Главная » Университет и мир

Ландшафтная архитектура по-немецки: безопасность, функциональность, фантазия

Специальным гостем образовательной программы «Дизайн среды» СПбГУ стал профессор Берлинского университета прикладных наук «Beuth Hochschule», ландшафтный архитектор Йорг-Ульрих Форнер.

Профессор Йорг-Ульрих Форнер

Профессор Йорг-Ульрих Форнер

В обыденном представлении о способности той или иной нации обустраивать окружающую среду до сих пор сильны многочисленные стереотипы. Например, элегантность считается отличительным свойством английских архитекторов и дизайнеров, французов чаще подозревают в творческой непосредственности, изысканный минимализм считают присущим японцам, экологичность — скандинавам. Немецкий стиль в архитектуре и дизайне у нас принято связывать, прежде всего, с надежностью и практичностью. Но эти определения уже давно перестали быть исчерпывающими, и недавно студенты образовательной программы «Дизайн среды» СПбГУ смогли убедиться в этом на собственном опыте. В течение одной недели профессор из Германии Йорг-Ульрих Форнер прочел будущим дизайнерам несколько лекций, а также провел уникальный мастер-класс по предпроектному исследованию местности на базе университетской территории «Дача Бенуа».

Почему требования безопасности обязаны быть полноправной составляющей дизайнерской концепции, как «переплавлять» утилитарные формы в экстравагантный замысел и чем могут быть полезны дизайнеру дешевые производственные отходы? Эти и другие вопросы современному ландшафтному архитектору приходится решать не реже, чем то, как расположить цветочный узор на лужайке, или какой ширины и формы сделать скамейку. Помогают разобраться во всех этих задачах и выполнить их профессионально и красиво не только специальные знания, но и знакомство с множеством секретов и хитростей, к которым прибегают сегодня высококлассные специалисты. Как опытный преподаватель, Йорг-Ульрих Форнер убежден, что студентам такие знания и навыки необходимы, а как практикующий архитектор, уверен, что освоить их молодые люди могут только на наглядных примерах и собственной практике.

Однажды в Черняховске

Студенты тщательно записывают советы и рекомендации немецкого архитектора.

Студенты тщательно записывают советы и рекомендации немецкого архитектора.

Собственно, именно эта убежденность в свое время послужила предпосылкой к знакомству и сотрудничеству немецкого профессора и руководителя программы «Дизайн среды», преподавателя кафедры дизайна Евгении Павловны Петрашень. Оно началось более года назад, во время совместной работы над проектами по сохранению и восстановлению уникального историко-природного наследия в городе Черняховске Калининградской области (до 1945 года — старинный немецкий город Инстербург). В начале XX века город стал знаменит в Европе благодаря своей уникальной системе садов и парков, созданных главой городской Дирекции садов и парков Хуго Кауфманом. В годы существования Советского Союза эти парки были значительно изменены по своему виду и функциям, а в годы перестройки пришли в серьезный упадок.

Неравнодушные к судьбе ландшафтно-архитектурных и исторических памятников жители города забили тревогу, и в результате в Черняховске начала работать целая группа специалистов из самых разных стран. В центре этой деятельности оказался российско-германский проект, вошедший в программу Года России в Германии и Года Германии в России, поддержанную Институтом Гете, в котором приняли участие  преподаватели и студенты из Берлинского университета прикладных наук (Beuth Hochschule) и СПбГУ под руководством известного берлинского профессора Юргена Венцеля. Результатом этой деятельности стала, в частности, дипломная работа выпускницы магистратуры СПбГУ по программе «Дизайн среды» Анастасии Ереминой, посвященная реновации инстербургского парка-кладбища, которую молодой дизайнер успешно защитила в июне 2013 года (подробнее об этом читайте в №12 (3870) журнала «Санкт-Петербургский Университет»). Ландшафтные архитекторы из Германии подготовили предложения по реконструкции центрального городского парка, и, представленные вместе, эти проекты позволили жителям Черняховска начать формирование заявки на специальный грант Европейского Союза на долгожданное восстановление ландшафтного убранства города.

Первая встреча студентов Петербургского университета со студентами из Германии состоялась во время практик, посвященных паркам Черняховска. Чтобы не упустить возможность обмена опытом, преподаватели провели несколько совместных лекций и мастер-классов по ландшафтной архитектуре и дизайн-проектированию. Как вспоминает сегодня Йорг-Ульрих Форнер, это сотрудничество оказалось и приятным, и очень полезным. «Думаю, что и русская, и немецкая сторона смогли многому научиться друг у друга, демонстрируя и свои методы работы, и сам процесс развития дизайн-проекта», — отметил профессор.

Мастер-класс на Даче Бенуа — не- мецкий профессор инструктирует второкурсников перед осмотром

Мастер-класс на Даче Бенуа — не- мецкий профессор инструктирует второкурсников перед осмотром

Российские и немецкие преподаватели обнаружили и немало общего в образовательной системе подготовки профессионалов в сфере дизайна среды. Например, заметил Йорг-Ульрих Форнер, Анастасия Еремина, сумев подготовить такой проект, вполне могла бы работать и в Германии. Конечно, в каждой стране есть свои особенности и традиции, но именно совместные проекты дают возможность лучше их понять и глубже узнать друг друга. Как и в России, в Германии преподаватели стараются выпустить специалистов с самой многосторонней и фундаментальной подготовкой, которая в будущем поможет им гибко реагировать на запросы рынка. Они должны уметь работать как с частными заказчиками, так и преобразовывать общественные пространства по заказу государственных структур. Кроме того, высокое качество подготовки ландшафтных архитекторов имеет и обратную связь — нередко такие специалисты занимают официальные позиции в государственных структурах  и контролирующих организациях, формулируя нормы и правила для своих практикующих коллег. И очень важно, чтобы эти нормы соответствовали самому высокому уровню профессии.

Сегодня одной из наиболее актуальных тем в Германии, одинаково интересующих как органы власти, так и самих архитекторов, являются как раз объекты историко-культурного и природного наследия. Состояние исторических ландшафтов постоянно является центром внимания германских специалистов, нередко становится поводом для профессиональных встреч и общественного обсуждения. Те объекты, которые по тем или иным причинам пришли в запустение, неизменно интересны ландшафтным архитекторам с точки зрения перспектив развития профессионального мастерства — они ищут новые формы и методы сохранения и восстановления памятников, проводят здесь обучающие практики для студентов.

Инстербург-Черняховск — небольшой городок на окраине России, о котором долгое время практически не заботились — привлек германских преподавателей ландшафтного искусства, прежде всего, масштабами предстоящей задачи. «Если вы хотите правильно учить студентов, вам нужны подобные примеры. И главной задачей для нас является не столько конечный результат, хотя и он весьма важен, сколько попытка узнать, что именно мы можем здесь сделать, понять, какие существуют способы сохранения этих парков, — подчеркнул профессор Форнер. — Мы обмениваемся опытом, демонстрируем друг другу свои возможности. Это аналитический процесс, который позволит в дальнейшем и нам в Германии, и вам в России справляться с похожими проблемами». То, каким образом работала над решением задачи в Черняховске группа преподавателей и студентов СПбГУ, вдохновило коллег из Германии продолжить сотрудничество и встретиться на этот раз уже в самом Петербурге.

Для преподавателей программы «Дизайн среды» СПбГУ визит профессора Форнера стал не только продолжением крепнущих связей с зарубежными партнерами, но и, как отметила Евгения Петрашень, своеобразной «программой повышения квалификации».

«Дело в том, что в Петербург­ском университете ведется подготовка дизайнеров среды широкого профиля, что подразумевает комплексное освоение основ всех направлений этой многосторонней профессии в рамках программы бакалавриата, включая ландшафтное и архитектурное проектирование, дизайн интерьеров и городской среды, и даже градостроительство. На уровне магистратуры продолжается углубленная подготовка по одному из направлений, по выбору студента, но во всей полноте междисциплинарных связей, что позволяет нашим выпускникам эффективно сотрудничать с представителями всех смежных специальностей. Чтобы одинаково углубленно освоить все эти направления, пришлось бы учиться не 4 или 6, а не менее 10 лет,  — пояснила Евгения Павловна. — Такой программы в мире просто не существует. Поэтому для нас очень ценно взаимодействие с теми нашими коллегами, которые в преподавании ориентируются именно на узкую специализацию. Так, в частности, подготовка ландшафтных архитекторов является одной из специализаций Берлинского университета прикладных наук, и профессор Форнер помогает нам глубже понять специфику ландшафтной архитектуры».

«Высокая мода» ландшафтного дизайна

Чтобы провести в Петер­бургском университете лекцию на тему «Современный взгляд на ландшафтную архитектуру и дизайн среды», Йорг-Ульрих Форнер привез с собой больше тысячи фотографий. Часть из них была посвящена ежегодной Международной садовой выставке Internationale Gartenschau, которая проходила в этом году с 26 апреля по 13 октября в Гамбурге, а также Всемирной выставке садоводства «Флориада», которая проходит один раз в десять лет в Нидерландах и в последний раз состоялась в 2012 году.

Знакомство с новинками и достижениями, представленными на этих выставках, для начинающего дизайнера все равно что визит молодого модельера на Неделю моды в мировых столицах. А так как возможности увидеть все своими глазами у студентов обычно ограничены, профессор Форнер решил лично познакомить юных петербуржцев с последними тенденциями ландшафтной «от кутюр». «Я хочу показать, как создаются такие крупные выставки, что они в себя включают, какие технологии при этом используются, какие методы и приемы являются удачными, а какие — ошибочными. Возможно, именно благодаря этим знаниям, этим фотографиям, у студентов Петербургского университета появятся собственные идеи дизайна, которые воплотятся в будущем на таких же больших международных выставках», — заметил профессор.

Помимо очевидного и общественно-значимого предназначения садовых шоу как увлекательного, познавательного, насыщенного событиями и эмоциями фестиваля для горожан и туристов, у этих выставок есть и сугубо специализированная профессиональная функция. Где, как не на выставке, дизайнер сможет продемонстрировать степень своего мастерства, оценить свои и чужие достижения и промахи, привлечь внимание будущих клиентов? И где, как не на садовом шоу, можно попробовать (используя в качестве аргументов не слова, а конкретные объекты) подискутировать об актуальных социальных проблемах, связанных с окружающей средой, экологией, разумным использованием ресурсов, экономией средств, психоэмоциональным и физическим развитием детей, заботой об инвалидах и пожилых людях?

Кроме того, садовые выставки неизменно привлекают и строительные компании, конкуренция между которыми положительно влияет на качество производимых материалов и конструкций. Кстати, отметил профессор Форнер, будущим дизайнерам будет полезно знать, что современная архитектура очень ограничивает возможности для творчества в связи с необходимостью учитывать в планировке зданий многочисленные инженерные коммуникации. Фактически, единственным местом, где архитекторы могут позволить себе выразить свой талант, остаются фасады и крыши. Тем не менее в последнее время архитекторы зданий находят немало возможностей для совместного творчества с ландшафтными дизайнерами — например, при создании «зеленых» стен и «зеленых» крыш.

А ландшафтным архитекторам, в свою очередь, необходимо тесно сотрудничать с садовниками, которым приходится воплощать задуманный проект — нужно знать, какими именно растениями оформлять тот или иной участок, какие кусты и деревья высаживать, в какое время года будут цвести или увядать планируемые к посадке цветы и многое другое. Поэтому важной частью садовых выставок может быть все, что демонстрирует успехи такого творческого союза: разнообразно оформленные оранжереи, причудливые инсталляции фруктов и овощей, оригинальные лужайки и даже целые «моря» цветов.

На примере садовой выставки IGS-2013 в Гамбурге профессор Форнер рассказал, о чем должен помнить дизайнер, принимающий участие в подобных проектах. Прежде всего, ему необходимо учитывать интересы, предпочтения и возможности посетителей выставки. Поэтому, например, если здесь предусмотрена эстрадная площадка для концертных выступлений, происходящее на сцене должно быть хорошо видно и отдыхающей на траве молодежи, и женщинам с маленькими детьми в колясках, и пожилым, которые захотят присесть. Те объекты, которые должны привлечь внимание детей и подростков интерактивными акциями, не должны мешать посетителям на инвалидных колясках или тем, кто с трудом передвигается, но оставлять и им возможность принять участие в действии.

Безусловно, любой дизайн — это, прежде всего, творчество, но оно должно быть таким, чтобы лестница оригинальной формы, например, не представляла опасности для любого из прохожих. Если на выставке, как на Садовом шоу в Гамбурге, организовано движение монорельса над всей территорией, из вагонов которого открывается прекрасный вид на цветочные поля, то эти же цветы должны быть не менее привлекательны и для тех, кто захочет рассмотреть их вблизи. Кроме того, рассказал профессор Форнер, в Германии дизайнеру при разработке проекта приходится, так или иначе, вписывать в свой замысел необходимые элементы для охраны безопасности, такие как, к примеру, источники воды для пожарных машин, которые должны оставаться всегда на виду и могут «испортить» внешний вид объекта. Все это — довольно непросто, и обо всем этом необходимо позаботиться дизайнеру.

Еще один важный аспект при создании объектов на садовой выставке — финансовый. Как правило, та территория, где организуется шоу, не является «чистым листом» для архитектора, она обладает определенным рельефом, водоемами, растительностью — что-то придется убрать, а что-то оставить. Например, частью гамбургской выставки стали оставшиеся здесь с давних пор маленькие частные садоводства. Это вдохновило создателей на организацию новых экспериментальных садовых участков, где посетители могли создавать собственные индивидуальные сады.

Когда выставка заканчивается, что-то из экспозиции, как правило, остается в качестве постоянного элемента уже преобразованного пространства. Эту часть выставки нужно проектировать основательно, с привлечением большего количества инвестиций. А временные элементы, которые будут после выставки убраны, потребуют меньших затрат. Одним из самых дорогостоящих участков выставки должна быть входная зона, и к ее организации предъявляются особые требования. Дизайн и функциональность входного пространства должны показывать гостям, что они здесь желанны, информировать о структуре выставочной территории, маршрутах, кафе, туалетах и обо всем, что необходимо. Вход на выставку должен быть удобно оборудован для встреч и ожидания гостей. А сэкономить, если нужно, можно на чем-то другом. Например, использовать, как это было в Гамбурге, строительные бетонные трубы в качестве игровых элементов для детской площадки, или лаконично оформить зеленый склон с белыми березами яркими красными сиденьями.

«Не бойтесь быть немного сумасшедшими»

Любая такая выставка, подчеркнул Йорг-Ульрих Форнер, дарит миру множество свежих оригинальных идей, и некоторыми из них профессор охотно поделился со студентами. Так, в соответствии с замыслом, выставка в Гамбурге была разделена на несколько тематических зон: «Природные миры», «Мир континентов», «Мир культур», «Водные миры», «Мир портов», «Мир религий», «Мир движений». Это позволило соединить, перемешать и переосмыслить самые разные функциональные и эстетические особенности дизайна всех стран, народов и регионов мира.

Вот деревянные «ящики», испещренные штемпелями и этикетками, в «портовой зоне» становятся веселыми детскими качалками на пружинах. Вот камни в изысканном японском саду превращаются в сиденья для вечеринок для свежем воздухе, а гигантские палочки для суши — в лестницу на детской площадке. Вот на газоне стоит изящный стул, приглашая гостей нарушить стереотипы и пройтись по траве, чтобы удобно устроиться на нем. Футбольное поле, заполненное водой, искривленная площадка для мини-гольфа, на которой невозможно играть, дерево со всей своей корневой системой, балансирующее над поверхностью сада с помощью продуманно обработанного слоя почвы, «перекошенные» скамейки, лестницы, пересекающие ровную садовую дорожку… Всё это и многое другое позволяет дизайнерам добиться вовлеченности гостей в пространство выставки, предложить им попробовать свои силы, проверить свои впечатления и испытать сильные, незабываемые эмоции.

«На выставке мы хотим заставить человека обратить внимание на окружающее его пространство, чтобы он смотрел вокруг, чтобы удивлялся, чтобы почувствовал радость, почувствовал себя живым, — пояснил Йорг-Ульрих Форнер студентам. — Дизайнер может позволить себе быть немного сумасшедшим, и вы не бойтесь быть такими, не избегайте экспериментов. Правда, только тогда, когда это уместно. Вы должны чувствовать пространство, где вы работаете, понимать клиента, и знать, где и какие ваши идеи будут кстати».

Не секрет, что порой даже самую удачную идею могут испортить досадные ошибки. Чтобы предостеречь от них своих учеников, профессор Форнер нередко использует специальный прием — предлагает будущим дизайнерам изображения того или иного законченного ландшафта и просит ответить, какие недочеты они смогли здесь найти. В такой игре смогли принять участие и петербургские студенты, которые правильно ответили на вопрос о недостатках конструкции одного из участков Садовой выставки в Гамбурге. «Очень важно хорошо представлять себе, как будет выглядеть ваш созданный на бумаге проект в реальном пространстве, — объяснил профессор. — Здесь мы, например, видим, что дорожки, спроектированные в виде красивых дуг, сходящихся под острыми углами, в реальной жизни могут потерять форму. Растения в этих узких местах будут плохо расти и оставлять на газоне пустое место, а люди будут ходить напрямик, «срезая» острые углы и смешивая материалы заполнения дорожки и газона. Кроме того, для посадок очень важно подбирать растения одного сорта и цвета, так как при строгом геометрическом дизайне любая разница в оттенках будет бросаться в глаза, а растение покажется больным».

Еще одна важная составляющая больших международных садовых выставок — последние новинки в сфере технических средств для ухода для садами и парками. Знакомство с ними просто необходимо для уважающегося себя дизайнера, ведь тогда он сможет предложить своим клиентам действительно лучшее из того, что существует на рынке. Пример одного из таких полезных достижений — автоматическая газонокосилка «овца». Этот миниатюрный робот может самостоятельно «пастись», обрабатывая газон, и даже управляться дистанционно с помощью смартфона. Студентам СПбГУ ландшафтный архитектор дал еще один ценный совет, следовать которому они смогут уже сейчас — постоянно фотографировать и собирать идеи всевозможного дизайна везде, где они только встретятся. Как подчеркнул профессор Форнер, в будущем пригодиться может все что угодно, и сталкиваясь с какой-либо сложной задачей, всегда можно обратиться к своей коллекции и увидеть, как решали похожие проблемы коллеги.

Детские площадки — от восторга игры до безопасности

Детская площадка в г.Черняховске — результат сотрудничества специалистов из России и Германии

Детская площадка в г.Черняховске — результат сотрудничества специалистов из России и Германии

Еще две лекции профессора Форнера в СПбГУ были посвящены уже более подробному анализу того, как рождаются идеи для дизайна, и как эти идеи правильно воплощать в жизнь. Евгения Петрашень отметила, что немецкому гостю удалось в этом кратком курсе вместить знания, которые могут осваиваться целый семестр. Этому помог и выбор основной темы лекций — такие интересные, дающие огромные возможности для творчества объекты ландшафтной архитектуры, как детские площадки. На примере множества работ современных европейских дизайнеров профессор Форнер представил самые актуальные идеи в проектировании территорий для детских игр и рассказал, как именно та или иная идея работает на психоэмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

Любой элемент дизайна — будь он функциональным или декоративным — должен помогать детским занятиям, пробуждать фантазию, делать игры по-настоящему захватывающими, познавательными и полезными. Например, можно создать на площадке такой комплекс оборудования, который вдохновит детей на игру в пиратов или рыцарей, прекрасных принцесс или кладоискателей на загадочном Востоке, и многое другое. Но бывает, что для хорошей игры вполне достаточно всего двух элементов — песка и воды, с помощью которых малыши могут изобрести бесчисленное множество игр. Высаженные на площадке или рядом с ней растения помогут детям быстрее понять, что такое смена времен года, жизненный цикл живых организмов. Еще лучше, если ребенок сможет сам посадить здесь что-то живое, пусть даже цветок или овощ — для детей это неоценимая возможность проявить ответственность, которую они запомнят надолго. Поэтому ландшафтный архитектор обязан быть и неплохим психологом, хорошо понимать потребности и возможности детей.

А вот заставить придуманные идеи «работать» ему помогут знания обо всех возможных для использования конструкциях и материалах. Это позволяет еще на стадии проектирования понять, каким образом «нарисованный» проект может претвориться в реальность. «Необходимо знать, как использовать материалы так, чтобы они правильно исполняли свою функцию, как они могут сочетаться, какому эффекту служить, какие задачи выполнить, какой экономической ситуации заказчика соответствовать. Далеко не каждый материал подойдет для задуманной вами формы. Все это должно быть частью базового образования ландшафтного архитектора. При этом современному архитектору нужно постоянно быть в курсе новых разработок, которые сейчас появляются практически непрерывно, и уметь придумывать самому новые комбинации и новые предназначения дерева, камня и других старых и хорошо всем знакомых с древности материалов», — подчеркнул профессор Форнер.

Когда речь идет о детских площадках, актуальные сведения о материалах и конструкциях обязательно служат еще одной важной цели — безопасности, к которой в Германии предъявляются самые жесткие требования. Особенно на общественных детских площадках, на которых не предусмотрен постоянный контроль сотрудников. Автор проекта обязан предусмотреть все возможные неприятности и свести к минимуму все вероятные риски. Хорошее владение технологиями поможет ему даже обратить меры безопасности на пользу творческому замыслу, сделать так, чтобы сами посетители площадок об этом даже не задумывались и чувствовали себя непринужденно и комфортно.

В частности, в Германии все детские площадки должны быть тщательно огорожены. Ребенок, бегая и резвясь на огороженной территории, не должен случайно выбежать на магистраль с интенсивным движением, на железнодорожное полотно, автозаправку, упасть в воду или наесться ядовитых плодов каких-либо растений. При этом вместе с традиционным забором заградительные функции могут выполнять живая изгородь, каменная кладка, любая другая причудливая конструкция. Но дизайнеру нужно помнить — среди элементов ограждения не должно быть острых «пик», которые могут поранить ребенка. Нужно избегать перекладин, которыми можно воспользоваться как ступенькой и перелезть наружу, отверстий, просунув голову в которые малыш может застрять, и многого другого. Калитки со специальным доводчиком предохранят площадку от нашествия собак, а дверная ручка, укрепленная только с наружной стороны калитки, не позволит совсем маленьким детям ускользнуть за ограду.

В то же время, подчеркнул Йорг-Ульрих Форнер, «обкладывать со всех сторон ватой» ребенка не нужно — для детей важно учиться переносить незначительные ушибы, чтобы более серьезные травмы во взрослой жизни не стали трагической неожиданностью. Тем не менее автор проекта должен гарантировать, что на площадке никто не получит повреждений жизненно важных органов и частей тела. Это касается, прежде всего, конечно, падений. С высоты менее 60 см малышам падать не опасно, и если игровые конструкции не превышают эту норму, покрытие площадки может быть любым. Пожалуй, только кроме естественного газона, который просто не выживет под подобной нагрузкой, и который лучше заменить искусственным.

Более высокие конструкции, как правило, предназначены для подросших детей. Это подчеркивается дизайном, который дает ясное представление о том, что малышам туда проникать опасно. Тем не менее маленькие дети все-таки могут так или иначе оказаться наверху и случайно упасть. Поэтому уменьшить опасность можно только за счет покрытия площадки. Газон, бетон, асфальт при этом, разумеется, исключаются, а на смену им приходят искусственные материалы, способные смягчить ушибы. Это может быть как уже хорошее известное резиновое покрытие, так и другие интересные для дизайнера варианты. Например, такой материал, как мульча — то есть крупные куски коры хвойных деревьев. Она привлекает архитекторов невысокой ценой и экологичностью. Но у нее есть и недостатки — сильный запах в первое время после настила, высокая влагопроницаемость и подверженность гниению, хрупкость, из-за которой мульча измельчается и теряет амортизирующие свойства. Поэтому такой материал нужно часто менять.

Студенты работают над ментальной картой территории

Студенты работают над ментальной картой территории

Более практичным может стать такое новшество, как специально обработанная разноцветная стеклянная крошка, которая изготавливается из стеклянных отходов и поэтому стоит недорого. При оформлении детской площадки стеклянную крошку нужно насыпать слоем от 40 до 50 см. При этом необходимо предусмотреть, чтобы стеклянные «брызги» не попадали на твердую поверхность, где посетители могут на них поскользнуться. В остальном этот материал весьма привлекателен для дизайнеров, так как позволяет творить самые необыкновенные вещи для детского удовольствия — например, сделать искусственный голубой «бассейн» или «ручеек».

При оборудовании детской площадки, как напомнил студентам профессор Форнер, следует предусмотреть и всё необходимое для тех, кто сопровождает детей. Например, в Германии рядом с площадками создают даже специальные парковочные места для женщин, которые привозят малышей на прогулку. Важно предусмотреть условия для передвижения людей с ограниченными возможностями, пожилых, которые передвигаются на креслах-каталках, колясок с младенцами. Любые перепады высоты необходимо оборудовать пандусами, причем угол их наклона по современным нормам не должен превышать 6 градусов, а длина горизонтальной поверхности перед пандусом и после него должна быть не менее 1,5 метров.

Для родственников и сопровождающих взрослых на детских площадках нужно организовать места отдыха, и выбор материалов здесь не менее ответственное дело. Например, футуристические бетонные сиденья, уместные в южных странах, где они легко нагреваются под солнцем и быстро высыхают после дождя, в холодном Петербурге будут совсем неуместны. Иногда (особенно если при выполнении проекта хотелось бы сэкономить) можно оставить заказчикам возможность доделать что-то собственными силами, и это тоже станет интересным фрагментом общего дизайна территории. Часто, как и на выставке в Гамбурге, бывает уместно использовать уже бывшие в употреблении строительные материалы. Например, удачной идеей будет вымостить дно песочницы бетонной парковочной решеткой, чтобы дети не копали глубже и не смешивали песок с землей, а вода, наоборот, беспрепятственно уходила вниз.

Кстати, для своевременной замены песка на площадке нужно предусмотреть и широкие ворота для проезда машины. И еще множество других деталей, за которые несет ответственность автор проекта. Вода, которая подается для игры с песком, должна быть правильно отведена, пожарные машины и машины «скорой помощи» должны иметь беспрепятственный подъезд к площадке и стоящим рядом зданиям, иметь возможность ориентироваться в темное время суток. Получается, что в определенный момент архитектор начинает работать над двумя параллельными проектами. Когда один из них, со всеми отмеченными мерами безопасности, уже нужно представить для согласования контролирующим организациям, над другим ещё можно продолжать работать, чтобы показать его заказчику. «Соответственно, вам нужно разрабатывать стратегию проектирования с учетом того, что все согласования занимают определенное время.  Некоторые этапы можно и нужно согласовывать еще на стадии разработки проекта — чтобы потом, когда что-то вдруг придется исправить, вам бы не пришлось переделывать все целиком», — обратил внимание студентов профессор Форнер.

Вдохновение вместо рутины

Как и всем начинающим творцам, будущим дизайнерам бывает нелегко переходить от увлекательного процесса разработки идеи к более рутинным, но не менее необходимым аспектам технического сопровождения проекта. Как выстраивать свой проект на схеме, какими условными обозначениями пользоваться, как подписывать чертежи… Йорг-Ульрих Форнер старается преподнести эти сведения ненавязчиво, но при этом так, чтобы запоминались они надолго. А во время мастер-класса, который немецкий профессор провел для студентов 2 курса на территории университетской базы «Дача Бенуа» в Петергофе, он показал, что даже такие рутинные, казалось бы, занятия, как обмеры и расчеты, можно превратить в настоящее приключение.

Приключением этот визит стал и для самого профессора Форнера, который хоть и успел предварительно познакомиться с объектом, но все же знал о нем не так много, как преподаватели СПбГУ. «Это даже полезно, потому что заранее полученная информация может исказить восприятие, — отметил гость из Германии. — Ведь в профессиональной деятельности ландшафтный архитектор тоже впервые видит объект, когда его привозит туда заказчик». Увиденное произвело на профессора огромное впечатление: «Красивый ландшафт, вода залива, старые деревья, сама дача — пусть и в не очень хорошем состоянии, но ее можно отреставрировать. Думаю, это хороший проект с богатым потенциалом, поле для приложения сил и идей, чтобы дать этой территории новую жизнь. Работать над ней придется долго, постепенно, переходя от одного к другому. Но это даже к лучшему — все этапы можно проходить вместе со студентами, учить их, показывать им, как сделать то или иное на практике, проводить здесь лекции, мастер-классы. Все это очень важно и полезно для образовательного процесса. И этот ландшафт, с множеством следов самых разных экологических и исторических процессов, можно назвать практически идеальной территорией  для подобной «тренировки» студентов».

На ментальной карте нужно отмечать все, что заинтересовало, включая такие деревья-долгожители

На ментальной карте нужно отмечать все, что заинтересовало, включая такие деревья-долгожители

Второкурсники, которые приняли участие в мастер-классе профессора Форнера, до этого успели пока побывать только на пленэре и еще не принимали участие в обязательной обмерной практике, которая начинается после 2 курса. В течение второго семестра прошлого учебного года студенты знакомились с дизайн-проектированием без точной привязки к местности. И теперь они смогли узнать, как выглядит начало этой работы непосредственно на объекте. Свой мастер-класс Йорг-Ульрих Форнер начал с того, что предложил студентам разделиться на группы и пройтись по территории Дачи Бенуа и примыкающей береговой части парков Собственной дачи и усадьбы «Сергиевка», наблюдая и запоминая увиденное — строения, дорожки, растения, особенности ландшафта, следы исторических изменений и более позднего вмешательства. Работа в группах дала им возможность обсуждать увиденное и делиться своими открытиями.

По итогам наблюдения студенты составили так называемые «ментальные карты» — не привязанные к конкретным размерам и масштабам планы территории. На них исследователи отметили ключевые объекты дачи и всё, что им показалось важным и интересным — пятисотлетний дуб, одичавший яблоневый сад  и многое другое. Таким образом, пояснил профессор Форнер, дизайнер получает возможность составить предварительное впечатление об участке еще до обмеров, до непосредственной работы над проектом.

«Этот визуально-эмоционально-аналитический подход помогает дизайнеру решить наиболее сложную проблему — как начать проектирование, преодолеть это первое сопротивление, знакомое всем творцам, — подчеркнула Евгения Петрашень. — Это очень важно, в том числе и для нас, преподавателей. Ведь, хотя нас, будущих архитекторов, в свое время в Академии художеств учили делать обмеры, геодезическую съемку, но без такого специального предпроектного анализа и обследования. Нам приходилось осваивать это, уже приступив к работе по специальности, самостоятельно. Это новая для нас методика, и очевидно, очень эффективная — она быстрее продвигает студентов к тому результату, который мы хотим от них получить. Студентам это нравится, у них просто открываются глаза, они начинают видеть больше. Конечно, мы с удовольствием будем применять эту методику в дальнейшем в нашей преподавательской работе».

Интересно, как призналась Евгения Петрашень, что несмотря на то что она знает территорию Дачи Бенуа едва ли не лучше всех остальных, благодаря мастер-классу профессора Форнера преподаватель смогла обнаружить здесь что-то новое и для себя. «Например, наш старый вяз, который мы связываем с историей когда-то стоявших здесь и сгоревших дач, наше в буквальном смысле семейное древо. Я часто думала над тем, почему он имеет такую странную форму, как будто раздваивается с одной стороны. После того, как Йорг-Ульрих рассказал о том, как по дереву можно определить когда-либо происходившие рядом с ним события, я поняла, что повлияло на его строение. Если с одной стороны дерева происходит пожар, то оно получает ожог, и, стремясь «зарастить» эту рану, структура древесины начинает развиваться по-другому. Очевидно, что странная форма вяза — результат ожога, который он получил еще будучи молодым деревом, след от когда-то горевшей рядом дачи…»

В процессе работы над ментальной картой территории профессор Форнер сумел рассказать и показать студентам и преподавателям еще немало интересного. Все это в результате можно будет применять при уже последующих разработках тех или иных фрагментов участка или всей Дачи Бенуа в целом. Ментальная карта станет отправной точкой для обсуждения этих будущих проектов. А кроме того, будущие дизайнеры смогут использовать полученный при ее составлении опыт при работе на других территориях и объектах.

Визит немецкого ландшафтного архитектора в Санкт-Петербург оказался взаимовыгодным — Йорг-Ульрих Форнер смог узнать немало полезного и для своей преподавательской деятельности. Например, он убедился, что в курс истории ландшафтной архитектуры, который читают берлинским студентам, просто необходимо включить раздел истории русского ландшафтного искусства, где происходили весьма интересные события. К сожалению, из-за долгих десятилетий разобщения СССР и стран Запада эти аспекты истории российской культуры остались малоизвестными европейцам. Теперь у немецких преподавателей появилась возможность восполнить этот пробел. Поэтому программа сотрудничества СПбГУ и Берлинского университета прикладных наук продолжится уже в самое ближайшее время. Следующий визит профессора Форнера, во время которого будут обсуждаться подробности совместного проекта российских и немецких студентов на базе Дачи Бенуа, запланирован на февраль будущего года.

Татьяна Семме

Новости СПбГУ