Главная » Из дальних странствий

30 лет спустя, или 3000 километров по Кубе

Последний раз на Кубе я был в 1983 году, с тех пор многое изменилось в России, и было интересно посмотреть, что изменилось на Кубе.

Сантьяго-де-Куба

Сантьяго-де-Куба

Самолет Аэрофлота, вылетающий в Гавану, вырулил на взлетную полосу аэропорта Шереметьево, но в последний момент капитан корабля сообщил, что из-за технической неисправности вылет переносится на 9 часов. Мы вышли и стали ожидать отправления. Аэрофлот обеспечил каждого из 250 пассажиров Аэробуса А-330 бутылкой воды, обедом и ужином. Прибыли в Гавану ночью, несмотря на это сумели без проблем добраться до города и уcтроиться в отеле «Националь».

В «Национале» останавливались многие знаменитости, в частности есть комната Юрия Гагарина. И в нашей комнате висела вывеска с фамилией Голливудской кинозвезды, жившей здесь в пятидесятые годы прошлого века (к сожалению, я не запоминаю имена киноартистов, поэтому не смог ее идентифицировать). В нашем распоряжении 17 дней, за это время надо доехать до Сантьяго де Куба, посетить местный университет «Ориенте», чтобы встретиться с моими учениками Хосуэ Имберт Тамайо и Рамоном Родригесом, которых я не видел уже более 30 лет, и осмотреть достопримечательности страны.

Последний раз на Кубе я был в 1983 году, с тех пор многое изменилось в России, и было интересно посмотреть, что изменилось на Кубе. Хотелось также показать моей жене Нине природу этой страны и хорошо сохранившиеся колониальные города Тринидад, Камагуэй и Гуантанамо. Мы не стали пользоваться услугами туристских фирм, и просто взяв напрокат машину «КИА Пиканто», отправились на ней в путешествие. «КИА Пиканто» микроскопический автомобиль с низкой посадкой, и поскольку состояние автомобильных дорог на Кубе не всегда удовлетворительное, в пункте проката нас просили не пользоваться автомобилем после 6 часов вечера. Городские улицы, а тем более дороги, на Кубе не освещаются или освещаются плохо, и в них возможны глубокие выбоины. Часто встречаются велорикши, повозки на конной тяге, телеги, запряженные волами, всё это естественно перемещается без габаритных огней и увеличивает вероятность ДТП. 4-го января мы еще провели в Гаване, но утром на пару часов поехали в Варадеро, чтобы привыкнуть к дорожной ситуации и заодно искупаться на лучших пляжах мира. Уже в первый день не удалось выполнить требований прокатной фирмы, из-за сложной дорожной обстановки ехать быстро просто не было никакой возможности, и поэтому мы возвращались в Гавану уже в темноте.

Улочка в Тринидаде

Улочка в Тринидаде

Вечером поехали в Старую Гавану. Площадь рядом с кафед­ральным собором была полна туристами, довольно часто можно было услышать русскую речь. Как нам рассказали, ежегодно Кубу посещают 35 тыс. туристов из России — это больше, чем из любой другой европейской страны, и это несмотря на высокую стоимость проезда по сравнению со странами Западной Европы. Рядом с площадью много мастерских и ателье, где делают довольно приличные сувениры. Имеется даже большая художественная мастерская, в которой при вас могут создать качественный авторский эстамп. Во время своих предыдущих визитов на Кубу я познакомился с известными кубинскими художниками Альдо Менендесом и Хулией Вальдес, поэтому зашел в мастерскую в надежде что-нибудь о них узнать. Оказалось, что Альдо Менендес в настоящее время проживает в США и приобрел там большую известность, а Хулия Вальдес уехала из Сантьяго де Куба и в настоящее время проживает в Гаване, и что оказалось особенно приятным, ее ателье находится в нескольких сотнях метров от мастерской эстампов. Мы сразу туда направились. Ателье оказалось открытым. Хулия сразу меня узнала и, конечно, была совершенно удивлена такой встрече.  Надо сказать, что и я был удивлен не меньше.

На следующий день мы выехали из Гаваны в направлении Плайя Ларга (примерно 200 километров на юго-восток). В этом районе находится заповедник «Болото Запата», где водятся крокодилы и розовые фламинго. Вначале мы ехали по «аутописте» (автостраде), и хотя покрытие не всегда было хорошим, из-за практически полного отсутствия автомобилей удавалось лавировать между выбоинами в асфальте на широкой проезжей части. Потом свернули на обычную дорогу и к вечеру оказались на месте.

Следующим утром посетили ферму крокодилов и углубились километров на 20 в заповедник. Общее число крокодилов в заповеднике не превышает двухсот, поэтому вероятность встречи с ними была небольшой (хотя ферма буквально кишела крокодилами), зато розовые фламинго прогуливались по обе стороны дороги в огромных количествах. Дорога была рассчитана на внедорожники, и поэтому на «КИА Пиканто» приходилось двигаться со скоростью 10-15 км. в час. Мы потратили на всё около шести часов, и надо было спешить дальше, чтобы к вечеру успеть в Тринидад — город, включенный во Всемирное культурное наследие Юнеско. Хотя на Кубе я провел в общей сложности около 10 месяцев, в Тринидаде мне побывать не удалось. Но по дороге решили заехать в Плайя Хирон, где кубинцы отразили высадку десанта, поддерживаемого американскими спецслужбами. Дорога до Плайя Хирон идет берегом моря и проходит через практически девственные тропические леса. Население здесь очень малочисленно. Мы остановились у Музея революции, перед которым на постаменте стоял танк Т-34, по-видимому, участник тех событий, советская самоходная артиллерийская установка, сильно поврежденный американский танк Шерман и тяжелый армейский грузовик. В самом музее в вестибюле висит огромный плакат с надписью «Хирон — победа социализма» и имеется много образцов вооружений, как трофейных, так и кубинских в основном советского производства.

Мы поехали дальше. Здесь уместно заметить, что автобусное движение между населенными пунктами плохо организовано из-за нехватки автобусов. Часто вместо автобусов используются грузовики ЗИЛ, или Шевроле и Форды конца 50-х годов с высокими бортами и железной ступенькой сзади, приспособленной для безопасного подъема на борт грузовика. Пассажиры обычно стоят в кузове плотно прижавшись друг к другу. Но даже таких грузовиков не хватает, поэтому при выезде из населенных пунктов люди беспорядочно выходят на проезжую часть в попытке остановить проезжающие машины. Это требует особой осторожности при вождении автомобиля. В Тринидад мы приехали поздно вечером и переночевали в придорожной гостинице.

Утром поехали в центр города. Внешние фасады домов отремонтированы и в латиноамериканской традиции раскрашены в яркие цвета. Покрытие улиц, мощенных брусчаткой, хорошо сохранилось. На Кубе в последние годы изменилось отношение к католической церкви, и многие церкви отремонтированы и в них идет служба. Правда, прихожан намного меньше, чем в других странах Латинской Америки. Самая красивая в городе церковь — Св. Троицы — была открыта, и мы сумели сфотографировать интерьер. Кубинские церкви по внутреннему убранству более скромны, нежели церкви Мексики и Перу, где обилие золота оказывается доминирующим впечатлением. В Тринидаде на перекрестках по углам узких тротуаров вкопаны стволы орудий колониального периода, вероятно для того чтобы оградить углы домов от поворачивающих повозок и автомобилей. Мы провели в городе около трех часов — этого достаточно для получения довольно полного представления. Потом мы поехали дальше в Камагуэй, выехав для этого на Центральную дорогу (Каратерра централь), которая проходит вдоль всего острова.

В Камагуэй приехали вечером и, устроившись в гостинице, сразу отправились в центр города. Центральная часть Камагуэя также входит в Культурное наследие ЮНЕСКО. Мы с трудом припарковались на площади у церкви Сан-Хуан-де Дьес и после нескольких неудачных попыток поужинали в обычном городском ресторане. Надо пояснить, что на Кубе в обращении находятся два вида денег: обычные и конвертируемые песо. Иностранцы ужинают в ресторанах при гостиницах, где оплата невозможна в обычных песо и где богатый выбор блюд, в обычных же ресторанах выбор блюд довольно ограничен и большие очереди, поскольку их немного и они вполне доступны по ценам местному населению. Ситуация частично напоминает обстановку с ленинградскими ресторанами в советское время, но сравнение здесь, к сожалению, в худшую для Кубы сторону.

На следующий день поехали в Гуарданаваку — современный курорт на берегу Атлантического океана. Здесь мы пробыли два дня. Ультрасовременные отели построены еще в то время, когда Куба получала помощь из СССР, и находятся в отличном состоянии. Здесь много туристов из России, стран Латинской Америки и Канады. Далее наш путь лежал в Баракоа — место, где Колумб впервые высадился на остров. В совместной с доцентом исторического факультета СПбГУ А.А.Петровой статье, в начале 80-х, мы писали об этом городе в еженедельнике “Ленинградский университет” (насколько помню, эта статья была переведена на испанский язык и опубликована также на Кубе). До Баракоа ехали берегом океана, не обратив внимания на предупреждения местных водителей о качестве дороги. Неприятности начались после промышленного городка Моа, где с помощью нашей страны (точнее СССР) в прошлом веке был построен мощный металлургический комбинат. Он и сейчас работает, принося стране так необходимую валюту.

Дорога совсем испортилась, наступили сумерки, местами асфальтовое покрытие исчезало, в темноте дорога стала неразличимой вовсе, и ко всем неприятностям добавился тропический ливень. Но мы изрядно устали и надо было добраться до гостиницы в Баракоа. Последние 60 километров преодолели за 4 часа, несколько раз сильно ударившись дном о каменистые неровности дороги. В гостиницу прибыли без четверти 10 и даже успели поужинать. Утром отмыли машину от толстого слоя грязи и с удовлетворением обнаружили, что удары не оставили никаких видимых следов на поверхности кузова. Баракоа — один из красивейших городов острова. Не будет большим преувеличением сказать, что он расположен в райском месте, на берегу живописной бухты, обрамленной покрытыми джунглями горами. Несколько старинных фортов и церкви вместе с прекрасно сохранившимися постройками колониального периода удачно вписываются в окружающий ландшафт. Как и в других городах Кубы, публика хотя и очень скромно, но достаточно пестро и аккуратно одета, частые велорикши и американские автомобили середины прошлого века вместе с советскими машинами создают живую и радостную картину жизни этого маленького города. На Кубе в определенных рамках (не могу сказать в каких) разрешен частный бизнес. Мы остановились у частного ресторана на набережной, оказавшись единственными посетителями. Заказали по стакану апельсинового сока. Через примерно 30 минут хозяйка принесла нам сок. В Южной Корее на это ушло бы полминуты в переполненном ресторане, в Китае 3 минуты, в России 4, а в Западной Европе надо признать, что немного больше, но не полчаса.

Ствол средневековой пушки,  вкопанный на углу

Ствол средневековой пушки, вкопанный на углу

Дальше наш путь лежал в Сантьяго де Куба. От Баракоа, города на Атлантическом побережье, через перевал к Карибскому морю ведет одна из живописнейших дорог мира — «Фарола». Построенная в последние годы правления Батисты, «Фарола» впитала в себя самые передовые для того времени достижения строительной мысли. При проектировании дороги большое внимание уделялось окружающему ландшафту, и строители не экономили на лишнем повороте или эстакаде, чтобы под разными углами зрения представить водителю нетронутые горы, покрытые джунглями Национального парка фон Гумбольдта. Последний раз я проезжал по ней 33 года назад. Было интересно, как изменилась дорога за это время. Дорога в ширину достаточна для разъезда двух автомобилей и имеет бетонное покрытие по типу немецких автобанов. Несмотря на сложные погодные условия (в частности тропические ливни), ее качество за прошедшие годы практически не изменилось, хотя никаких следов ремонтных работ не было видно.

Через 30 километров непрерывного серпантина мы вышли на берег Карибского моря. За это время встретили только две машины, идущие в Баракоа. Дальше дорога пошла по самому берегу ослепительно синеющего моря с одной стороны и мимо нависающих справа причудливых скал, почти сплошь покрытых зарослями кактусов. Примерно через 3 часа мы приехали в Гуантанамо, город, получивший известность благодаря находящейся рядом американской военно-морской базе. Мы припарковали машину на центральной площади. В стоящей рядом церкви, где проходила служба, мы сфотографировали ее довольно скромный интерьер. В городе много прекрасных зданий конца XIX и первой половины XX века, когда Куба справедливо считалась богатейшим государством Латинской Америки. К сожалению, недостаток средств не позволяет содержать эти памятники архитектуры в надлежащем состоянии, но качество построек настолько высокое, что несмотря ни на что они привлекают внимание.

От Гуантанамо до Сантьяго-де Куба дорога идет по довольно пустынной местности и ее состояние вполне удовлетворительное, так что даже на нашем микроавтомобиле удавалось держать скорость 90 км в час с небольшой

Баракоа

Баракоа

вероятностью угодить в какую-нибудь яму. Наше внимание привлекли многочисленные деревья с практически отсутствующей кроной и довольно часто встречающиеся деревья-исполины, лежащие на боку, с вывернутой наизнанку корневой системой. Нам показалось, что это результат каких-то строительных работ, связанных с расширением дороги, но потом мы поняли, что дело совсем в другом. В Сантьяго- де Куба мы провели три дня. Я встретил своих бывших учеников, и хотя заработная плата у них довольно низкая (как у нас в начале 90-х), имея ученую степень Санкт-Петербургского университета по физико-математическим наукам и соответствующий уровень знаний, они неоднократно выезжали в Мексику по приглашению мексиканских университетов для чтения лекций по теории игр и исследованию операций, и благодаря этому чувствуют себя неплохо. Правда, автомашины пришлось продать. В целом город находится в хорошем состоянии. Как и во всех кубинских городах, здесь большое внимание уделяется чистоте подъездов и улиц, да и сами кубинцы одеваются очень аккуратно. Конечно, уровень порядка здесь пока далек от нашего северного соседа, но за 30 лет к нему достаточно приблизился. Меня удивили разбитые статуи святых на башнях кафедрального собора, и я подумал, что вероятно это результат реставрационных работ. В один из дней мы поехали на находящиеся рядом пляжи, и каково было наше изумление, когда вместо раздевалок, баров с прохладительными напитками и парковок (так

Гуантанамо. Центральная площадь

Гуантанамо. Центральная площадь

было 30 лет назад), мы обнаружили нагромождение строительного мусора, раскоряченных бетонных перекрытий, торчащую арматуру и полное отсутствие людей.

Дороги также были совершенно разбиты, и нам удавалось лишь с большим трудом передвигаться, чтобы не задеть торчащие из земли предметы. И эта картина повторялась на всем протяжении побережья. Даже поднявшись на Гранд-Пьедра — важнейшую туристическую достопримечательность провинции, мы с трудом пробирались по серпантину, сплошь заваленному ветками деревьев, в постоянном страхе встретить спускающуюся навстречу машину.

На наше счастье мы оказались единственными посетителями этого места, и проехав по 16 километров туда и обратно, никого не встретили. Раньше это место буквально кишело местными туристами. Большая парковка на вершине горы в те времена была заполнена автомобилями, в находящемся наверху ресторане надо было заказывать места заранее. В ресторане мы также оказались единственными посетителями, и на парковке кроме нашего автомобиля и бульдозера никого не было. Нам потом рассказали, что всё это — результаты урагана «Санди», который не только опустошил юго-восточное побережье США, но и наделал бед на Кубе. Не удалось избежать и человеческих жертв (по официальным данным 8 человек), для сравнения в соседней Доминиканский республике «Санди» унес жизни 1500 человек. Такая разница, как считают и сами кубинцы, показала высокий профессионализм и выучку кубинских спасательных служб.

На обратный путь в Гавану мы потратили три дня. В первый день по «Каратерра централь» доехали до города Сиего-де Авила, утром его осмотрели и направились в Варадеро, отклонившись от центральной дороги на север. В Варадеро, в поисках гостиницы, я из машины окликнул группу молодых людей и спросил их на русском, как проехать до гостиницы.  Я не ошибся и они мне на русском же все объяснили (думаю, что они были удивлены). На следующий день, успев еще утром выкупаться в океане, возвратились в Гавану и сдали машину за полчаса до окончания срока. Перед отлетом расслабились в историческом баре-ресторане Ла Бодегита дель Медио, который часто посещал Эрнест Хемингуэй. Наше путешествие закончилось. В целом мы сделали по стране 3 тысячи километров и, сильно при этом устав, хорошо отдохнули.

Л.А.Петросян

Фото автора

 

Новости СПбГУ