Главная » Образование для устойчивого развития

Экологическое образование в СПбГУ

2013 год официально объявлен в России Годом охраны окружающей среды. В Указе президента РФ от 10 августа 2012 года говорится, что это важное мероприятие проводится с целью «обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду». Этот факт в очередной раз подтверждает необходимость развития экологического сознания, экологического образования и экологической культуры.

Студенты и преподаватели направления «международные отношения»  ежегодно проводят экологические акции, посвященные Дню Победы.  Остров Зеленец. 2010 год

Студенты и преподаватели направления «международные отношения» ежегодно проводят экологические акции, посвященные Дню Победы. Остров Зеленец. 2010 год

жегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.

В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде — это залог безопасного будущего для всего человечества. Чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов бережного взаимодействия с окружающим миром.

Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Программа Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН на 2005–2014 годы, также включает задачу развития экологического образования во всем мире. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и Россия. На IV конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 2012 года было принято итоговое решение — «Будущее, которое мы хотим». Оно состоит из 283 положений, среди которых наиболее значимым для нас является раздел о необходимости развития экологического образования.

В Программе развития СПбГУ до 2020 года обозначены 5 приоритетных направлений, в число которых входит «Экология и рациональное природопользование».

Ежегодно в СПбГУ проходят различные конференции, семинары, выставки, праздники, круглые столы и другие мероприятия, посвященные вопросам экологии и охраны окружающей среды.

В СПбГУ сформирована система обучения специалистов по экологическим направлениям подготовки уровня бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительных образованных программ. Подготовка экологов в Санкт-Петербургском университете имеет значительную историю. В 1990 году была открыта первая в СССР кафедра геоэкологии и природопользования. Открытие кафедры во многом подготовила реорганизация географического факультета ЛГУ, который в 1987 году был переименован в факультет географии и геоэкологии. В создании и становлении кафедры большую роль сыграли декан факультета того времени, профессор Павел Павлович Арапов и ее первый руководитель, доктор физико-математических наук, профессор В.Г.Морачевский. Виталий Георгиевич вложил много сил, творческого потенциала в организацию учебного процесса на кафедре, составление программ учебных дисциплин и учебных планов, в 1994 году под редакцией В.Г.Морачевского был издан первый в стране учебник «Основы геоэкологии». С 1995 года кафедру возглавляет доктор биологических наук, профессор Владислав Николаевич Мовчан. Позднее были созданы новые кафедры экологического профиля на факультете географии и геоэкологии, геологическом и биолого-почвенном факультетах. Основой успешного развития экологии и наук о Земле и экологического образования в СПбГУ сегодня является тесная интеграция междисциплинарного образования и науки.

Первые годы существования кафедр экологического профиля потребовали больших усилий от сотрудников кафедр. Нужно было разработать учебные планы, но поскольку кафедры были одними из первых в стране, это представляло некоторые трудности. Требовалась определенная материальная поддержка для проведения и материально-технического обеспечения практик и практических занятий. На этом этапе помощь оказали сотрудники Научно-исследовательского института географии СПбГУ и других организаций — некоторые курсы читались на общественных началах.

На этапе становления кафедры практики студентов проходили только в Ленинградской области. С 1997 года ежегодно стали проводиться практики в в городе Костомукша: в Костомукшском государственном заповеднике и на ГОК «Карельский окатыш». Следующим этапом стала организация летних практик в районе Сясьстроя, Южного Урала в сотрудничестве с Сибайским институтом Башкирского государственного университета, в ПАБ СИ (Полярно-альпийском ботаническом саде-институте в г. Кировск Мурманской области), в Изборске.

К 1995 году стало очевидно, что кафедра может подготавливать специалистов не только по специальности «Геоэкология», но и по специальности «Природопользование». Геоэкологи тяготеют больше к фундаментальным исследованиям, а природопользователи ориентированы на решение практических задач, но база у таких специалистов должна быть общей. Поэтому 16 мая 1996 года, по ходатайству кафедры, ученый совет факультета географии и геоэкологии принял решение об открытии новой специальности — «Природопользование». Совершенно очевидно, что любые экологические исследования требуют лабораторной базы, поэтому одной из важных задач развития кафедры являлось создание хорошей учебно-научной лаборатории. В марте 1997 года по инициативе заведующего кафедрой В.Н.Мовчана была начата организация лабораторного комплекса. В итоге спустя почти 15 лет такая база создана — это лаборатория геоэкологического мониторинга международного уровня, оснащенная самым современным оборудованием. Студенты старших курсов, магистранты и аспиранты проводят на базе лаборатории самостоятельные исследования.

В 1997 году кафедра выиграла конкурс федеральной целевой президентской программы «Интеграция». Это программа продолжалась почти до середины 2000-х годов. Задача кафедры геоэкологии в рамках этой программы заключалась в создании специальных учебно-научных центров. Было реализовано два проекта. Первый — это совместный научный центр на базе кафедры и при участии двух академических институтов (озероведения и сельскохозяйственной микробиологии) под названием «Экологический мониторинг природной среды». Второй — «Современные методы оценки экологического состояния окружающей среды» на базе СПбГУ и Ботанического института им. В.Л.Комарова. Идея создания этих центров — объединение сотрудников университета и академических институтов с целью внедрения новых методов научных исследований в образовательный процесс, объединение приборно-методической базы, финансовой поддержки полевых исследований. Практически в это же время кафедра приняла участие в федеральной программе «Университеты России — фундаментальные исследования». В рамках программы проводились работы в области экогеохимии при участии студентов, магистрантов и аспирантов. Дальнейшим шагом развития кафедры стало участие в Национальном проекте «Образование». Основными задачами проекта являлись разработка магистерской образовательной программы «Геоэкологический мониторинг и безопасное природопользование», модернизация существующих учебных курсов в рамках направления «Экология и природопользование», модернизация существующей приборно-методической базы кафедры, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В рамках этого проекта преподаватели кафедры прошли повышение квалификации в ведущих университетах, в экологических и изыскательских организациях России и зарубежных стран (Великобритании, Норвегии, Италии, Германии, Польши).

С 2009 года действует международная норвежско-российская магистерская программа «Геоэкологический мониторинг и рациональное природопользование в северных районах нефтегазодобычи». По этой программе обучаются как российские, так и норвежские магистранты. На сегодняшний день на кафедре работают 16 преподавателей, в число которых входят доктора и кандидаты биологических, географических, геолого-минералогических, физико-математических, химических наук. Выпускники кафедры работают в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном технологическом университет, Научно-исследовательском институте Арктики и Антарктики, ВНИИ океанологии, ГУП «Водо-канал», Невско-Ладожском бассейновом водном управлении, Ботаническом институте РАН им. В.Л.Комарова, НИИ радиационной гигиены, Государственной инспекции по охране природных ресурсов Ленинградской области, ОАО «Газпром», Роспотребнадзоре и во  многих других организациях.

Кафедра экологической безопасности и устойчивого развития регионов СПбГУ, созданная в 1997 году, — первая в нашей стране кафедра, приступившая к подготовке специалистов в области экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества. Заведующий кафедрой — профессор, доктор экономических наук, директор Научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской Академии наук Владислав Константинович Донченко. Создание кафедры было результатом сотрудничества факультетов географии и геоэкологии, биолого-почвенного факультета, геологического факультета и Научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук по развитию экологического образования в СПбГУ.

Обучение студентов основывается на междисциплинарном, практико-ориентированном подходе. Реализация этого подхода обеспечивается составом преподавателей кафедры, в число которых входят доктора и кандидаты биологических, географических, химических, экономических, физико-математических и социологических наук. Некоторые преподаватели кафедры являются сертифицированными экспертами в области экологического аудита и экологического менеджмента, что позволяет студентам кафедры получать не только теоретические, но и современные практические навыки для обеспечения экологической безопасности, управления охраной окружающей среды и реализации современных инструментов экологического менеджмента.

Кафедра экологической геологии СПбГУ была организована в 1998 году. При организации кафедры в ее состав вошли три научных лаборатории НИИЗК — экологической геологии и рационального недропользования, палеогеографии и физико-химических методов исследования горных пород. В 2000 году кафедра экологической геологии была объединена с кафедрой ядерной геофизики, созданной профессором В.А.Мейером в 1968 году. На кафедре экологической геологии обучение студентов осуществляется на дневном и вечернем отделениях по следующим специальностям: 022000 «Экологическая геология» — на дневном отделении; 020801 «Экология» — на вечернем отделении. После обучения и защиты выпускной квалификационной работы студенты получают квалификацию «эколог» по специальности 020801 «Экология» и по специальности 020306 «Экологическая геология» —«эколог-геолог».

Действительно, опыт показывает, что для решения глобальной социально-экологической проблемы образование должно сыграть особую роль. Однако традиционное экологическое образование не предусматривает возможности подготовки специалистов в области международных отношений в сфере окружающей среды.

Можно сказать, что в СПбГУ в определенной степени эту задачу уже на протяжении последних 10 лет решает единственная в России магистерская программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития».

Создание программы прошло не без труда, поскольку опыта в российских вузах в этом плане не было, а специалистов, способных читать курсы лекций по социально-экологической проблематике, вообще было недостаточно. Тем не менее программа была открыта, удалось найти соответствующий коллектив преподавателей, не все они работали на самом факультете и даже не в СПбГУ.

Магистерская программа была разработана с учетом преподавания соответствующих дисциплин в бакалавриате, поэтому первыми магистрантами стали именно выпускники-бакалавры ФМО.

Что же вошло в программу, какие курсы были предложены для прослушивания и изучения?

Назовем наиболее важные дисциплины, которые вводят магистрантов в мир социально-экологической проблемы: «Философские аспекты обеспечения глобальной экологической безопасности»; «Глобализация и устойчивое развитие»; «Экологические неправительственные организации»; «Экологическая конфликтология»; «Региональные аспекты глобальной экологической безопасности»; «Нефть, газ и мировая политика», «Социально-экологические проблемы стран Африки и Азии» и ряд других.

Программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития» вызвала значительный интерес не только в Санкт-Петербурге и в других городах России, но также в странах СНГ и за его пределами. За годы работы программы обучение на ней проходили магистранты из Казахстана, Польши, Латвии, Литвы, Китая, Монголии.

Выпускники программы работают в разных городах России, а также в Великобритании и США.

В связи с возрастающей необходимостью усиления внимания к правовым природоохранительным проблемам руководством Санкт-Петербургского государственного университета в феврале 1992 года была создана кафедра правовой охраны окружающей среды (до этого времени называвшаяся кафедрой земельного и колхозного права).

Кроме того, на всех остальных образовательных программах СПбГУ читаются учебные курсы, тематика которых связана с охраной окружающей среды, рациональным природопользованием, что также отвечает традиции универсального университетского образования и в полной мере соответствует требованиям современного мира. При подготовке политологов, социологов, экономистов читаются курсы «Экологическая политика», «Социальная экология» и другие.

В Академической гимназии СПбГУ в рамках образовательных программ основного образования реализуется образовательная программа «География и геоэкология» читаются специализированные учебные курсы «Общее землеведение», «Основы экологии», «Рациональное природопользование».

Высшее экологическое образование, полученное в СПбГУ, даёт выпускникам возможность использовать полученные знания для организации экологического мониторинга, проведения экологической экспертизы, помощи предприятиям на всех стадиях экологической разработки проектов с учётом нормативных документов, законодательства, передового международного опыта.

Т.С.Немчинова,

начальник отдела связей с общественностью по направлениям

международные отношения, политология, социология, экономика;

А.А.Музалёв,

главный специалист Управления по организации приёма

 

Новости СПбГУ