Главная » Культура

Кино в поисках надежды и смыслов

В сентябре в Санкт-Петербургском государственном университете после летнего перерыва вновь встретились поклонники авторского кино. В рамках очередного, уже XXIII Международного фестиваля документальных, короткометражных, игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» в СПбГУ состоялась пресс-конференция организаторов мероприятия и прошли открытые показы на встречах одноименного киноклуба. 

Николай Михайлович Кропачев и Алексей Ефимович Учитель вновь встретились в СПбГУ в преддверии фестиваля

Николай Михайлович Кропачев и Алексей Ефимович Учитель вновь встретились в СПбГУ в преддверии фестиваля

Каждую осень на протяжении уже нескольких лет Санкт-Петербургский государственный университет принимает в своих стенах знаменитый петербургский кинофестиваль. Фестиваль документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» проходит в нашем городе с 1989 года при поддержке Госкино РФ, Министерства культуры РФ и его кинодепартамента, Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по культуре, Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Обширная программа фестиваля ежегодно включает в себя международный и национальный конкурсы документальных фильмов, международный конкурс экспериментальных фильмов In Silico и многочисленные специальные программы.

В этом году программа кинофестиваля «Послание к человеку» стала самой насыщенной за последние несколько лет. Отборочная комиссия выбирала из 5 400 заявленных для участия картин, созданных режиссерами из 87 стран мира. В результате отбора в конкурсные программы вошло 103 фильма из 33 стран, в том числе таких, как Иран, Япония, Бразилия, Чили, Китай, ЮАР, Сингапур. Всего во время фестиваля участники и гости смогли посмотреть более 250 фильмов, включая 100 российских и 4 мировых премьеры. Частью фестиваля стали несколько специальных программ, в том числе таких, как «Память пленки: Вариации на тему холодной войны», «80 лет киностудии «Леннаучфильм»», «Близкое. Семейные фильмы» и другие.

На фестивальную неделю в Санкт-Петербург приехали режиссеры с мировым именем — Мира Наир, Ульрих Зайдль, Марина Голдовская, Виталий Манский, Алан Берлинер, Семих Капланоглу и еще более 150 режиссеров, продюсеров, киноведов.  Участниками фестивальной программы и членами жюри конкурсов стали такие известные журналисты, критики и общественные деятели, как Марат Гельман, Ксения Собчак, Дмитрий Быков, Александр Гордон. Все желающие могли посетить ежедневные творческие встречи и мастер-классы от режиссеров, киноведов и продюсеров, попробовать себя в создании мультипликационных фильмов, посмотреть шоу цифрового граффити бразильских видеохудожников и даже поучаствовать в велопробеге.

Журналисты спешили задать свои вопросы организаторам фестиваля

Журналисты спешили задать свои вопросы организаторам фестиваля

Начиная с прошлого года частью фестиваля «Послание к человеку» стал специальный кинопоказ для осужденных, отбывающих срок в СИЗО №1 «Кресты». В первый раз заключенным был продемонстрирован фильм российского режиссёра-документалиста Сергея Мирошниченко «Рождённые в СССР: 28 лет. Часть 2». Как отмечают организаторы мероприятия, «специальные показы фестиваля для заключенных организованы, чтобы доставить «кинопослание» тем людям, которые, возможно, более других нуждаются в переосмыслении ценностей и смене жизненных приоритетов». В этом году 26 сентября заключенные смогли посмотреть фильм 1986 года «Архангельский мужик», рассказывающем о трагической судьбе сельского жителя Севкова, который фактически пытался стать первым фермером в Советском Союзе. Фильм, созданный по сценарию знаменитого публициста Анатолия Стреленова, показывает, что любая инициатива в период  советской экономики была более чем наказуемой. Спецпоказ смогла посетить и режиссер фильма, известный автор-документалист, лауреат российских и международных премий Марина Голдовская. Она рассказала зрителям о том, как фильм в свое время был снят с показа на телевидении, что герой картины был обвинен в кулачестве и погиб от инфаркта, не выдержав борьбы с системой. Кроме того, Марина Голдовская оставила для показа в «Крестах» свой фильм «Осколки зеркала» 1988 года.

В этом году кинофестиваль «Послание к человеку» впервые представил внеконкурсную программу фильмов, созданных детьми. Зрители, пришедшие на показ, проголосовали за понравившиеся фильмы и лучшей назвали игровую короткометражку «Добрые руки», созданный петербургской детской киностудией «Жираф».

Очень важно, что помимо «открытия» новых имен и предоставления площадки для молодых кинотворцов, фестиваль «Послание к человеку» ставит целью сохранение богатого мирового кинематографического наследия для будущих поколений. Поэтому среди фестивальных мероприятий в этом году прошли также несколько ретроспектив легендарных режиссеров: вечер памяти и показ документальных фильмов Герца Франка, ретроспектива режиссера Нико фон Глазова, вечер в честь 75-летнего юбилея основателя и почетного президента кинофестиваля, кинорежиссера-документалиста Михаила Литвякова и показ его работ.

Фестиваль приходит в Университет

Михаил Железников, программный директор фестиваля «Послание к человеку»

Михаил Железников, программный директор фестиваля «Послание к человеку»

В этом году с 21 по 28 сентября СПбГУ, наряду с Домом кино, Музеем современного искусства «Эрарта» и другими постоянными партнерами фестиваля, вновь стал площадкой для показа фильмов из конкурсной программы. 19 сентября ректор СПбГУ, профессор Николай Михайлович Кропачев, президент кинофестиваля «Послание к человеку» режиссер и продюсер Алексей Ефимович Учитель, программный директор фестиваля Михаил Железников, кинокритик Кирилл Галецкий рассказали о том, что ждет зрителей в этом году и ответили на вопросы журналистов. Алексей Учитель подчеркнул, что партнером фестиваля не случайно стал именно СПбГУ. «Я очень рад, что мы находимся в этом здании, в Петербургском университете. Я каждый раз удивляюсь, что наш старейший, самый главный университет города так преданно относится к фестивалю и так заботится о нем». Режиссер отметил, что представленные на нынешнем фестивале картины позволяют составить самое полное мнение о современном мировом кинематографе, и что такая возможность теперь есть и у студентов СПбГУ.

Напомним, помимо того, что Университет принимает фестиваль в качестве площадки в сентябре, в течение всего учебного года в СПБГУ действует постоянный киноклуб «Послание к человеку». Он был создан по инициативе Николая Кропачева и Алексея Учителя больше года назад. Здесь проходят уникальные бесплатные кинопоказы, где студенты и преподаватели могут регулярно встречаться, чтобы посмотреть и обсудить современные документальные и игровые фильмы из программы фестиваля разных лет вместе с их создателями — режиссерами, сценаристами, актерами. Николай Михайлович отметил, что киноклуб пользуется большой популярностью не только у студентов и преподавателей, но у многих жителей города, которые с удовольствием посещают показы и участвуют в обсуждениях. «Мы всегда рады принимать у себя фестиваль, который является главным украшением петербургского кинематографа, принимать его президента Алексея Учителя. Где еще должен быть учитель, как не в Университете? — с улыбкой подчеркнул ректор. — А если серьезно, Алексей Ефимович действительно настоящий учитель, который учит не только молодых режиссеров снимать фильмы, но и нас, зрителей, их смотреть».

Сотрудничество СПбГУ и фестиваля «Послание к человеку» со временем должно еще более укрепиться. Как рассказал Николай Кропачев, в течение ближайших двух лет на новой университетской территории, в бывших зданиях Академии тыла и транспорта на Кадетской линии должен появиться специальный фестивальный комплекс. Здесь планируется провести 25-й юбилейный фестиваль «Послание к человеку». Кроме того, по-прежнему в планах руководства СПбГУ — создать на базе действующих направлений по творческим специальностям новую образовательную программу по кинорежиссуре и киносценарию. По мнению Алексея Учителя, в Петербурге уже давно пора создать и Федеральный центр кино для поддержки начинающим, молодым режиссерам, который будет продолжать линию профессиональной подготовки и в организации которого также может помочь СПбГУ.

Пока эти планы находятся на стадии реализации, студенты и преподаватели СПбГУ стараются больше узнать об авторском кино и раскрыть для себя его секреты. Первая встреча киноклуба «Послание к человеку» этой осенью была посвящена творчеству молодого режиссера Тимофея Жалнина, одного из постоянных участников и призеров фестиваля. Он представил на суд зрителей специально им отобранные для универсантов три короткометражные картины, снятые в разные годы.

Кино как жизненный опыт

Алексей Учитель рассказал о фестивальной программе

Алексей Учитель рассказал о фестивальной программе

Герои фильма «Легкие 16 лет» (2011 г.) — две девушки и парень — отправляются в поход. Но отдых на природе ясно проявляет отношения внутри группы. Дружеская компания превращается в любовный треугольник, а 16 лет становятся тяжелым грузом для того, кто еще ничего не знает ни о любви, ни о предательстве, ни о том, как жить после них дальше… В картине «Черновик» (Гран-при фестиваля «Золотой Кентавр», 2010 г.) актриса петербургского театра «Остров» Ирина Федорова сыграла артистку провинциального театра, которая страстно стремится уехать в столицу. Для самопрезентации она пытается записать на видео свое исполнение — декламацию стихотворения Дмитрия Воденникова «Как надо жить — чтобы быть любимым». Но актрисе все время мешают — родные, соседи, сама ее квартира. В конечном итоге все они становятся героями этой видеозаписи, и оказывается, что без них было не обойтись… Фильм «F5» (Россия, 2013), главными героинями которого стали танцовщицы из одноименного коллектива, ставит перед зрителями немало вопросов. И о дружбе, и об отношениях между коллегами, и о том, что такое профессиональный успех, и не слишком ли дорого он иногда обходится тем, кто оказывается на вершине…

После показа студенты и преподаватели смогли задать молодому режиссеру любые вопросы и поделиться впечатлениями от увиденного. Зрителей интересовало, что помогает автору обрести вдохновение, откуда он берет идеи для своих фильмов, как ищет музыку к ним, по какому принципу выбирает операторов и актеров. Как рассказал Тимофей Жалнин, практически все его картины так или иначе основаны на собственном жизненном опыте, — как правило, он снимает то, о чем очень хорошо знает.

«Фильм «F5» мы снимали на пятом курсе, конечно, переживали, не знали, что нас ждет в будущем, после выпуска. И все эти переживания вошли в работу. К тому же когда-то я тоже занимался хореографией — захотелось сделать работу о том, в чем я разбираюсь, и выразить в такой форме универсальную идею о компромиссах, о том, насколько можно себя продавать, предавать… К счастью, меня пока судьба не ставила перед критическим выбором, я занимаюсь тем, чем хочу заниматься, но я часто видел в жизни, как это бывает».

Тимофей подчеркнул, что в основе не только этой, но и других его фильмов лежит, прежде всего, идея о приобретении опыта, о духовном росте, о тех выводах, которые делает для себя человек, пройдя через ту или иную ситуацию. С любопытными участниками встречи молодой режиссер поделился и некоторыми своими секретами создания фильмов. Например, рассказал, что работа с непрофессиональными актерами довольно рискованна и ответственна, но часто это идет только на пользу фильму. Признался, что до сих пор сам пишет сценарии к картинам, так и не найдя «своего» сценариста, а с операторами, напротив, всегда находит общий язык. Поделился своими замыслами когда-нибудь снять фантастику или сделать картину на основе зарубежного материала. А главным секретом мастерства считает верность первоначальному замыслу на всем протяжении съемок фильма. «Нужно помнить об этой изначальной идее, помнить, насколько глубоко это тебя тронуло и почему. И все получится».

23 сентября студенты и преподаватели СПбГУ получили еще один подарок от организаторов фестиваля. В Актовом зале Главного здания Университета состоялась творческая встреча с одним из величайших современных режиссеров Ульрихом Зайдлем и был продемонстрирован его фильм «Хорошие новости: о продавцах газет, дохлых собаках и других обитателях Вены» (1990 г.).

Дальнейшие показы фильмов уже непосредственно из самой конкурсной программы XXIII Международного фестиваля документальных, короткометражных, игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» прошли в здании СПбГУ на 22-й линии В.О.  24, 25 и 26 сентября здесь показали и обсудили фильмы Национального конкурса документального кино: «Слезы нимфы», режиссер Анастасия Масленникова, 22 мин., 2013 г. (российская премьера); «Признание Зелима», режиссер Наталия Михайлова, 60 мин., 2013 г. (российская премьера); «Чижики», режиссер Никита Иконников, 15 мин., 2013 г. (российская премьера); «Две стороны одной лошади», режиссер Татьяна Соболева, 34 мин., 2013 г. (Санкт-Петербургская премьера); «Данный взамен», режиссер София Гевейлер, 28 мин., 2013 г. (Санкт-Петербургская премьера); «Я здесь», режиссер Мария Поприцак, 27 мин., 2013 г. (российская премьера).

Фильм «Lost Boys» начинающего режиссера Варвары Обросовой (2012 г.), также показанный в эти дни в СПбГУ, по решению жюри фестиваля был признан лучшим дебютом этого года и получил приз «Кентавр». Сквозным мотивом картины стали судьбы творчески одаренных молодых людей, живущих в современной России. Они не получают должного признания, но продолжают идти по выбранному пути. Разочарованные, порой нравственно дезориентированные, насмешливые и скептичные, эти актеры, музыканты, художники, поэты занимаются творчеством не столько потому, что чувствуют в этом насущную необходимость, сколько потому, что таким способом пытаются противостоять сложившемуся общественному укладу.

В пятницу, 27 сентября, в здании СПбГУ на 1-й линии В.О., в рамках специальной программы «Синестезия» были показаны фильмы режиссеров не только из России, но и США, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Румынии. «Синестезия» — это особый новый жанр киноэкспериментов с формами синтеза звука и изображения, когда  авторы стремятся преодолеть границы между нашими пятью чувствами — визуально передать звук, озвучить цвет, нарисовать тактильное ощущение, соединить ритмы с формами. Синестетическое видео не стремится рассказать связную историю, а лишь передает абстрактные образы, практически не оставляя времени на рефлексию и анализ происходящего на экране. Оценить эти опыты зрители могли на примере фильмов Ирины Станкиулеску «Поглощённый», Андреаса Менна «Брошенный на маленькой ферме», Аннет Юнг «Лего-танец», Ника Кобби «Секреты, упреки и требования», Филиппа Артуса «След улитки», Калила Джозефа «Пока не пришла тишина» и других.

В этот же день ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Михайлович Кропачев принял участие в церемонии награждения победителей XXIII Международного кинофестиваля «Послание к человеку». Вместе с председателем жюри Национального конкурса фестиваля Мариной Голдовской ректор вручил приз «Кентавр» режиссёру Родиону Исмаилову за признанный лучшим среди полнометражных документальных картин фильм «Моя родня».

Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков

Новости СПбГУ