Главная » Тема номера

Арсений Ефимович Бойцов — «наша папа, наша мама, наша бабушка и дед…»

Арсений Ефимович Бойцов

Арсений Ефимович Бойцов

Наверное, нет такой школы, которая знала столько талантливых, ярких и самоотверженных людей. Они приходят сюда и остаются на долгие годы или на всю жизнь, потому что именно здесь во все времена её существования живет дух свободы и творчества.

Одним из таких людей был Арсений Ефимович Бойцов. Он пришел в ФМШ-интернат №45 на должность воспитателя и преподавателя английского языка в начале 80-х. Тогда школа еще не отошла от шока после переезда с улицы Савушкина в Петергоф. Многие педагоги оставили школу из-за невозможности тратить на дорогу по 4-5 часов в день. А самые стойкие, не побоявшиеся трудностей, ревностно и не без настороженности относились к педагогам-«новичкам». Это и понятно. Сохранить в школе традиции, родившиеся за два предыдущих десятилетия, очень непросто, особенно в условиях значительной смены педагогического состава, да еще на фоне физической разрухи, связанной с переездом. Да и новеньким было нелегко. От них требовалось понимание, чуткость, а главное, способность доказать, что они достойны этой школы. Далеко не всем это удавалось и они уходили.

Арсению Ефимовичу это удалось. Это был человек талантливый, и к тому же большой труженик. Это весьма редкое сочетание дополнялось любовью, с которой он относился и к своему делу, и к своим питомцам. Несмотря на внешнюю строгость (многие ребята его побаивались, а уж на подъеме мало кому удавалось поспать лишнюю минутку), подопечные из его воспитательских классов получали внимания и заботы, пожалуй, больше, чем другие ребята. Слова, обращенные к своему воспитателю и прозвучавшие как-то на последнем звонке: «Наша папа, наша мама, наша бабушка и дед…», как нельзя лучше отражают отношение к нему ребят. Он заботился о каждом, отстаивал на педсоветах своих незадачливых питомцев, регулярно возил детей по театрам, в филармонию, ходил с ребятами в походы (были даже на Алтае), проводил экскурсии по Петербургу и пригородам, которые сам тщательно готовил.

В его «каморке», где хранились театральные реквизиты, всегда можно было застать кого-то из ребят. Сюда шли — за советом, словами поддержки, за отеческим вниманием, а то и просто попить чаю со всегда припасенными сушками и печеньем. Здесь же могли обсуждаться спектакли и репетироваться роли.

Об увлеченности Арсения Ефимовича театром особые слова. Это была даже не увлеченность, а влюбленность в театр, прошедшая через всю его жизнь. Эту любовь он пытался передать людям. Арсений Ефимович сам писал сценарии, часами и днями работая в Публичной библиотеке. Он поставил с детьми не один десяток спектаклей. Это были и классические пьесы, и созданные им самим литературно-музыкальные композиции о поэтах, памятных событиях. В своей театральной деятельности он выступал и как режиссер, и как автор, и даже как актер. Яркой осталась в памяти сцена из комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ», где Арсений Ефимович исполнил роль Труффальдино. Он сам доставал или создавал с ребятами костюмы, вместе они делали декорации к постановкам. При оформлении спектаклей были и очень интересные находки, как, например, зеркало в спектакле по поэме Сергея Есенина «Черный человек».

При всей любви к театру его спектакли не стали самоцелью. Они были только одним из звеньев той колоссальной деятельности Арсения Ефимовича, которая знакомила ребят с отечественной историей, литературой и прививала любовь земле, на которой они живут. Спектакль «В садах Лицея» был поставлен к 200-летию А.С.Пушкина. И в тот год ребята обошли все памятники, посвященные А.С.Пушкину в Петербурге, посетили пушкинские места в Москве и Пушкинских горах. А еще была литературно-музыкальная композиция о любви и женских образах в творчестве А.С.Пушкина, а еще — «Петербург Пушкина и Ахматовой».

Одним из ярких стал спектакль по повести Бориса Васильева «В списках не значился», где показана судьба молоденького солдата — защитника Брестской крепости, прошедшего путь становления личного человеческого и национального достоинства, вынуждающего врага отдавать честь мальчишке, заявившему: «Я — русский солдат». Пожалуй, именно этот спектакль, где наши ребята блестяще исполнили роли участников тех далеких драматических событий, положил начало огромной работе Арсения Ефимовича по военно-патриотическому воспитанию. И делалось это не для отчетов и «галочек», а с большой душой и необыкновенной самоотдачей.

В этой связи невозможно не сказать о Блокадном цикле, созданном Арсением Ефимовичем. Вот спектакли, которые были поставлены им в школе:

«У блокады женское лицо»  / Музыкально-поэтическая композиция, посвященная героическим женщинам блокадного Ленинграда/

«Муза блокадного Ленинграда» / по стихам, письмам, дневникам Ольги Берггольц/

«Дорога жизни и смерти» / Документально-поэтическая композиция, посвященная 60-летию «Дороги жизни»/

«День Победы среди войны» / Документально-художественная композиция, посвященная 58-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 60-летию первого исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д.Д, Шостаковича./

Названия говорят сами за себя. Но были не только спектакли. Вряд ли остались места, связанные с боевой славой защитников Ленинграда, Ораниенбаумского плацдарма, Дороги жизни, где не побывали его ученики.

В своей книге «Жизнь свою проверяй по блокаде» (Со сценариями и публикациями А.Е.Бойцова можно познакомиться в электронной библиотеке на сайте Академической гимназии

http://www.agym.spbu.ru/biblio.html.) Арсений Ефимович рассказывает о своей работе по блокадной теме в нашей школе. Там есть такие слова: «Мне всегда хотелось, чтобы ребята, приехавшие на учебу в нашу школу из других ближних и дальних мест, как и я сам, к себе относили строчки Ольги Берггольц из стихотворения «Ленинграду»:

Нам от тебя теперь

не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены.

Мы — ленинградцы».

А заканчивается книга так: «Мне хочется, чтобы мои молодые коллеги узнавали маршруты походов, экскурсий, старались заинтересовать своих воспитанников историей, героическим прошлым города и области, в том числе и таким недалеким прошлым, как война и блокада. А закончить свои заметки о воспитании патриотов в наше время мне хочется строчками блокадного мальчишки, позже — поэта Юрия Воронова:

Прошлое тогда лишь живо

в нас,

Когда оно имеет продолженье».

Эти слова можно назвать девизом творчества Арсения Ефимовича. Ему удалось сделать главное — оживить очень важные для всех нас страницы прошлого для сотен мальчишек и девчонок.

Невозможно в небольшой статье полностью раскрыть образ яркой и талантливой личности. Те, кто знал Арсения Ефимовича, будут всегда помнить его еще и как скромного, порядочного и, несмотря на кажущуюся внешнюю суровость, доброго человека.

Н.А.Башкирова,
преподаватель географии АГ

Новости СПбГУ