Главная » Студенческая правда

Разговор об этике

В октябре  в СПбГУ прошел международный семинар в рамках программы повышения квалификации «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» при поддержке Германского дома науки и инноваций в Москве и Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге.

Главной темой семинара стала этика массовых коммуникаций. Со своими инновационными разработками и проектами в этой области в Санкт-Петербург прибыли ученые и преподаватели немецких вузов: директор Международного медиацентра в Гамбурге Штеффен БУРКХАРД; профессор Университета Дортмунда Хорст ПЁТТКЕР; профессор Высшей школы прикладных наук в Гамбурге Йоханнес ЛЮДВИГ; профессор Свободного университета Берлина Клаус БЕК; профессор Высшей школы прикладных наук в Гамбурге Вольфганг СВОБОДА. В семинаре также приняли участие представители Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ: директор ВШЖиМК, профессор Анатолий ПУЮ; организатор семинара, доцент кафедры рекламы Ольга ТУЛЬСАНОВА; заместитель директора ВШЖиМК по научной работе, профессор Сергей КОРКОНОСЕНКО, а также студенты и аспиранты.  К дискуссии присоединились Михаил РУСАКОВ (Германский дом науки и инноваций в Москве); Карин ГИЗЕ (Генеральное консульство Германии в Санкт-Петербурге), Сергей ГРАЧЕВ (ООО «5 углов»), Тимур ЗАЙНУЛИН (Агентство журналистских расследований), Иван МАКАРОВ (ОАО ВТБ-24).

В первый день семинара прошла подиумная дискуссия «Массовые коммуникации в России и Германии: с какими этическими проблемами мы сталкиваемся?», где представители двух стран обсуждали общие вопросы и проблемы этической составляющей в современном медиапространстве. Стоит отметить, что дискуссия вызвала множество разногласий. Однако мнение, что проблема этики в СМИ является очень важным интернациональным вопросом и способы ее решения специалисты должны обсуждать вместе, — осталось неоспоримым.

Еще одной дискуссионной площадкой в этот день стала секция «Этические проблемы в журналистике». При подготовке к семинару участникам было предложено ответить на несколько вопросов: «Кто определяет этические правила игры, кто обязан их соблюдать, кто контролирует?», «Журналистика как способ взаимодействия: этические аспекты речевой практики», «Этические кодексы: архаика или перспектива?», «Экономизация и этизация: как совместить тенденции?». Ответы на них были даны разнообразные. Так, например, немецкой стороной было предложено классифицировать некоторые российские и немецкие СМИ относительно так называемого «поиска реальности», а регулирующим механизмом этических стандартов считать законы, профессиональные кодексы и правила, медиапредприятия, журналистов и их самовосприятие.

Завершился день обсуждением этических проблем в рекламе и PR. Были рассмотрены современные способы «неэтичного» вторжения рекламных баннеров в интернет-пространство. Главным вопросом здесь стало регулирование рекламы: как ее контролировать и можно ли вообще это сделать? Спикеры пришли к единому мнению, что Интернет, как любое другое СМИ, нужно стремиться оставить открытым и доступным каждому, но не превращать в пространство беззакония.

Второй день семинара открыла дискуссия «Преподавание профессиональной этики: опыт России и Германии», где основное внимание было уделено обсуждению проекта рекомендаций для преподавания этики массовых коммуникаций в вузах России. Студенты и аспиранты Высшей школы журналистики приняли участие в деловой игре, суть которой заключалась в обсуждении провокаций в фотографиях. Ребята разделились на две команды и по очереди высказывались на предмет того, стали бы они на месте информационного издания публиковать тот или иной снимок или нет. По итогам встречи все участники семинара получили сертификаты.

Своими впечатлениями поделилась организатор мероприятия, доцент кафедры рекламы Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Ольга ТУЛЬСАНОВА:

«Все, что здесь происходило, по моему мнению, было крайне полезным. Этика массовых коммуникаций — это животрепещущая тема. Конечно же, в ходе дискуссии возникало много разногласий. Вопрос этики всегда вызывает споры. Но мне кажется, что все-таки удалось определить какие-то точки, от которых можно отталкиваться в решении обозначенного вопроса. А это уже большой плюс. Самое главное, что удалось сделать — выработать рекомендации по преподаванию этики. И ещё немаловажен тот факт, что семинар проходил в рамках программы повышения квалификации. То есть присутствовали преподаватели, которые в своих дисциплинах, так или иначе, затрагивают вопросы этики».

Анастасия МЕТТУС, студентка 2 курса ВШЖиМК

Новости СПбГУ