другу данные и мнения, то молодым это делать все труднее».

Свою не лучшую роль в этом сыграли клише и стереотипы «идеологии потребления», пока, к сожалению, доминирующие в телевизионных программах, прессе, рекламе, кинофильмах и так далее. За последние двадцать лет, констатирует социолог, в стране выросло целое поколение молодежи, значительная часть которого ориентирована, в первую очередь, на потребление и гедонизм, противоречащие традиционным морально-нравственным общественным установкам. Об этом свидетельствуют и результаты апрельского исследования, где каждый пятый молодой человек выбрал общество потребления и комфорта.

Однако «общество веры и любви к ближним» выбрало 27% молодых горожан, а ценности социального нравственного общества труда (как и большинство людей от 30 и старше) предпочли 43%. Это не может не обнадеживать в том, что достижение социального согласия в России — вполне осуществимый проект. Как важный пример подобного (хоть пока и эпизодичного) единения общества, Валентин Евгеньевич привел историю противостояния петербуржцев и тех, кто планировал построить 400-метровый небоскреб в деловом комплексе «Охта-центр». «В этой борьбе сплотились люди совершенно разных общественно-политических взглядов и убеждений — и либералы, и «левые», и христиане, — вспоминает ученый. — И это стало удачной попыткой объединения людей ради хорошего дела — несоразмерно высотная, агрессивная башня не обезобразила центр Петербурга, классическая красота и гармония города была сохранена».

Если подобные попытки будут продолжаться и «люди добра» вновь смогут объединиться, есть все шансы преодолеть нарастающую социальную дифференциацию. Центром такого единения и основой дальнейшего развития страны мог бы стать национальный проект «Духовно-нравственное преображение России», который, как предполагает профессор В.Е.Семенов, будет сопровождаться определенным духовно-нравственным «прозрением», постижением представителями всех менталитетов жизни, мира и справедливости как высших ценностей, из которых и происходит социальное согласие.

Татьяна Семме

Новости СПбГУ