Главная » Студенческая правда

Междисциплинарный синтез на свежем воздухе

В начале марта на базе отдыха СПбГУ «Университетская» прошла вторая выездная методологическая школа «Междисциплинарный синтез: терминология и ее логические следствия», которую организует группа молодых исследователей нашего университета.

Докладчик Борис Вячеславович Дорофеев

Докладчик Борис Вячеславович Дорофеев

Участниками школы стали представители математико-механического, физического факультетов, факультетов социологии, журналистики, ПМ-ПУ, гео­графии и геоэкологии, всего — более 30 человек. Именитые профессора, молодые преподаватели и студенты общались в непринужденной обстановке, в окружении вековых сосен и уютных интерьеров «Университетской».

В первый день школы после заезда участники познакомились друг с другом под руководством профессионального актера, руководителя театральной студии ДК «Форпост» А.А.Бена. Вечер был наполнен играми, тренингами и мини-постановками, раскрывающими личностный потенциал участников.

На следующий день с докладом «Междисциплинарность и метафоризация» перед слушателями выступила доцент факультета социологии Л.С.Шишкина-Ярмоленко. Людмила Сергеевна начала с экскурса в непростую историю становления междисцип­линарных исследований в советское время. Как непосредственный участник тех событий, она рассказала о семинаре начала 80-х «Семиодинамика» и о трудностях, выпавших на долю его руководителя, профессора матмеха Р.Г.Баранцева (подробнее см.: http://www.math.spbu.ru/user/brem/RUS/gordin.html). Основной темой доклада стала позиция ученого по

Людмила Сергеевна Шишкина-Ярмоленко

Людмила Сергеевна Шишкина-Ярмоленко

отношению к объекту исследования. «Как правило, позиция исследователя — вне объекта, а его метод — наблюдение. По моему мнению, исследователь должен ощущать себя частью объекта, испытывать с ним единое жизненное пространство. Мороз по коже от этого ощущения — единственное свидетельство того, что ученый стоит на верном пути», — отметила, в частности, доцент Шишкина-Ярмоленко.

Следующим докладчиком стал профессор факультета социо­логии П.И.Смирнов. В докладе «Проблема логической корректности понятия «общество» в современной социологии» профессор Смирнов подверг критике, в основном за тавтологию, ряд современных определений и дал два своих. Так, на основе интуитивно ясных представлений, общество — это объединение людей, возникшее на основе скоррелированных взаимодействий, ведущим из которых является деятельностное. А на основе понятия «система» общество — это система субъектного типа, возникшая на основе деятельностного взаимодействия людей (подробнее см.: http://credonew.ru/content/view/879/62/ и http://credonew.ru/content/view/901/62/).

Последний, третий день работы школы начался с доклада доцента факультета ПМ-ПУ Б.В.Дорофеева «Терминология теории управления». Обозначив составляющие процесса управления: субъект, объект и цель, Борис Вячеславович сделал упор на знаниях, необходимых субъекту управления — на алгоритме «Полная функция управления», который включает: 1) опознание факторов среды, воздействующих на систему; 2) формирование на будущее стереотипа распознания воздействующего фактора; 3) формирование вектора цели, относительно данного фактора (ср.: иерархия ценностей в гуманитарных науках); 4) определение того, как, какими средствами будет достигнута цель (замысел концепции достижения цели); 5) формирование структуры управления; 6) контроль за деятельностью структуры; 7) ликвидация структуры или поддержание ее на нужном уровне до завершения процесса управления.

Участники школы — студенты разных направлений

Участники школы — студенты разных направлений

После перерыва участники школы заслушали сообщение аспиранта факультета социолгии Сергея Сергеева о долларовой экономической системе, которая, по мнению докладчика, в наше время составляет основу международных отношений и во многом дублирует колониальную систему. С позиции укрепления суверенитета России С.Сергеевым была дана положительная оценка действиям российской власти и в частности президента В.В.Путина. По мнению молодого исследователя, закономерным шагом в укреплении международных позиций России должны стать национализация Центрального банка, эмиссия рубля, зависящая от потребностей экономики, а не от количества долларовых запасов ЦБ, а также развитие Таможенного Союза. Тезисы выступления вызвали широкую дискуссию, которая показала озабоченность студентов и ученых будущим нашей страны, перспективами ее развития.

Даже в автобусе, по дороге в Санкт-Петербург, участники школы вели оживленный разговор, их переполняли новые знания, которые теперь нужно будет применить в конкретной области, в которой работает каждый из них.

Важно отметить, что проект «Междисциплинарное общение», который уже получил поддержку на разных факультетах СПбГУ, только набирает обороты. Подобные выездные школы и более камерные семинары в ПУНКе и на других площадках будут проводиться на постоянной основе. С подробной информацией о работе школы и будущих проектах можно ознакомиться на страницах: http://vk.com/junivers , http://in-communication.ru .

Александр Марченко,

студент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

 

Новости СПбГУ