Главная » Клуб выпускников

Быть первым среди равных

Существует общеизвестная фраза о том, что гений — это 99 процентов трудолюбия и только 1 процент таланта. Эту фразу можно легко отнести к генеральному директору одного из самых цитируемых информационных агентств «БалтИнфо», выпускнице СПбГУ Елене Гусаренко.

Елена Гусаренко

Елена Гусаренко

Работа, работа и еще раз работа. Если вы трудолюбивы, нет преград для успеха, так считает Елена Гусаренко. Ее карьера — пример того, как с нуля можно добиться профессионального и карьерного роста. Мы побеседовали с Еленой, чтобы выяснить, как она относится к молодым специалистам, что думает о профессии и как оценивает современное состояние СМИ.

— Елена, ваш выбор пал на СПбГУ, потому что он является одним из старейших и сильнейших вузов страны, или у вас были другие мотивы?

— Я окончила среднюю школу в Ташкенте. Но при этом у меня всегда было понимание, что высшее образование надо получать в одной из двух столиц. В конечном итоге мой выбор пал на Ленинград, интерес к которому я испытывала с детства. Так получилось, что мне очень рано в руки попала «Блокадная книга», из которой я узнала о чудовищных испытаниях, павших на плечи Ленинграда. Будучи ребенком, я прониклась уважением и любовью к людям, отстоявшим этот город. И Анна Андреевна Ахматова была у нас, она пережила эвакуацию в моем родном Ташкенте. Думаю, все это и определяло мой выбор, но примерно к шестому классу я твердо знала, что буду учиться в ЛГУ. Не знаю, что придавало мне такую уверенность, но я точно знала, что приеду и буду учиться здесь.

— А как проходила ваша студенческая жизнь? Что запомнилось больше всего?

— У меня, к сожалению или к счастью (я до сих пор не могу это оценить), как таковой студенческой жизни не было. Конечно, я знала, что есть веселая студенческая жизнь: выезды «на картошку», капустники, КВН… Но, поскольку я начала работать с первого курса, чтобы обеспечить себе и своим родным существование, меня хватало только на то, чтобы подготовиться к сессии. Я работала на трех работах. Меня часто приглашали на вечеринки, а я не могла до них добраться, потому что очень уставала. В то же время, по-хорошему завидовала своим однокурсникам, потому что у них действительно была веселая студенческая жизнь.

— Елена, многие преподаватели считают, что студенту лучше вообще до окончания вуза не работать, а посвятить себя полностью учебе. Некоторые же, напротив, утверждают, что работать надо, начиная со студенческой скамьи. Какова ваша точка зрения на этот счет?

— На мой взгляд, это зависит от профессии. Честно говоря, я с трудом себе представляю, как, например, студент-медик будет оперировать с первого курса. Что касается журналистики, на этом поприще нужно работать с начальных курсов. Я в профессии с первого курса и счастлива, что приняла для себя это правильное решение. Хотя моя мотивация была предельно проста — мне нужно было элементарно на что-то существовать. И уже будучи студенткой, я осознала, что многие из наших преподавателей больше теоретики, при всем моем к ним уважении. Помню, когда нам читали лекции по верстке и композиции, я понимала, что это уже архаизм, который на практике невозможно применить. Также и для сегодняшних выпускников — теория зачастую слишком оторвана от практики. Знаете, когда ко мне приходят выпускники-журналисты и говорят, что они упорно учились, я им искренне верю, но в то же время вижу, что они не могут реализовать свои знания на практике. Да, у них есть понимание того, что такое новость, но написать эту новость для них проблема. Такого быть не должно.

— Как вы оцениваете уровень знаний сегодняшних молодых специалистов?

— С одной стороны, я рада, что у них под руками многочисленные гаджеты, они имеют много возможностей для карьерного роста. С другой стороны, те знания, которыми обладают молодые специалисты, являются поверхностными. К сожалению, среди них мало начитанных людей. Не «ботаников», как мы говорим, хотя ничего плохого в самих «ботаниках», я, честно говоря, не вижу. Бессистемность знаний и поверхностность — это, к сожалению, бич молодых специалистов. Но хотела бы отметить, что среди них есть и достойные, и умные, и интеллектуально продвинутые. Но таких не очень много. Почему-то предпочитают все-таки не быть, как говорили латиняне, «primus inter pares», первым среди равных, а удовлетворяются рядовой позицией среди многих.

— Окончив школу, некоторые выпускники задумываются, какую профессию выбрать: ту, которая по душе, или ту, которая приносит хороший доход. Что бы вы посоветовали им?

— Мне кажется, в таком выборе есть некая ущербность. Нужно любить свое дело, свою профессию. Человек должен получать удовольствие от своей работы. Но, когда ты на определенном этапе понимаешь, что в силу каких-то обстоятельств (из-за безденежья, из-за того, что профессия потеряла свою значимость), ты не можешь искренне работать на свое дело, необходимо вовремя подкорректировать свой путь. Это не называется переметнуться или изменить себе. Гораздо хуже, когда мы сожалеем о потраченном времени, фактически перечеркивая многие годы своей жизни. Мне кажется, такого не должно быть. Если человек понимает изначально, что, несмотря ни на что, он будет заниматься делом, которое выбрал, тогда он внутренне готов ко всем проблемам, и переживает их с меньшими душевными потерями. Ведь всем нам хочется работать в окружении людей с «горящими» глазами.

— Елена, сегодня более четырех тысяч ребят посвятили в студенты СПбГУ, каковы ваши напутствия?

— С ностальгией вспоминаю те времена, когда могла прийти на любой факультет СПбГУ, послушать лекцию на любую интересующую тему и окунуться в атмосферу истинного студенчества. До сих пор испытываю бесконечную благодарность к университетским профессорам за их бессребреничество. Я искренне хотела бы, чтобы Университет оставался таким же открытым… Ведь он всегда этим отличался. А абитуриентам хочу пожелать полюбить учиться. Не потому что надо, а потому что это, правда, здорово.

Перед госэкзаменом на юридическом факультете (а я училась одновременно на журналистике и на юридическом) меня вдруг одолела такая усталость, что я позвонила маме и сказала, что хотела бы взять академический отпуск. Мудрая мама сказала: «Лена, ложись спать. Утро вечера мудренее». Утром проснулась и подумала, как я вообще могла допустить такую мысль. Неизбежно будут моменты, когда захочется все бросить. У каждого из абитуриентов, потом студентов, будут такие моменты. И, возвращаясь к началу разговора о выборе пути, хочу сказать, что не надо бояться куда-то свернуть. Даже шаг назад иногда — это шаг вперед. Если вы задали себе какое-то направление, это не означает, что вы должны всегда идти только по прямой. Маневрируйте в зависимости от того, как меняется этот мир.

— Расскажите, пожалуйста, про свой первый журналистский опыт.

— Моя первая заметка вышла в газете «Смена», в которую я попала совершенно случайно. На стенде в СПбГУ увидела «Ленинградскую Правду» и «Смену». Решила позвонить в «Смену», потому что она была с ярким логотипом и показалась мне интересной. На собеседовании предложили написать пробный материал, за которым я и отправилась в общежитие Первого меда. Дело в том, что моей сестре и ее однокурсникам не досталось мест для проживания из-за того, что выпускники института не освободили свои комнаты. Вот такая была перипетия. Я провела свое первое журналистское расследование. Поговорила с комендантом, пообщалась со студентами. И написала о том, что первокурсники вынуждены жить в школах и спортивных залах. Заметка называлась «От сессии до сессии живут студенты весело». Вот так социальной направленностью я, наверное, и убедила моих коллег, что могу и хочу работать. Потом было Агентство журналистских расследований Андрея Константинова, с которым мы знакомы со «Смены», позже стала заместителем редактора в «Московском комсомольце», который тоже входил в холдинг «Ажур» (Агентство журналистских расследований).

— Елена, как руководитель крупного информагентства, могли бы вы объяснить, почему в СМИ доминирует негативная информация?

— Могу только провести аналогию. Когда человек абсолютно счастлив и его всё вокруг устраивает, он останавливается в развитии. Это не мое мнение, оно высказано уважаемыми людьми. Мы перестаем двигаться вперед из-за отсутствия побудительных мотивов. Если мы читаем хорошую новость, мы воспринимаем только информацию, содержащуюся в ней. Мыслей — почему, как и что нужно делать, за кого радоваться, за кого огорчаться, кто виноват, у нас не возникает. А когда узнаем о каком-то происшествии, мы не можем оставаться равнодушными. Да, это приносит нам отрицательные эмоции. Но, тем не менее, мы задаемся этими вопросами и пытаемся получить на них ответы. Может, эта аналогия не очень удачна, но я вижу объяснение именно в этом.

— Каждый определяет успех по-своему: для кого-то это деньги, для кого-то — слава, для кого-то — ощущение собственной полезности. Что есть успех для Елены Гусаренко?

— Для меня всегда было важно самореализоваться. И я еще со школы стремилась к этому. Мне тогда очень помогло участие в жизни пионерской организации. Сегодня я могу сказать, что довольна тем, как складывается мой профессиональный рост. Хотя это не означает, что, добившись определенного успеха, я не ставлю новые цели для достижения. Постоянно хочется развиваться, самосовершенствоваться, делать что-то новое. И это, наверное, два слагаемых успеха: с одной стороны, когда ты понимаешь, что состоялся, а с другой стороны, когда вместе с тем у тебя сохраняется стимул идти дальше.

Беседовала Дзера Газданова

Новости СПбГУ