Главная » Тема номера

Вспоминая Учителя. Юрий Иосифович Ионин.

С большим  удовольствием вспоминаю учителей 45-й ФМШ при ЛГУ, в которой мне посчастливилось учиться в далеких уже 1967-70 годах.

С особенной теплотой всегда думаю о замечательном человеке, Учителе действительно с большой буквы Юрии Иосифовиче  Ионине.

Юрий Иосифович Ионин

Юрий Иосифович Ионин

Впервые я встретился с Иониным весной 1967 года. В Ленинградском дворце пионеров проходило награждение победителей городской олимпиады по математике. Дипломы 1 степени вручали торжественно, в зале, на сцене. А дипломы  2 и 3 степени вручали в фойе по завершении основных торжеств. «Заработанный» мной диплом 3 степени я и получил из рук Ю.И.Ионина. Я его не знал тогда, но, учитывая важность момента для меня лично, запомнил.

Вторая встреча произошла уже ближе к интернату, можно сказать, «на пороге». После письменной работы по математике при сдаче экзаменов на поступление в интернат был «разбор полетов». В аудитории собрались соискатели, а рассказывать  решения задачи вышел  тот человек, который за несколько месяцев до того вручал мне диплом! Он четко и понятно рассказал решения первых четырех задач. Эти задачи я решил, получив четверку. А вот пятую задачу, что-то из геометрии, я не решил. Эта (в общем-то, несложная) задача поддалась только одному школьнику в нашем потоке поступавших. Который и получил, естественно, единственную пятерку. И на этой задаче Ионин, что называется, «завис»! Решение вспомнить быстро он не смог, решить на ходу не получилось, и, подумав минуту, он неожиданно вызвал сидевшего на первой парте совсем юного парнишку, который быстро решение и рассказал… И опять я запомнил и самого Ионина, и школьника, помогшего учителю рассказать решение. А 1 сентября умный мальчик оказался в одном со мной 8 «а» классе 45 школы-интерната при ЛГУ, и звали его Володя Тураев. А на первом уроке алгебры в класс вошел все тот же мой «таинственный знакомец», и я наконец-то узнал, что его зовут Юрий Иосифович Ионин и три ближайших года я буду его учеником. А  юный Володя Тураев (действительно, юный: он был на полтора-два года моложе большинства учеников класса, так как перескочил через класс,  перейдя из 5-го сразу в 7-й) спустя многие годы станет всемирно известным топологом….

Потом была учеба в школе, обязательная учебная программа, спецкурсы, олимпиады…  Алгебру я любил и до интерната. А уж в «исполнении» Юрия Иосифовича! Видимо, его строгая, несколько суховатая манера изложения оказалась легко совместима с какими-то моими (и далеко не только моими!) внутренними качествами. Именно он показал многим из нас, что математика может быть по-настоящему красива,  а процесс решения задачи может доставлять огромное удовольствие. И он всегда очень профессионально относился к своему делу, всегда был прекрасно  готов к занятиям. Забавный казус с «забытой задачей», описанный мною выше, объясняемый,  понятно, большими организационными заботами, необходимостью проверки множества работ за короткое время и т.п., был на моей памяти единственным.

Восхищение и признательность Ионину высказывают многие и многие его ученики, ставшие профессиональными математиками.

Вот что говорит, например, Валерий Гриценко, выпускник 1972 года, ныне профессор  математической лаборатории им. Пенлеве Университета наук и технологий (Лилль, Франция), один из руководителей Европейского центра научных исследований по математике и физике (CEMPI, Lille), член Университетского института Франции (IUF): «В интернате учился у Юрия Иосифовича Ионина. Уверен, что в начале 1970-х годов он был лучшим учителем математики в мире. Могу аргументированно подтвердить это утверждение, так как я хорошо знаком с системами математического образования Франции, Германии, Японии, Великобритании, Италии и США. Курсы Ю.И.Ионина по анализу (производная и интеграл без теории пределов!), по векторной планиметрии, специальные лекции по теории Геделя — настоящие математические и методологические шедевры».  А вот оценка выпускника 1976 года Сергея Финашина (математик, профессор Middle East Technical University, Стамбул, Турция): «В 70-е годы Юрий Иосифович Ионин являлся лучшим школьным учителем математики в СССР». Понимая некоторую условность приведенных оценок, повторюсь, что значительное влияние Ю.И.Ионина на выбор ими профессии математика отмечают  многие десятки его учеников, достигших заметных успехов в науке.

Из «внеслужебных» отношений с Юрием Иосифовичем упомяну шахматы, играть в которые он очень любил.

Одной из «постоянных совместных акций» преподавателей и учеников были турниры по блицу. Сложился постоянный состав участников. Из учителей кроме Ионина регулярно участвовали математики Вячеслав Анатольевич Алейнов (в те годы он был директором Заочной математической школы, у него в выделенной ЗМШ комнате и собирались), Лев Давидович Курляндчик (тогда он был студентом матмеха ЛГУ и одновременно преподавал в школе), химик Алексей Самсонович Днепровский. Инициаторами турнира, как правило, выступали учителя. Часто это был Ю.И.Ионин. Шахматы мы любили, а уж возможность обыграть любимого учителя, конечно, упустить было никак нельзя! Надо сказать, что среди учеников в те годы были достаточно сильные шахматисты: перворазрядники, кандидаты в мастера, да и почти все школьники-участники имели разряды по шахматам. Из учителей сильным кандидатом в мастера был А.С.Днепровский, а остальные, кажется, и разрядов не имели. Но практический уровень игры преподавателей был также высок. И если Днепровский, многократный чемпион химфака по блицу, был все же фаворитом и, как запомнилось, побеждал в турнирах чаще всех, то в остальных микроматчах результаты были непредсказуемы: сегодня я обыгрывал Леву Курляндчика, а на следующей неделе он брал реванш. Вполне могло быть, что днем на алгебре Юрий Иосифович «мучил» меня у доски, а вечером я «отыгрывался» в блице! Играли, как и обычно бывает в партиях блиц, азартно, победы и проигрыши участниками переживались сильно. Запомнилось, что за пределы шахклуба эти эмоции как-то не выходили и на учебном процессе никак не отражались. После окончания школы мои связи со школой и одноклассниками были потеряны. Когда в 2000-х я снова стал встречаться со своими однокашниками, начал бывать в школе, в музее у Нины Кировны Гутковой (единственной  из педагогов, стоявших у истоков нашей школы, кто до сих пор продолжает успешно в ней трудиться!), мне захотелось узнать, как сложилась судьба любимого учителя.  Собранные материалы, несколько десятков фотографий ЮИ, я разместил в социальной сети ВКонтакте, в группе выпускников http://vk.com/ag_spbu. Ссылка альбома http://vk.com/album-263258_127295843. Здесь же я кратко расскажу, что удалось узнать про Юрия Иосифовича из разных источников.

 Он пришел работать в школу почти в самом начале, в 1964 году, будучи студентом-четверокурсником матмеха ЛГУ (кафедра алгебры). Привлек его для работы в школе один из отцов-основателей интерната Марк Иванович Башмаков.
По свидетельству Марка Ивановича Башмакова Ю.И.Ионин стал первым «математиком, постоянно работающим в интернате». Придя в школу практически в первом призыве учителей, Ю.И.Ионин принял активнейшее участие в разработке программы обучения учащихся интерната. Этим по необходимости сразу пришлось заняться всем участникам школьного коллектива учителей — никаких специальных программ для физ.-мат. школ тогда просто не было. Новые программы и методики создавались «на ходу», параллельно с продолжающимся учебным процессом. Результатом этой работы стали многочисленные статьи в профильных журналах «Математика в школе» и «Квант».

Еще одна область деятельности Ю.И.Ионина — олимпиады, которыми он сразу занялся более чем активно, причем как в школе, где общешкольные олимпиады по математике начали регулярно проходить с 1965 года, так и на городском и всесоюзном уровнях. Он постоянно входил в жюри Ленинградской городской и Всесоюзной олимпиад. Придумывал и публиковал задачи для олимпиад. Его многочисленные ученики побеждали в олимпиадах самого высокого уровня.

Закономерным итогом работы Ю.И.Ионина в школьном математическом образовании явилось написание и защита диссертации «Интеграл и его приложения в школах и классах с углубленным изучением математики» (1975).

В 70-е Юрий Иосифович, вероятно, полностью сосредоточился на работе в школе, отказавшись от карьеры математика-ученого (как оказалось, не навсегда!). Он стал настоящим преподавателем, руководил классами, ходил в походы. Именно в те годы ему дважды удался, выражаясь футбольным языком,  «хет-трик»: в 1974 и 1976 годах по трое учеников его классов попадали в сборные Советского Союза для участия в международных олимпиадах! Но личные обстоятельства (болезнь дочери) привели его к, вероятно, непростому решению выехать за границу. Как, к сожалению, часто бывало в те времена, он получил отказ в возможности выезда, вынужден был уйти из школы и вообще, кажется, из школьного образования.

Только с изменением ситуации в стране он, наконец, смог уехать в США.

Он переехал в штат Мичиган и начал работать в Central Michigan University, Mount Pleasant, Mich. Он занимал должность профессора математики Department of Mathematics упомянутого университета. Кроме того, начиная по крайней мере с 1993 года (самая ранняя обнаруженная публикация зарубежного периода) регулярно публиковал научные статьи по математике. Здесь лично для меня — поразительная загадка и еще один повод для восхищения Иониным. Перебравшись в возрасте около 50 лет в иную страну — неизбежно возникающие при этом значительные, если не сказать огромные, сложности очевидны, Юрий Иосифович начал заниматься там математикой как наукой! При этом достаточно успешно: в 2006 году ему была присуждена Университетская Президентская премия CMU, он выпустил монографию Combinatorics of Symmetric Designs (в соавторстве). В конце 2007 года Ионин вышел на пенсию, переехал в Champain, штат IIlinois. Живет в семье с дочкой и внучкой. И продолжает трудиться: пишет статьи, участвует в научных конференциях… Думаю, все многочисленные его ученики присоединятся к моим пожеланиям: Здоровья и успехов, Юрий Иосифович! Спасибо Вам!

С.Г.Соколин,
выпускник  1970 года

Новости СПбГУ