Главная » 9 мая - День Победы, Тема номера

Свою жизнь он посвятил студентам

Валентин Иванович Вальков — заместитель декана физического факультета в 1955–1973 годах

Валентин Иванович Вальков

Валентин Иванович Вальков

Валентин Иванович Вальков оставил глубокий след в истории физического факультета. В течение почти 25 лет, на протяжении пяти поколений студентов, до последнего дня жизни он был заместителем декана физического факультета.

К нему меньше всего подходило понятие «начальник», неточным было бы и понятие «руководитель». Это был пастырь, опекун всех студентов. Он не начальствовал, не руководил, он жил физическим факультетом.

Биография Валентина Ивановича Валькова типична для людей его поколения. Родился в крестьянской семье 11 июля 1908 года в г.Кирсанове Тамбовской области. Семья не была бедняцкой, поэтому Валентин Иванович не имел привилегий, предоставленных беднякам Советской властью, включая право на высшее образование. Чтобы поступить в вуз, он «пролетаризовался», работая сначала рабочим на железной дороге в Тамбове, а после переезда в Ленинград в 1929 году — на заводах Ленинграда. В 1930 году слесаря завода «Русский Дизель» Валькова мобилизуют в Красную Армию, откуда он увольняется в запас в 1931 году в звании «командир артиллерийского взвода запаса».

В 1932 году Валентин Иванович поступил в ЛГУ, но в 1935 году, на волне репрессий по «делу С.М.Кирова» был исключен «за сокрытие социального происхождения». В 1936 году восстановлен и в 1938 году окончил физический факультет. В том же году Е.Ф.Гросс привлекает Валентина Ивановича к научной работе в лаборатории молекулярной физики НИФИ ЛГУ и поручает сложнейшую экспериментальную работу по исследованию спектров комбинационного рассеяния органических кристаллов. Результаты ее опубликованы в главном физическом журнале СССР — «Журнале экспериментальной и теоретической физики».

Война прервала так успешно начатую научную работу, и 2 июля 1941 года В.И. добровольцем вступил в армию Народного ополчения. Жена Валентина Ивановича Нина Кузьминична, химик по образованию, преподаватель вуза, осталась в Ленинграде, где пережила страшные блокадные годы. Человек огромной выдержки, впоследствии она еще долго плакала, когда видела брошенную на улице корку хлеба, и всегда старалась накормить всех, пришедших в ее дом. До последнего дня Валентина Ивановича она была ему верным и надежным другом.

Всю войну Валентин Иванович провел в окопах на передовой или в госпиталях — начал командиром батареи, воевал на Карельском, Юго-Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Закончил войну командиром артдивизиона только 16 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии, у венгерского озера Балатон, где добили, наконец, дивизию СС «Мертвая голова». На войне был четыре раза ранен, награжден 4-мя боевыми орденами (Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды) и многими медалями, среди которых — медаль «За оборону Ленинграда». В послевоенные годы он был награжден орденом «Знак Почета» и рядом медалей. Эти награды хранятся вместе с осколками снарядов и пулей, извлеченными из Валентина Ивановича после ранений. В окопах в 1943 году В.И.Вальков вступил в ряды ВКП(б).

В 1946 году Е.Ф.Гроссу стоило больших усилий добиться демобилизации боевого командира из Красной Армии для продолжения научной работы. В.И. продолжил исследование раман-спектров кристаллов и жидкостей и обнаружил особый спектр колебаний водородной связи. Эта работа была опубликована в серии из 4-х (!) статей в Докладах АН СССР.

В 1953 году Валентин Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию. Многим запомнилось, как он выехал из зала заседания Ученого Совета на подаренном ему велосипеде. Казалось, что вектор жизни В.И. определился. Но в этот момент В.И. делает крутой поворот в сторону от столь успешной научной карьеры и обращается к работе со студентами. С 1954 года он становится заместителем декана физического факультета.

У Валентина Ивановича не было своих детей, свою жизнь он посвятил студентам. Он был первым человеком, которого они встречали на факультете, и последним, кто напутствовал их при выходе в самостоятельную жизнь. Отношения со студентами строились на совершенно неформальной основе и не ограничивались приемными часами, он был доступен всегда. В.И. не выступал с программными речами в залах и аудиториях, он общался с каждым студентом лично. Память у него была феноменальная, он держал в голове все события факультетской жизни — данные об успеваемости, чрезвычайных происшествиях, бытовых проблемах студентов. В общежития он приходил не как инспектор, а как желанный гость. В коридоре и на улице к нему мог подойти любой студент со своими заботами. Обычно В.И. выслушивал молча, ограничивался несколькими вопросами и в нескольких словах формулировал решение, за которым следовали конкретные действия. Эти действия всегда были направлены на то, чтобы помочь студенту. У студентов он пользовался абсолютным авторитетом и полным доверием. Только В.И. мог подойти к студенту в коридоре, взять его за пуговицу и очень доброжелательно, по-отечески, сказать: «Мальчишка (обычная форма обращения к студентам), ты зря пришел на физфак, ты занял чужое место». И мальчишка шел искать свое место. А потом к В.И. приходил состоявшийся музыкант, режиссер, художник, чтобы пригласить его на свой концерт, спектакль или выставку.

Многие чиновники упрекали его в мягкотелости, попустительстве, либерализме, но фронтовик В.И.Вальков был несгибаем в защите своих мальчишек и девчонок от не в меру ретивых преподавателей, от энтузиастов-идеологов, готовых «держать и не пущать», от сверхусердных чиновников из министерства.

Вместе с физическим факультетом Валентин Иванович пережил времена послесталинского оцепенения, последующего разоблачения культа личности, оттепели, строительства хрущевского коммунизма и последовавшего за ним строительства развитого социализма с закручиванием гаек. И всегда главной заботой В.И. было сохранить души студентов и воспитать в них чувство ответственности и собственного достоинства. Собственная карьера никогда не была его целью — он пришел в деканат доцентом и ушел доцентом. Это позволяло ему не заискивать перед начальством и ни при каких обстоятельствах не поступаться интересами факультета. Тяжелым испытанием для факультета стал переезд в Старый Петергоф. Не было не только обещанного отцами города метро и скоростных поездов, но даже платформы «Университет». А после строительства платформы надо было добиваться, чтобы на ней останавливались электрички, чтобы по дороге к факультету можно было пройти, не потеряв в грязи резиновых сапог.

Физфак времен Валькова выделялся в университете духом свободомыслия, самостоятельностью мышления, неистощимой инициативой молодых и сравнительной независимостью комсомольской организации. На физфаке были созданы студенческие Академсоветы с широкими полномочиями в решении учебных и бытовых вопросов. Они стали начальной школой самоуправления студентов. Процветала самодеятельность, проводили студенческие выставки художников-абстракционистов, что в те годы приравнивалось к диссидентству и космополитизму. О «Дне Физика» слагали легенды по всей стране, на него съезжались участники и гости от Калининграда до Владивостока. Регулярно высокое начальство требовало снять стенгазету «Физик», но она оставалась на своем месте. Не раз ставился вопрос о снятии строптивого заместителя  декана. Но всегда Валентина Ивановича решительно поддерживали деканы, партийная, профсоюзная и комсомольская организации. Среди баек физфака есть такая. Физики доставляли много хлопот партийному начальству города своими выходками на Дворцовой площади. Однажды во время первомайской демонстрации 1-й секретарь Горкома КПСС увидел в колонне Университета странную группу с эмблемой (как ему показалось) нашумевшей банды «Черная кошка». Оказалось, что это идут физики со своим значком (действительным и поныне). Такая неслыханная дерзость страшно разгневала хозяина города, и он приказал физиков из города убрать. И физиков выслали в Старый Петергоф.

На физфаке впервые объявили участие в комсомольских стройках добровольным. Физики доказали преимущество добровольного труда перед принудительным — в стройотряды набирали по конкурсу, и физики неизменно побеждали в Ленинградской области, на Казахстанской целине и в холодной Арктике. В 1956 году добровольцы-целинники привезли из Казахстана знамя победителей и вручили его Валентину Ивановичу. Очень ответственное решение было принято Валентином Ивановичем в следующем, 1957 году, когда он подписал 17-ти студентам командировку на строительство «объекта» в Арктике, на острове Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа. В том году был построен космодром «Плесецк» и аэродром стратегических бомбардировщиков на северном острове Земли Франца-Иосифа.

Каждого студента Валентин Иванович отбирал и напутствовал лично. Сложность состояла в том, что запланированное на 30 сентября возвращение могло не состояться из-за сложной ледовой обстановки в Арктике, и студенты могли пропустить учебный год. Действительно, возвращение было драматичным, и проходка льдов вместо одной недели заняла более месяца — студенты вернулись в Ленинград только 29 октября. Начальник «Арктикстроя» пришел в деканат благодарить Валентина Ивановича — студенты строителей не подвели. Не подвели они и Валентина Ивановича — в зимнюю сессию у них не было ни одного провала.

В университетских спортивных олимпиадах физики были неизменными чемпионами. На всех соревнованиях — в спортзале, на стадионе, лыжне или гребной базе В.И провожал студентов на старте и встречал на финише со своими «деканскими призами» — шоколадками, яблоками, апельсинами. В.И. был на этих соревнованиях не болельщиком, а почетным членом команд.

Все добрые дела В.И. делал ненавязчиво и незаметно. Бывшие детдомовцы абитуриенты-физики не подозревали, что бесплатные обеды, которыми их кормит комендант временного импровизированного общежития на набережной. Макарова (бывшая партизанка во время Отечественной войны) приготовлены на личные деньги В.И., а прекрасная радиола также принесена В.И. из дома.

В.И. страстно любил классическую и русскую духовную музыку, у него была прекрасная фонотека. Пластинками он очень дорожил, но любую из них могли получить студенты. В 1960-х годах на физическом факультете был организован центр классической музыки, для которого удалось сделать немыслимое — получить государственные фонды и деньги на оплату стационарного студийного магнитофона. Была налажена связь с Ленинградским радиокомитетом и переписывались уникальные записи из его фондов, которые прослушивались на студенческих вечерах классической музыки. Все это было под патронатом и при непосредственном участии В.И. Особую роль этот центр сыграл, когда физики переехали в Старый Петергоф, что существенно ослабило их связь с культурными центрами Ленинграда. Он был постоянным слушателем хора физического факультета, переживавшего тогда свои «золотые годы».

Свой короткий отпуск В.И. проводил в пеших походах по Кавказу, Тянь-Шаню, Алтаю, Уралу, Карпатам или в байдарочных путешествиях по Вуоксе, Ладоге, рекам Урала и Алтая. При этом всю нагрузку походной жизни он поровну делил с молодежью. Валентин Иванович любил многочасовые прогулки по окрестностям Петергофа, у него были укромные уголки, где он кормил синиц, потому что «много их гибнет зимой», или наблюдал зайцев.

Никогда не ходивший по врачам, В.И. заболел внезапно и болел тяжело, но никто не слышал от него жалоб.

В последние месяцы он приводил в порядок дела для передачи их ученикам. Он сам подбирал себе сотрудников в деканат, и главными критериями при отборе были готовность к полной самоотдаче, гражданская самостоятельность и верность физическому факультету. Карьеристы около В.И. надолго не задерживались. Среди его учеников по деканату были такие яркие личности, как В.С.Рудаков (впоследствии секретарь парткома ЛГУ, «последний романтик коммунизма»), В.А.Фомичев (долго и успешно работавший директором НИИ физики ЛГУ), С.П.Меркурьев (впоследствии декан физического факультета и ректор ЛГУ), П.А.Коньков, который оставался заместителем декана до своего последнего дня и достойно продолжал дело Валентина Ивановича.

Смерть Валентина Ивановича стала невосполнимой утратой не только для физического факультета, но и для всего Университета. 30 октября 1977 года в последний путь Валентина Ивановича провожал любимый им Петергоф. На физическом факультете звучала музыка из его фонотеки — Чайковский, Рахманинов (без слов), Бах, Моцарт, Бетховен, Перголези. Выступавшие и присутствовавшие в зале были искренни в своем горе. От факультета до кладбища в Старом Петергофе шла длинная колонна, в которой больше всего было студентов. Они провожали в последний путь дорогого и любимого Человека.

С того дня на 30 лет старше стали бывшие студенты Валентина Ивановича. Многие из них связали свою судьбу с факультетом. Завершено строительство физического факультета и Института физики в Старом Петергофе, обновлен приборный парк. Студенты и аспиранты получили возможность работать на современных установках. Но рухнула вся политическая система страны, в которой ученые, и физики особенно, были привилегированным слоем общества. Опустели лаборатории Института физики. Когда собираются выпускники физфака, они с ностальгией вспоминают лучшие годы. Речь неизменно заходит о Валентине Ивановиче. И оказывается, что одного он спас, другому очень помог, третий не смог бы закончить университет без поддержки В.И.

Придут времена, которые заставят создать достойные условия жизни и работы сотрудникам, учебы — молодым. Вырастет новое поколение ученых-исследователей, способных обучать новейшей физике и обеспечить воспроизводство физиков высшей квалификации. Но всегда самыми дефицитными будут Учителя, Созидатели человеческих душ, каким и был Валентин Иванович Вальков.

Человек живет столько, сколько его помнят. Значит, Валентин Иванович Вальков жив.

А.А.Лисаченко, 

д.ф.-м.н., профессор кафедры фотоники

 

Новости СПбГУ