Главная » Образовательные программы

Смелые шаги в будущее. Выпускные проекты дизайнеров среды СПбГУ

В завершившемся учебном году выпускники программы «Дизайн среды» вновь подготовили целый ряд дипломных проектов, посвященных развитию территорий и самого Университета, и Петербурга, и других городов России.

Елена Бызова и рецензент ее работы А.А.Парфенов

Елена Бызова и рецензент ее работы А.А.Парфенов

Уже несколько лет, с самого начала работы образовательной программы «Дизайн среды», студенты под руководством преподавателей выбирают в качестве дипломных выпускных проектов сложные, злободневные и необычайно интересные темы. Большая часть из них так или иначе связана с СПбГУ — с освоением и планировкой территорий, которые долгое время не использовались в полной мере либо потеряли со временем свое значение. Концепции развития, которые предлагают будущие дизайнеры среды, в первую очередь студенты магистратуры, не только предлагают этим местам новую жизнь, максимально наполняя их всевозможными функциями, но и в буквальном смысле открывают принципиально новое видение дальнейшей деятельности старейшего вуза страны, а также других территорий, остро нуждающихся в реновации.

Новые идеи для петергофских просторов

Елена Бызова в дипломной магистерской диссертации на тему «Концепция формирования нового архитектурно-ландшафтного комплекса для биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета», удостоенной оценки «отлично», предложила простую, но весьма изящную идею обустройства части Петродворцового комплекса университетских зданий. В основе концепции лежит известный замысел территориально объединить разрозненные площадки, где сейчас приходится учиться и работать студентам и ученым биолого-почвенного факультета. Для этого, как считает Елена, как нельзя лучше подходят свободные площади, ограниченные с севера Университетским проспектом, с юга Ботанической улицей, с запада Ректорским проездом-1, с востока Ректорским проездом-2. Таким образом, биолого-почвенный факультет не потеряет связь со знаменитым парком усадьбы «Сергиевка», где многие годы находился Биологический НИИ СПбГУ, научные сотрудники и студенты будут продолжать изучение этого памятника природы, использовать и приумножать накопленный опыт.

Фасадная часть зданий проекта гармонично вписывается в аскетичный архитектурный стиль 70-80-х годов XX века, в котором построен Петродворцовый комплекс. Это связывает смелое футуристичное решение нового кампуса с ближайшими соседями — другими естественнонаучными факультетами СПбГУ. В остальном, по замыслу автора, органические формы архитектуры и использование современных «зеленых» технологий должны обеспечить преемственную связь архитектуры XX и XXI веков. «Это попытка найти альтернативный облик кампуса, избавиться от средовой атмосферы, которая неблагоприятно воздействует на проживающих и работающих на ее территории людей — своей сухостью, безжизненностью, тяжеловесностью, огромными расстояниями, которые разделяют корпуса,  отсутствием человеческого масштаба», — отметила Елена Бызова.

В качестве альтернативы этой тяжеловесной архитектуре она предложила природный образ каньона — глубокой узкой долины с крутыми склонами, с рекой, текущей по дну. Склоны каньона в проекте изображают застекленные ограждающие конструкции, а реку — искусственный водоем. Фасады, обращенные к Ректорским проездам, хоть и едины с другими факультетами по масштабу, цвету и пластике, но различны по структуре поверхности и оконных проемов. Благодаря использованию современных материалов, озеленению, «экологическому» цветовому решению комплекс органично вписывается в окружающую среду, сливаясь с окружением и становясь его продолжением. Четыре корпуса нового кампуса биолого-почвенного факультета вмещают в себя все необходимые университетскому комплексу функциональные помещения — учебные, лабораторные, административные, рекреационные, технические; предусмотрен конференц-зал, библиотека, кафе, музейно-выставочное пространство. В куполообразном здании — композиционном центре комплекса — кроме проведения различных общественных культурных акций, выпускных балов, вручения премий, предполагается создание специального помещения для выращивания прихотливых экзотических культур. Другие не совсем привычные для наших северных широт растения можно будет выращивать под открытым небом в уникальной климатической среде, которая создается у административного здания кампуса за счет плавного понижения рельефа. Также на территории комплекса предполагается создать экскурсионный маршрут и экологическую тропу.

Как отметил один из руководителей дипломной диссертации, член Государственной аттестационной комиссии, заведующий кафедрой изобразительного искусства СПбГУ, профессор Иван Григорьевич Уралов, студентка попробовала решить одну из наиболее актуальных для университета проблем — создание современных условий для развития научно-образовательного процесса. «Очень важно, когда студенты предлагают решения для своего вуза, когда результат такой работы можно представить руководству СПбГУ, — отметил Иван Григорьевич. — Елене удалось решить непростую задачу — образное соединение формы и содержания, осмысление концептуальности нового объекта в природе и урбанистической среде университета. Как дизайнер среды, она предлагает потенциальному будущему автору нового комплекса некий целесообразный путь решения, ясную и классически сильную связь естественнонаучных функций, объектов и природного окружения». Высоко оценил проект и рецензент диссертации, петербургский архитектор, руководитель архитектурного бюро «А2» Андрей Александрович Парфенов: «Работа оказалась настолько интересной, что мне, как профессионалу, захотелось ее продолжить и развить». Обсуждая работу, члены аттестационной комиссии подчеркнули важность поставленной задачи, которая предлагает молодому архитектору огромное поле для творчества — дать новую жизнь стереотипной «советской» застройке, активно, но при этом деликатно преобразовывая сложившуюся среду с помощью самых современных средств и приемов.

Анна Одинцова рассказывает о проекте преобразования усадьбы «Сергиевка»

Анна Одинцова рассказывает о проекте преобразования усадьбы «Сергиевка»

Дипломный проект Анны Одинцовой на тему «Концепция использования усадьбы «Сергиевка» в интересах программы развития Санкт-Петербургского государственного университета» продолжил и дополнил тему развития петергофских территорий Университета. «Главная задача работы — предложить наиболее целесообразную концепцию использования территории усадьбы после переезда Биологического НИИ в новый комплекс биолого-почвенного факультета, осуществить модернизацию, гуманизацию и эстетизацию среды, с учетом особого статуса территории», — рассказала Анна, напомнив, что усадьба «Сергиевка» принадлежит к особо охраняемым территориям Петербурга, состоит в списке охранных зон ЮНЕСКО и занесена в Красную книгу природы. В основу теоретической части магистерской диссертации легло исследование, посвященное истории усадьбы на берегу Финского залива, между Старым Петергофом и Ораниенбаумом. Свадебный подарок Николая I дочери, Марии Николаевне, и ее супругу, герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, дворцово-парковый ансамбль приобрел известность благодаря собранной герцогом крупной коллекции предметов изобразительного искусства, понесшей в годы Великой Отечественной войны значительный урон. В связи с этим, подчеркнула автор работы, концепция преобразования усадебного комплекса учитывает важную историческую составляющую, включает в себя реконструкцию пришедших в упадок и руинированных зданий, передает дух места — и в то же время учитывает функциональную значимость будущего развития усадебного комплекса. Здесь планируется создать Дом ученых СПбГУ, Центр изучения экологических проблем Балтийского региона, детский и молодежный экологические центры и другие новые подразделения Университета.

Для того чтобы связать все будущие учреждения, а также обеспечить комфорт тем, кто учится, работает или посещает усадьбу с экскурсией, Анна разработала специальный функциональный маршрут по территории дворцово-паркового ансамбля. Он включает в себя основные историко-культурные и природно-ландшафтные достопримечательности парка, вероятные места обитания животных и птиц, и по всему расстоянию снабжен информационными указателями. Конструкция этих стендов из прозрачного пластика делает их максимально информативными и при этом ненавязчивыми по отношению к окружающей среде. По такому же принципу выполнены и другие элементы средового дизайна — например, скамейки, опирающиеся на лесные валуны, сборные деревянные настилы у пруда и другие детали. По замыслу автора, должен преобразиться и знаменитый родник «Адамова голова», который предлагается дополнить бассейном с чистой родниковой водой и рельефным оформлением прибрежных склонов. Кроме того, проект учитывает восстановление и оборудование интерьеров дворца и других зданий усадьбы в соответствии с новыми функциями.

Как подчеркнул руководитель дипломной работы Иван Григорьевич Уралов, диссертация может служить примером роли дизайнера среды в формировании общего восприятия и функционирования такого сложного объекта, как усадьба, являющаяся как памятником природы и архитектуры, так и полноценным университетским научно-образовательным комплексом. «Анна соединила различные предположения, существующие относительно будущего этой территории, в целостную картину, стараясь объединить ее структурой пешеходных маршрутов, пронизывая информационными точками, которые будут поддерживать наше внимание и определять выбор направления движения. А предложенные инновации создают более комфортные условия существования человека в исторической среде. Проект предполагает не активное вторжение, строительство чего-то нового, а насыщение различными функциями уже существующих пространств». А появление здесь новых функций сегодня и необходимо, и неизбежно, как отметила старший преподаватель кафедры дизайна, руководитель образовательной программы «Дизайн среды» Евгения Павловна Петрашень. «Это место, при соответствующей реставрации, могло бы стать просто музеем. Но мы понимаем, что ни один такой музей не сможет выжить вблизи Петродворца. Поэтому приходится искать новые подходы, новые возможности развития этой уникальной усадьбы». По словам рецензента дипломной работы Андрея Александровича Парфенова, подготовленный проект может стать организационной основой для решения следующих реставрационных и ландшафтных задач.

Мечты о Васильевском острове

Защита магистерской диссертации Анастасии Сухенко

Защита магистерской диссертации Анастасии Сухенко

Недавняя передача в распоряжение СПбГУ комплекса зданий на Кадетской линии вдохновила на создание сразу двух дипломных магистерских диссертаций, посвященных территориям Университета на Васильевском острове и защищенных на «отлично». К сожалению, отметил Иван Григорьевич Уралов, эти проекты вряд ли будут осуществлены в действительности, но, тем не менее, они достойны обсуждения в профессиональной среде — такие работы показывают, как историческая среда Петербурга может взаимодействовать с современными зданиями и наполняться новыми функциями.

Например, экстравагантный проект Анастасии Сухенко «Концепция развития архитектурного комплекса Санкт-Петербургского государственного университета в градостроительном контексте Васильевского острова» предложил довольно неожиданное для старинной презентационной части СПбГУ решение. Обнаружив при исследовании, что все старинные генеральные планы содержат продолжение Большого проспекта Васильевского острова фактически до самого здания Двенадцати коллегий, студентка разработала основанную на этой идее схему коммуникационных связей внутри разросшегося университетского комплекса, объединяющую его с соседними научными учреждениями в своеобразную «русскую Сорбонну».

Проект включает в себя продолжение Большого проспекта Васильевского острова уже за Кадетским корпусом, а также развитие диагональных направлений, связывающих проспект и Университетскую набережную. Вход в комплекс отсюда останется презентационным, «парадным», связывающим Университет с городом, через него можно будет проходить на торжественные или праздничные мероприятия, значимые и для универсантов и для горожан. Более будничным, повседневным входным пространством станет северо-западная сторона комплекса, ориентированная на новую станцию метро «Спортивная-2» и станцию «Василеостровская». Все эти и другие направления внутри комплекса планируется связать кольцом-коридором с галереями, которые позволят передвигаться по университету практически без выхода на открытое пространство — одновременно и метафорическое, и функциональное продолжение знаменитого коридора здания Двенадцати коллегий. Это маршрутное кольцо задано круглым зданием, где разместятся учебные, административные и рекреационные помещения. Кроме эстетической и функциональной роли, по замыслу Анастасии, кольцо станет символом совершенства, замкнутости университета в самом себе, и одновременно с этим символом развития и динамики. Внутри комплекса найдется применение и оставшемуся в наследие от Академии тыла и транспорта стадиону, и Ботаническому саду.

Л.Л.Гуревич — научный руководитель, дает отзыв на работу Анастасии Сухенко. На переднем плане — профессор кафедры дизайна В.С.Сперанская и предсе- датель ГАК В.Б.Санжаров

Л.Л.Гуревич — научный руководитель, дает отзыв на работу Анастасии Сухенко. На переднем плане — профессор кафедры дизайна В.С.Сперанская и предсе- датель ГАК В.Б.Санжаров

Этот экстрафутуристический проект, по выражению председателя государственной аттестационной комиссии, заведующего кафедрой дизайна интерьеров СПбГУ технологии и дизайна Владимира Борисовича Санжарова, выполненный на стыке различных направлений архитектуры и средового дизайна, является ответом на актуальный городской запрос о регенерации депрессивной внутридворовой среды. Включая в себя ультрасовременные приемы дизайна, «зеленую» архитектуру, эксплуатируемые кровли и другие элементы, проект сохраняет и подчеркивает историческое значение Василеостровского университетского комплекса, продолжая линию застройки от XVIII, XIX, XX веков зданиями и средой века XXI-го. А внутри сложившегося исторического комплекса создается совершенно новое пространство, новый символический облик Университета.

Как подчеркнул научный руководитель дипломной работы, архитектор, в прошлом старший научный сотрудник научного отдела НИИП градостроительства Леонид Леонтьевич Гуревич, достоинством этого проекта является анализ как городской структуры, так и внутренней архитектуры Университета, что может быть использовано при дальнейших преобразованиях этой территории. «Студентка взяла на себя решение крупной градостроительной задачи и создала четкую, интересную концепцию. Это как раз тот пример свободного творчества, возможности для которого архитектору предоставляются не так уж часто», — заметил рецензент работы, архитектор,  руководитель архитектурной мастерской «Интерколомниум» Евгений Вячеславович Подгорнов.

Дипломная диссертация Екатерины Гладышевой на тему «Преобразование среды архитектурного комплекса как модель развития историко-культурного ландшафта (на примере включения бывшего Кадетского корпуса в комплекс Санкт-Петербургского государственного университета)» представляет собой принципиально иное решение поставленной задачи. Здесь, как отметили члены аттестационной комиссии, больше внимания уделено именно среде, организации внутренних пространств комплекса СПбГУ как целостного архитектурного ландшафта. «В разработанной концепции реализованы мировые критерии успешности среды, исторический и современный опыт организации университетских комплексов, — рассказала Екатерина. — Этот опыт подразумевает наличие общей идеи, концепции программы развития, интегрированной в архитектуру и пространственную структуру, системы внутренних общественных пространств, а также открытых для посетителей и горожан зон, связывающих комплекс с городом,  привлекательность архитектурных пространств среды, развитую ландшафтную систему, обилие зеленых насаждений, низкую этажность, человеческий масштаб  и многое другое, что создает атмосферу социального комфорта».

Екатерина Гладышева показывает модули планируемого университетского комплекса

Екатерина Гладышева показывает модули планируемого университетского комплекса

По словам руководителя дипломной работы, начальника отдела Управления ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре, доцента кафедры изобразительных искусств СПбГУ Елены Ивановны Козыревой, при начале работы территории Кадетского корпуса произвели фантастическое впечатление своими пустынными пространствами, гигантскими плацами, густо обсаженными деревьями. Екатерина попробовала создать проект, в котором бы эти территориальные ресурсы не застраивались (как это чаще всего происходит), но оптимально использовались, а уникальная, исторически сложившаяся структура открытых пространств и ландшафтов сохранялась. Потому организация архитектурно-пространственной среды комплекса построена по принципу пространств-модулей — относительно самостоятельных, но взаимосвязанных территориальных и пространственных элементов в исторически сложившихся и проектируемых границах. Такими модулями стали площадь, северный вход, поле, сад, парк, анфилада — их современные образы, по замыслу автора, отсылают к историческим аналогам. «Благодаря вертикальному развитию изолирования пространства, взаимодействию и функциональному использованию закрытых пространств, разнообразию маршрутов движения, среда приобретает свойства многозначности, насыщенности, ландшафтная система комплекса сохраняется и получает развитие за счет новых звеньев — эксплуатируемых террас, атриумов, вертикального озеленения, ландшафтных насаждений», — пояснила автор. Очень важно, что ее проект подразумевает использование помещений и пространств не только в научных и образовательных целях, но и для различных культурных акций, семинаров, концертов, книжных ярмарок, различных встреч, отдыха.

Рецензируя работу, Евгений Вячеславович Подгорнов отметил эту и другие важные особенности проекта: «Мне импонирует эта легкость, логичность и концептуальность, вдумчивый подход, бережное отношение к историческому пространству. И вместе с тем — понимание того, что молодежи нужно существовать не в музейном экспонате, а в активно действующей среде».

Проект «Набережная Европы» в центре внимания юных талантов

Наталия Сыпко показывает свой проект

Наталия Сыпко показывает свой проект

Около двух лет назад, когда нынешние выпускники-магистры только приступали к занятиям, в обществе и профессиональной среде градостроителей бурно обсуждался проект переоборудования и застройки территории бывшего федерального Института прикладной химии на набережной Малой Невы — недалеко от Петровского стадиона, между проспектом Добролюбова, переулком Талалихина и западной границей площади академика Дмитрия Лихачева. На месте снесенного комплекса предполагалось построить Дворец танцев Бориса Эйфмана, гостиницу, офисные центры, жилые здания. Как рассказал Иван Григорьевич Уралов, в то время инвесторы будущего строительства обратились к руководителям факультета искусств СПбГУ с предложением для магистров программы «Дизайн среды» поучаствовать в проекте и создать варианты организации внутриквартального пространства. В свете последовавших за тем изменений в, казалось бы, уже решенной судьбе Набережной Европы, студенты решили отойти от идеи застройки, и обратиться к возможности создания непрерывной зеленой зоны на городских набережных, выбрав решения, которые словно продолжают ансамбли скверов у Медного всадника, у Стрелки, у Петропавловской крепости.

Эта идея легла в основу магистерской диссертации Наталии Сыпко на тему «Создание нового городского парка на территории Набережной Европы в целях формирования непрерывной рекреационной зоны в историческом центре Санкт-Петербурга». Дипломант изучила сложившуюся структуру зеленых набережных города и попыталась разработать концепцию первой в Санкт-Петербурге пешеходной набережной. Основой получившегося композиционного плана стало пересечение основных осей — направлений движения, одно из которых продолжает переулок Талалихина и проходит до набережной Малой Невы, другое является перспективным видом на Петропавловскую крепость и проходит вдоль русла Малой Невы. Также на протяжении всей территории проходит направляющая, которая позволяет двигаться, не выходя из зеленого массива. Сама территория комплекса «Набережная Европы» разделена на несколько функциональных зон: центрально-общественную зону с амфитеатром, зону для прогулок и отдыха, набережную, зону для мероприятий с площадью, которая позволит этому месту, с учетом его расположения вблизи Биржевого моста, принять на себя часть нагрузки от городских праздников и спортивных мероприятий. Пешеходную набережную планируется оборудовать причалами, откуда могут отправляться водные такси и экскурсионные суда. Изюминкой проекта Наталии стал бассейн, окруженный амфитеатром с подиумами — потенциальным выставочным пространством под открытым небом, а также башней с рестораном и смотровой площадкой. В свое время идею такой башни для Петербурга предложили создатели всемирно известного колеса обозрения «Лондонский глаз». И студентка использовала это предложение при разработке необычной конструкции башни, которая состоит из неподвижной основы с прикрепленным движущимся помещением, фиксирующимся на той или иной высоте в соответствии с теми или иными достопримечательностями.

Сложность работы магистрантки, как подчеркнула рецензент дипломной диссертации, искусствовед, главный редактор газеты «4room:/Форум профессионалов» Ксения Валерьевна Бандорина, заключалась в необходимости держаться в жестких географических, культурных, социальных рамках. «Наталия подошла к проекту именно с этой необходимой деликатностью. Результат подкупает своей гармоничностью, простотой, профессиональной возможностью для реализации — как с точки зрения сохранения культурных ценностей, так и с точки зрения сохранения контекста той ситуации, которая сложилась в этом районе, с учетом потребностей жителей и гостей этого района».

Лу Шэнпин и рецензент его работы Ксения Бандорина

Лу Шэнпин и рецензент его работы Ксения Бандорина

Студент из Китая Лу Шэнпин предложил свою трактовку организации этой территории в дипломной работе на тему «Традиции и новации рекреационной функции городской среды Санкт-Петербурга на примере концепции среды Набережной Европы». Прежде чем приняться за разработку концепции, юноше пришлось тщательно изучить среду малознакомого ему города, определить ключевые моменты традиционной организации пространства в Петербурге, что, по мнению членов аттестационной комиссии, ему удалось блестяще. Результаты исследования отразились в выбранном Лу Шэнпином материале и цветовом решении элементов композиции, на которые легла основная нагрузка по приданию проекту выразительности. Отправными точками при создании образцов пластической архитектуры в новом парке стали архитектурные ансамбли Петропавловской крепости, Военно-исторического музея и других памятников, обрамляющих русло Невы в центре города. Работая над составляющими ландшафтного дизайна, студент сделал акцент на использовании традиционных местных пород деревьев и кустарников. Важной частью концепции стали просторная театральная площадь перед Дворцом танцев Бориса Эйфмана, культурно-выставочное пространство, двухуровневая набережная с пристанью и прогулочной зоной.

В результате, как отметили при обсуждении члены аттестационной комиссии, получился выразительный современный европейский проект, при этом строго увязанный с историческими традициями нашего города. Например, здесь используются привычные петербуржцам средовые элементы — фонтаны, способы мощения, дорожки, скамейки — которые сохраняют «дух места». Интересно, как заметила рецензент дипломной работы Ксения Бандорина, что за счет многоуровневой композиции парка здесь создается некое новое, трехмерное восприятие центра Петербурга, и в то же время сохраняется историческая «небесная линия».

Возрождение малых городов

В этом году две магистерские диссертации были посвящены весьма актуальной для нашей страны проблеме — реновации запущенных уголков малых и окраинных городов. Так, Дарья Кононова подготовила работу на тему «Регенерация депрессивной среды малого пограничного города России на примере представительского квартала района Парусинка в городе Ивангороде (Ленинградская область)», решительно взявшись за район, который даже в туристических отзывах называют «потрепанным», «сюрреалистичным», «обветшалым», «будто сошедшим со страниц романов Чарльза Диккенса».

Тем не менее, в свое время Парусинка (часть исторического местечка Кренгольм) была весьма перспективным, успешно развивающимся промышленным районом, где жили рабочие Кренгольмской промзоны, в которую входили несколько мануфактур, включая льнопрядильную фабрику барона Александра фон Штиглица. С момента основания — 1850-х годов — до начала XX века численность населения Парусинки возросла до 8 тысяч человек. После того как Эстония и Россия превратились в два разных государства, основная часть промзоны осталась в соседней Нарве, а жилые кварталы Парусинки стали частью российского Ивангорода. Сейчас здесь, у моста через реку Нарву действует пограничный пункт, пропускающих пешеходов из России в Эстонию и обратно. А с Ивангородом Парусинку соединяет мост через Нарвский канал – со всех других сторон район окружен водой. Известной достопримечательностью этого места являются еще одно наследие созданных Александром фон Штиглицем мануфактур — Нарвские водопады, которые образуются при спуске воды из Нарвского водохранилища. А вот сам район, потеряв свою былую значимость, сегодня не столько привлекает, сколько отпугивает пустующими и разрушающимися старинными зданиями, неприглядного вида гаражами, жилыми домами типовой «советской» застройки, общей неуютной атмосферой.

Инициатором создания проекта регенерации района Парусинка стал петербургский фонд «Наследие барона Штиглица». Как рассказала член государственной аттестационной комиссии, профессор СПб ГХПА имени Штиглица, член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов Маргарита Сергеевна Штиглиц, эта работа является остро актуальной — речь идет буквально о спасении уникального ландшафта и исторической архитектуры, которые могут быть уничтожены, в частности, современной коттеджной застройкой. Кроме того, при обсуждении работы Иван Григорьевич Уралов, Владимир Борисович Санжаров и рецензент работы Андрей Александрович Парфенов были единодушны в мнении, что данная диссертация поднимает и обостряет проблематику приграничных городов-близнецов в целом. Слишком серьезно отличаются российская и зарубежные части разделенных пар, и это сравнение далеко не в пользу нашей страны.

Дарья Кононова и ее работы по регенрации района Парусинка в Ивангороде

Дарья Кононова и ее работы по регенрации района Парусинка в Ивангороде

Приступая к выполнению задания, Дарья Кононова провела масштабное историческое исследование, в том числе и непосредственно с выездом на место, изучив тенденции формирования пограничных городов-близнецов, и в частности, историческое наследие и природные особенности Ивангорода и Нарвы. В результате был создан план преобразования района Парусинка, который способен играть роль представительской приграничной части Ивангорода. Частью концепции стали, в частности, спрятанная под землю парковка на месте гаражей, где по плану появится парк, застекленный комфортный  контрольно-пропускной пункт у границы, Российско-Эстонский центр, гостиница, ресторан, информационный центр, конференц-комплекс. А центром композиции и символом содружества и исторической связи России и Эстонии должен стать парк. Его центральная аллея будет изображать русло реки Нарвы, на импровизированных берегах которой, в восточной и западной части парка, разместятся макеты двух крепостей – Ивангородской и Нарвской. Кроме того, при формировании будущего ландшафта района автор предусмотрела сохранение существующих природных памятников, в том числе уникального известнякового каньона. Как считает руководитель дипломной работы, преподаватель программы «Дизайн среды», главный ландшафтный архитектор Русского музея Елена Олеговна Штиглиц, получившийся проект вполне отвечает требованиям для потенциальной реализации.

А вот другой проект магистерской программы «Дизайн среды» СПбГУ на тему «Регенерация исторического культурного ландшафта на примере концепции «Поэтического парка» в городе Черняховске Калининградской области» уже начинает претворяться в жизнь. Как рассказала руководитель дипломной диссертации Евгения Павловна Петрашень, идея разработки этой темы родилась благодаря обращению самих жителей города Черняховска, задавшихся целью дать новую жизнь памятнику природы и архитектуры — уникальному парку-кладбищу.

Защита Анастасии Ереминой

Защита Анастасии Ереминой

Черняховск, третий по численности город Калининградской области, бывший Инстербург в Восточной Пруссии, был основан в XIV веке рыцарями Тевтонского ордена. Город известен, в частности, тем, что в 1703 году здесь проездом был Пётр I, не раз бывал Иммануил Кант, который в молодости работал учителем в одной из окрестных деревень, а в июне 1812 года сюда приезжал и Наполеон I. В начале XX века город стал знаменит в Европе благодаря своей уникальной системе садов и парков, созданных главой Дирекции садов и парков Хуго Кауфманом. В 1919 году ландшафтный архитектор приступил к созданию нового городского кладбища-парка на восточной окраине Инстербурга, организовав поблизости также питомники деревьев, летних цветов и многолетних растений вместе с мастерскими и хозяйственными строениями. Оригинальный проект Хуго Кауфмана включал в себя особые ландшафтные приемы с учетом природным особенностей пейзажа (видовых панорам на поля и реку), а также специальную систему расположения захоронений, многие надгробия к которым представляли собой подлинные произведения искусства. Среди именитых горожан здесь была похоронена известная инстербургская поэтесса начала ХХ века Фрида Юнг.

В годы Великой Отечественной войны парк-кладбище практически не пострадал. А в 1945 году немецкий Инстербург был взят советскими войсками и затем назван в честь командующего войсками 3-го Белорусского фронта Ивана Даниловича Черняховского. И старинное кладбище превратилось в советский парк развлечений с аттракционами. В наши дни уже и от него остались только воспоминания местных жителей. «Черные копатели» завершили разорение кладбища, парк зарос кустарником и подростом, многие ценные деревья утрачены или находятся в плохом состоянии, парк превратился в непривлекательный и даже опасный лесной массив. Частично первоначальная планировка парка сохранилась лишь в его центральной части, осталась поляна с пирамидальными дубами, клены шаровидной формы, фрагменты когда-то стриженых изгородей из граба.

Обращение активистов Черняховска с призывом о помощи привело к появлению у преподавателей и студентов СПбГУ замысла «Поэтического парка». Он должен снова стать благоустроенным местом прогулок горожан и, как планировал его автор, помогать их просвещению. В то же время, как рассказала Евгения Петрашень, условия создания проекта (который может быть реализован при помощи гранта Евросоюза), требовали профессионального экологического вмешательства. Таким образом, автором проекта стала Анастасия Еремина, которая поступила в магистратуру программы «Дизайн среды», уже получив диплом специалиста-эколога на Биологическом факультете СПбГУ.

После защиты — время объявления оценок

После защиты — время объявления оценок

Во время работы над магистерской диссертацией Анастасия приняла участие в трех научно-практических конференциях — в СПбГУ, в Санкт-Петербургском объединении ландшафтных архитекторов, а также в самом Черняховске, стала лауреатом международной выставки ландшафтных проектов «Фестиваль цветов и ландшафта». Внимательный системный подход к работе позволил студентке создать, по словам рецензента работы Ксении Бандориной, вполне зрелую профессиональную концепцию реорганизации парка. «Такие сакральные места, как кладбища, требуют особо деликатного подхода, который проявила Анастасия. Она учитывала и климат, и природные условия, и все другие возможности обустройства среды, умело сочетая дизайн и экологические средства, создавая цельную, гармоничную с точки зрения эмоционального восприятия среду», — подчеркнула Ксения Валерьевна.

Евгения Петрашень и Анастасия Еремина

Евгения Петрашень и Анастасия Еремина

Предложенная концепция регенерации парка предусматривает сохранение композиционной структуры ландшафта и исторической памяти места. Проведя масштабный предпроектный анализ, студентка определила значимость культурного наследия памятника, провела оценку парка как природного образования, и, что немаловажно, изучила современные потребности жителей города. «В результате главной объединяющей идеей осталась поэзия — специально разработанные маршруты позволят посетителям получить представление о развитии поэзии Инстербурга во времени, начиная с XVI века. Здесь появятся памятники похороненным на кладбище  инстербуржцам, в первую очередь мемориал на месте утраченной могилы Фриды Юнг. А стихи российских и немецких поэтов периода Серебряного века помогут украсить парк и создать необходимую атмосферу», — рассказала Анастасия.

Этому будут способствовать и различные элементы организации и оформления парковых аллей, включая мемориальные доски, скамейки, ограждения и многое другое. Особое внимание автор проекта уделила многообразию природного мира, предусмотрев, как эколог, сохранение уникального паркового биоценоза и создание экологической тропы, продумав парковый рельеф и схему существующих и планируемых зеленых насаждений. По замыслу автора, в парке будет комфортно всем без исключения группам посетителей — например, здесь планируется разместить и поэтический клуб, и детскую площадку по мотивам произведений немецкого сказочника В.Г.Гофмана. Эта способность тонко совместить грани различных культур, умело решить сразу несколько задач не осталась незамеченной членами аттестационной комиссии, которые дали подготовленной диссертации самую высокую оценку, свое одобрение и рекомендацию к публикации и внедрению проекта в жизнь.

Татьяна Семме

Новости СПбГУ