Главная » Образование для устойчивого развития

Формирование экологической культуры как необходимое условие сохранения цивилизации

Трансформация экологии из направления науки в мировоззрение подготовлена многими факторами и давно созрела. Ресурсный и энергетический кризис показали, что проблемы истощения природных запасов и непосредственно связанное с ними глобальное загрязнение среды обитания играют главенствующую роль в числе стоящих перед нами нерешенных задач.

В ближайшее время последует либо резкое сокращение их добычи и использования, либо стремительное подорожание, к чему мы пока не готовы.

Один из выходов следует искать в решении технологических проблем. От сжигания тающих запасов углеводородов некоторые европейские страны повернулись лицом к возобновляемым источникам энергии. Например, Дания более 20% энергии получает от альтернативных источников энергии, используя силу ветра. Масштабы разрушения окружающей среды в некоторых странах и регионах достигли такого уровня, что введение новых «экологизированных» энерго- и ресурсосберегающих технологий явно запаздывает перед валом кризисных явлений в природе.

Если одни страны идут по пути экологических инноваций и приступили к принятию строгих ограничительных мер и законов, то страны третьего мира и, к огромному сожалению, Россия используют, как правило, старые технологии и способы добычи и переработки природных ресурсов, что негативно сказывается на общепланетарном экологическом балансе. Усилия, например, Германии фактически перечеркиваются в планетарном масштабе экологическими бедами, привносимыми Китаем, странами Африки и нашим многострадальным Отечеством. Взять, к примеру, хотя бы один Чернобыль, последствия катастрофы в котором будут длиться десятилетиями.

Стремление международного сообщества выйти из кризиса проявляется в принятии ряда важнейших документов (Киотского протокола, Международной конвенции ЮНЕСКО по защите особо ценных территорий Всемирного природного наследия, других международных проектов и инициатив).

Одновременно с этим на форумах по устойивому развитию и крупных международных конференциях, в трудах ученых все громче стала звучать мысль о необходимости формирования, в первую очередь, экологического сознания — наш мир имеет единственный шанс рассчитывать на будущее: не столько благодаря технологическому прогрессу и развитию «информационного общества», но лишь на пути коэволюционного развития человека и природы с необходимым условием формирования экологической культуры и сознания.

Значительный результат в определении самого понятия экологической культуры достигнут благодаря работам Э.С.Маркаряна, В.А.Ясвина, О.В.Карповой. В настоящее время вряд ли целесообразно применять безоговорочно тот незначительный потенциал экологической культуры (понятия которой тогда сформировано не было), накопленный человечеством в условиях традиционно недальновидного природопользования, подкрепленного религиозным мировоззрением. Однако, и отбрасывать этот уникальный опыт нельзя.

Возникает теоретическая и научно-практическая задача ра­зумно перенести опыт прошлого в современные условия, разработать механизмы адаптации к современным условиям положительных примеров природопользования прошлых эпох. Необходимо определить мировоззренческий базис современной экологической культуры. Другая проблема: на уровне обыденного сознания частью граждан (к сожалению — меньшей) принято то, что подразумевается под культурным и некультурным экологическим поведением человека. Это лежит в основе экологического воспитания детей в семье, недостаток которого на нашу беду проявляется повсеместно.

Для разработки же ценностно-сориентированных образовательных программ, формирования экологической культуры и законодательных проектов, необходимость реализации которых не терпит отлагательств, требуется желание, которое не столь уж сильно выражено в силу несформированного экологического сознания, и время, которого просто нет.

В Московской международной декларации «Об экологической культуре», принятой пятнадцать лет назад, 7 мая 1998 года, дается следующее определение: «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле».

Прошло пятнадцать лет. Что изменилось в системе духовных ценностей, экономических механизмах, этических принципах, потребности людей в гармонизации взаимодействия и единства «человек–природа»? Мало что.

Формирование экологической культуры обретает вынужденную, а не сознательную форму, просто потому, что иначе не выживем. Эта «вынужденность» не может стать мировоззренческим базисом экологического сознания, отсутствие же его поддерживает прагматизм, который всегда будет подталкивать к выдвижению на первый план «псевдочеловеческих» интересов, которые противоречат общим интересам человечества как элемента окружающей нас среды. А времени у нас нет…

А.Н.Кадочников,
Станислав Чобану, студент 2 курса

Новости СПбГУ